Программа курса предпрофильной подготовки «Всего ты исполнена, Земля Русская» (по древнерусской литературе для учащихся 8-х классов)




Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением предметов гуманитарного и технического профилей Дзержинского района города Волгограда















Программа

курса предпрофильной подготовки

«Всего ты исполнена, Земля Русская»

(по древнерусской литературе для учащихся 8-х классов)









Подготовил:

Горбенко Нина Иосифовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ№33

г. Волгограда







Волгоград – 2012





Пояснительная записка

Данный курс предназначен для учащихся 8 классов и рассчитан на 7 часов.

Актуальность введения его в школе определяется недостаточным количеством часов на изучение памятников древнерусской литературы.

В учебную программу предлагаемые произведения не включены, а лишь рекомендованы для самостоятельного или внеклассного чтения. Хотя значимость их в нравственном понимании очень велика. В таких произведениях древнерусской литературы прославляются идеалы духовной красоты, страстные служения Отечеству, самоотвержение и подвижничество.

Дидактические принципы отбора материала:

1.Научность;

2.Доступность;

3.Последовательность и системность изложения;

4.Наглядность;

5.Целостность;

Методы обучения:

1.Беседа;

2.Сопоставительный анализ;

3.Наблюдение;

4.Групповые и индивидуальные задания;

5.Тестовые задания

Ожидаемые результаты

В результате изучения дисциплины обучаемый должен знать:

1.Жанры древнерусской литературы;

2.Как изображён человек в древней литературе;

3.Знать сюжет произведения, его идею, автора;

4.Основные темы древней литературы;

5. Как раскрывается в повествовании тема общерусского патриотизма.

Уметь:

1.Определять и различать жанры древнерусской литературы;

2.Находить в тексте элементы устного народного творчества;

3.Делать сопоставительный анализ героев из разных произведений древнерусской литературы;

4.Анализировать текст;

5. Составлять характеристики героев и уметь находить художественные средства для создания образов.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Цель занятия

Основное содержание

Формы и методы работы на уроке

Темы и идеи древнерусской литературы. Основные особенности древнерусской литературы.

1

Учащиеся должны знать основные темы древнерусской литературы, и что она неразрывно связана с историей развития Русского государства. Понимать, в чем своеобразие древнерусской литературы и как это зависит от стиля и жанра.

  1. Основные темы древнерусской литературы:

а) Тема красоты и величия родины – центральная тема.

б) Моральная красота русского человека.

в) Торжество добра над злом и вера в добро.

2. Основные особенности древнерусской литературы:

а) Историзм

б) Патриотизм содержания.

в) Связь литературы с фольклором

г) «Литературный этикет» (что и как следует изображать – установить принцип).

д) система жанров.

Д/з: Прочитать «Житие Феодосия Печерского»

1)Лекция с элементами беседы.

2)Составить памятку по ходу лекции: «Особенности древнерусской литературы»


3)Работа с таблицей: «Жанры древнерусской литературы»


Система жанров

Практическая цель

Житие

Рассказы о жизни святых

Хронографы

Повествуют об истории мира

Поучения. Слово.

Торжественное и учительное красноречие. Обличало пороки, прославляло добродетели.

Хождения

Рассказ о путешествиях на святую землю.

Патерик

Сборники коротких рассказов о жизни монахов.



4)Дать развернутый письменный ответ: «Почему в древней литературе были высоки представления о силе слова? С чем они были связаны, на что опирались?» (на Евангелие)

Литература Киевской Руси «Житие Феодосия Печерского»

1


Познакомить учащихся с жизнью известного церковно-политического деятеля и писателя ХI в. – Феодосия Печерского, причисленного к лику святых. Показать, как нравственно совершенствует он свою душу. Проанализировать образ Феодосия Затворника.











  1. Нестор – автор жития.

2) Биография игумена Феодосия. Рассказы – новеллы:

а) о вознице

б) о разбойниках

в) о бочке с медом

3) Духовные качества игумена. Психологический портрет. Духовная эволюция героя: труд, аскетизм, деспотизм матери, побег из дома, скитания.

4) Феодосий – избранник Божий.

5) Составление психологического портрета.


Д/з: Подготовить рассказ о последних днях святого.








  1. Слово учителя. Сообщения учеников, сопровождаемые чтением фрагментов произведения. Выписать цитаты из текста, раскрывающие могучий дух Феодосия. Составить психологический протрет.

  2. Реализация индивидуальных заданий: сообщения учащихся:

  1. Новелла о вознице.

  2. Новелла об ангеле.

  3. О разбойниках

  4. О бочке с медом.

  1. Комментированное чтение учителем.




«Киево-Печерский патерик» — памятник русской житийной литературы ХIXII в.в.

1

Познакомить с величайшим памятником древнерусской литературы и помочь понять учащимся, в чем его литературное значение. Развивать навыки монологической речи, анализа текста.

  1. Смысл слова «патерик».

  2. Владимирский Симон и монах Поликарп.

  3. Письма двух священников.

  4. Аскетическая жизнь монахов.

  5. Легенды и поверья в произведении:

а) «Легенда о двух враждовавших братьях: Тите попе и Евагрии дьяконе.

б) Легенда о чернеце Прохоре.

в) Афанасий Затворник

г) Борьба монахов с бесами.

6) Образы древнерусских

князей.

Д/з: Прочитать «Слово Даниила Заточника».

Работа с текстом. Найти в тексте, как звучит тема общерусского патриотизма.



«Слово Даниила Заточника» — одна из интереснейших и загадочных произведений древнерусской литературы.

1

Дать возможность ребятам увидеть нравственный характер произведения, его совершенное звучание несмотря на время написания. Выяснить, в чем своеобразие текста.

  1. Споры об авторе.

  2. Основная идея произведения – это сильная княжеская власть.

  3. «Слово» — просительное письмо, челобитная к князю Ярославу об облегчении горькой участи затворника.

  4. Искусство и красноречие автора: простонародный юмор, изречения, прибаутки, ирония.

  5. Внутренние качества Даниила.

  6. Быт и нравы Руси накануне монголо-татарского нашествия.





Д/з: Прочитать «Слово о погибели Русской земли»

Беседа:

  1. Как вы понимаете слово «Заточник»?

  2. Каковы биографические сведения о нем в тексте «Моления»?

  3. С какими просьбами обращается Даниил к князю?

  4. Какие советы дает ему и почему?

  5. В чем видит Заточник свое назначение?

Работа в тетрадях:

Выписать остроумные изречения и афоризмы


Словарная работа:

Челобитная – письменное прошение, жалоба.

Скоморошья прибаутка – Заточник – заключенный.


Работа с текстом:

Выразительное чтение.







5.



«Слово о погибели Русской земли» — поэтическое произведение древней литературы периода монголо-татарского нашествия.

1

Познакомить учащихся с удивительным памятником прошлого, воспитывать гордость за свое отечество. Совершенствовать навыки анализа текста.

История создания.

  1. Центральная тема «Слова» — скорбь о Русской земле, поруганной иноземными захватчиками.

  2. Народная оценка событий

  3. Гимн Родине.

  4. Идеальный образ русского князя – Владимира Мономаха.

  5. Прославление отечества.

Выразительное чтение отрывка: «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская!»

Работа с текстом

(выписать из текста слова, которыми автор прославляет Русскую землю)

б) Найти примеры, в чем видит автор славу и красоту своей Родины.

в) Найти в тексте контрастные картины в изображении Руси.

Сопоставительный анализ Былое величие — наступившая невеселая година.


Р/р Развернутый письменный ответ: в чем патриотизм «слова» и автора?


Найти в тексте, как автор стремится вселить в сердца людей мужество.

Пересказ близко к тексту, сохраняя стиль.

6.

«Повесть о Тверском Отроче монастыре»

1

Знакомство с памятником древнерусской литературы XVII в., определить близость повести к фольклорным произведениям. Совершенствовать навыки анализа текста, характеристики героев.

  1. Сюжет повести:

Слуга князя Ярослава Ярославича Григорий отправляется по селам для сбора крестьянских повинностей. Любовь к дочери пономаря – Ксении. Князь заинтересован невестой отрока и становится ее женихом. Видение отроку и князю. Предвидение Ксении. Свадьба отрока расстраивается. Он уходит в лес. Так основан Тверской Отроч монастырь.

  1. Характеристика героев повести: князь и отрок (сияют красотой)

  2. Фольклорные и христианские мотивы повести /стая лебедей, соколов, ястребов… Сон князя/

  3. Образ Ксении (прекрасна, обладает даром предвидения)



Работа в группах

Работа с текстом:

  1. Определить сказочные мотивы повести:

II. Описание героев, портреты

III. Фольклорные образы выписывает (сокол, голубица, вещий сон…)

IV. Сон Ярослава – выборочный пересказ

  1. Сопоставительный анализ (сравнить образы Ксении и Февронии из «Повести о Петре и Февронии Муромских»)

Таблица.

Сходство

Мудрость

Мудрость

Дар предвидения

Дар предвидения





Отличие

Активно борется за свое счастье

Пассивность











7.

Итоговый урок

1

Проверить знание теоретического и практического материала, используя тестовые задания.

Тест

  1. Житие Феодосия Печерского – это:

  1. Летопись?

  2. Воинская повесть?

  3. Житие?

  1. Какова основная идея произведения «Слово Даниила Заточника»?

  1. Сильная княжеская власть.

  2. Вера и безверье.

  3. Судьба русской женщины.

  1. О чем повествует патерик?

  1. О жизни великого князя.

  2. Краткое жизнеописание какого-либо монаха.

  3. О путешественниках – христианах.

  1. Как звали отрока Тверского князя Ярослава Ярославича?

  1. Афанасий.

  2. Петр.

  3. Григорий.

  1. Кто женился на Ксении / в «Повести о Тверском Отроче-монастыре»/?

  1. Отрок Тверского князя.

  2. Князь.

  3. Пономарь Афанасий.

  1. Что должен построить отрок Тверского князя по словам Богородицы?

  1. Дом

  2. Дворец

  3. Монастырь.

  1. Идеальный образ какого русского князя дается в «Слове о погибели Русской земли»?

  1. нязя Игоря Святославича

  2. Князя Олега Святославича

  3. Князя Владимира Мономаха.

  1. Каким печальным событиям посвящено произведение «Слово о погибели Русской земли»?

  1. Монголо-татарскому нашествию.

  2. Походам на Византию.

  3. Битве с печенегами.

  1. Соотнесите название произведений с соответствующими им жанрами.


п/п


п/п


1.

Поучение Владимира Мономаха

1.

хронографы

2.

Житие Феодосия Печерского

2.

летопись







3

«Слово о погибели Русской земли»

3

жития

4

«Житие Александра Невского»

4

Патерики

5

Повесть о Тверском Отроче монастыре

5

Повесть

6

Слово Даниила Заточника

6

Поучение

7

Киево-Печерский патерик

7

Слово





  1. Тест

  2. Конкурс на лучшее исполнение любимого отрывка из произведения древней литературы




























X. Кто из героев и к кому обращается со словами: «Избавь меня, господин, от нищеты, как птицу от силков, и освободи меня от бедности моей, как серну из сетей, как утенка из когтей сокола.»

1) отрок Григорий.

2) Даниил Заточник.

3) Феодосий Печерский.


XI. В чем причина ухода Григория от мирской жизни?

  1. В благочестивом стремлении посвятить себя Богу.

  2. В неразделенной любви.

  3. По совету матери и отца.






  1. Какое чувство стремится пробудить автор «Слова о погибели Русской земли» в читателе?

  1. Гордость за свою родину.

  2. Раскаяние за грехи.

  3. Смирение перед Богом.
























Литература



  1. Золотарева И.В., Егорова Н.В.

Универсальные поурочные разработки по литературе.

9 класс. Москва. «ВАКО» 2009.



  1. Золотарева И.В., Крысова Т.А.

Универсальные разработки по литературе. 8 класс. Москва «ВАКО» 2006.



  1. Ельцова О.В., Егорова Н.В.

Поурочные разработки по литературе. 7 класс. Москва «ВАКО» 2006.



  1. Древнерусская литература. Учебно-методическое пособие. Глазов, 2001.



  1. Лихачев Д.С., Поэтика древнерусской литературы Л., 1971.



  1. Фокеев А.Л. Начало всех начал. Древнерусская литература: Учебное пособие. Саратов: Лицей, 2003 – 224с. – (По страницам литературной классики).

Свежие документы:  Литературное чтение 4 класс "Пьеса – драматическое произведение. С.Я. Маршак «Сказка про козла»"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: