Ахметгалиева Алсу Асхадулловна,
учитель татарского языка
МБОУ “СОШ №171” г. Казани
Республики Татарстан
Предмет: литературное чтение | |
Тема: Произведения о взаимоотношениях людей. М.Бородицкая. Ракушки. Уехал младший брат. | |
Цель: продолжить разговор о том, что можно считать настоящим богатством; формировать поэтический взгляд на окружающий мир; воспитывать бережное отношение к миру природы и внимательное отношение к членам семье. | |
Предметные результаты: уметь ориентироваться в тексте и находить в нем нужный фрагмент; уметь анализировать текст и давать характеристику героя; доказать, что наблюдательный человек счастливый и неравнодушный, у него обычно интересная, насыщенная жизнь. | |
Основные понятия: дружба, одиночество, коллекционер, радость, грусть. | |
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах | |
Ресурсы : Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2011. 1 часть, с.134-136 |
|
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Универсальные учебные действия
| |
(самоопределение) к учебной деятельности Цель:создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. Если б мы его достали, Мы б его расцеловали.
-Вот такое солнышко будет светить у нас на уроке. И у каждого из вас оно непременно засияет, я в этом уверена. За каждое правильно выполненное задание вы будете рисовать солнышко. Приступаем?
|
| Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви: Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.
|
II. Актуализация.
Цель: активизация опорных знаний и умений по теме, обеспечение мотивации и принятия учащихся цели учебно-познавательной деятельности,
| -Послушайте слова первого куплета песни композитора В. Шаинского. Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит – Вот что значит настоящий верный друг! Друг в беде не бросит, лишнего не спросит Вот что значит настоящий верный друг! — О чем песня? — Кого можно назвать настоящим другом? — Героев каких литературных произведений можно назвать настоящими друзьями?
-А дружбу и общение людей можно назвать настоящим богатством? — Сформулируйте тему урока |
— О настоящей дружбе.
— Мишутку и Стасика из рассказов Н. Носова «Фантазеры», Мишку и Дениску из рассказов В. Драгунского.
— Познакомимся с произведениями о настоящей дружбе | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков
|
III. Постановка учебной задачи Цель:формировать и развивать умение определять тему и цель для изучения в совместной деятельности
| Стихотворение М.Бородицкой называется «Ракушки» Можно ли по названию определить, о чём будет стихотворение?
Итак, тема «Ракушки». А вот какую главную мысль хотел донести до нас поэт? Мы должны выяснить на уроке. | Название определяет тему произведения.
Дети высказывают предположения.
| Познавательные: формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции Регулятивные: формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
IV. «Открытие» новых знаний Цель:развивать умения и навыки чтения, слушания и говорения; формировать эмоционально-ценностное отношение к художественному объекту
|
2. Первичная проверка понимания. Анализ произведения -Кто герои стихотворения? -Что вы о них узнали? — Как вы думаете, кто собирает ракушки: два брата или брат с сестрой?
— Прочитайте те строчки, где герой рассказывает о себе и о братишке. Где в стихотворении находятся эти строчки? -Чему посвящена большая часть стихотворения? — Прочитайте, как выглядели ракушки. -Так чем же занимались мальчики на отдыхе у моря? — Прочитайте, как говорит об этом автор. — Им было интересно? -«Разве ракушки – это настоящее богатство?» — усомнился Миша. А вы как думаете? — А вы что-нибудь собираете: открытки, марки, фантики и т.д. Как называют таких людей? — Любите вы свои сокровища показывать друзьям? — Важно ли, что братья вдвоем собирают ракушки? Почему? 3.Физкультминутка. “Если с другом вышел в путь” 4. Стихотворение М. Бородицкой «Уехал младший брат» — Как вы думаете, герой и брат – те же, что и и в предыдущем стихотворении? -Зачитайте те строчки, из которых видно, что герой радуется отъезду брата? — Как автор показала эту радость? — Прочитайте эти строчки, передавая настроение героя. -Найдите слова в желтой рамке и прочитайте их. В них радость или одиночество?
-Прочитайте строчки в синей рамке. Какое чувство испытывает герой? — Найдите предложение, которое повторяется дважды. Одинаковое ли настроение они выражают? 4. Гимнастика для глаз. | Слушание.
Чтение, говорение.
Прочитают стихотворение самостоятельно и отвечают на этот вопрос
— В начале и в конце стихотворения -Описанию ракушек
— Они собирали ракушки лучшие их них показывали друг другу.
Да они были увлечены общим делом.
Они не только братья, но и друзья Хоровое исполнение песни, выполняя танцевальные движения Ученики читают по цепочке
Читают первые два четверостишия
— Восклицательными знаками
В них видна растерянность героя.
— Ему скучно
— В первом случае — радость. А во втором – грусть. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ; проявлять внимание к суждениям товарищей. Личностные: умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту. Познавательные: анализировать содержание произведения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
|
| Личностные: умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту. Познавательные: анализировать содержание произведения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей. | ||
V. Первичное закрепление. Самостоятельная работа Цель: организовать повторение учебного содержания, необходимого для формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности; систематизация чувственного и эстетического опыта учеников
|
— Прочитайте выразительно это стихотворение, показывая голосом и интонацией смену чувств героя. -Как вы думаете, ему по-прежнему жалко своих значков и марок? — А стихи М. Бородицкой про настоящее Богатство? — О каком настоящем богатстве рассказала нам поэтесса? 2. Творческая работа учащихся. — Попробуем сочинить рассказ. Высказывания о настоящей дружбе.
— Как вы понимаете ее смысл? Какому из прочитанных произведений он подходит?
|
— О дружбе
Работа в группах | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Личностные: применять правила делового сотрудничества. |
VI. Рефлексия учебной деятельности Цель: организовать оценивание собственной деятельности на уроке; умение соотносить цели урока и результаты собственной деятельности
| — Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам достигнуть этой цели? — Какое открытие мы сделали?
|
— Дружба и общение тоже являются настоящим богатством. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность. Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. |
VII. Домашнее задание Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания.
|
|
|
|