Рабочая программа по литературе для 7 класса по программе Б.А.Ланина




«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы

________/И.А.Моргунова/ МОУ «СОШ № 2 г. Строитель» _________/С.А.Панченко/

Протокол №____ от ________/А.В.Кононова/ Приказ № 292 от

«28» мая 2010 г. «28» июня 2010г. «30» августа 2010г.

/





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

МОУ «СОШ № 2 г. СТРОИТЕЛЬ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

ХРЕБТОВОЙ ИРИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ,

I КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ЛИТЕРАТУРА»

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

ДЛЯ 7 КЛАССА

НА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПО ПРОГРАММЕ Б.А. ЛАНИНА












Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № 1 от 27 августа 2010г.






Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. 2006 года. В программу заложены взаимосвязанные ком­поненты литературного образования: образовательный, просве­тительский, воспитательный.

В программе реализуются идеи Стандарта полного (обще­го) образования по литературе и полностью охвачен минимум литературного образования. Предполагается, что не входя­щие в минимум литературного образования произведения учи­тель может заменить или пропустить, исходя из конкретных особенностей учебного процесса, а так же важнейшие цели литературного образования:

— воспитание любви и привычки к чте­нию;

— приобщение их к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

— развитие способности воспри­нимать и оценивать явления художественной литературы;

— формирование духовно-нравственных качеств, эстетического вкуса современных читателей, их потребность в творческом самовыражении.

Программа построена на сочетании концентрического (в основной школе), историко-литературного (в старшей школе), хронологического и жанрового принципов, утвер­дившихся в отечественной методике литературного образо­вания.

Специфика программы заключается в организации мате­риала, которая позволяет учителю решать следующие задачи:

  • приобщать учащихся к миру литературы;

  • форми­ровать способности к восприятию, интерпретации и крити­ческой оценке произведения как искусства слова;

  • развивать индивидуальный читательский вкус и тем самым способство­вать становлению личностного самосознания школьников.

Очевидной новизной является активное использование Интер­нета в процессе формирования читательской деятельности — не только в качестве источника информации, но и как стимула к изучению литературы, что позволяет на доступном учащим­ся уровне проследить основные тенденции ее развития, опре­делить «вечные» темы и проблемы, в том числе интересующие юных читателей.

Специфика программы заключается также в ее нацеленно­сти на включение ученика в современный литературный про­цесс — в качестве читателя или (по мере способностей и жела­ния) участника. Новые информационные технологии, особен­но Интернет, позволяют каждому желающему школьнику увидеть свои тексты опубликованными. Вместе с тем тексты, написанные тысячами и тысячами различных авторов, стано­вятся настоящим валом, захватывающим современного чита­теля и ставящим его перед необходимостью самостоятельно выстраивать свой круг чтения.

Поэтому программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читатель­ской деятельности:

  1. «культурно-навигационные» навыки, позволяющие сво­бодно ориентироваться в литературных текстах, представлен­ных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электрон­ном форматах;

  2. навыки находить экспертные оценки: мнения учите­лей, критиков, родителей, новостную информацию и т. д. — и опираться на них;

  3. умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники;

  4. навыки в специфическом чтении и составлении Интер­нет-текстов (краткость «в три экрана», графическое выделе­ние важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контек­стные ссылки, позволяющие найти нужную информацию «в три клика»).

Использование Интернет-ресурсов является принципи­ально важным новшеством программы. В начале XXI века ко­личество пользователей Интернета удваивается в России каж­дые два с половиной года. Временное отставание от потребно­стей общества в техническом оснащении преодолевается невероятно быстро. Будущее чтение неразрывно связано как с печатным текстом, так и с электронными его форматами. Поэтому наряду с понятием «текст» мы вводим и необходимое в новую информационную эпоху понятие «гипертекст». Пред­ставление о гипертексте является ключевым для Интернет — чтения и для написания текстов с целью последующей публи­кации в Интернете. Противопоставление в программе (без использования излишних терминов) «линейных/нели­нейных повествований», т. е. текста и гипертекста, не только является принципиальной новизной методики, но и откры­вает реальные перспективы, философски, информационно и технологически обоснованные, для развития и совершен­ствования преподавания литературы в школе XXI века.

Количество часов на изучение курса соответствует Базис­ному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации (2 часа в неделю в 5-8 классах; 3 часа — в 9 классе; 3 часа — в 10-11 классах общеобразовательного профиля).

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование, нормы оценок, перечень учебно-методического обеспечения, приложение.


Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса


В результате изучения литературы ученик должен

знать:

— содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

— наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

— основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

— основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

— работать с книгой;

— определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

— выявлять авторскую позицию;

— выражать свое отношение к прочитанному;

— выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

— владеть различными видами пересказа;

— строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

— участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

-характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями;

— владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику;

— использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика);

— создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии;

-отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения);

— привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;

— работать со справочными материалами.






























Учебно-тематический план



Содержание


Кол-во часов


Развитие речи


Контроль знаний


Внеклассное чтение


Введение


1





Литература XIX века


29

4

1

2


Литература рубежа XIXXX веков


10

1

1

1


Литература XX века


30

4

1

2

ИТОГО:

70

9

3

5




Раздел III. Содержание программы учебного курса 7 класса

(70 часов – 2 часа в неделю)


Тексты для чтения и обсуждения

Теория литературы

Связь между видами искусства

Творческое задание, темы для обсуждения

Повторение.

Автор-рассказчик-герой произведения- лирический герой.





Страницы классики. Литература XIX века

А.С. Пушкин

Из биографии (Пушкин в Царскосельском лицее)

«Прощание», «Разлука», «Простите, верные дубравы!..» (дру­гие — по выбору учителя)

Культ возвышенной дружбы и верности «святому брат­ству». Автобиографизм и условность в поэзии Пушкина. Много­голосие ранней лирики: ироническое и лирическое начала. Традиционная, бытовая и сниженная поэтическая лексика.

Роль картин природы в стихотворении. «Няне»


Метафора. Стихотворная речь, дву­сложные и трехсложные размеры стиха.




А.С. Пушкин

«Дубровский»

Замысел и история создания произведения. Искусство по­строения сюжета. Столкновение правды и несправедливости как завязка конфликта. Образ романтического героя Владими­ра Дубровского. Характеристика героя повествователем, дру­гими героями; монологи героя. Ключевые моменты развития сюжета: пожар в Кистеневке, Дубровский-«Дефорж» у Трое­курова, любовь к Маше. Нравственный выбор героев. Развязка повести. Открытый финал.



Повесть как эпический жанр. Рассказ и повесть. Художественный вымысел в литературе. Романти­ческий герой.


Экранизации повести «Дуб­ровский» (режиссер А. Ивановский, 1936 г.; режиссер В. Ники­форов, 1990 г.).



ф. Шиллер

«Разбойники» (сцены по выбору учителя)

Драматическая история любви. Образ благородного раз­бойника Карла Моора, его борьба за справедливость, обречен­ность на одиночество и непонимание. Карл и Амалия. Траги­ческий финал произведения. Развенчание романтического ге­роя и его гибель.


Драма как род литературы. Трагедия как литературный жанр (начальное понятие). Романтическая трагедия.



Русская литература в контексте мировой. Влияние европейской романтической литературы на творчество Пушкина. Национальные черты повести «Дубров­ский». Переосмысление поэтом романтических традиций.

(обсуждение)

М.Ю. Лермонтов

Из биографии (Кавказ в жизни поэта).

«Парус», «Тучи», «Ветка Палестины», «На севере диком…»

Тема одиночества и разлуки. Символический смысл стихо­творений. Противоречивость переживаний поэта. Живопис­ность поэзии Лермонтова: роль сравнений и эпитетов.

«Казачья колыбельная», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Историческая тема и фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова. Прием сопоставления в изображении героев «Песни…». Утверждение человеческого достоинства и пра­вды. Образы гусляров-рассказчиков как выразителей автор­ской оценки изображаемого.


Лирический сюжет. Художественный образ. Центральные образы лирического стихотворения

Романсы — «Горные верши­ны», «Парус» (муз. А. Варламова). Акварели Лермонтова.


Поэзия и живопись М.Ю. Лермонтова: темы, образы, настроение.

(творчество)

Н.В. Гоголь

Из биографии писателя (по воспоминаниям современ­ников).

«Тарас Бульба»

Историческая основа произведения. Изображение нравов и обычаев Запорожской Сечи. Любовь к Родине и чувство това­рищества в повести. Патриотизм главных героев — Тараса и Остапа. Необыкновенные характеры как олицетворение героиче­ской эпохи. Два типа характеров — Остап и Андрий. Проблема нравственного выбора. Эмоциональность повествования, ли­рическое начало в повести. Чувства автора, средства их выра­жения. Картина степи, художественная роль фрагмента.


Средства создания характера (повторе­ние). Авторское отношение к герою.




П. Мериме

«Маттео Фальконе»

Проблема нравственного выбора в новелле: долг и преда­тельство.




Русская литература в контексте ми­ровой. Общечеловеческие проблемы и их решение в творче­стве Н.В. Гоголя и П. Мериме.

( обсуждение)

Герои Гоголя и Мериме: националь­ные особенности и общечеловеческие черты характеров.

( творчество)

Н.С. Лесков

Из биографии писателя.

«Человек па часах»

Анекдот как основа произведения. Жестокое время, образ солдата-праведника. Историческое и вымышленное в повести. Своеобразие языка.


Сказ. Герой-праведник.



М.Е. Салтыков-Щедрин

«Как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик» Сатирические образы генералов, помещиков. Ирония по отношению к народу, интеллигенции. Абсурдный, переверну­тый мир сказок сатирика: наделение героев-людей звериными чертами и «очеловечивание» животных. Связь с народной сказкой и басней. Новаторство писателя.



Аллегория. Гротеск и гипербола.


Народ и власть в произведениях рус­ских писателей.

( обсуждение)

Эволюция жанра сказки в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина.

( творчество)

Русская лирика середины XIX века. Основные темы и мотивы


Н.А. Некрасов

Из биографии поэта (по воспоминаниям современников).

«Перед дождем», «Несжатая полоса», «Железная дорога»

Образ народа и тема народных страданий в лирике Некра­сова. Особенности некрасовской лирики: голоса героев, граж­данственность проблематики, публицистичность. Образ рас­сказчика в стихотворениях. Своеобразие стиховой инструмен­товки: ритм и эмоциональная напряженность.

«Саша»

Сюжет и тема становления человеческого характера в поэме. Роль пейзажа в раскрытии образа главной героини произведения.




Гражданская и «чистая» лирика.

Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.

Развернутая метафора. Аллитерация и ассонанс.

Звуковая инструментовка стихотворения.




Ф.И. Тютчев

Из биографии поэта.

«Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной…»,

«С поля­ны коршун поднялся…» (другие — по выбору учителя)

Мастерство поэта в создании картин природы. Живопис­ность и красочность поэзии Тютчева. Олицетворение как ос­новное средство изображения природы. Природа и человек. Величие и одухотворенность образов природы.


Гражданская и «чистая» лирика.

Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.

Развернутая метафора. Аллитерация и ассонанс.

Звуковая инструментовка стихотворения.




А.К. Толстой

Из биографии поэта.

«Колокольчики мои…», «Вот уж снег последний в поле та­ет… », «Острою секирой ранена береза…», «Осень! Обсыпается весь наш белый сад…» (другие — по выбору учителя) Пейзаж в лирике А.К. Толстого. Фольклорные традиции в изображении природы. Эмоциональность лирического героя поэзии А.К. Толстого, его дар сочувствия и сопереживания.

Гражданская и «чистая» лирика.

Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.

Развернутая метафора. Аллитерация и ассонанс.

Звуковая инструментовка стихотворения.




А.А. Фет

Из биографии поэта.

«Печальная береза…», «Чудная картина…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Облаком волнистым…», «Ласточки пропа-

ли…», «Вечер», «Какая грусть! Конец аллеи…», «Учись у них — у дуба, у березы…» (другие — по выбору учителя)

Параллелизм в пейзажной лирике Фета. Состояние природы и человеческой души, запечатленное в единстве.

Выразительность детали в создании пейзажа. Взволнованность и недосказанность повествования. Музыкальность лирики Фета: звукопись, лексические повторы.


Гражданская и «чистая» лирика.

Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.

Развернутая метафора.



Пейзаж в лирике поэтов середины XIX в. — Некрасова, Тютчева, Фета.

( обсуждение)


А.Н. Майков

Из биографии поэта.

«Осень», «Осенние листья по ветру кружат…» (другие — па выбору учителя)

Лирический герой в пейзажной лирике Майкова. Изобразительно — выразительные средства и их роль в создании читательского настроения: эпитеты, сравнения.


Гражданская и «чистая» лирика.

Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.

Развернутая метафора. Аллитерация и ассонанс.

Звуковая инструментовка стихотворения.


Романсы на стихи поэтов середины XIX в. ( муз. П. Булаховского, Н. Римского-Корсакова, А. Варламова).



Страницы русской классики. Литература рубежа XIXXX веков

А.П. Чехов

Вехи биографии писателя.

«Хамелеон», «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Мальчики» (другие — по выбору учителя)

Приемы создания комического эффекта. Авторская иро­ния в рассказе. Анекдотические ситуации в ранних рассказах писателя. Особенности композиции, средства создания харак­теров: сюжетные повторы, нагнетание деталей, неожиданная развязка. Деталь в ранней прозе Чехова.


Виды комического: юмор, ирония, са­тира (повторение).




А.И. Куприн

Вехи биографии писателя. «Чудесный доктор»

Тема служения людям и Добру. Образ доктора. Мотив

чу­десного в рассказе.





Л.Н. Андреев

Вехи биографии писателя.

«Баргамот и Гараська»

Влияние духовной литературы. Идея человеческого брат­ства и милосердия. Жанр «пасхального рассказа».

«Ангелочек»

Внутренний мир главного героя. Гуманистический пафос произведения.


Реально-бытовой план и исключитель­ность ситуации как основа сюжета.



А.П. Чехов, А.И. Куприн, Л.Н. Ан­дреев в воспоминаниях современников: портрет писателя (по выбору).

(творчество)

О Генри

«Дары волхвов»

Джим и Делла, способность к самопожертвованию. Черты рождественского рассказа. Символический смысл названия.




Поэтизация человеческих отношений и поиски добрых начал в человеке (на материале рассказов рубежа XIXXX вв.)

( обсуждение)


Страницы классики. Литература XX века

И.А. Бунин

Вехи биографии писателя.

«Родина», «Ночь и даль седая…», «Листопад», «Шумели листья, облетая…», «Огонь», «Слово» (другие — по выбору учителя.

Природа в изображении И.А. Бунина. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта. Предметность и

Красочность образов.




Б.Л. Пастернак

Вехи биографии поэта.

«Детство Люверс»

Духовный мир взрослеющей девочки. Тема становления человеческого характера.

Художественные особенности прозы поэта (начальное представление).





В.А. Каверин

Вехи биографии писателя.

«Два капитана» (фрагменты)

Замысел романа. Историческая действительность глазами героев. Высокие чувства юных героев, их верность данному слову. Формирование благородных человеческих качеств под влиянием возвышающей мечты. Тайна как основа развития сюжета.


Роман как эпический жанр (начальное понятие). Роман и повесть.


Экранизации разных лент (режиссер В. Венгеров, 1955 г.; режиссер Е. Карелов, 1976 r.)J сравнение писательского замысла и кинематографического воплощения.


Реальность и мечта в мире детства.

( обсуждение)


Природа и человек. Природа и творчество

Н.А. Заболоцкий

Вехи биографии поэта.

«Журавли», «Одинокий дуб» и другие (по выбору учителя).

Человек и природа в творчестве Н.Заболоцкого. Восхищение красотой и силой природы. Тревога за всё живое.




Традиции русской поэзии XIX века и новаторство лирики Н.А. Заболоцкого.

(творчество)

К.Г. Паустовский

Вехи биографии писателя.

«Золотая роза» (отрывки)

Как рождается художественное произведение? Искусство и

художник: муки творчества и счастье художника-твор­ца. Смысл сопоставления творчества с поиском золотых пылинок.

«Австралиец со станции Пилево»

Примечательные люди, их индивидуальные черты. Поэ­тичность языка писателя.


Жанровые особенности очерка и эссе.


К.Г. Паустовский в воспоминаниях со­временников: портрет писателя.

(творчество)

Наедине с поэтом. Тема войны в русской поэзии

А.А. Ахматова. «Клятва», «Мужество», «Победителям».

О.Ф. Берггольц. «Л говорю с тобой под свист снарядов…».

С.П. Гудзенко. «Перед атакой».

Ю.В. Друнина. «Я только раз видала рукопашный…».

М.М. Джалиль. «Весна», «Смерть девушки».

С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной…».

Д.С. Самойлов. «Сороковые, роковые…».

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщи­ны», «Жди меня, и я вернусь…».

А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…».

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…».





Национальный характер

А.Т. Твардовский

Вехи биографии поэта.

«Василий Теркин» (главы по выбору учителя)

Своеобразие жанра («книга про бойца»). Документальность

произведения и художественный вымысел. Народный герой в поэме: Василий Теркин как собирательный образ. Автор и герой. Интонационное многообразие поэмы: юмор, трагизм, лиризм отдельных страниц.





М.А. Шолохов

Вехи биографии писателя.

«Судьба человека»

Андрей Соколов — воплощение национального характера.

Отражение судьбы всего народа в судьбе героя произведения. Тема нравственных испытаний и военного подвига. Особенности композиции: рассказ в рассказе; роль пейзажа.



Экранизация повести «Судьба человека» (режиссёр С. Бондарчук, 1959 г.)


В.Г. Распутин

Вехи биографии писателя.

«Уроки французского»

События, рассказанные от лица мальчика, авторская оценка. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости.



Экранизация рассказа режиссер Е. Ташков, 1978 г.).



В.М. Шукшин

Вехи биографии писателя.

«Микроскоп», «Чудик» (другие — по выбору учителя)

«Сокровенный» герой рассказов Шукшина. Доброта, до­верчивость и душевная красота «маленьких людей». Столкновение с миром грубости и практической приземленности. Вну­тренняя сила героя.




Своеобразие национального харак­тера в русской литературе XX века: традиции и новаторство.

( обсуждение)

Историческая реальность и художе­ственный вымысел в русской литературе.

(творчество)

Круг чтения

Русская литература

Ч.Т. Айтматов. «Ранние журавли», «Белый пароход».

А.И. Герцен. «Сорока-воровка».

Н.В. Думбадзе. «Я вижу солнце».

В.Г. Короленко. «Мгновение».

Н.А. Некрасов. «Я за то глубоко презираю себя…», «Когда из: мрака заблуждения…», «Тройка», «На родине».

К.Г. Паустовский. «Ленька с Малого озера», «Прощание с ле­том», «Снег», «Старый повар».

М.М.Пришвин. «Лесная капель», «Таинственный ящик».

А.С. Пушкин. «Полтава».

Ю.С. Рытхэу. «Когда киты уходят».

С.С. Смирнов. «Гаврош Брестской крепости».

И.С. Тургенев. «Вешние воды».


Зарубежная литература

Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста».

Р. Сабатини. «Одиссея капитана Блада».

Э. Сетон-Томпсон. «Маленькие дикари», «Ральф в лесах».

Дж. Р. Р. Толкиен (Толкин). «Хоббит, или Туда и обратно».







Раздел IV календарно-тематическое планирование


урока

Название раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки

Примечания


План

Факт

1

Введение.

Автор-рассказчик-герой произведения- лирический герой.


1




Литература XIX века (29 часов)


2

А.С. Пушкин

Из биографии (Пушкин в Царскосельском лицее)

«Прощание», «Разлука», «Простите, верные дубравы!..» Культ возвышенной дружбы и верности «святому брат­ству». Автобиографизм и условность в поэзии Пушкина.

2




3

А.С. Пушкин

Много­голосие ранней лирики: ироническое и лирическое начала. Традиционная, бытовая и сниженная поэтическая лексика.

Роль картин природы в стихотворении. «Няне».






4

А.С. Пушкин

«Дубровский»

Замысел и история создания произведения. Искусство по­строения сюжета. Столкновение правды и несправедливости как завязка конфликта.

5




5

А.С. Пушкин

«Дубровский»

Образ романтического героя Владими­ра Дубровского. Характеристика героя повествователем, дру­гими героями; монологи героя. Ключевые моменты развития сюжета.





6

А.С. Пушкин

«Дубровский»

Нравственный выбор героев. Развязка повести. Открытый финал.






7

Р/Р. Подготовка к классному сочинению «Благородство против подлости»


2




8

Р/Р. Написание классного сочинения «Благородство против подлости»






9

ф. Шиллер

«Разбойники»

Драматическая история любви. Образ благородного раз­бойника Карла Моора, его борьба за справедливость.

1




10-11

Внеклассное чтение.

А.И. Герцен. «Сорока-воровка».


2




12

М.Ю. Лермонтов

Из биографии (Кавказ в жизни поэта).

«Парус», «Тучи», «Ветка Палестины», «На севере диком…»

Тема одиночества и разлуки. Символический смысл стихо­творений. Противоречивость переживаний поэта.

4




13

М.Ю. Лермонтов

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Историческая тема и фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова.





14

М.Ю. Лермонтов

Прием сопоставления в изображении героев «Песни…». Утверждение человеческого достоинства и пра­вды





15

М.Ю. Лермонтов

Образы гусляров-рассказчиков как выразителей автор­ской оценки изображаемого.






16

Контрольный тест по творчеству М.Ю.Лермонтова


1




17

Н.В. Гоголь

Из биографии писателя (по воспоминаниям современ­ников).

«Тарас Бульба»

Историческая основа произведения. Изображение нравов и обычаев Запорожской Сечи. Любовь к Родине и чувство това­рищества в повести.

3




18

Н.В. Гоголь

Патриотизм главных героев — Тараса и Остапа. Необыкновенные характеры как олицетворение героиче­ской эпохи. Два типа характеров — Остап и Андрий. Проблема нравственного выбора.





19

Н.В. Гоголь

Эмоциональность повествования, ли­рическое начало в повести. Чувства автора, средства их выра­жения. Картина степи, художественная роль фрагмента.






20

Р/Р. Подготовка к классному сочинению «Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем»


2




21

Р/Р. Написание классного сочинения «Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем»






22

П. Мериме

«Маттео Фальконе»

Проблема нравственного выбора в новелле: долг и преда­тельство.


1




23

Н.С. Лесков

Из биографии писателя.

«Человек па часах»

Анекдот как основа произведения. Жестокое время, образ солдата-праведника.

1




24

М.Е. Салтыков-Щедрин

«Как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик» Сатирические образы генералов, помещиков. Ирония по отношению к народу, интеллигенции.

1




25

Н.А. Некрасов

Из биографии поэта (по воспоминаниям современников).

«Перед дождем», «Несжатая полоса», «Железная дорога»

Образ народа и тема народных страданий в лирике Некра­сова. Особенности некрасовской лирики:

2




26

Н.А. Некрасов

«Саша»

Сюжет и тема становления человеческого характера в поэме. Роль пейзажа в раскрытии образа главной героини произведения.






27

Ф.И. Тютчев

Из биографии поэта.

«Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной…»,

Мастерство поэта в создании картин природы. Живопис­ность и красочность поэзии Тютчева.

1




28

А.К. Толстой

Из биографии поэта.

«Колокольчики мои…», «Вот уж снег последний в поле та­ет… », «Острою секирой ранена береза…», «Осень! Обсыпается весь наш белый сад…» Пейзаж в лирике А.К. Толстого. Фольклорные традиции в изображении природы.

1




29

А.А. Фет

Из биографии поэта.

«Печальная береза…», «Чудная картина…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Облаком волнистым…», «Ласточки пропали…», «Вечер», «Какая грусть! Конец аллеи…», «Учись у них — у дуба, у березы…»

Параллелизм в пейзажной лирике Фета. Состояние природы и человеческой души, запечатленное в единстве.


1




30

А.Н. Майков

Из биографии поэта.

«Осень», «Осенние листья по ветру кружат…»

Лирический герой в пейзажной лирике Майкова.


1




Литература рубежа XIXXX веков (10 часов)

31

А.П. Чехов

Вехи биографии писателя.

«Хамелеон», «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Мальчики»

Приемы создания комического эффекта. Авторская иро­ния в рассказе. Анекдотические ситуации в ранних рассказах писателя.

2




32

А.П.Чехов

«Хамелеон», «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Мальчики»

Особенности композиции, средства создания харак­теров: сюжетные повторы, нагнетание деталей, неожиданная развязка. Деталь в ранней прозе Чехова.






33

Контрольная работа. Анализ эпизодов рассказов А.П.Чехова


1




34

А.И. Куприн

Вехи биографии писателя. «Чудесный доктор».

Тема служения людям и добру. Образ доктора. Мотив чу­десного в рассказе.

1




35

Внеклассное чтение.

В.Г. Короленко. «Мгновение».


1




36

Л.Н. Андреев

Вехи биографии писателя.

«Баргамот и Гараська»

Влияние духовной литературы. Идея человеческого брат­ства и милосердия. Жанр «пасхального рассказа».


2




37

Л.Н. Андреев

«Ангелочек»

Внутренний мир главного героя. Гуманистический пафос произведения.






38

О Генри

«Дары волхвов»

Джим и Делла, способность к самопожертвованию. Черты рождественского рассказа. Символический смысл названия.


1




39

Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению «Разговор с литературным героем»






Литература XX века

40

И.А. Бунин

Вехи биографии писателя.

«Родина», «Ночь и даль седая…», «Листопад», «Шумели листья, облетая…», «Огонь», «Слово».

Природа в изображении И.А. Бунина. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта.

1




41

Б.Л. Пастернак

Вехи биографии поэта.

«Детство Люверс»

Духовный мир взрослеющей девочки. Тема становления человеческого характера.


1




42

В.А. Каверин

Вехи биографии писателя.

«Два капитана» (фрагменты)

Замысел романа. Историческая действительность глазами героев.

3




43

В.А. Каверин

Высокие чувства юных героев, их верность данному слову.





44

В.А. Каверин

Формирование благородных человеческих качеств под влиянием возвышающей мечты. Тайна как основа развития сюжета.





45

Р/Р. Подготовка к классному сочинению «Реальность и мечта в мире детства»


2




46

Р/Р. Написание классного сочинения «Реальность и мечта в мире детства»






47

Н.А. Заболоцкий

Вехи биографии поэта.

«Журавли», «Одинокий дуб» и другие (по выбору учителя).

Человек и природа в творчестве Н.Заболоцкого. Восхищение красотой и силой природы.

2




48

Контрольная работа. Анализ стихотворения Н. Заболоцкого.






49

К.Г. Паустовский

Вехи биографии писателя.

«Золотая роза» (отрывки)

Как рождается художественное произведение? Искусство и

художник: муки творчества и счастье художника-твор­ца.

2




50

К.Г. Паустовский

«Австралиец со станции Пилево»

Примечательные люди, их индивидуальные черты. Поэ­тичность языка писателя.






51

Внеклассное чтение.

К.Г. Паустовский. «Ленька с Малого озера», «Прощание с ле­том», «Снег», «Старый повар».


1




52

Наедине с поэтом.

Тема войны в русской поэзии

2




53

Наедине с поэтом.

Тема войны в русской поэзии





54

А.Т. Твардовский

Вехи биографии поэта.

«Василий Теркин» Своеобразие жанра. Документальность произведения

и художественный вымысел.

3




55

А.Т. Твардовский

Василий Теркин как собирательный образ. Автор и герой.






56

А.Т. Твардовский

Интонационное многообразие поэмы: юмор, трагизм, лиризм отдельных страниц.






57

Внеклассное чтение.

А.Т. Твардовский

«Дом у дороги»

(главы по выбору)

1




58

М.А. Шолохов

Вехи биографии писателя.

«Судьба человека»

Андрей Соколов — воплощение национального характера.

Отражение судьбы всего народа в судьбе героя произведения.

2




59

М.А. Шолохов

Тема нравственных испытаний и военного подвига. Особенности композиции: рассказ в рассказе; роль пейзажа.






60

Р/Р. Подготовка к классному сочинению «А был он лишь солдат. Солдатами не рождаются»


2




61

Р/Р. Написание классного сочинения «А был он лишь солдат. Солдатами не рождаются»






62

В.Г. Распутин

«Уроки французского»

События, рассказанные от лица мальчика, авторская оценка.

3




63-64

В.Г. Распутин

Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости.






65

В.М. Шукшин

Вехи биографии писателя.

«Микроскоп», «Чудик». «Сокровенный» герой рассказов Шукшина. Доброта, до­верчивость и душевная красота «маленьких людей».

2




66

В.М. Шукшин

Столкновение с миром грубости и практической приземленности. Вну­тренняя сила героя.






67-68

Круг чтения.

Зарубежная литература

Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста».

Р. Сабатини. «Одиссея капитана Блада».


2




69-70

Итоговая читательская конференция

«От маленького читателя к большому писателю»

2
















Раздел V. НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(письменных контрольных работ и устных ответов)


Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ


Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.


Балл: Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу:

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

  1. ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 — 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

  1. излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


Часть 2. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Отметка Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5» 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4» 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3» 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2» 7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл: Степень выполнения задания:

«5» ученик выполнил все задания верно

«4» ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3» выполнено не менее половины заданий

Контрольный словарный диктант:

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл Количество ошибок

«5» ошибки отсутствуют

«4» 1 – 2 ошибки

«3» 3 – 4 ошибки

«Нормы оценки…» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.

Критерии оценки орфографической грамотности

В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).

Орфографические ошибки бывают:

1) на изученные правила;

2) на неизученные правила;

3) на правила, не изучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;

4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в написании собственных имен нерусского происхождения;

7) в случаях трудного различения не и ни:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не…; Не кто иной, как …; Ничто иное не…; Не что иное, как,…

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова — определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.


Описки — это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Критерии пунктуационной грамотности

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);

2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, — самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальных случаях учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.

II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

-соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

-полнота раскрытия темы;

-правильность фактического материала;

-последовательность и логичность изложения;

-правильное композиционное оформление работы.


Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

-богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

-стилевое единство и выразительность речи;

-правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи — умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).


Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы — лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) — и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка Содержание и речь Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.


2.Фактические ошибки отсутствуют.


3.Содержание излагается последовательно.


4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.


5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки


«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

-синтаксические конструкции, встречается

-неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических ошибок.

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


Раздел VI. Перечень учебно — методического обеспечения


Литература. 7 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях.

[ авт.-сост.: Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М. Шамчикова]

— М.: Издательский центр Вентана-Граф, 2009.



Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению «Создание текста на основе художественного произведения» 2 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: