«Ранняя лирика А.Ахматовой.»Сжала руки под темной вуалью…» Главенство темы любви, 11 класс










РАННЯЯ ЛИРИКА

А.АХМАТОВОЙ.

«СЖАЛА РУКИ ПОД ТЕМНОЙ ВУАЛЬЮ…»

ГЛАВЕНСТВО ТЕМЫ ЛЮБВИ.




Конспект урока по литературе в 11 классе

составила:

Андреева С.В.

Учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

МОУ Переволокская СОШ

С.Переволоки.



Цели: 1. Дать представление о мотивах и настроениях ранней лирики

А.Ахматовой.

2. Развивать филологическое мышление и устную речь учащихся;

совершенствовать навыки анализа стихотворения.

3. Воспитывать любовь к художественному слову.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет А.Ахматовой, использование ИКТ.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания (тестирование учащихся по творчеству и

жизни А.Ахматовой).

2. Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока: «Ранняя лирика А.Ахматовой». Начало 20 века

ознаменовалось появлением в русской литературе двух женских имен, рядом

с которыми кажется неуместным слово « поэтесса», ибо А.Ахматова и

М.Цветаева — поэты в высшем смысле этого слова. Именно они доказали, что «женская поэзия»- это не только «стишки в альбом», но и пророческое, великое слово, способное вместить в себя весь мир. Именно в поэзии Ахматовой женщина стала выше, чище, мудрее. Ее стихи научили женщин быть достойными любви, равными в любви, быть щедрыми и жертвенными.

В рамках этого урока мы будем говорить только о раннем творчестве поэтессы. К раннему периоду творчества ее относились 3 сборника: Вечер», «Четки», «Белая стая». О них мы послушаем выступления учащихся.

3. Сообщения учащихся по ранним сборникам А.Ахматовой.

Задание: составить план выступлений.

4. Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…» (1911г).

Чтение стихотворения поэтессой. Беседа с учащимися.

— Определите тему. ( Межличностные отношения между мужчиной и женщиной).

— Основная мысль. ( Муки совести лирической героини перед тем, кого

-1-

она заставляет страдать).

— С кем ведется разговор героини? (с невидимым собеседником, который знает о бледности героини, закрывающей лицо и вуалью, и руками).

— На сколько частей можно разделить стихотворение? (на 2: 1- ввод в

действие «Отчего ты сегодня бледна?», все дальнейшее-ответ в виде

страстного рассказа).

— Какие слова можно считать кульминационными и почему? («Уйдешь, я умру» — в этот момент она верит в то, что говорит. Она крепко влюблена).

— Ожегов в своем словаре дает толкование слов «вуаль», «терпкий».

В каком значении употреблено в стихотворении слово «вуаль»?

Что значит «терпкая печаль» (неприятная печаль).

— Что означает фраза «Как забуду»? (вспоминает прошлое, но выделяет в нем главные моменты).

Свежие документы:  Конспект урока по истории "Не желаю оставаться безвольным зрителем…" 9 класс

— Объясните повторение глагола во 2 четверостишии. (Сила

внутреннего перелома, происшедшего в героине).

— Что значит« перил не касаясь»? (стремительно, без всякой

осторожности, не думая о себе).

— Где еще мы замечаем стремительность бега? (« Задыхаясь,

я крикнула»).

— После этой фразы следует слово «шутка». Можно ли так назвать их

отношения? (Вовсе нет. Все предыдущее было всерьез; героиня неловко, не думая, пытается опровергнуть сказанные слова.).

— Какова реакция героя на фразу: «Уйдешь, я умру…»? (Он не вернется, но эту женщину он любит, заботится о ней, просит ее не стоять на ветру).






-2-

5. Составление таблицы «Художественные средства».

Художественное средство

Примеры

1. Метафора

Терпкой печалью напоила допьяна

2. Скрытое сравнение

Вышел, шатаясь (он только как пьяный).

3. Оксюморон

Улыбнулся спокойно и жутко

4. Эпитет, метафора

Терпкой печалью

6. Итог урока.

Главная тема юношеских стихов Ахматовой — любовь. Об этом свидетельствуют сами названия лирических произведений: «Сжала руки

под темной вуалью…», «Песня последней встречи», «Любовь», «Муж хлестал меня узорчатым…», «Я не любви твоей прошу…» и другие. Но наряду с

изысканностью чувства, в поэзии Ахматовой большое место занимает вещный,

предметный мир, подробности и детали повседневного быта. Это создает особую, неповторимую атмосферу стиха: предметы каждодневного

существования, обыденные человеческие действия выступают как фон,

на котором разворачиваются любовные драмы лирических героинь.

В поэзии А.Ахматовой часто совмещаются противоположные начала:

прихотливые изгибы чувства, тончайшие психологические переживания, обостренное внимание к оттенкам красок, состояниям человеческой

души, стремление запечатлеть, «остановить» мгновение.

Главное в ранней поэзии Ахматовой — это ощущение неспокойности мира, предчувствие грядущих бурь и катастроф. Все это определяет

глубинную трагичность ее лирики, ощущение хрупкости счастья

и человеческой жизни.

7.Домашнее задание: наизусть стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…», письменный анализ стихотворения «Песня последней встречи», подготовить сообщения о жизни и творчестве:

«Ахматова и эмиграция», «Поэтическое творчество 30-х годов».

-3-

Приложение

Тест по творчеству А.А.Ахматовой

1. А.А.Ахматова- это псевдоним. Какова фамилия поэтессы?

А) Анна Суворова;

б) Анна Горенко;

в) Анна Гумилева;

г) другое имя.

2. К какому литературному направлению относилась А.А.Ахматова?

А) символизм;

б) акмеизм;

в) футуризм.

3. Где были опубликованы первые стихотворения А.А.Ахматовой?

А) в журнале «Сириус»;

б) в журнале «Аполлон»;

в) в журнале «Русская мысль».

4.Какой из сборников не принадлежит перу А.Ахматовой?

Свежие документы:  Конспект урока по литературе в 8 классе «М. Осоргин «Пенсне»

А) «Вечер»;

б) «Жемчуга»;

в) «Четки»;

г) «Белая стая».

5. Какое знаковое трагическое событие произошло в судьбе Ахматовой в 1938 году?

А) Развод с мужем;

б) арест сына Льва;

в) наложение негласного запрета на публикации.

г) смерть матери.

6. Когда был написан автобиографический цикл стихотворений «Реквием»?

А) 1920-1922 гг.;

б) 1935-1940 гг.;

в) 1941-1944 гг.;

г) 1931- 1938 гг.

7. Какие стихотворения были написаны Ахматовой в годы Великой Отечественной войны?

А) «Мне голос был…»;

б) «Мужество»;

в) «Клятва»;

-4-

г) « Песня последней встречи».

8. Кто был мужем Ахматовой с 1910 по 1918 годы?

А) В.К.Шилейко;

б) Вячеслав Иванов;

в) Н.Гумилев;

г) А.Блок.

9. Назовите годы жизни А.А.Ахматовой:

А) 1889-1966;

б) 1887-1965;

в) 1888-1967;

г) 1885-1964.

10. Сколько раз переиздавался второй сборник «Четки»?

А) 8 раз;

б) 12 раз;

в) 10 раз;

г) 15 раз.

11. Куда эвакуируют Ахматову в начале Великой Отечественной войны из Ленинграда?

А) в Саратов;

б) в Ташкент;

в) в Иркутск;

г) в Читу.




Ключ к тесту.

  1. Б.

  2. Б.

  3. А.

  4. Б.

  5. Б.

  6. Б.

  7. Б, В.

  8. В.

  9. А.

  10. В.

  11. Б.


-5-

Использованная литература

1.Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе. 20 век. 11 класс. М, «Вако», 2003.- 129-136с. ( Ранняя лирика А.Ахматовой).

2.Лыссый.Ю.И. Русская литература 20 века. 11 класс. Хрестоматия. М., «Мнемозина», 2007.

3.Обернихина Г.А. Преподавание литературы в 11 классе. М., «Аркти», 2002.-71с. ( Лирика А.Ахматовой).






























-6-

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: