Сочинение «Я говорю с тобой, река…»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»











Творческая работа на конкурс

«Я говорю с тобой из Ленинграда»



Сочинение

«Я говорю с тобой, река…»





Выполнил:

учащийся 9 класса

МБОУ «СОШ № 4 с. Даниловка»

Ничук Никита Андреевич








с. Даниловка

2015 год, февраль

Я говорю с тобой, река…


Я стою на берегу Невы. Опускаю руки в воду и говорю с тобой, река.

Ты помнишь то суровое время, которое люди называют блокадой? Блокада… Если поделить слово на составные части, то получится «блок», «ада». «Блок» ассоциируется с частью ограниченного, замкнутого пространства, из которого нет выхода.

А что такое ад? Попробуем обозначить его символами, приметами времени.

Символ первый – обстрелы.

Ты помнишь, река, как возле одного из домов был выкопан окоп. Туда все первое время бегали при бомбежках. Бабушка однажды разбудила детей ночью словами: «Что вы спите? Ведь светопреставление!» С полки на кухне с грохотом упали кастрюли, самовар. Все выбежали на улицу было светло как днем. Немцы бомбили Ленинград…

Потом бомбёжки будут постоянными, каждую ночь ленинградцы станут сбрасывать фугасные бомбы с крыш домов. На стенах домов появятся надписи: «Опасно!» Это значит, что эта сторона улицы чаще подвергается артобстрелам.

Символ второй, самый страшный, – голод.

Все питание для работающего на производстве человека составляли 250 граммов хлеба, выпеченного пополам с древесными и другими примесями и оттого тяжелого и такого маленького. Все остальные, в том числе и дети, получали 125 граммов такого хлеба.

Помнишь, как делали четверговую соль? Соль надо было бросить в мешочке в золу, чтобы она почернела, и тогда она приобретала запах сваренного вкрутую яйца. Ее сыпали на хлеб, и казалось, как будто ешь хлеб с яйцом.

Голод – это карточки, которые нельзя терять. Потеря карточки означала смерть.

Смерть – это третий символ.

Не было электричества, за водой голодные, истощенные люди приходили к тебе, Нева, падая и умирая по дороге. Трупы уже перестали убирать, их просто заносило снегом. Когда присутствие смерти просто ощущается, то появляется некоторое отупление. А как страшно ночью просыпаться и ощупывать кровать – живая мама или нет…

В аду жизни нет. Человек рождён для счастья, это утверждение бесспорно. Почему слово «ленинградец» до сих пор вызывает уважение? Наверное, потому, что поступки жителей Ленинграда – пример истинного мужества и стойкости.

Свежие документы:  «Книжкин праздник» в средней школе

Ты слышишь, река, голос Ольги Берггольц? Она читает свои стихи по радио в перерывах между бомбежками и артобстрелами простуженным голосом, вселяющим бодрость, ненависть к оккупантам и веру в победу. А вот раздаются звуки знаменитой Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича, транслируемой из концертного зала Государственной филармонии, музыка произвела «взрыв» в умах не только союзников, но и врагов. Войска ПВО тщательно подготовились к этому концерту: ни одному вражескому самолету не удалось в этот день прорваться к городу. Спектакли проходили и в Александринке, так любовно называли, да и сейчас называют ленинградцы театр имени А. С. Пушкина. Однажды на спектакле «Давным-давно» в холодном зале голодные актеры пели и танцевали, как в мирное время. Разве это не подвиг?

Просто жить, оставаясь людьми, — именно это настоящее мужество.

Вот в комнате… нет ни одного стекла, окна забиты фанерой. В подвале дома капает вода, за водой стоит очередь. Люди делятся фронтовыми новостями. Поразительно: ни одной жалобы, недовольства, малодушия — только надежда. Вера и надежда на то, что прорвут блокаду, что дождутся, что доживут.

Лозунг «Все для победы!» жил даже в школе: получил «пятерку» – убил Ганса (офицера), получил «четверку» — убил Фрица (солдата), получаешь «двойку» — значит, стреляешь по своим.

А вот женщина, когда на заводе не было тока и останавливалось производство, перед тем как сжечь книги, читает их.  Её спрашивают: «Ну что ты сидишь, глаза портишь при этой коптилке?» Она отвечает: «Я боюсь, что умру и так и не дочитаю Стендаля — «Красное и черное», «Пармскую обитель». Когда взяла книжку «Последний из могикан», сказала: «Как интересно – последняя из ленинградцев сжигает «Последнего из могикан».

Не стало электричества, писали при свете коптилки, замерзли чернила — писали карандашом. Зачем? Чтобы дети и внуки знали: в экстремальных ситуациях открываются запредельные силы человеческой души, силы, о которых никто не подозревает в относительно благополучное время.

В одном из интервью Даниил Гранин сказал: «Ленинград не расчеловечился, и это чудо!» Действительно, ад и смерть можно победить человечностью. Слово «человек» тоже состоит из двух частей: «чело» и «век». Быть человеком – быть лицом времени.

Говорят, что в одну и ту же воду нельзя войти дважды. Это верно. Всё течёт и изменяется, прошлое вернуть нельзя. Но помнить и извлекать уроки необходимо. В заголовках информационных сообщений читаю: «В молдавских Бендерах неизвестные осквернили монумент в память о трагических событиях 1941–1945 гг.», « Памятник жертвам Холокоста в Калининградской области осквернили неонацисты», «В Севастополе осквернили памятник героям Великой Отечественной войны»… Значит, война не закончена. Значит, теперь я и мои сверстники должны сражаться за свободу, любовь и счастье.

Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению Е.Благинина "Посидим в тишине" 2 класс УМК "Школа России"

В твои воды, Нева, я опускаю маленький кусочек хлеба. Он весит всего 250 граммов. Он тоже символ, символ того, что невозможно предать забвению, ведь без памяти о прошлом нет будущего.





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: