Сценарий классного часа по Литературе «Надя Рушева» 4 класс


Сценарий классного часа для учащихся 6 класса

«Надя Рушева»


Классный час проводился в гуманитарно-эстетической гимназии № 11 г. Дубны Московской области


Классный руководитель Пронских Светлана Валентиновна


Цели:

  • активное способствование духовному становлению личности, имеющей высокие нравственные идеалы и эстетические потребности;

  • формирование активной жизненной позиции.


Задачи:

  • познакомить с личностью и творчеством Нади Рушевой;

  • воспитывать интерес к другому человеку;

  • развивать эстетические вкусы учащихся;

  • активизировать художественный вкус детей.

В ходе классного часа демонстрируется презентация Надя Рушева.ppt

Учитель:

Слайд №1

  Падал снег. Пушистый, мягкий, мартовский. Девочка бежала по аллее пушкинского парка, и на её пути возникали наброски — веткой по снегу наносились упругие линии. И вот горит в бриллиантах снежинок тонкий девичий профиль, смеётся молодой Пушкин, рождаются образы его лицейских друзей…

Веткой по снегу. Уверенно, щедро, ловко. Ей и вправду легко — подарить талому снегу несколько мимолётных мыслей, образов. Она молода, талантлива, впереди вся жизнь. Сколько ещё расскажет она своими рисунками о любви к людям, к жизни, о красоте земли и городов, об этом вот заснеженном, сказочном Ленинграде, где молодые кинематографисты снимают сейчас последние кадры фильма о ней, московской школьнице.
  — Эрмитаж, Зимний дворец, квартира Пушкина на Мойке… и всё это можно рисовать сколько душе угодно, — говорила она, озвучивая фильм, — хожу по улицам с альбомом, и просто плакать хочется от счастья.

1 ученик:

Слайд № 2

А через три дня, 6 марта 1969 года, Нади Рушевой не стало.

С трудом проникаешь в жестокую суть этих слов. И не потому только, что речь идёт о десятикласснице, человеке семнадцати лет.

После Нади Pушевой, имя которой известно в десятках стран, остались рисунки. Более десяти тысяч работ, выполненных тонким пером, фломастером, цветными карандашами. Десять тысяч маленьких оригинальных новелл. Полнее и ярче искусствоведческих изысканий рассказывают они о талантливом и весёлом человеке, который умеет видеть мир глазами первооткрывателя. Именно умеет. В прошедшем времени о ней не скажешь.

2 ученик:

Слайд № 3

Памяти Нади Рушевой

Как недолгий, но яркий фонарик,

Как зимою дыханье тепла,

Эта девочка — грустный очкарик –

Между нами однажды прошла.

Каждый штрих, словно ласточка детства,

Все по-пушкински — сразу ясней…

А потом с перехваченным сердцем

Я смотрел кинокадры о ней.

…Вот улыбка… Знакомые строфы…

Но я прутик забыть не могу,

Выводивший курчавый профиль

На весёлом лицейском снегу.

(Макс Дахие,

журнал «Юность» №1-2 за 1973г.)

3 ученик:

Слайд № 4

…Тоненькая, темноволосая девчушка с лукавыми, чуть раскосыми глазами. Такой осталась она на фотографии и в памяти людей. Удивительно непоседливое, неугомонное существо. Есть только один способ заставить её продержаться на одном месте больше трёх минут: отец берёт в руки книгу, и тогда, прислушиваясь к его голосу, к мелодии пушкинских стихов, к легендам, мифам, былинам в его пересказе, Надя садится за альбом.

Слайд № 5

4 ученик:

Ей пять лет, читать она ещё не умеет, но порывы детской фантазии не знают пределов. И вот на белых листах оживают сказки в картинках — новые, ею сочинённые истории. «Одиссея» обогащается приключениями, о которых не ведал Гомер. Рядом с маленькими новеллами из серии «Мир животных», (слайд №6) в которых сквозит нежность и радостное удивление перед величием природы, девочка вдруг рисует большую серию зарисовок из жизни… кентавров. (слайд № 7) Узнав об этих мифологических существах из рассказов своего первого учителя-отца, художника телевидения, первоклассница Надя представляет их реальными, живыми существами — со своими заботами, житейскими неурядицами, педагогическими проблемами. Oна придумывает смешные истории о «кентаврессах» и «кентавречатах», (слайд №8) незаметно увлекая зрителя своей веселой выдумкой.

1 ученик:

  Девочка растёт. И не по дням, а по часам растёт и крепнет её оригинальное дарование. На смену карандашу приходит тонкое перо, фломастер, цветной карандаш, пастель. (слайд №9)Тематика её работ — а к двенадцати годам их уже более пяти тысяч! — чрезвычайно широка. Весёлая, общительная Надя интересуется абсолютно всем: вот мчится по льду Лидия Скобликова, вот космонавты делают первые шаги по неведомой планете, вот танцуют маленькие лебеди (Надя первый раз в Большом театре!), а рядом — под торжественным лозунгом «Все на прыгалки!» — скачут малыши.

Всю короткую жизнь художницу увлекало искусство танца, «зримой музыки». (слайд № 10)

3 ученик:

Oна почти никогда не рисует с натуры, все её работы — это зарисовки того, что она «воображает». (слайд № 11)И в этом — залог сохранённого до конца счастливого свойства ребёнка мгновенно, «сиюминутно» откликаться конкретными образами на любую тему и сюжет, привлекая в помощники богатство ассоциаций, предметность видения мира, смелость фантазии.

2 ученик:

Слайд № 12

...Недетский почерк детского рисунка.
Пера разбег — как будто взмах крыла.
Певучих линий тоненькие струнки
Звенят, срываясь с кончика пера.

Вальсирует свободно по паркету
Листа рука. Душе дар богом дан
Провидеть. Проступают силуэты
Сквозь плотный белый ватмана туман.

И очертанья чудного мгновенья
Встают из пепла, возвещая вновь,
Что живы божество и вдохновенье…
И вечны жизнь, и слёзы, и любовь…

…Нам сквозь туман неверья и сомнений,
Из тайников бессмертного вчера,
Протягивает вечно юный гений
Нить Ариадны с кончика пера…




4 ученик:


Слайд № 13

. .В мае 1964 года, когда девочка училась в пятом классе, открылась выставка её работ, организованная журналом «Юность». В короткой жизни художницы Рушевой потом будет немало «премьерных» дней: пятнадцать персональных выставок в Москве и в Ленинграде, в Артеке и в Варшаве… Но это весенняя экспозиция была первой. И, думая о встрече с маленьким человеком большого таланта, каждый из нас, наверное, задавал себе вопрос: как поведёт себя девочка в ореоле всеoбщей известности, под вспышками кинокамер? Увы, многие юные души не осилили испытания популярностью.

5 ученик:

Слайд № 14

Видимо, немногие посетители удивительной выставки, о которой потом столь много писали, останавливали взгляд на девочке с тугими косичками вразлёт, игравшей у входа в редакцию журнала со старенькой, видавшей виды куклой. Так встречала первый день своей будущей славы Надя Рушева. И в этом не было и намёка на рисовку, как не было в юной художнице совсем ничего от «стандартного» вундеркинда. (слайд № 15)

14 апреля в МГУ должна была состояться встреча автора с посетителями выставки. Но она не получилась. Увидев переполненный зал, автор растерялся, расплакался и убежал… под бурные аплодисменты зрителей»

6 ученик:

    Человеку шестнадцать лет. Ещё нет биографии — есть только жизнь, заполненная до краёв школой, друзьями, весёлыми репетициями школьной самодеятельности (Надя — главный чтец и певунья), выпусками юмористической газеты (Надя — редактор), подготовкой очередного конкурса КВН (капитан команды — Надя Рушева)… А ещё — книги, музеи, новые спектакли. Она живёт, жадно впитывая впечатления, стремясь увидеть, прочитать, прочувствовать как можно больше… (слайд № 16)

И есть ещё волшебство, которое начинается каждый раз на белых листах, где вдруг оживают любимые, исхоженные вдоль и поперёк улочки Замоскворечья, переулки Старого Арбата, где обретают новую жизнь герои Пушкина и Толстого — самых близких ей писателей. (слайд № 17)

Когда человеку только шестнадцать, его творческий путь не разделишь на периоды. Но каждая новая работа говорит о крепнувшей руке, о росте яркого дарования.
7 ученик:

Слайд № 18


Век девятнадцатый встревожен
Таким вниманием к себе.
Его поэзия, быть может,
В другой откликнется судьбе.
Его история разъята
В своей красе и некрасе,
И воскрешённая крылатка
Трещит на взлётной полосе.
И девочка, ещё ребёнок,
Надежда Рушева спешит
В рисунке, что и бел, и тонок,
К надеждам пушкинской души.

(Александр Богучаров,
журнал «Юность» №6 за 1972г.)

5 ученик:

    

…Пушкин. Он впервые вошёл в жизнь девочки своими сказками — и уже навсегда. Сначала были рисунки к стихам и сказкам, которые ей читали дома. Потом на листах альбома появились её раздумья о жизни поэта. В пушкинской квартире в Ленинграде, на Мойке, Надя проводила целые дни, набрасывая эскизы на тему «Пушкин в кругу семьи». (слайд № 19) В одной из лучших её работ, «Пушкиниане», великий поэт — такой же юный и радостный, как она сама, семнадцатилетняя…

6 ученик:

Слайд №20

Десятки листов рассказывают о юном лицеисте, о его друзьях. Шаловливый мальчуган, глаза которого полны иронии и лукавства.(слайд № 21) А рядом — другое лицо, вглядывающееся в жизнь с тревогой и надеждой. Пушкин — отец смешных и непослушных малышей. (слайд № 22, 23) Пушкин, восхищённый красотой Натали. (слайд №24) Отрешённый от всех будничных дел Пушкин за письменным столом. (слайд № 25, 26) И такая скорбь — искренняя, безграничная, в последнем листе, где беспомощно вытянутая рука на снежном покрове одеяла говорит о кончине поэта… (слайд №27)

Всё это дано лаконично, как психологические этюды, но за каждым порывистым рисунком — часы и дни раздумий, острые наблюдения и глубокие мысли серьёзного мастера.

7 ученик:

Рост Нади как художника всего заметнее в сотнях листов её любимой «Пушкинианы», которую она продолжала и после большого успеха её персональной выставки во Всесоюзном музее А.С.Пушкина в Ленинграде. (слайд № 28) Ей предложили проиллюстрировать биографическую повесть о жизни поэта. Книга о Пушкине была задумана с иллюстрациями самого поэта. Но в детские и лицейские годы Пушкин, как известно, ещё не рисовал. (слайд № 29) За него это должна была сделать его сверстница, московская школьница Надя Рушева. (слайд №30)

3 ученик:


Перо фигурного катания
обводит Образ Чистоты.
Душа трепещет в ликовании,
провидя лики красоты.

Легко и просто как дыхание,
ложится линия на лист,
глазам являя обаяние
движенья тел, и душ, и лиц…

Узор-экспромт, где ветви дерева
скрывают женские черты…
О, сколько было бы утеряно
в подвалах Вечной Черноты,

но — было ж Господу мгновение! —
вложил ей в руки жар любви,
и чистый угол преломления
в кристаллик дремлющий вживил.

Как резв и развит грифель Рушевой!..
Сбылось перо терзаний Пушкина.
Слайд №31

Учитель:

В школе она организовала Клуб юных друзей искусства, выпускала стенгазету, проводила КВН. Очень хотела расшевелить, растормошить своих сверстников. Мечта ее была поступить в институт кинематографии, учиться на художника-мультипликатора. (слайд № 32)

У нее оказался дефект одного из сосудов мозга. Сейчас это можно оперировать. Тогда не смогли. От кровоизлияния в мозг Нади не стало. Мама говорила, что никогда она не болела и не жаловалась.

Слайд №33


Рефлексия

  • Что вам показалось интересным в сегодняшнем знакомстве с вашей ровесницей Надей Рушевой?




5

Пронских С.В.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "И.А.Крылов «Его басни переживут века»" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: