Тема превратности человеческой судьбы. По повести А.С.Пушкина «Метель» 7 класс






Ёлкина

Валентина

Григорьевна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 98 ЗАО г.Москвы

Тема превратности человеческой судьбы. По повести А.С.Пушкина «Метель»

(Почему повесть названа «Метель»?)





Конспект урока по литературе в 7 классе.

























Основные задачи: раскрытие авторской позиции, идейно-нравственного содержания повести о существовании высших нравственных законов, нарушение которых ведет к наказанию; развитие образно-логического мышления учащихся.

Оборудование:

— вальс Свиридова к повести «Метель»;

— видеоэпизод (сцена метели) из кинофильма режиссера В. Басова «Метель» (интернет-ресурсы).

-портрет Пушкина, иллюстрации к повести.





































Ход урока

  1. Просмотр видеоэпизода из кинофильма «Метель».

  2. Беседа

  1. Учитель: Почему повесть названа «Метель»?

Ответы: — Метель – кульминационный момент повести.

— Именно метель изменила судьбы главных героев.

Учитель: Правильно, повесть рассказывает о том, как, казалось бы, нелепый случай может круто изменить жизнь человека……- Повесть о превратностях человеческой судьбы. Теперь давайте более подробно посмотрим, какую роль метель сыграла в судьбе каждого героя.

Что переживала Марья Гавриловна , когда началась метель? Найдите ответ в тексте.

— «Все казалось угрозой и печальным предзнаменованием».

Метель как бы предупреждает Марью Гавриловну об опасности.

— «Ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу»


— Найдите главные слова.


Вывод: Марья Гавриловна мучится сознанием своей преступности.

Все было против побега, и прежде всего природа.

— Какую роль сыграла метель в судьбе Владимира?

Ответы учеников:

— Пока Владимир ездил к священнику и договаривался со свидетелем, погода была хорошая. Но как только подошло время ехать в Жадрино, поднялась метель. Закружила, сбила с дороги.

— Пытался ли Владимир что-либо изменить?

— Да, он пытался сопротивляться, но ничего не мог изменить, все было бесполезно.


Текст: «Очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу».


Вывод: Метель сыграла с Владимиром злую шутку и круто изменила его жизнь.

-Что произошло с Бурминым?


Ответы: — Метель закружила и Бурмина. Она вызвала у офицера неясное беспокойство, и он поехал в свой полк в самую бурю, как будто сама судьба послала его туда.


Текст: «Казалось, кто-то меня так и толкал»

Из-за метели Бурмин женился на девушке, которую никогда не видел и не знал.


— Подумайте, метель в повести Пушкина – это только явление природы?


Ответы: — Метель вершит судьбы людей?

— Значит, она живая, она одобряет, осуждает, она действующее лицо.

Вывод учителя: Природа и человек связаны между собой неразрывными нитями.

Человек – часть природы.


III. Учитель: Значит, во всем, что случилось, виновата метель?

(Только в первый момент вопрос вызывает легкое замешательство, но потом ребята почти без подсказки учителя начинают отвечать).

— Виновата не метель, виноваты сами герои. Они были слишком легкомысленными.

— Докажите.

— Марья Гавриловна и Владимир не любили друг друга, а только играли в любовь. Они решили пожениться, потому что стремились походить на героев глупых сентиментальных романов.

Доказывают по тексту .

— А как Бурмин оценивает свое поведение?


Текст: « Непонятная, непростительная ветреность», « В то время я так мало полагал важности в преступлении моей проказы, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру».

— Главные слова?

— ветреность, преступление.

Только позже понял, что ветреность – это преступление.

IV. Какое же преступление совершили молодые люди, через какие законы переступили?

При ответе на этот вопрос учитель обращает внимание на эпиграф в повести, подчеркивая, что именно в эпиграфе выражена главная мысль произведения. Отмечаем словосочетания: «божий храм», «темная даль».

Общими усилиями приходим к выводу.


— Молодые люди нарушили главный божественный закон- закон настоящей, глубокой и искренней любви.


— Легкомыслие, женитьба без любви — это преступление перед Богом, зло. А зло порождает ответное зло. Метель разразилась не случайно. Это божья кара, наказание за «непростительную ветреность».


— Кто это понял лучше всех?

— Бурмин.

Текст: «……Я не имею надежды отыскать ту, …….которая так теперь жестоко отомщена».

«Я несчастнейшее создание».


Вывод: Они сама сделали себя несчастными.

V. Почему у повести счастливый конец?


— Метель разрушила старую жизнь героев и заставила их начать другую, новую. (Владимир погиб). А Марья Гавриловна и Бурмин осознали свои грехи, поэтому природа смилостивилась над ними и соединила их судьбы.


VI. Заключение: Каждые человек в своей жизни хочет быть счастливым.

По Пушкину, каков же путь к счастью?


— Чтобы быть счастливым, нельзя бездумно, легкомысленно относиться к жизни. Нужно помнить: существуют высшие нравственные законы. Нарушение их ведет к наказанию.

VII. Звучит вальс Свиридова.


























Список литературы:


  1. А.С. Пушкин «Повести Белкина»

  2. Н.Н. Петрунина «Проза Пушкина» (пути эволюции). Ленинград. Издательство «Наука»,1987 год.

  3. Интернет-ресурсы:

  • Видеоэпизод из кинофильма режиссера В. Басова «Метель».

  • Вальс Свиридова к кинофильму «Метель».



Свежие документы:  Конспект урока по чтению и развитию речи, кубановедению для учащихся 3 класса по теме : "Стихотворение Г.Витез "Весна подарила"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: