Урок Литературы «Когда душа во власти денег…»



Когда душа во власти денег…

(по басням И. А. Крылова)













Содержание.

  1. О вечных спутниках человека.



  1. Народная мудрость гласит .



  1. И. А. Крылов — русский баснописец, писатель и драматург 19 века.



  1. Отношение героев басен Крылова к деньгам и богатству. Анализ басен:



  • «Скупой и курица»,

  • «Фортуна и нищий»,

  • «Бедный богач»,

  • «Откупщик и сапожник»



  1. Вывод по басням Крылова.







Любовь, дружба, взаимоуважение, взаимовыручка, понимание – это вечные спутники в жизни человека, без которых наша жизнь немыслима. Но порой в современном мире высоко ставятся не эти ценности, а деньги, богатство… Есть деньги, значит будешь обладать многими ценностями. Если захочешь, славой, властью, которые так могут вскружить голову, что человек может возомнить себя всемогущим, даже способным купить любовь и дружбу. В нашем мире нет, наверное, людей, которые бы не нуждались в деньгах. Потому что чтобы хорошо жить в современном мире, надо за всё платить. Деньги решают многое.

Как же относились к деньгам в старину? Деньги, конечно же, ценились, но чаще выше них ставились хорошие человеческие отношения и спокойная жизнь. Русский народ всегда неоднозначно относился к деньгам и богатству. Об этом свидетельствуют пословицы:

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  • Без денег сон крепче.

  • Были бы деньги, а дыр-то много.

  • Даровой рубль дёшев, нажитый дорог.

  • Денежки в кармане — все друзья с нами.

  • Лишняя денежка карману не в тягость.

  • Денежка не Бог, а бережёт.

  • Денежка дорожку прокладывает.

  • Деньга деньгу родит.

  • Деньги счёт любят.



Так как же быть? Без гроша в кармане спать крепким сном или с богатым карманом, чтоб друзья были с нами? Какое место деньги должны занимать в жизни человека? Как правильно относиться к деньгам? Деньги и богатство – это символ благополучия и счастья или причина для страдания и одиночества?

На эти вопросы поищем ответы в произведениях русского баснописца, писателя и драматурга 19-го века Ивана Андреевича Крылова.

Имя Ивана Андреевича Крылова широко известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Нет в нашей стране ребенка, который бы не читал и не заучивал наизусть такие басни Крылова, как «Волк на псарне», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Слон и Моська»… С большим интересом читают их и взрослые. Строки из многих басен Крылова давно разошлись на цитаты и стали крылатыми, потому что в них заключена мораль и народная мудрость. Именно поэтому никогда и не постареют басни дедушки Крылова.

Крылов-сатирик в своих баснях высмеивает и разоблачает человеческие пороки, то есть нравственные и духовные недостатки: лень, ложь, зависть, невежество, глупость, взяточничество . Сатирически изображает жизнь духовно больных людей. Изображать и в то же время высмеивать человеческие пороки Крылову помогают различные тропы и стилистические фигуры, как гипербола, гротеск, ирония, аллегория и другие. Они помогают нам живо представить изображаемую картину.

И.А.Крылов написал немало басен, в которых показывает людей, больных жадностью и скупостью. Героям этих басен недостаточно появившихся у них денег, они жаждут дальнейшего обогащения. Но сами ничего не делают. Но к чему это их приведёт?

Басня Крылова «Скупой и курица». Жил человек, ничем он не занимался: не знал ни промысла, ни ремесла. Он имел курицу, которая яйца несла, но не простые, а золотые. Однако скупой зарезал эту курицу, желая из неё достать клад. Внутри курицы оказались… простые потроха. Скупому человеку было мало богатства, что у него есть. Крылов в этой басне обличает человека, который оказывается во власти денег и перестаёт здраво мыслить, страдает из-за своей жадности.

Мораль этой басни в самом начале:

Скупой теряет всё, желая всё достать.



Следующая басня – «Фортуна и нищий». В этой басне изображается хозяин дома, который разбогател на торговле. Но, пожелав большего, он отправил свои корабли в море за новым богатством. Однако его корабли разбила буря, и все сокровища утонули: «Теперь они на дне, и видел он себя богатым, как во сне…»

Другой герой басни набрал денег взаймы, разбогател, но не сумел рассчитаться с долгами и вовсе разорился.

И следующий герой – Нищий – нищим так и остался, желая всё больше набить свою ветхую суму червонцами Фортуны. Эх, не внял мой бедный Нищий слов Фортуны. Он остаётся один с разорванной сумой.

Мораль басни:

Без пути алкая

И нового богатства добывая,

Лишаются нередко своего

Всего.

Крылов этой басней предупреждает людей о том, что безмерная жажда к наживе не приводит к добру.

О том, как человек оказывается во власти денег и как жажда наживы влияет на его душевное и физическое состояние, повествуется и в басне «Бедный богач».

Речь идёт об одном бедняке, который хотел разбогатеть с помощью кошелька, полученного то ли от колдуна, то ли от беса. Бедняк рассуждал, что если бы он был богат, то делал бы другим только добро. Но вот у него появляется волшебный кошелёк, в котором деньги не иссякали. Вот счастье-то: нынче сам бедняк заживёт в достатке, и другим станет помогать, как мечтал раньше. Но нет! Наш бедняг вдруг стал скупым и жадным. Захотел всё больше и больше денег. Деньги из кошелька доставал, но не тратил, а только копил. Сам весь пожелтел, как золото, есть и пить перестал, стал слабый и хилый. Так и умер бедный богач, не сходя с лавки, досчитывая свой девятый миллион.



Мораль басни:

Ну стоит ли богатым быть,

Чтоб вкусно никогда ни съесть, ни спить

И только деньги лишь копить?

И этому герою деньги не то чтобы принесли счастья, а вовсе погубили.

Басня «Откупщик и сапожник».

Жили-были два соседа: богатый откупщик и сапожник-бедняк. Откупщик так боялся разорения, что даже сон потерял. Но в этом он винит своего соседа, бедного сапожника, который с утра до ночи работает, «без умолку поёт и богачу заснуть никак он не даёт…» И тогда богач предлагает сапожнику мешок денег. Тот берёт их. Начать бы с мешком денег новую счастливую жизнь! Но что за напасть? Сон теряет и сапожник, боясь за эти деньги, вздрагивает от каждого шороха. Вскоре он одумался и вернул соседу мешок с деньгами. Ведь раньше он был хоть и беден, но спал спокойно. Напоследок сапожник говорит:

«Живи ты при своём богатстве:

А мне, за песни и за сон,

Не надобен ни миллион».



Неожиданное получение несметного богатства изображено в рассмотренных баснях. Крылов показал, как деньги влияют на нравственность, на душевное и на физическое состояние человека. Для Крылова счастье не в личном обогащении. Мы видим, что ни одному из героев деньги не принесли даже самой простой удачи. Одни разорились, другие сон потеряли, а третий и вовсе умер, зачахнув в своих богатствах.

Почему же для них деньги стали символом неудачи и разрухи, а не символом процветания и благополучия? Давайте вспомним, каким образом герои становятся богачами? Они честным трудом заработали этих денег? Нет! Деньги сами по себе появились. Герои, никакого труда не приложив, чтобы как-то улучшить своё состояние, хотят всё больше богатства. Оказавшись во власти денег, они теряют чувство меры, скупость и жадность съедают их. Вспоминается бабка у разбитого корыта (А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»), которой хочется всё больше и больше, но в итоге бабка остаётся ни с чем…

Нам, как и Крылову, хочется осуждать и смеяться над героями, для которых высшая ценность – это деньги. Но , помимо осуждения, они нуждаются и в жалости. Жаль бедняка из басни «Бедный богач». Что он видел в своей жизни? Бедствовал всю жизнь. Он выглядит жалким даже тогда, когда разбогател. Ведь чужды ему даже простые человеческие радости!

Мы рады за сапожника из басни «Откупщик и сапожник» . Он, в отличие от бедняка из вышеуказанной басни, смекнул, что счастье не в деньгах. Счастье вернулось к сапожнику, когда он отдал откупщику его золото.

Для меня слово «деньги» ассоциируется со словом «труд». Человек более уважительно относится к тем деньгам, которые он сам заработал честным трудом. Смешно мечтать о каких-то богатствах, о кладах, о сундуках с золотом. Уверена, что деньги должны помогать людям жить, создавать хорошее настроение, а не убивать в них всё человеческое, они должны зависеть от человека, а не человек от них. Деньги решают многое, но не всё. Любовь, дружба, честь, достоинство – это высшие человеческие ценности, их нельзя купить!



Свежие документы:  Урок литературного чтения 4 класс «Комполэн – Болотный Дух»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: