Урок литературы в 6 классе « Основы и поэтика классической басни»


Урок литературы в 6 классе

« Основы и поэтика классической басни»

Цель: 1. Создать условия для понимания основ и поэтики классической басни авторов Эзопа, Лафонтена, Сумарокова, Крылова;

2. Обеспечить возможность для развития умений анализа и сравнения, обобщения полученных сведений в ходе анализа басен;

3. Развитие моральных качеств учащихся, привитие интереса к изучению литературы.

Ход урока

  1. Организационный момент – можно сидя отвечать на короткие

эвристические вопросы, двигаться к доске.

  1. Целеполагание

Дорогие друзья, мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали параллельные басни Эзопа, Лафонтена, Сумарокова, Крылова. На сегодняшний урок я вынесла тему «Основы и поэтика классической басни».

Как вы думаете, каковы цели сегодняшнего урока в связи с данной темой?

  1. Словарная работа

    1. У доски – толкование терминов:

Аллегория (?) –

Метафора (?) –

Олицетворение (?) —

Жанр (?) –

Классицизм (?) –

Басня (?) –

Композиция (?) –

    1. У интерактивной доски – ЛСС № 6

    2. На магнитной доске – распредели детали басен

Желтые (Эзоп) – 6 век до н.э., «кусок мяса», ворон и лисица, дерево, расхваливает, «царь над птицами», «кабы и ум был в голове»

Красные (Лафонтен) – 17 век, «держал в своём клюве сыр», дядюшка Ворон и дядюшка Лис, дерево, повёл такую речь, «Феникс наших дубрав», «всякий льстец кормится от тех, кто его слушает»

Белые (Сумароков) – 18 век, «сыру кус», ворона и лисица, дуб, говорит, «попугай ничто…. павлиньи перья», «я дам вороне сок»

Лимонные (Крылов) – 19 век, «кусочек сыру», ворона и лисица, ель, «и говорит так сладко, чуть дыша», «царь-птица», «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

  1. Проверка выполнения:

-Словарная работа:

Аллегория — форма иносказания, заключающаяся в выражении отвлеченного понятия через конкретный образ.

Метафора — оборот речи, заключающийся в употреблении слов и выражений в переносном значении для определения предмета или явления на основе аналогии, сравнения или сходства.

Олицетворение — литературный прием, заключающийся в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных.

Жанр — разновидность произведений в пределах какого-л. искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными и стилистическими признаками.

Классицизм — направление в литературе и искусстве XVII в.- начала XIX в., характерной особенностью которого было обращение к образцам и формам античного искусства как наиболее совершенным.

Басня – короткий — обычно стихотворный — нравоучительный или сатирический рассказ, построенный на олицетворении животных, растений.

Композиция — строение произведения литературы и искусства, расположение и соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое.

— Для чего мы сегодня повторяем данные термины?

— Чтение ЛСС №6

Блиц-опрос по схеме:

  1. Какова композиционная структура басни?

  2. Что такое басенная мораль? Где её место?

  3. Какова зависимость между басенным рассказом и моралью?

  4. Чем отличается басня от притчи?

  5. Какова внутрижанровая классификация русской басни 18 века?

— Какое значение несут данные детали для раскрытия основной мысли басен?

5.Эвристическая беседа:

По ходу ответов заполняем таблицу:

Басенные особенности

Эзоп

Лафонтен

Сумароков

Крылов

Строгая композиция:

басенный рассказ + мораль

+

+

+!

Слова автора

и диалог

+

+

+

+

+

+

Форма выражения басенной морали

Добавочное высказывание

В действиях героев

В контексте

Чётко выраженная, отделённая композиционно

Размышления персонажей

+ односложно

+

Язык персонажей просторечный

_

_

+

+

Манера повествования

Скупая, повествовательная

Более красочная, комизм

Ирония, откровенное издевательство+ начало психологизма

Ирония, тонкое издевательство +психологизм


  1. Найдите композиционные приметы басенного жанра.

  2. Какую басню легче было бы инсценировать и почему?

  3. Какие особенности слов автора вы увидели в баснях?

  4. Как сформулирована басенная мораль?

  5. Можно ли в баснях увидеть размышления персонажей?

  6. Как можно охарактеризовать манеру повествования баснописца?

6.Физкультминутка

Раскрашивание

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, и закончить раскрашивание обязательно цветом, который в данный момент нравится более всего. Раскрашивать необходимо, не торопясь, не допуская пробелов.

Дыхательная медитация

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.

Распределение задач:

Найдите квадратик в кабинете с цифрой, смотрите внимательно…


  1. Решение поисковых задач:


1

Докажите, что у Крылова басня носит психологический характер?





Психологизм – это склонность к углубленному изображению психических явлений, глубокому психологическому анализу. (см. приложение)




  1. Язык животных просторечный, что приближает их к народу (приведи примеры);

  2. У Крылова лиса не просто «говорит», а как «говорит…..», ворона не просто открыла рот, а что этому предшествует….?

  3. Описано внутреннее состояние героев. (пример)

  4. Что придумывает лиса, чтобы приблизится к вороне?

  5. Сочувствуем ли мы вороне Крылова?

  6. Для кого написана басня Крылова (вспомните социальное расслоение, по Ломоносову)



2


Докажите, что басня Сумарокова написана по законам классицизма?






Классицизм — направление в литературе и искусстве XVII в.- начала XIX в., характерной особенностью которого было обращение к образцам и формам античного искусства как наиболее совершенным.

Законы классицизма:

  1. Единство места

  2. Единство времени

  3. Единство действий









  1. Четкое соответствие композиции басни (примеры)

  2. Сколько героев в басне, добавляются ли ещё другие?

  3. Изменяется ли место действия?

  4. Продолжительно ли время действия?

  5. Какова лексика басни? Чётко ли она соответствует Ломоносовской теории «трёх штилей»?









3

Докажите, что основа басни Эзопа – фольклорный вариант?






Фолькло́р (англ. folklore) — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.












  1. Какова форма написания?

  2. Что показывает на то, что басня записана?

  3. Какое выразительное средство, характерное для фольклорных жанров, использовано в басне?







4

В чём принципиальная разница между баснями Лафонтена, Сумарокова, Крылова





Обрати внимание на мораль, композицию, языковые особенности басен, роль автора, характеристики героев, детали в баснях





См. таблицу, заполненную на уроке




Проверить решения


8. Рефлексия


1. Я даю вам утверждение, вы можете согласиться со мной, либо не соглашаться: «Молодым людям сейчас не нужно знать произведения, написанные несколько веков назад»

2. Каким цветом вы раскрашивали экран на физкультминутке?


9.Домашнее задание, оценивание

Закончить решение задач, поставьте оценки сами себе за решение задач.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса «Волшебники слова «Л.Н.Толстой «Веник»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: