Конспект урока для 2 класса «Волшебники слова «Л.Н.Толстой «Веник»


Проект урока литературное чтение

(система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В.Давыдова)



Класс: 2

Тема урока: Волшебники слова. Л.Н.Толстой «Веник»

Базовая программа: «Литературное чтение»,1 — 4 кл., Е.И. Матвеева, М.: Вита-Пресс, 2010.

Тип урока: решение частных задач.

Цель урока: создать условия для осознания детьми характерных особенностей жанра притчи (иносказание).

Предполагается, что учащиеся

  • откроют авторский замысел притчи Л.Н.Толстого «Веник» через понимание лексического значения слова «единство» и нравственного понятия «единство»;

  • узнают, что в произведениях жанра притчи название может помочь раскрыть иносказательное поучение автора;

  • испытают потребность вдумчивого прочтения произведений жанра притчи;

  • обретут в процессе совместно-распределенной деятельности первые навыки взаимодействия и ведения полилога (выслушивать говорящего до конца, не перебивать, убедительно высказывать свою точку зрения, корректно выражать свое несогласие, задавать вопросы на понимание, уточнение) .



Педагогическая задача: создать условия для ведения учащимися конструктивного диалога на содержательной основе.

ХОД УРОКА

Предполагаемая

деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Демонстрация на доске

Применение ИКТ

Мотивационно-ориентировочная часть

— Русский писатель Яков Борисович Княжнин очень интересно сказал об искусстве чтения, что можно «читать и не понимать; читать и понимать; читать и понимать даже то, что не написано».

Но всем известно, что становление вдумчивого читателя начинается с умения понимать смысл слова. Поэтому я для вас приготовила несколько слов и выражений, а вы, пожалуйста, определите их лексическое значение.






























— Молодцы! Выполнить следующее задание вам поможет видеоролик.





— Народное единство… Единство. Определите лексическое значение слова единство. Для этого из данных слов выберите только те слова, которые, на ваш взгляд, раскрывают смысл этого слова и подчеркните их.


-Как лучше организовать нашу работу?












— Что же получается, одно и то же слово единство мы понимаем по-разному?

Как вы думаете, о чем нам сегодня стоит поговорить на уроке?



Операционально-исполнительная часть

— У Л.Н.Толстого есть произведение «Отец и сыновья».

Предположите, опираясь на ключевые слова, о чем оно? Что могло произойти? Чем могло закончиться это произведение?








— Давайте узнаем, что же было на самом деле.

(Чтение произведения учителем)


— Все ли слова и выражения вам были понятны?


— Понравилось ли вам это произведение? Чем?


— Подтвердились ли ваши предположения о содержании текста?


— Прочитайте текст на с.108 самостоятельно (жужжащее чтение).


— Кто из героев вам больше всех понравился и почему?


-Каким вы представляете себе отца, главного героя? Подтвердите свои высказывания словами из текста.



— Почему Толстой не дает подробного описания внешности своего героя?



— Какие черты характера присущи старику? Обоснуйте свой ответ.

















— Какими чертами характера обладают сыновья? Подтвердите словами из текста.










— Чему учил старик сыновей? Найдите и прочитайте слова, в которых содержится это поучение.





-А вас взрослые часто поучают?


-А вам нравится, когда вас взрослые без конца поучают, делай так, не делай так?


-Как вы думаете, почему Л.Н. Толстой выбрал такой способ поучения?






-А как вы думаете, это произведение кому полезно читать?




-Итак, я правильно вас поняла, что поучение нужно детям, но не прямое, не навязчивое, а полезное, в интересной форме поданное.


-В названии этого произведения (показываю книгу) я прочла «Отец и сыновья», а в учебнике у вас название – «Веник». Как вы думаете, почему?












-Итак, к какому жанру можно отнести это произведение? Обоснуйте свой ответ.






— В чем хотел убедить нас автор? Определите главную мысль притчи.


— Как сам Л.Н.Толстой определяет значение слова единство?


























































Рефлексия

— Разные люди в разные времена размышляли над этим понятием. Самые интересные высказывания находятся в книге афоризмов. Вот некоторые из них.


— Несмотря на то, что по-разному говорят люди о единстве, дружбе, главное, что все они понимают под этим понятием одно и то же:

в единстве – сила!

И такие произведения, как притчи, помогают людям глубже понимать жизнь во всем ее многообразии, становиться лучше, добрее и умнее.


-На нашей книжной полке разные притчи. У каждой притчи – свое название. Я задумала для вас домашнее задание (оно записано на доске, но спрятано). Постарайтесь проникнуть в мой учительский замысел и догадайтесь, какое это могло быть задание?


Задуманное учителем задание: придумать второе название любой притче. Завтра на уроке это второе название должно помочь ребятам раскрыть иносказательный смысл притчи, ее поучение.















Старик

1. мужчина, достигший старости;

2. Опытный, знающий дело человек;

ссорились – вступали в ссору, пререкались, ругались, бранились, враждовали;

будет худо – (устар.) будет зло, неприятность;

велел – потребовал, приказал;

веник – связка веток, прутьев, сухих длинных стеблей;

переломить – сломать надвое;

рассыпались –

1. раскатились по поверхности,

2. разрушились, распались;

беда не одолеет – неприятность (горе) не пересилит, не поборет, не захватит, не завладеет.















Предполагается, что дети выберут работу в группах.

(На листе дети выделяют слова, раскрывающие, по их мнению, смысл слова единство).

Результаты работы групп зафиксировать на доске (вывесить листочки).






— Раскрыть смысл (значение) понятия «единство».



Учащиеся, опираясь на ключевые слова и выражения: старик, ссорились,

будет худо, велел,

веник, переломить, рассыпались, беда не одолеет, лексическое значение которых было рассмотрено ранее, высказывают свои предположения.






Высказывания детей.



Высказывания детей.



Высказывания детей.







Высказывания детей.




— Он стар. «Жил один старик…»




Важнее, что он говорит и что делает.



-Старый отец был обеспокоен тем, что его дети не дружат между собой («Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем им будет худо»).

— Он властныйвелел принести веник»).

Он мудрый (нашел хороший способ объяснить детям смысл и значение единства и дружбы в жизни человека).


— Сыновья не дружные, конфликтные (не могут договариваться, постоянно ссорятся между собой. «Братья часто ссорились друг с другом».).

Они неразумны, многого в жизни еще не понимают, потому что малы.


— «Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдетесь по одному, тогда все пропадете».


-Да.




-Нет.




-Чтобы детям было понятно, интересно, не обидно и т.п.

-Детям, чтобы научиться дружить.



-Взрослым, чтобы научиться правильно поучать детей.





-Да.






-Именно в этом предмете скрывается смысл поучения Л.Н. Толстого. И только талантливый читатель способен раскрыть такое непрямое поучение: будьте дружными, не ссорьтесь, понимайте друг друга и т. п.


-Это притча, т.к. ей свойственны следующие жанровые особенности:

малый рассказ, поучительность,

иносказание

-В единстве сила.



«…вместе дружно жить»




























































































В левой части доски запись:

Л.Н.Толстой

«Отец и сыновья»

Под ней слова и выражения:

старик,

ссорились,

будет худо,

велел,

веник, переломить, рассыпались,

беда не одолеет



























В правой части доски появляется карточка со словом единство.

Под ней карточка со словами:

союз, конфликт,

мир,

вражда, согласие,

лад,

дружба, сплоченность, противоречие, подвиг, взаимопонимание, разногласие, героизм,

война






























































На экране видеоролик, посвященный Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому


























































































































































На экране слайд 1:

(Жанры:

Сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть.

  • вымышленные

лица

  • вымышленные

события

  • иногда участие

волшебных сил

Басня – литературное произведение (в стихах или в прозе), которое в иносказательной форме) описывает житейскую ситуацию и содержит поучение (мораль).

  • делится на две

части: основное повествование и мораль

  • герои – животные, наделены особым характером

  • иносказание (изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек)

Притча – поучение в примерах. (В.И.Даль)

Притча – близкий к басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. (Энциклопедический словарь юного литературоведа.)

  • малый рассказ

  • поучительность

  • иносказание (изображение предмета, за которым скрывается другой предмет, человек или понятие)

Стихотворение – написанное стихами литературное произведение сравнительно небольшого размера.

  • стих

  • ритм)


На экране слайд 2

Где единение, там и победа.

Публий

Один, если он и велик, все-таки мал.

Горький М.

Благодаря согласию растут малые государства, из-за раздора гибнут великие державы.

Сенкевич Г.

Коль вдруг муравьи сообща нападут,

осилят и льва, как бы ни был он лют.

Саади

Отдельный человек слаб, … лишь в сообществе с другими он может сделать многое.

Шопенгауэр А.



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Возникновение Рима"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: