Урок на тему «Основные образы рассказа И.А.Бунина «Косцы»


Родина Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы

МКОУ «Средняя школа №4» г.Людинова Калужской области


Урок, построенный по технологии «Развитие критического мышления» (ТРКМ)

Тема: «Основные образы рассказа И.А.Бунина «Косцы»

Цели:

Образовательные:

  • познакомиться с творчеством великого русского писателя И.А.Бунина на примере рассказа «Косцы»;

  • выделить основные образы рассказа;

  • понять, какие чувства испытывает автор-рассказчик.

Развивающие:

  • учиться определять основные образы литературного произведения;

  • учиться осмысленному чтению через лексическую работу с рассказом;

  • различать понятия «пейзажа» в живописи и пейзажной лирики в литературе;

  • расширить словарный запас обучающихся через знакомство с устаревшими словами;

  • работать над выразительностью речи обучающихся.

  • развитие образного мышления через выявление центральных образов-символов рассказа.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство прекрасного при восприятии литературных, музыкальных и художественных произведений;

  • способствовать формированию чувства любви к России, родной природе.

Универсальные учебные действия:

Познавательные УУД

1.Точность понимания цели работы.

2.Отбор информации.

3. Расширение представления об устаревших словах

Личностные УУД

1. Интерес к произведениям литературы и живописи.

2. Осмысление образов литературного произведения.

Регулятивные УУД

1. Осознание задачи преобразовать текстовую информацию в образную.

2. Планирование работы с учётом её этапов.

3.Способность преодолевать трудности, возникающие в процессе работы над произведением, поиск решений.

4. Адекватность самооценки, рефлексия, постановка новых задач.

Коммуникативные УУД

1. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

2. Слушать и вступать в диалог при обсуждении вопроса.

3. Ставить вопрос в процессе поиска информации.

4. Оформление мысли в соответствии с нормами русского литературного языка.

Ход урока:

Этапы

Содержание

Техническое сопровождение

1. Приветствие.

Любите ли вы читать? а рисовать? Или петь? Можно ли вас назвать творческими людьми?

Мы продолжаем путешествие в мир литературного творчества, и сегодня нас ждет новая интересная встреча.


2. Актуализация знаний. Стадия вызова.

Учитель читает стихотворение под тихую музыку

Гаснет вечер, даль синеет,

Солнышко садится,

Степь да степь кругом — и всюду

Нива колосится!

Пахнет медом, зацветает

Белая гречиха…

Звон к вечерне из деревни

Долетает тихо…

А вдали кукушка в роще

Медленно кукует…

Счастлив тот, кто на работе

В поле заночует!



— какие образы вы видите в этом стихотворении?

— какие чувства вызывает стихотворение?

Выпишем эти образы в 2 столбика в тетрадь и на доске


Слайд 2: анимация автоматически, музыка встроена


образы

чувства

вечер

спокойствие

степь

мир

поле

тишина

звук колокола

счастье



Слайд 3: первое слово появляется по щелчку, остальные за ним последовательно автоматически

3. Рассматривание картины («Косцы»).

— подходит ли эта иллюстрация к нашему стихотворению? Почему?

— как могла бы называться эта картина? (записываем варианты «В поле», «Косари»).

Эта картина называется «Косцы», ее автор – художник Иван Шишкин. Как называется картина, изображающая картины природы? Словарная работа – пейзаж. На что обращает внимание художник?









С пейзажем мы встречаемся не только на картинах художников, но и в литературных произведениях. Здесь пейзаж играет важное значение, с его помощью автор показывает, где происходит или стремится показать свои чувства, передать читателю особую философскую идею через средства художественной выразительности.



Автор стихотворения, которое прозвучало в начале урока, известный русский писатель И.А.Бунин. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом этого удивительного писателя — «Косцы».

— предположите, о чем будет рассказ с таким названием?



Слайд 4: название картины – по щелчку.







Слово «Пейзаж» — по щелчку, после ответа детей. Затем переходим на следующий слайд 5, где вспоминаем определение ПЕЙЗАЖА, знакомимся с пейзажами русских художников (при наведении курсора можно увеличить картины).



Слайд 6: знакомство с понятием ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ, его ролью в литературе (появление объектов автоматически последовательно)













Слайд 7: тема и эпиграф к уроку

4. Осмысление. Сохранения интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижения от знаний «старого» к «новому».



Давайте узнаем подробнее о писателе. Знакомство биографией Бунина в учебнике (стр. 3-4)

Проверим, насколько внимательны вы были при чтении материала. Прием ВЕРНО-НЕВЕРНО. Цифровой диктант. Если верно, то 1, если нет, то 0.

1. И.Бунин принадлежал к старинному помещичьему роду.

2. Предками Бунина были поэты 18 века: Анна Бунина и Василий Жуковский.

3. Раннее детство провел на хуторе Бутырки Елецкого уезда.

4. Елецкая губерния располагалась в Московской губернии.

5. . Бунин успешно закончил свое обучение в Елецкой гимназии.

6. С детских лет проявилось увлечение чтением у Бунина.

7. В течение всего творчества Бунин писал свои воспоминания.

8. В основе художественной личности Бунина лежали впечатлительность и восприимчивость.

9. В 1891 году вышла в свет первая книга рассказов Бунина.

10. В 1933 году Бунин был награжден Нобелевской премией по литературе.

Шифр: 0110010101 + взаимопроверка в парах





6. Знакомство с рассказом: звучит аудиозапись рассказа «Косцы».

Параллельно идет чтение с маркировкой с использованием значка «V», «+», «-», «?».

«V»- уже знал
  » + » — новое
 » — » — думаю иначе, не согласен
 » ? » — не понял, есть вопросы  



Слайд 8: анимация не используется

7. Словарная работа

мурава, извалы полей, подпасок, бахилки, онучи, кумач, ластовицы, батраки (презентация)

Слайд 9: при нажатии на слово картинка переворачивается и появляется картинка со значением слова и иллюстрацией к нему.

8.Итоги. Обобщение. Сопоставление со схемой в начале рассказа. Давайте добавим свои слова для основных образов и чувств в рассказе.



образы

чувства

вечер

спокойствие

степь

мир

поле

тишина

звук колокола

счастье

лес

сожаление

дорога

радость

облака

восхищение

сказка

Жизнь, реальность

Россия

ностальгия



Слайд 10: первое новое слово – по щелчку остальные – последовательно за ним.

9. Можно составить синквейн по первым впечатлениям от рассказа

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

Предложение по теме

Существительное-символ

Например,

Поле

Большое, золотое

Колосится, волнуется, поют

Косцы песню русскую

О России

Слайд 11: без анимации

10. Д.З.

Подготовьтесь к выразительному чтению, составьте вопросы к рассказу.




























Свежие документы:  Конспект урока на тему "Инсценировка в стихах "Как непослушный медвежонок в детсад попал"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: