Внеклассное мероприятие по Литературе «Ф.И.ТЮТЧЕВ – МЫСЛИТЕЛЬ И ПОЭТ» 5-7 класс


1001 идея интересного занятия с детьми


ШКОЛЬНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРАЗДНИК

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ

«Ф.И.ТЮТЧЕВ – МЫСЛИТЕЛЬ И ПОЭТ».

Ильина Рита Тимофеевна, Муниципальное общеобразовательное

казенное учреждение «Покровская средняя школа» Октябрьского района, Приморского края, учитель литературы и русского языка, Дальний Восток


Предмет (направленность): литература.

Возраст детей: 5-7 классы.

Место проведения: класс или вне класса.



I. Приближается юбилейная дата Ф.И.Тютчева: 5 декабря 2013 года ему исполнилось бы 210 лет со дня рождения. Представляю для публикации сценарий праздника «Ф.И.Тютчев – мыслитель и поэт» (Конкурс на лучшее художественное чтение стихотворений Ф.И.Тютчева)

Мероприятие рассчитано для учащихся 5-7 классов.

Сценарий составлен мною на основе стихотворений, выбранных учениками для конкурсного чтения.

К разработке сценария были привлечены семиклассники, которые нашли историко-биографические сведения и интересный материал на поставленные мною вопросы к стихотворениям, например:

1. сопоставительный анализ стихотворений;

2. обстоятельства и события жизни поэта;

3. время написания стихотворений;

4. тема, идея, композиция – движение поэтической мысли в стихотворении;

5. каково основное настроение поэта, переданное им в стихах?

6. Какие другие чувства выражены в стихах?

7. Каковы особенности поэтического языка каждого стихотворения?

8. Какие ощущения возникают после прочтения стихов?


II.Задачи:

1) Выявить отношение Ф.И. Тютчева к его любимым героям и привлечь внимание подростков к яркой личности поэта.

2) Изучить обстоятельства и события жизни поэта и суметь предать свои представления о нем, как о трудолюбивом, талантливом, духовно богатом человеке.

3) Описать занимательное, интересное при отборе дополнительных художественных текстов по истории литературы.

4) Установить время написания стихотворений и основное настроение поэта, переданное им в стихотворении.

5) Определить, какие чувства и как выражены в стихотворениях.

6) Произвести сопоставительный анализ стихотворений и выявить особенности их поэтического языка.


III. Определив задачи, класс делю на группы. Обсуждаем действия, необходимые для выполнения работы, планируем, над какими конкретными стихами Тютчева будет производить исследование каждая группа, какие сборники стихов возьмут в библиотеке, какую методическую литературу используют.

В ходе подготовки сценария проверяю работы учащихся, консультирую их, предлагаю дополнительную литературу, рекомендую необходимые сайты в интернете.

Выполненные работы в группах свидетельствуют о высоком познавательном интересе, а это является необходимым условием для того, чтобы изучаемый материал становился не суммой знаний, а выходил в содержание духовного мира человека.

В литературной гостиной ведущими являются те дети, которые проводили проектно-исследовательскую деятельность.

Литературно-музыкальная композиция вызывает глубокий интерес у всех участников, повышает мотивацию к чтению и изучению литературы, расширяет литературный и общекультурный кругозор учащихся, расширяет виды образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, проектной


Оформление гостиной.

I. Плакаты:

1. 210 лет со дня рождения Ф. И. Тютчева (1803-2013).

2. Федор Иванович Тютчев (1803-1873).

II. Высказывания о Ф. И. Тютчеве.

3. Он одинаково горячо любил «Отечество и поэзию».

4. «…все у него строго: и содержание, и форма». Л.Н.Толстой.

5. «О Тютчеве не спорят, кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». И.С. Тургенев.


Ф. И. Тютчев – свидетель «роковых минут» истории:


1812 – Отечественная война.

1825 – восстание декабристов.

1830-1848 – революция в Европе.

1861 – реформа по отмене крепостного права.

1870-1871 – франко-прусская война.

1871 – Парижская коммуна.

III. Портреты литературных современников Ф.И.Тютчева:

А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, А.А.Фет, А.С.Грибоедов, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов.



Вступительное слово.

Учитель:

Силой воображения перенесемся в 19 век. Мы в литературной комнате музея-усадьбы «Мураново» им. Тютчева Московской области, с нами рядом современники Тютчева: А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, А.А.Фет, А.С.Грибоедов, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов и другие поэты и писатели 19 века, которые очень высоко ценили поэтический дар и стихотворения Тютчева.

Свежие документы:  Вечные темы и сюжеты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина



Отзывы о стихах Тютчева

Ученики:

— Вы знаете, кто мой любимый поэт? – спросил однажды Л.Н.Толстой. И сам ответил: «Тютчев».

— С «изумлением и восторгом» отзывался о стихах Тютчева А.С.Пушкин.

— Н.А.Некрасов назвал лирику Тютчева одним из «немногих блестящих явлений» русской поэзии.

— Тютчев может сказать о себе, что он…создал речи, которым не суждено умереть, — писал тогда же И.С.Тургенев.

— Менделеев любил повторять особенно запомнившиеся ему тютчевские стихи.


«Роковые минуты истории»

Ученики:

— Тютчев прожил почти 70 лет. Он был свидетелем многих «роковых минут» истории.

1812 – Отечественная война.

1825 – восстание декабристов.

1830-1848 – революция в Европе.

1853-1856 – Крымская война

1861 – реформа по отмене крепостного права.

1870-1871 – франко-прусская война.

1871 – Парижская коммуна.


— Размышляя о судьбе России, о ее особом страдальческом пути, о самобытности, поэт пишет свои знаменитые строки, которые стали афоризмом:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Ученик:

Тютчев был против революции. Его идеалом стал союз славянских земель во главе с Россией. Союз этот, он считал, должен стать всемирным. Он надеялся на то, что с помощью России освободятся порабощенные турками и австрийцами славянские народы: болгары, сербы, чехи, словаки. Об этом стихотворение Тютчева «Рассвет» .


1 Чтец «Рассвет».


Ученик:

В годы Великой Отечественной войны цитировалось и перепечатывалось стихотворение «Славянам». В нем пот выражает уверенность в том, что братские славянские народы во главе с Россией могут оказать отпор растущему германскому милитаризму.


2 Чтец «Славянам».


Личность поэта

Ученики:

— Ф.И.Тютчев был умнейший, исключительно образованный человек своего времени, Европеец «самой высшей пробы».

— Ему нужны были: воздух, каждый вечер яркий свет люстр и ламп, веселое шуршание дорогих женских платьев, говор и смех хорошеньких женщин. В.А. Сологуб.

— Между тем его наружность очень не соответствовала его вкусам; он был дурен собой, небрежно одет, неуклюж и рассеян; но все это исчезало, когда он начинал говорить, рассказывать; все мгновенно умолкали и во всей компании только и слышался голос Тютчева. В.А. Сологуб.

— А как его встречали, когда он входил, — если бы вы только видели, как встречали! Встречали, как встречают свет, когда потухает электричество и вдруг зажжется. С ним входила теплота, с ним входил ум; он нес собой интерес, юмор – но и едкую, язвительную шутку.

— Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критиками, ни читателями.


Тютчев – переводчик.

Учитель:

Зато его очень хорошо знали, как замечательного переводчика.

Произведения 14-летнего переводчика удостоены звания «Сотрудника» Общества любителей российской словесности.

К 18 –ти годам Федор Иванович окончил Московский университет со степенью кандидата словесных наук и был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел.

Из Москвы по старой Смоленской дороге в богатой карете дальнего родственника – графа, в карете, запряженной шестеркой лошадей, выехал он в Мюнхен, столицу Баварии. Он еще не знал, что 22 года прослужит за границей на дипломатической службе.

Свежие документы:  Методы и приемы работы с книгой, как фактор повышения навыков чтения

Он подружился с немецким поэтом Генрихом Гейне.

И первым из русских поэтов начал переводить с немецкого языка его стихотворения.


3 Чтец Стихотворение «С чужой стороны».


Дебют поэта

Учитель:

Настоящий дебют поэта состоялся в 1836 году, когда тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии в Россию, попадает в руки Пушкина, и тот, прочитав тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале «Современник» под заголовком «Стихи, присланные из Германии».


4 Чтец «Там, где горы, убегая…».

5 Чтец «Как сладко дремлет сад темно-зелёный» .

6 Чтец «Как ни гнетет рука судьбины» 1838.


Ученик:

О весне не только читают стихотворения поэта, но и поют романсы.

Прослушивание романса «Весенние воды».


7 Чтец «Неохотно и несмело».

8 Чтец «Пожары».


На родине.

Ученики:

— Но известность и признание приходят к Тютчеву позже, когда он вернулся на Родину в 50 х годах, когда вышел его сборник стихов в 1854 году, когда ему пошел 6 ой десяток лет.

— Появление сборника совпало с грозными днями Крымской войны. Поглощённый тревожными думами о будущем, Тютчев написал стихотворение «Теперь тебе не до стихов».


9 Чтец «Теперь тебе не до стихов».

Ученик:

И все же он не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе.

Учитель:

Лирику Тютчева можно тематически представить как философскую, гражданскую, пейзажную и любовную.

Однако эти темы очень тесно переплетаются в каждом стихотворении.

Величие, великолепие открывает поэт в окружающем мире, мире природы.


Звучит «Лунная» соната Бетховена.

Учитель:

Хочется посидеть в тишине, сумраке ночи, слиться с природой. Зажжем свечи.


На фоне музыки звучит стихотворение:


10 Чтец «Тихой ночью, поздним летом».


Ученик:

Сумрак, тени, тишина – это условия, в которых пробуждаются душевные силы человека. Человек остается один на один со всем миром, вбирает его в себя, сам сливается с ним.


11 Чтец «Декабрьское утро».


Учитель:

По праву Тютчева считают мастером пейзажа в стихах.


12 Чтец «Есть в осени первоначальной..».

13 Чтец «Поет зима, аукает..».


Учитель:

Миг единения с жизнью природы, растворения в ней – высшее блаженство, доступное человеку на земле.


14 Чтец «Вечер».


Учитель:

Стихи Тютчева вдохновляют современных поэтов и музыкантов. По мотивам стихотворений Тютчева написана песня.


Звучит песня «Как упоительны в России вечера».


Но особенно пристрастен поэт к водной стихии. Чуть ли не в трети стихотворений речь идет о воде, море, океане, фонтане, дожде, грозе, тумане, радуге.


15 Чтец «Как неожиданно и ярко».


Ученик:

Любуясь морем, восхищаясь его великолепием, автор подчеркивает близость стихийной жизни моря и непостижимых глубин души человеческой.


16 Чтец: «Как хорошо ты, о море ночное…».


Ученик:

Не покой, движение водных струй как природа человеческая, живущая сильными страстями, высокими помыслами.


17 Чтец: «Море и утес».


Учитель:

Особое место в творчестве Тютчева занимает тема любви. Тютчев запечатлел в стихах все оттенки чувства любви и мысли о неуловимой судьбе, преследующей человека.

Такой судьбой была его встреча с Еленой Александровной Денисьевой, ей посвящен цикл стихотворений.


Денисьевский цикл стихов.


18 Чтец: «Пошли господь свою отраду…».


Ученик:

В стихах, посвященных Денисьевой, любовь несчастна в самом ее счастье. Радость, страдание, жалобы – все это в стихотворении «О, как убийственно мы любим».


19 Чтец: «О, как убийственно мы любим».


Учитель:

В этом же 1851 году поэт написал стихотворение от имени самой Елены Александровны, оно звучит с особой драматичностью «Не говори: меня он, как и прежде, любит».

Свежие документы:  Элективный курс "Знакомые мотивы" 10 класс


20 Чтец: «Не говори: меня он, как и прежде, любит».


Учитель:

Тем неожиданней на фоне горестных воспоминаний выделяются 2 стихотворения Тютчева: «Я помню время золотое», «Я встретил вас – и все былое».

Оба они посвящены Амалии Лерхенфельд. Между этими стихотворениями промежуток 34 года.


Ученик:

Тютчев познакомился с Амалией, когда ей было 14 лет. Через 2 года поэт просил руки Амалии, но ее родители ему отказали. Он показался не слишком выгодной партией для их дочери.

Вернувшись в 1826 году из России, где он проводил отпуск, в Баварию, он узнал, что Амалия вышла замуж за его сослуживца, барона Крюднера.

Горечь и разочарование толкнули поэта на тайный брак с вдовствующей красавицей Элеонорой Петерсон. Урожденная графиня Ботмер имела 3 х детей. Чтобы отомстить коварной Амалии, Тютчев вступил в этот брак.

Но ни он, ни Амалия не забудут своей юной привязанности и пронесут ее через всю жизнь.


21 Чтец: «Я помню время золотое» 1836 г.


Ученик:

В 1870 году Тютчев случайно встретился с Амалией. Он был уже стариком. Да и бывшей красавице Петербурга было за 60.

Но поэт смотрел на нее по-прежнему любящими глазами.

Потрясенный встречей с первой любовью, Тютчев в те же дни и создал стихотворение, которое вошло в золотую сокровищницу русской поэзии.


22 Чтец: «Я встретил вас – и все былое».

Учитель:

Парализованный, полуживой, на самом пороге смерти, поэт создает шедевр русской поэзии. Послушайте романс на слова Тютчева. Прошло почти 50 лет после первой встречи с Амалией.

Звучит романс «Я встретил вас – и все былое».


Ученик:

Интересна судьба стихотворения, найденного через 2 года после смерти Тютчева. Перед текстом помета на французском языке «Для вас (что бы прочесть наедине)».

Оно было вложено поэтом в альбом – гербарий, принадлежавший его 2-ой жене Эрнестине Тютчевой и пролежало в нем, не замеченное ею до мая 1875 года.

24 года назад она еще не настолько знала по – русски, чтобы понимать русские стихи, да и не умела еще разбирать русского писания Федора Ивановича.

Каков же был ее сюрприз, ее радость и скорбь при чтении этого привета (замогильного), такого привета, такого признания ее подвига жены, ее любви.


23 Чтец: Не знаю я, проснется ль благодать

Моей души болезненно-греховной,

Удастся ль ей воскреснуть и восстать,

Пройдет ли обморок духовный?

Но если бы душа могла

Здесь, на земле, найти успокоенье,

Мне благодатью ты б была –

Ты, ты, мое земное провиденье.


Учитель:

Однолюбом Федор Иванович не был. Но при этом не кривил душой, умел сохранять семейную идиллию, постоянно заботился о материальном положении близких ему людей.

Анна Федоровна Тютчева – дочь поэта — вспоминала:


Ученик:

«Недавно папа говорил мне, что самое важное условие для утверждения нашего счастья – это полная правдивость в отношении самого себя.

Я жаловалась на то, что так мало думаю и поэтому так мало значу.

Он ответил мне, что ума всегда оказывается достаточно, когда остаешься правдивым, т.е. естественным, и благодаря этому оригинальным.»


Учитель:

Таков был этот своеобразный, высоко даровитый, смелый и смиренный мыслитель и поэт; таков был этот замечательный человек.


Итоги конкурса.



9

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: