Волшебный мир Коротышек, 7 класс


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

г.Калининграда, Калининградской области










Конспект урока по литературе в 7 классе

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР КОРОТЫШЕК»

(Н.Н. Носов и его герои)











подготовила

учитель русского языка и литературы

Пономаренко Анна Георгиевна












Калининград, 2010

Цель:

  • Познакомить с творчеством детского писателя Н.Носова.

  • Познакомить учащихся с особенностями творческой манеры писателя.


Развитие речи:

  • Уметь конструировать ответ на поставленный вопрос.


Теория литературы:

  • Знакомство с понятием портретная характеристика литературного героя.


Словарь:

  • Фантастический – основанный на принципах фантазии, относящейся к фантастике (литературное произведение, описывающее вымышленные, сверхъестественные события).

  • Роман – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, рассказывающее о большой эпохе в жизни страны, героев.

  • Повесть – более меньший объем, чем роман.

  • Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

  • Трилогия – три произведения одного автора, объединенных общим замыслом и преемственностью сюжета.


Оформление доски:

  • Портрет писателя, рисунки, иллюстрации к произведениям Н.Носова, таблицы с определением новых понятий.














Ход урока:

Разыгрывается сценка (игровой момент), которая знакомит с ведущими героями Н. Носова.

1. Слово учителя: Незнайке, Пончику, Пилюлькину, Синеглазке, Тюбику… в этом году – 55 лет (2008 г.) А Н.Н. Носову 23 ноября исполнилось бы 100 лет.

Волшебный мир коротышек из Цветочного города писатель создал, когда ему было 45 лет, успев до этого поработать газетным торговцем, чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен, режиссером мультипликационных и документальных фильмов.

В «Незнайке на Луне» Н.Носов предугадал эру грядущего русского капитализма. Действительно, достаточно перечитать его роман-сказку , чтобы убедиться: Россия ныне не что иное, как носовская «Луна». И студентом, в качестве вводного курса по рыночной экономике сегодня рекомендуют прочитать «Незнайку на Луне».

Тому, каким был автор Незнайки в жизни, как появился Незнайка и, главное, почему, мы сегодня и посвятим наш урок.

2. Учащиеся заранее готовят презентацию, которая рассказывает о биографических данных писателя.

3. Слово учителя:

Долговременную известность и любовь читателей получила трилогия Н. Носова о Незнайке. Эти романы- сказки в остроумной форме рассказывают нам об основных законах человеческого общежития. Реальные социальные конфликты заменены противоречием между «взрослым» мироустройством и «детским» миросозерцанием героев, а в последней части (научно-фантастической повести) сталкивает юного читателя с серьезными проблемами возможного конфликта знания и нравственности, цивилизованного и духовного потенциала общества.

Почему автор конкретизирует: роман-сказка и научно-фантастическая повесть. Почему не просто сказка? В чем их отличие? (Вопросы классу)

Слово учителя: В трилогии Н. Носов подробно рассказывает о таких машинах, приборах и инструментах, которым только представляло появиться. Писатель словно заглянул в будущее. «Сочиняя дневники Коли Синицына, дед пропадал на пасеке. Прежде, чем взяться за «Незнайку на Луне» — досконально изучил труды Циолковского», -пишет Игорь Носов, внук писателя. А космонавт А.Леонов сказал Николаю Николаевичу, что если бы прочитал «Незнайку на Луне», то не сделал бы одной ошибки. Космонавт вышел в космос с кинокамерой, а крышку с объектива снять в космическом корабле забыл. Открыв колпачок, он бросил его в космос. От реактивного движения тот начал вращаться, шланги, соединяющие кораблем, запутались, и Леонов чуть навсегда не остался в космосе. Вот насколько серьезна фантастика иногда бывает.


4. Давайте посмотрим что же происходит в этой трилогии:

учащиеся кратко излагают сюжеты каждого романа.

«Приключение Незнайки и его друзей» (1954)

«Незнайка в Солнечном городе» (1958)

«Незнайка на Луне» (1964)

(Герои, чем заняты они, место действия)

(Вопросы классу) Где протекает действие трилогии? (действие протекает в утопической детской республике, персонажи носят говорящие фамилии в лучших традициях сказки. Ученый Знайка, доктор Пилюлькин, художник Тюбик, братья Винтик и Шпунтик представляют отдельные области знаний, стремятся поделиться своим опытом и умением, что являеися вариантом развития жанра научно – беллетрической детской энциклопедии).

Почему детская республика является утопической? (нечто несбыточное, фантастическое, неосуществимая мечта)

Что несли книги Н.Н. Носова? (книги этого писателя были своего рода источником научно-популярных знаний по истории науки и научных открытий, рассказанные понятным детям языком)

Каким вы себе представляете главного героя сказочной трилогии? (Учитель поясняет что такое портретная характеристика)

Какие черты характера достались Незнайке? (собирательные)

С кого писал, на кого похож Незнайка?

Маленькие человечки, ростом с небольшой огурец появились не случайно, писатель любил все маленькое, считается, что Незнайка срисован с сына Петра, у которого были вьющиеся, непослушные волосы. И Незнайка изображен с лохматыми, торчащими из-под шляпы волосами. Незнайка – драчун и непоседа, подвижным был и Петр. Не смотря на небольшой рост, он прекрасно играл в волейбол и баскетбол, был прыгучий, как мяч.

Какие-то черты в Незнайке – его сына, но образ главного коротышки – собирательный.

Что значит собирательный образ? (Вопрос классу)

Внук писателя вспоминает: «На Незнайку похожи многие дети, в том числе и сам дед». А когда смотришь на фотографии Н.Носова, то не замечаешь ни его маленького роста, ни короткой шеи, ни большой головы. Видишь только его глаза, которые потом перешли к Незнайке, озорные и ясные.

Слово учителя: стараниями переводчиков «Незнайка» заговорил на многих языках мира, выездные писатели рассказывали Николаю Николаевичу, что в Японии, например, видели кондитерскую «Незнайка».

(Вопрос классу) Чем объясняется такая популярность писателя Н.Носова? (Писатель привел в литературу нового героя – наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации, очень похожего на тех, кто о нем читает. Его называли «хмурым ворчуном», а читать его книги без улыбки, а то и без неудержимого смеха нельзя)

В слабом классе этот ответ может подготовить учащийся с помощью учителя.

(Вопрос классу) А как вы думаете, мог ли раздражительный и угрюмый жизни человек написать эти «солнечные и лунные» приключения? (Этот вопрос можно использовать в качестве письменного домашнего задания). Ответ – сочинение — рассуждение.

В менее подготовленном классе можно использовать в качестве домашнего задания ответ на следующий вопрос: Давайте представим, что нужно выбрать себе в друзья героя из книг Н.Носова, кого бы вы выбрали и почему? Ответ – сочинение — рассуждение.


























Список литературы:

1. Носов Н. «Незнайка на Луне», М., 2006 (Издание И.П. Носова)

2. Светлана Самоделова, «Московский Комсомолец», от 24.11.2003 г.

3. Детская литература // под ред. Е.Е. Зубаревой М. , 1985 г.
4. Детская литература // под ред. А. В. Терновского М., 1977 г.
5. Русская литература для детей. // под ред. Г.Д. Полозовой М., 1998г.







6


Свежие документы:  Урок литературного чтения в 3 классе "В. Ю. Драгунский «Друг детства»"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: