Выступление на методическом объединении по теме «Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся»


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пятницкая средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области»













Выступление на РМО учителей начальных классов

по теме

«Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей

учащихся»

Подготовила:

учитель начальных классов

Фёдорова В. А.











2010-2011уч. год





Что представляет собой детское творчество, в чём его неповторимость? Что нужно понимать под творческой деятельностью, какой она бывает?

Под творческой деятельностью нужно понимать такую деятельность, которая создаёт нечто новое. Именно творческая деятельность делает человека личностью, обращённой к будущему, созидающей его и видоизменяющей своё настоящее.

Именно в начальной школе должен закрепиться один из приёмов положительной мотивации учения – опора на творчество учащихся.

Главная цель моей работы – формирование у ребенка умения управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей; развитие способностей свободно, нестандартно мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Именно поэтому строю свои уроки так, чтобы каждый ученик мог проявить себя в зависимости от умения и желания учиться, а для этого использую различные виды и формы учебной деятельности (индивидуальную, групповую, фронтальную).

Урок литературы, особенно в начальной школе, — это всегда урок творчества. Прежде всего — это творчество самого учителя, и если оно есть, будет и творчество учащихся.

Творчество строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека.

Творчество является постоянным спутником детского развития. Литературное творчество самое характерное для школьного возраста.

Здесь важна активность и точность эмоциональной реакции, глубина осмысления художественного текста, конкретизация литературных образов в читательском воображении, способность эстетически оценить форму произведения, видеть за художественным миром его автора.

Сильная эмоциональная реакция на произведение обычно сопровождается включением читательского воображения.

Деятельность читателя в сравнении с восприятием других искусств особенно сложна, так как слово не обладает вещественностью звука, линии, цвета, объёма, движения.

Но если помочь читателю включить эмоции, воображение, то будет услышан звук, увиден цвет, почувствовано движение

Одним из видов творчества является “стихотворство”. Корней Иванович Чуковский писал: “в начале жизни мы все – стихотворцы, и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой”. Вспомним ребёнка 3 – 5 лет. Тут и стихи-перевёртыши, и дразнилки, и детские песенки. Куда же это делось в 6 – 7 лет? Оно есть. Просто об этом нужно вспомнить, как вспомнили авторы учебника “литература» по системе Л. В. Занкова, где именно с этого, с детского фольклора начинается воспитание грамотного читателя, где ребята не только читатели, но и авторы – сочинители и художники.

В нём множество пословиц и поговорок, загадок и считалок, дразнилок и т.д.

А также встретим там задания, например, после ряда предложенных для прочтения и анализа считалок, детям предлагается самим попробовать сочинить считалку.

И вот какие считалочки получились у ребят:

Раз, два, три, четыре,
Я считаю мух.
Как увижу, сразу
Называю вслух!
Вот одна, а вот другая,
Ты ,пойдёшь со мной!
И ещё кого-нибудь,
Прихватишь за собой.

Но кроме этого предлагаю ребятам попробовать свои силы и в качестве художников, например, после прочтения дразнилок:

«Антошка – картошка,
Соломенная ножка

Сам с ноготок,
Голова с локоток.

Прокоп – укроп
Медный лоб,
Сам с аршин
Голова с кувшин.

Лешка – лепёшка
Голова с лукошко,
Шапка колышком
Ноги брёвнышком.»

Потом даю задание:

Попробуй нарисовать иллюстрации к этим дразнилкам”

При изучении загадок детям предлагается нарисовать картинки – отгадки.

Что значит дать ребёнку почувствовать свою умелость, значимость, право на авторство? Произойдёт чудо: раскроются способности, о которых мы даже не подозревали, ребёнок начнёт успешно управляться с тем, что ему было недоступно ранее. Для ребёнка станет нормой мотив: “Если я могу это, значит я смогу и другое”. И если мы хотим видеть детей всесторонне развитыми, творчески способными личностями, то вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.

Такая работа начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе, с уроков обучения грамоте, на которых используется много стихотворного материала, например, Азбука в картинках С.Я Маршака или его же “Про всё на свете”, “Забавная азбука” и т.д.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "К.Г. Черного «Несколько дней жаркого лета»" 11 класс

Например, эта буква широка и похожа на жука и т.д.

Затем можно организовать стихотворные диалоги разной степени трудности.

Двум ученикам даются две одинаковые карточки и после двух – трёх минут подготовки предлагается прочесть диалог учителю и всему классу.

Например, “историю о храброй собаке”:

1.Собака, что лаешь?

2.Волков пугаю.

1. Собака, что хвост поджала?

2. Волков боюсь.

На уроке рисования, занимались “кляксографией”, делали кляксы и дорисовывали их до какого-либо образа. Затем на уроках литературы придумывали названия и тексты к кляксам. Получалось такое:

  • Это ёжик: ни головы, ни ножек

  • Забияка – обезьяна корчит рожицы, а у этой обезьяны очень мохнатая кожица”

А вот целый стихотворный текст к кляксам:

Жила была улитка,
Зелёный хохолок.
Ей встретился мальчишка —
Весёлый колобок.

Они гуляли в парке.
Ходили в зоопарк,
Им встретился слонёнок
И червячок – колпак.

Клякс я наделать много смог,
На всех зверей похожих,
А стих придумать не сумел…
И моя мама тоже!

При изучении народных или литературных сказок открываются широкие возможности для развития творчества. Вначале детям предлагаются разные игровые ситуации по созданию сказок.

Сказка – калька, когда из старой сказки получается новая. Берётся известная сказка и сводится к новой схеме, к основным сюжетным линиям. Сюжет делается абстрактным. Далее идёт интерпретация этой абстрактной схемы на новую. Например:

  • Салат из сказок. Берётся какой-либо сюжет, набираются герои из разных сказок и придумывают, что будет с ними происходить.

  • Сказка наизнанку. Это один из видов выворачивания наизнанку сказочной темы. Например, Золушка, нехорошая девчонка отбила у дочерей добродушной мачехи жениха.

  • Красная Шапочка на вертолёте. Детям дают слова, на основе которых они должны придумать историю. Например, пять слов подсказывающих сюжет Красной шапочки: девочка, лес, цветы, волк, бабушка и шестое слово постороннее вертолёт. Детям предлагается ввести это слово в сказку и сделать его активным и т.д.

Когда дети почувствуют вкус к сочинительству, когда будут активно участвовать в этих забавных, но очень важных для развития воображения, для закрепления литературоведческих знаний, для развития речи заданиях, у них появится желание и способности придумать произведение со своим сюжетом, своими героями, которые наделены особым характером.

Некоторые попробуют свои силы в создании “комиксов” к тем сказкам, которые сочинят сами дети. Например,

Жил был красный бегемот,
У него болел живот.
Раз на севере он был —
Свой больной живот лечил.
Север, север, край чудной,
Только холодно зимой.
Там такой стоит мороз
Бегемот совсем промёрз.
Был он красный, стал он синий.
Серебрился словно иней.
Побелел ещё слегка,
Стал как синяя река.

Творческая деятельность – одно из условий утверждения нравственного достоинства, вершина духовной жизни человека. Именно в этом возрасте так важно утвердить такие духовные начала в ребёнке и закрепить их, чтобы они не были потеряны во взрослой жизни.

Благодаря творчеству обогащается эмоциональная жизнь, раскрываются задатки, способности, наклонности личности. Дети передают в данной ситуации чувства, мысли, стремления. Чем глубже впечатление, полученное от непосредственного восприятия, чем ярче образы воображения, тем острее потребность передать это в своём творчестве

Ярко это проявляется в диалогах. Диалог может быть устный и письменный. Но творить на ходу бывает сложно, особенно детям. Но если на уроке литературы дети мыслят от себя, не боятся думать вслух, привыкли доверять друг другу и учителю, то проявятся все их творческие способности в организации диалога. Лучше проводить такие диалоги в игровой форме.

Например, ученик ведёт рассказ от имени героя сказки, другой должен угадать сказку, героя и войти в диалог с ним.

Диалог сказочника со случайными попутчиками, которые оказались в карете (разговор о творчестве, о том кто герои и т.д.)

Разговор писателя со своими героями и т.д.

Эта работа трудна. И пусть вначале не у всех возникает желание и смелость принять в этом участие, но потом по мере успеха одних другие тоже включаются в работу.

Этот вид деятельности не только развивает речь учащихся, их воображение, творчество, но и позволит быть ребёнку грамотным “автором” или читателем, но поможет лучше ориентироваться в тексте, владеть анализом, чувствовать произведение в единстве его формы и содержания.

В заключении могу сказать, что когда я стала в своей работе использовать задания творческого характера. Ребята полюбили уроки чтения, они стали больше читать. Не стало проблемы дословного пересказа текста, т.к. в своей работе я чаще стала использовать такие пересказы как:

  • Пересказ от имени героя

  • Пересказ по иллюстрации

  • От лица рассказчика

  • Продолжение сюжета

Кроме того наши уроки стали более разнообразными, это и минутки поэзии, где ребята пробуют себя в сочинительстве четверостиший, словесное рисование какого-либо эпизода.

Использую разные виды чтения:

  • чтение по ролям

  • чтение- пересказ

  • чтение того что вымышлено, а что правдиво

  • прочитать с помощью жестов, когда один читает, а другой изображает

  • нахождение отрывков, которые можно прочитать с возмущением, насмешкой, угрозой и т.д.

Начала работать в этом направлении в начале 2 класса, получила результаты: темп чтения увеличился, ошибок при чтении стали допускать значительно меньше, чтение стало более выразительным и самое главное появилось желание читать, что для меня как учителя очень важно.

Особенно детям нравятся уроки чтения, на которых я предлагаю им увлекательные учебные задачи: оформить детскую книжку с картинками; придумать необычное название книге, произведению; сравнить разные иллюстрации к одному тексту; перечитать произведение и найти в нем непонятные слова и выражения; выявить особенности жанра какого-либо произведения; найти слова — краски, слова-звуки и т.д.

При чтении литературных сказок предлагаю учащимся такие виды деятельности творческого характера: 1) нарисуйте иллюстрацию к прочитанному; 2) вылепите из пластилина героя; 3) останавившись на самом интересном месте, прошу детей домыслить, какие события произойдут дальше, а затем предлагаю прочитать авторский вариант; 4) разыграйте сценку; 5) сочините собственную сказку с таким же началом или с похожими персонажами.

Для уроков чтения составляю разноуровневые задания творческого характера. Дети с большим желанием пытаются проникнуть в тайны художественного слова. Я, со своей стороны, помогаю учащимся раскрыть содержательность поэтического языка, используя следующие вопросы: «Какие слова вам кажутся наиболее красивыми, необычными, звучными? Почему автор выбрал именно такие слова, выражения? Какую картину они позволяют нарисовать? Какие чувства, мысли хотел передать с их помощью автор?»

Ученики развиваются в творческой деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, группируют благодаря представленной им свободе для самовыражения. У всех моих учеников есть творческие тетради. В них они учатся сочинять стихи, загадки, частушки. Именно в этой работе дети шаг за шагом открывают себя, развивают свои эмоциональные, творческие способности.

Драматизация является одним  из учебных приёмов, которые способствуют активизации учебной работы учащихся на уроках чтения. Вот некоторые из видов драматизации, которые могут быть использованы в классе без специальных театральных средств и подмостков: чтение произведения по ролям; (его удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как басня, сказка. Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему подготовить: выбрать эпизод, который может быть прочитан детьми по ролям; затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде, определить, сколько нужно учеников, чтобы прочитать сценку по ролям. Только после этого можно предложить детям найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию из реплик и подготовиться к чтению.

Использую чтение наизусть с применением соответствующих жестов, телодвижений,  интонации, расположения в группах;

чтение произведения в классе с описанием тех положений, действий, выражений лиц, поз, интонации, костюмов, обстановки и прочих средств и предметов, которые необходимы для живого действия;

разыгрывание сценария с некоторыми декорациями, условными костюмами, упрощенным гримом.

Ценность приема драматизации определяется тем, что он помогает детям зримо увидеть содержание литературного произведения, развивает воссоздающее воображение учащихся, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Приём драматизации обеспечивает яркость внешних представлений, которые можно рассматривать как важную форму наглядности. Драматизация для детей, способствуя их отождествлению с героями произведения, служит средством, которое обостряет восприятие морального опыта, отраженного в книге. Драматизация также способствует развитию речи учащихся, являясь одним из способов воспитания ребёнка. Она влияет на речь детей в силу двух причин:

1) создания на уроке естественной ситуации речевого общения;

2) использования в качестве основы для инсценирования лучших образцов детской литературы.

При использовании приёма драматизации на уроках чтения нужно иметь в виду, что существуют формы драматизации различной сложности, развивающие творческую деятельность детей, которые следует вводить постепенно, усложняя их с учетом возрастных особенностей учащихся и целей урока.

Драматизация может стать находкой для любого учителя, интересным и полезным мероприятием для всего классного коллектива.

В драматической форме образ, созданный из элементов действительности, воплощается и реализуется снова в действительность, хотя и в условную; стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, здесь находит своё полное осуществление. Ребёнок, который в первый раз видит поезд, драматизирует свои представления: он играет роль паровоза, стучит, свистит, стараясь подражать тому, что он видел. И эта творческая драматизирующая деятельность доставляет ребёнку огромное наслаждение, т.е. драма, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, близко, действенно и непосредственно связывает творческую деятельность с личным переживанием.

Не менее близкой является и связь всякой драматизации с игрой. Игровая деятельность – корень, основа  всякого детского творчества. В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки.

Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детской творческой  деятельности. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, иногда инсценируют готовый материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям, потому что оно приобретает смысл как часть целого; это есть подготовка или естественная  часть целой занимательной игры.

Вообще, в настоящей детской постановке все – от занавеса до развития драмы — должно быть сделано руками и воображением самих детей, и только тогда драматическое творчество получит всю свою силу и всё своё значение для полноценного развития ребёнка. Невозможно каждого ребенка заставить хорошо учиться. Надо, чтобы он сам этого захотел. Но для этого ему нужна цель, ради которой он будет учиться. В этом ему и должен помочь учитель.



Литература

1. Вопросы психологии обучения чтению и письму. Под ред. Т.Г. Егорова и Е.В. Гурьянова

— М., издательство Академия пед. наук, 1952.

2. Выготский Л.С.

Психология развития человека.

Москва : смысл.: ЭКСМО, 2003

3. Выготский Л.С.

Избранные психологические исследования: мышление и речь. Проблемы психологического развития ребёнка.

— Москва.: Академия пед. наук, 1952.

4.Выготский Л.С.

Воображение и творчество в детском возрасте .

М.: Просвещение, 1991

5. Егоров Т.Г.

Психология овладения навыком чтения

М., издательство Академия пед. наук, 1953

6. Новлянская З.Н.

Почему дети фантазируют?

М.: Знание, 1978

7. Новлянская З.Н.

Литература как предмет эстетического цикла

М.: ИНТОР, 1995

8. Новлянская З.Н.

Ступеньки к творчеству.

М.: Педагогика, 1995

9. Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы. под ред. З.Я. Рез

Л.: ЛГПИ, 1977

10. Родари Джанни

Новогодний подарок: Фантазии и сказки обо всём на свете мудрым взрослым и умным детям. Л.: Лениздат, 1985

11. Родари Джанни

Грамматика фантазии

М.: Прогресс, 1990

12. Стрельцова Е.Ю.

Народное художественное творчество как объект научного исследования.

М:, 2003

13. Эльконин Д.Б.

Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста















Свежие документы:  Сочинение на тему "Поэзия прозы"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: