План-конспект урока в 5 классе по математике «СЛОЖЕНИЕ ДРОБЕЙ С ОДИНАКОВЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ»


План-конспект урока в 5 классе по теме: «СЛОЖЕНИЕ ДРОБЕЙ С ОДИНАКОВЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ»

ФИО (полностью)

Дёмина Оксана Олеговна

Место работы

МБОУ «СОШ №38» г. Иркутск

Должность

Учитель математики

Предмет

математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

СЛОЖЕНИЕ ДРОБЕЙ С ОДИНАКОВЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ (изучение нового материала).


Базовый учебник

1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. — 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009



  1. Цель урока: познакомить учащихся с правилом сложения дробей с одинаковыми знаменателями и его использованием при решении несложных задач.



9. Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД):

научить в процессе реальной ситуации использовать «правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями»

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

10.Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.

11.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная

12.Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-выводят определение и правило среднего арифметического нескольких чисел;

-работают с текстом учебника;

-работают с технологической картой при выполнении заданий;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

13.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point

Здесь прием дифференциации используется в форме заполнения технологической карты.

Инструктаж по работе с технологической картой: На столах у вас лежат листочки .Они называются технологическими картами. Эта карта поможет вам в правильном порядке пройти все испытания нашего урока.(Т.е это карта является своего рода алгоритмом учебных действий, которые необходимо выполнить на уроке. ) Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. Если задание будет выполнено верно, то вам необходимо в квадрат, находящийся справа от задания, поставить знак «+».

— Давайте посчитаем сколько испытаний нам необходимо пройти на сегодняшнем уроке?! (8)

Представим наш урок в виде единичного отрезка, разделенного на 8 частей.

— Каким математическим понятием в этом случае мы можем назвать части целого урока – испытания (учебные действия?) С помощью чего мы обозначаем части целого? (Дроби)

— Сегодня мы будем говорить о дробях.

Слайд 7

1. испытание: Прочитать дроби.

— Что общего у данных дробей? (знаменатель одинаковый)

— Что показывает знаменатель дроби?

-Что показывает числитель дроби?

— Найдите закономерность в записи числителей?(увеличиваются на 1)

— Какое арифметическое действие соответствует этой закономерности?(сложение)

— Прежде чем мы перейдём к следующему испытанию запишите в графу решения напротив первого испытания, — Какую долю от нашего урока мы преодолели? 1/8

Слайд 8

2. испытание: – Переходим к следующему испытанию назовите его.

  • Решите задачу: Вася выпил всего графина воды, а Петя выпил всего графина воды. Сколько выпили воды Вася и Петя вместе?

-Приступайте к решению задачи. Те, кто нашел решение, поднимите руку.

-Сообщите свои решения: выражения и ответы.

-С помощью какого действия мы можем объединить части?

— Значит правы были те, кто составил выражение 2/8+3/8?

— В выражении получилось …., а есть ли другие мнения.

ПО СИТУАЦИИ:

Если разные ответы

  • Мы решали одно выражение, но получили разные ответы.

  • Решая задачу мы получили ответ 5/ 8, но не можем утверждать, что он правильный.

  • Мы попытались выполнить задание….

Слайд 9

  • Что общего у этих дробей? (одинаковый знаменатель)

  • В чем причина затруднения?(не умеем складывать дроби)

Слайд 10

Сформулируем тему нашего урока. «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»

-Читаем задание следующего испытания:

3 испытание.

-Определите цель нашего урока.

Слайд 11

Цель: Сформулировать правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

Важно не прибегая к помощи учебника достигнуть цели. А как это сделать нам подскажет наша карта. Следующее испытание :

Слайд 12

4 испытание.

Исследовательская работа:

— Отрезки, геометрические фигуры – это математические модели. Наша исследовательская работа будет заключаться в работе с моделями дробных единиц.

-Исследуем модель круга. Круг-модель натурального числа. Дан круг разделенный на 8 частей.

Слайд 13

Слайд 14

-Чтобы ответить на последнее задание мы выполнили графически сложение 2/8 и 3/8. Ведь с помощью дроби 5/8 можно выразить сумму закрашенных частей.

Вернемся к задаче. Следовательно, Вася и Петя выпили 5/8 всего графина воды.

— Работа с моделями дробных чисел помогла выполнить сложение, но всякий раз к ней прибегать неудобно. Поэтому необходимо сформулировать правило или составить алгоритм, пользуясь которым мы могли складывать дроби с одинаковыми знаменателями.

Слайд 15

Наводящие вопросы: — Какую операцию необходимо провести с числителями дроби?

— Следует ли изменять знаменатель дроби?

— Проверим наши выводы по учебнику. Правы ли мы были?

— Мы закончили нашу исследовательскую работу, переходим к следующему испытанию. Назовите следующее испытание?

Слайд 16, 17

5 Практическая работа: часть 1

Закрась соответствующие доли круга и найдите сумму:

Установи соответствие:

Слайд 18

6. Практическая работа: часть 2

Найди сумму дробей:

— Следуя правилу выполним сложение.

Слайд 19

7. Практическая работа: часть 3

Найди сумму дробей:

-Важно использовать правило и увидеть применение переместительного свойства сложения.

— Тема «Дроби» имеет большое практическое значение. А какой вид математических заданий наиболее часто используется на практике? Задача.

Слайд 20

8. Практическая работа: часть 4

Решите уравнение. Решите задачу. В течение учебной недели 5/25 вашего учебного времени занимают уроки русского языка и 4/ 25 уроки математики. Какую часть вашего учебного времени занимают уроки математики и русского языка вместе?

Рефлексия. Слайд 21

-!!! Оказывается знания о дробях используют не только люди, чья деятельность связана с расчетами. Великий русский писатель Л.Н. Толстой восхищался емкостью понятия дробь. Он писал: «Человек подобен дроби: в знаменателе то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле». Мы осуществили 8 учебных действий(испытаний). Подумайте, сколько из них вам удалось осуществить полностью, а какие не получились, и оцените свою работу на уроке дробью, знаменатель которой равен 8 (по количеству уч. действий), а числитель покажет, насколько эффективно вы работали. Чем больше число в числителе, тем лучше вы работали на уроке.

Свежие документы:  Конспект открытого урока по математике во 2 классе «Умножение и деление на 2»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: