Интеллектуальная игра по культуре древних славян в 6 классе «Зов предков»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 84










Интеллектуальная игра по культуре древних славян в 6 классе

«Зов предков»













подготовила

учитель МХК, искусствовед

Колесникова Лариса Васильевна











Северск

2013


Цель игры:

  1. Обобщение знаний по художественной культуре, традициям и обычаям древних славян.

  2. Активизация познавательной деятельности учащихся.


Задачи:

  1. Сформировать устойчивый интерес к предмету

  2. Закрепить и углубить знания по пройденному материалу.

  3. Определить уровень знаний учащихся по данному разделу.

  4. Развивать навыки творческой деятельности.

  5. Уметь оперировать своими знаниями.

  6. Развивать умение работать в команде, выслушивать мнение других.

  7. Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.

  8. Воспитывать уважение к художественному наследию прошлого, культуре своего Отечества.


Условия проведения:

Игра проводится среди учащихся 6 класса по завершению изучения темы «Культура славян». Формируются 3 команды. Каждой команде поочередно задается определенное количество вопросов. Победителем объявляется команда, которая набрала наибольшее количество баллов.


Предварительная подготовка: заранее предупредить о проведении игры, разделить класс на 3 команды, которые придумывают название, девиз, герб. Перед началом игры каждая команда представляет свою визитную карточку. Оценивается оригинальность и массовость представления.


Игру можно проводить без предварительной подготовки, разделив учащихся на команды сразу на уроке, тогда можно обойтись без визитной карточки команд.


Подсчет баллов ведется на доске учителем, что обеспечивает наглядность и информированность команд о ходе игры. Разделить на 3 колонки и вписывать результаты конкурсов после каждого тура. В ответах на задания, которые оцениваются 5 баллов, учитывается не просто однозначность ответа, но логичность и аргументированность. В этом случае ставится высший бал в данном конкурсе. Если ответ правильный, но не полный, то можно ставить 3-4 балла.


Время, необходимое для проведения конкурса – 45-60 минут. Для проведения в урочное время возможно сокращение количества заданий.


Оборудование и наглядные материалы: мультимедийное оборудование, клубок, кольцо, сапоги-скороходы, шкатулка, наклейки с изображением или фигурки Жар Птицы,


Учитель. (слайд 1) Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие в мир прошлого, мир, полный тайн. Мы отправимся в гости к древним славянам. Объявление цели, условий игры.


(Слайд 2) Они жили на обширной территории Европы, от Балтийского моря до Адриатики, от Эльбы до Волги. Селились вблизи глухих дремучих лесов, на берегах рек, в плодородных долинах. Занимались земледелием, скотоводством. Весь мир был для них огромным домом, и кормильцем, и защитником, но в то же время полным тайн. Они не знали, почему идет дождь, почему происходит смена времен года, поэтому одушевляли природу, наделяли ее разумом и чувствами. Их жизнь целиком зависела от природы, от воли могущественных богов. Поэтому человек всячески старался их задобрить, им приносили жертвы, совершали обряды в их честь.


(Слайд 3) Выходя за пределы дома, человек настраивался на борьбу с неведомыми силами. Все это мы и увидим во время нашего путешествия. В русских народных сказках герои отправляются в дорогу, чтобы найти остров Буян. Помните, «на море-окияне, на острове Буяне…». Там растет мировое дерево – символ единства земли и неба, центр мироздания. Это и будет конечной целью нашего путешествия. Итак, в путь!


I тур. Разминка для всех. «Выбор пути» (слайд 4)


Общий вопрос. В сказках герой останавливается на перекрестке, выбирая дорогу. Связаны ли как-то крест и выбор пути? (Да, связаны. Перекресток дорог — тот же крест. От выбора героя зависит, куда он попадет).


За правильный ответ — 5 баллов.


Учитель. Мы выбрали пути. (Распределение учащихся по группам или по рядам). Один поведет нас через лес, другой – через реки и озера, болота, третий – через деревню. И сейчас команды представляют свои домашние заготовки — название, девиз, герб.


Максимальный балл — 10.


II тур. «В гости к Бабе Яге» (слайд 5)


Начнется наше путешествие с визита к дому Бабы Яги. Живет она в лесу, в избушке на курьих ножках. (слайд 6) Она очень добрая и помогает всем. «Как же так?» — спросите вы. Дело в том, что во времена принятия христианства языческие божества подвергались гонению и наделялись отрицательными чертами. Это и произошло с Бабой Ягой.


(Слайд 7) Наша Баба Яга очень любит загадывать загадки.


1. Давайте вспомним, как встречала Баба Яга своих гостей, какие слова нужно было сказать?

(Избушка-избушка, встань к лесу задом, ко мне передом.

Мне в тебя лезть, хлеб-соль есть).

2. Были ли окна и двери в доме Бабы Яги?

(Нет, потому что она пропускала в другой мир, где нет света).

3. Какими словами встречает незваных гостей Баба Яга?

(Фу-фу, русским духом пахнет!

Вот поджарю тебя в печи, да на косточках покатаюсь-поваляюсь!).


За правильный ответ: 1 балл.


4. Чем могли бы Вы задобрить Бабу Ягу?

(Ответ рассчитан на любые предложения учащихся. Каждая команда вносит свои предложения). Ответы — 5 баллов за наиболее остроумный или деловой ответ.


(Слайд 8) По преданиям, она живет на границе двух миров и указывает путникам дорогу. Баба Яга подарит нам чудесные предметы-путеводители, которые помогут нам. Но сначала угадайте, что это за предметы?

  • Без начала – без конца (кольцо)

  • Маленький, кругленький, за хвост не поймаешь? (клубок)

  • Два родных брата, ростом по колено, везде с нами гуляют, нас защищают (сапоги-скороходы)


За правильный ответ: 1 балл.


Учитель. Чтобы пройти по полю, нам понадобится клубок (вручает команде). Чтобы пройти по лесу, нужны сапоги-скороходы (вручает команде). А вам досталось колечко — символ бесконечности, как совершается круговорот воды в природе. Они помогут преодолеть препятствия, которые встретятся на пути к истокам древнего язычества. Ведь именно так и называется наш следующий конкурс.


III тур. К истокам язычества (Слайд 9)


Клубок поведет нас к истокам язычества. У каждой дороги есть свой покровитель, языческий бог. Сейчас мы с ними и познакомимся.


1. Отгадайте, кто они.

В ребусах зашифрованы имена древних славянских богов. Вы должны расшифровать их имена.

  • (слайд 10) если путь лежит через лес – то, кто он? (Велес)

  • (слайд 11) если путь лежит через реки, озера – то, кто он? (Перун – повелитель стихий)

  • (слайд 12) если путь лежит через деревню – то, кто он? (Даждьбог)


За правильный ответ: 1 балл.


Учитель. На дороге мы встретимся со множеством духов. Не все они были доброжелательно расположены к человеку. Если вы правильно ответите на вопросы, то они вас не тронут и пропустят дальше.


Те, кто идет через лес, будьте осторожны. (слайд 13) Царем, хозяином леса считается Леший. Если пришли с добром, он вас не тронет. Любит пошутить, завести в непроходимую чащу. Что нужно сделать со своей одеждой, чтобы выбраться из леса? (вывернуть наизнанку, поменять обувь с левой ноги на правую, идти задом наперед) – можно показать.


Те, кто идет через реки. (слайд 14) У Перуна был свой день недели. Если обратиться к нему в этот день, то обязательно поможет. В наше время сохранилось крылатое выражение, которое мы вспоминаем, когда говорим о чем-то несбыточном. Назовите это выражение. (После дождичка в четверг).


Те, кто идет через деревню. (слайд 15) Все жители Древней Руси носили на шнурке, укрепленном на груди или поясе различные подвески-амулеты. У них есть другое название, так как они охраняли человека от зла. (Оберег).


За правильный полный ответ: 3 балла.


IV тур. Как жили наши предки


1. Славянский языческий календарь (слайд 16)

Славянский языческий календарь намного старше того, по которому мы сейчас живем. Что мы знаем о нем?


Отгадайте загадки:

  • По какому светилу славяне выстроили свой календарь? (Солнце)

  • Как это проявилось в славянском календаре? (Древний славянский календарь строился по явлениям, привязанным к четырем солнечным событиям года: зимнее солнце-младенец Коляда рождается утром после ночи зимнего солнцестояния; в день весеннего равноденствия он превращается в солнце-юношу Ярило, в день летнего солнцестояния — в могучее солнце Купайлу; в день осеннего равноденствия — в стареющее солнце-старика Световита, умирающего перед ночью Зимнего солнцестояния, чтобы наутро вновь возродиться младенцем Колядой).

  • Если на вышивке руки у женской фигуры опущены вниз, то какое время года изображено? (Осень)

  • Если на вышивке руки у женской фигуры подняты вверх, то какое время года изображено?

  • На этот праздник пекут птичек и призывают кого? (Весну)

  • Лежит брус через всю Русь, на этом брусе 12 гнезд, в каждом гнезде по 4 яйца, в каждом яйце по 7 цыплят. Что это? (Год, месяцы, недели, дни)


За правильный ответ: 5 баллов.


2. «Преданья старины глубокой» (слайд 17)

  1. У древних славян существовали ритуальные танцы. Один из них сохранился до сих пор. Он посвящен солнцу и является его символом. Покажите его. (Дети должны изобразить хоровод, так как круг является символом Солнца, а название происходит от имени Хорса)

  2. Если верить людям, домом этого убийцы служило гнездо на 12 дубах. Продемонстрируйте излюбленное оружие этого злодея. (Соловей Разбойник, нужно свистнуть).

  3. Их бросали в реку и пытались узнать судьбу; оставляли во дворе, примечая, что с ним произойдет; подкладывали на ночь под подушку, чтобы увидеть вещий сон; его забрасывали на деревья, если он зацепился с первого броска, то вскоре девушка выйдет замуж. Что это? (Венок)


За правильный ответ: 3 балла.


3. «Братья наши меньшие» (слайд 18)

Животные всегда окружали человека, он их приручал. Собака живет с человеком 12 тысяч лет, кошка – около 10 тысяч лет. Что значили для человека эти животные?


  1. Почему считалось, что нельзя отправляться в дорогу до пения петухов? (пением разгоняет злых духов).

  2. Как вы думаете, какие два животных должны обязательно жить в доме? (Собака и кошка)

  3. Почему люди, переселяясь в дом, первой запускали кошку? (Домовой любит превращаться чаще всего в кошку, в ее облике запускали домового).


За правильный ответ: 1 балл.


4. Таинственные знаки (слайд 19)


До сих пор ярко сверкают, переливаются радужными красками узоры, выполненные на одежде, полотенцах, предметах быта безвестными мастерами прошлых веков. Эти символические изображения должны были, по мнению наших прадедов, принести своим владельцам удачу и благополучие, спасти «от глада и мора», отвратить воздействие злых сил, защитить на поле брани, способствовать продолжению рода. Наиболее древними символами были узоры, связанные с тремя стихиями, которым поклонялись славяне: символы земли, воды, огня.


Общий вопрос. (слайд 20) Определите на слайдах символы славянского искусства. Что они означали для славянина? Каждая команда определяет по 2 изображения. (1 — солярный знак; 2 — знак Перуна или Рода, громовой знак, который обычно помещали на крыше, чтобы молния не ударила в дом; 3 — символ огня — косой крест, который чередуется со знаком двойного косого креста, символизирующий дом, пашню, благополучие; 4 — мировое дерево; 5 — солярные знаки; 6 — изображение Макоши с кониками символизирует плодородие, богатство, урожай).


За каждый правильно угаданный знак: 1 балл.


  1. (слайд 21) В какой части прялки помещали изображение солнца и почему? (В верхней части, чтобы защитить будущее изделие от зла. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в ее изготовлении участвовали предметы, изобильно снабженные магическим орнаментом (прялки, ткацкий стан).)

  2. (слайд 22) Какой ход солнца изображали на колыбели младенца и почему? (изображали подземный ход солнца — по нижней дуге, чтобы ребенок крепко спал и во сне его солнечный знак будет оберегать).

  3. (слайд 23) В чем сходство между расположением орнамента на одежде и украшением дома? (Орнаментом заделывались все проемы, через которые нечисть могла проникнуть к человеку, — окна, двери, дымоходные трубы. Это справедливо и для одежды. Обязательно вышивались магическим охранительным узором ворот и рукава рубах, поясные и нижние части штанов, подолы, разрезы сарафанов).


За правильный полный ответ: 5 баллов.


5. Найди меня


1. Задание для тех, кто идет через деревню.

(Слайд 24) Мы вышли на хлебное поле, где колосится рожь. Хлеб – святыня для земледельца. Был у полей свой покровитель хлебных злаков – Семаргл. Его имя происходит от слова «семя». Это крылатая собака с проросшим хвостом, которая принесла на землю с небес побег древа жизни.


Найдите Семаргла среди этих изображений (Семаргл справа в нижнем углу).


2. Задание для тех, кто идет через реки.

(Слайд 25) Много на Руси полноводных рек. Вода необходима человеку для жизни. Если не будет дождя, то не будет и урожая. Многие события в сказках и былинах происходят у воды.

Почему встреча сказочного героя с нечистой силой происходит на мосту или на берегу реки? (Река является границей между миром добра и зла, поэтому встреча происходит на берегу, чтобы герой не пропустил зло в мир людей).


3. Задание для тех, кто идет через лес.

(Слайд 26) Деревья, леса – главное богатство Руси. Их могучие кроны уходят ввысь под небеса. Предки наши считали лесное пространство таинственным., поэтому в представлениях славян оно было заселено множеством духов. Один из них вам хорошо известен — это Леший.

Деда Лесовика часто путают с Лешим, но даже внешне он отличается от «тезки». У этого доброго деда… Найдите его на слайде и опишите, как он выглядит. (Находится в первом ряду в центре. Руки и ноги покрыты дубовой корой, его волосы и бороду обвивал плющ, на щеках красовался зеленый мох, на голове размещалось птичье гнездо).


За правильный ответ: 5 баллов.


6. Славянские праздники (слайд 27)


  1. В какое время года и зачем славяне пускали с горы зажженное колесо? (Зимой, символизировало уходящее зимнее солнце и нарождающееся новое солнце, так как происходил поворот на лето).

  2. Когда и зачем славяне сжигали чучела кукол? (Уничтожение кукол — магический ритуал, связанный с календарным циклом земледельца. Первую куклу — Морену — сжигали на Масленицу, и этот обряд означал проводы зимы. Вторую куклу — Купало — сжигали в разгар лета. Она символизировала олицетворение животворящих сил земли).

  3. (Слайд 28) Когда и при каких обстоятельствах исполняли эту песню? Как расшифровывается символика песни?


В доме твоем – четыре угла,
В каждом углу – три молодца:
Добро, Уют, Покой живут.
Из угла в угол ходит девица —
По полу коса стелется —
Зовется девица – Любовь,
На ней и держится твой кров!
Коль нас ты щедро наградишь,-
Счастье в доме сохранишь!
Уйдем с дарами со двора —
Полны будут закрома!
Хоть конфетку, хоть пятак —
Не уйдем мы просто так!


(Этот обряд совершался на праздник Коляда. Группы ходили от одного дома к другому, исполняли ритуальные песни в адрес хозяина дома. Им выносили угощение. Коляда в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла. Одной из забав являлось ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные пляски в домах и на улицах).


За правильный ответ: 5 баллов.

Общий вопрос. (Слайд 29)

Соотнесите атрибуты праздников с изображением богов, которым они принадлежат (слайд Коляда — дети с козой; Масленица — блины; Купало — девушка в венке; Таусень — сноп)


За правильный ответ: по 1 баллу за каждую пару соотношений.


V. Финал игры «Мировое дерево» (слайд 30)


Вот мы и достигли заветного Мирового дерева, которое будет символом исполнения ваших желаний. В сказках на ветвях этого дерева находился кованый сундук, в нем утка, яйцо, игла. А у нас будет волшебная шкатулка.


(слайд 31) Волшебная шкатулка.

То, что находится внутри, знакомо нам всем с детства, а между тем это изображение символизировало прошение Ладе — богине счастья, домашнего быта. Цвет — красно-желтый. Люди использовали это изображение для привлечения удачи и защиты богини Лады. Что в волшебной шкатулке?


(слайд 32 демонстрируется после ответа) (Жар птица).


Учитель раздает каждому наклейки с изображением Жар птицы.


Подсчет баллов, объявление победителя.


(слайд 33) На прощание произнесем гимн во славу наших общих предков, богов, покровителей славянского рода, которые помогут преодолеть все беды и принесут нам удачу!


Отче Свароже! Всевышний ДаждьБоже!
Прекрасная Лада! Макошь-Отрада!
Благодарствуем Предкам за помощь советом!
Любовью своей наполняем и Светом!
Душу свою мы добром напитаем,
Чтоб процветала Русь золотая! (за основу взят гимн на сайте: https://www.prekrasana.ru/drevnerus/168-molitvy)


Благодарность учащимся за работу (Слайд 34)

Литература



  1. Дубинецкая Т. С. Лукоморье/Театрализованные представления/ред-сост. Л. И. Жук – Мн.: ООО «Красико-Принт», 2002 – с. 52-87

  2. Иванов Н. Н. 300 вопросов и ответов о мифологии. — Ярославль, Академия развития, 1997. — 192 с.

  3. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М.: Наука, 1988. — 782 с.


Интернет-ресурсы


  1. Иллюстрированный словарь русских мифов и сказок. — режим доступа:

https://sites.google.com/site/supersgakulinariaotadoa/illustrirovannye-slovari-russkih-mifov-i-skazok/slavanskij-azyceskij-kalendar-slavanskie-azyceskie-prazdniki-tablica-solncestoanij-i-ravnodenstvij-krug-svaroga-cikl-precessii-zemnoj-osi-iz-istorii-letoiscislenia

  1. Календарь наших древних языческих предков — режим доступа: https://one-must.ru/?p=4398

  2. Обереги древних славян. — режим доступа: https://zenanews.ru/news_1372891800.html

  3. Символика узоров в обережной вышивке. — режим доступа: https://nazolotom.ru/page13.php

  4. Словарь русских богов. — режим доступа: https://supercook.ru/slav/slov-mif-02.html




Свежие документы:  Конспект урока по МХК "Стиль ампир и его особенности" 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: