Конспект урока МХК в 11 классе «Тема человека в искусстве барокко»


ГБОУ «Гимназия №1528»

Зеленоградского Административного Округа г. Москвы












Конспект урока в 11 классе

« Тема человека в искусстве барокко»














Автор работы

учитель музыки и МХК

Якимович Светлана Александровна














г. Москва

2014

Цель:

Сформировать представление учащихся о теме Человека Нового времени в искусстве барокко.



Задачи:

  • выявить характерные особенности стиля барокко;

  • рассмотреть их на примере творчества Г. Генделя и П.Рубенса;

  • расширить представление о взаимозависимости стиля мышления и

  • художественного своеобразия произведений Генделя и Рубенса;

  • развивать способности целостного восприятия образов в живописи и

  • музыки;

Основные используемые методы:

  • метод погружения;

  • метод размышления;

  • метод сравнения;

  • метод обобщения.


Музыкальный материал:

Г.Ф. Гендель «Пассакалия» из 7 сюиты соль-минор (струнные и орган) в исполнении Г. Гродберга.


Эпиграф


Терзает и страшит нас каждая отрада,

На розу погляди: увы, шипы на ней,

У каждого свой крест в жестокой жизни сей,

Смеясь, мы чувствуем в груди мученья ада!!!

(Андреас Грифиус, перевод О. Б. Румер)


Этими словами я хочу открыть эпоху XVII века.

На протяжении долгих веков искусство говорило от лица всех людей и обращалось ко всем, стараясь доступными средствами выразить Гармонию Вселенной и благость Творца. СЛАЙД 2

Послушайте музыку Генделя «Пассакалия» и постарайтесь ответить на вопросы. СЛАЙД 3 и СЛАЙД 4

Условимся, что тема Человека – его мысли, чувства, переживания исполняет группа струнных смычковых инструментов, а тему Бога – орган.

Какая тема главная в XVII веке тема Бога или тема Человека? ( тема Человека ) (1мин. 20сек.)

Какой он – новый человек? ( трагический, но свободный, потому что он ищет потерянную Гармонию ).

Теперь человек не центр Вселенной, а лишь частица огромного безграничного разнообразного мира и наука доказала, что мир – это единая космическая стихия, которая находится в постоянном движении. (4мин. 18сек.)

Во что верит человек? ( в свою силу, волю, мужество, энергию, в себя ). (5мин. 28сек.)

Теперь рассмотрим взаимоотношения общества и человека. (слушаем до конца)

Орган – это общество, в котором живет человек.

В каком соотношении с обществом находится человек – группа струнно- смычковых инструментов? ( в напряженном ).

Действительно человек бросает всем вызов, отсюда:

  • конфликт;

  • борьба;

  • столкновение;

  • накал страстей.

Музыкальная речь Генделя подобна речи вождя, оратора, обращенная к массе, поэтому речь звучит:

  • торжественно;

  • приподнято;

  • прямо, открыто;

  • масштабно.

Тема Человека порождает в искусстве желание выразить все богатство и многообразие человеческой души.

Новое время открыло новую тему – тему Человека, тему Личности.

Отныне художник получил право вдохнуть в произведение собственное представление о Человеке и его судьбе, об истине и справедливости.

Именно в XVII веке появились художники, говорившие о Боге и природе, о том, как бы они сами хотели объяснить мир.

Именно XVII век подарил европейской культуре едва ли не главное ее богатство – независимую и мыслящую личность, чей портрет души запечатлен во всех ее творениях.

Примером такого рода Личности могут быть Гендель в музыке и Рубенс в живописи.

Удивительно, что жизнь Генделя и Рубенса во многом похожа. Их судьба – это своего рода подарок Фортуны – судьба победителя.

Рубенс с юных лет имел успех на дипломатическом поприще, много путешествовал, так же как и Гендель, он всегда был признан и любим. Их жизнь была полна событиями и приключениями, оба умерли в богатстве и почете. СЛАЙД 5

Сейчас вы увидите произведения П. Рубенса. Во время просмотра запишите эпитеты, сравнения, метафоры, аллегории – близкие по ассоциациям с образами Рубенса (на фоне музыки Генделя «Пассакалия»). СЛАЙД 6 – СЛАЙД 29

Например:

  • сочно и красочно;

  • нагромождения фигур;

  • гигантские масштабы;

  • яркие эффекты;

  • мысли Рубенса устремлены не внутрь себя а к внешнему миру;

  • контрасты и великолепие увлекают художника и радуют глаз;

Рубенс и Гендель в своих произведениях обращаются не к душе отдельного человека, а стремятся ко многим людям, мыслят широко, масштабно, эффективно и захватывающе. Возможно поэтому удача и успех всегда сопутствуют им.

И благодаря творчеству этих выдающихся художников мы на уроке познакомились с новым понятием – Барокко. СЛАЙД 30

Это слово имеет несколько значений: причудливый, вычурный, жемчужина неправильной формы.

Барокко — так стали называть художественный стиль в культуре Европы начала XVII века и первой половины XVIII века.

Это стиль резких контрастов, преувеличений, отсутствия симметрии, уравнения и гармонии, страстного характера, где: радость перерастает в ликование, печаль – в скорбь, упрек – в проклятие.

Эту тягу барокко к преувеличениям выразил английский поэт Томас Керью в стихотворении «Нетерпимость к обыденному»:


Дай мне любви, презренья дай —
Дай насладиться полнотой.
Мне надо жизни через край —
Душе невыносим покой!

Огонь и лёд — одно из двух!
Лишь крайности волнуют дух.

Пускай любовь сойдет с небес,
Как сквозь гранит златым дом
К Данае проникал Зевес!
Пусть грянет ненависть, как гром,

Все сокрушит, что мне дано!
Эдем иль ад — из двух одно!

Дай, дай упиться полнотой —
Душе невыносим покой.

             (Пер. с английского) СЛАЙД 31


Я хочу, чтобы в заключении вы выразили свое отношение к теме Человека в искусстве Барокко, через французское пятистишье – «Синквейн». Например:

  1. Человек

  2. Страстный и динамичный

  3. Радуется, борется, конфликтует

  4. Он выражает богатство и многообразие души.

  5. Личность


















Список используемой литературы

  1. Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема: Пособие для учителя. М., 1992.

  2. Лесков И.А. Мировая художественная культура: Конспекты уроков по темам «Искусство Европы в лицах (ХVII-ХVIII вв.)» Волгоград: Учитель, 2004. – 84 с.

  3. Самин Д.К. 100 великих композиторов– М.: Вече, 1999. – 624с.

  4. Львова Е.П., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М., Стукалова О.В., Олесина Е.П. Мировая художественная культура. Эпоха Просвещения. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.: ил.


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Петр 1. Реформы в Российском государстве. Цель: формирование представления учащихся о времени правления Петра"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: