Конспект урока на тему «Театр – волшебный мир»




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетом осуществления художественного-эстетического развития воспитанников МДОУ№100».









Конспект урока на тему «Театр – волшебный мир»













Разработали: Вдовиченко Нина Ивановна воспитатель,

Ошарова Марина Викторовна воспитатель.





Цель:

— Познакомить детей с театрами г. Астрахани. – Расширять кругозор, поддерживать познавательный интерес к достопримечательностям родного города. – Формировать эмоциональную отзывчивость детей на красоту окружающего мира. – Дать детям представление о театре. – Познакомить с историей возникновения театра, с различными видами театральных кукол, профессией – кукловод. Вызвать у детей желание управлять куклами. – Способствовать развитию грамматического строя речи, связной речи, обогащению словарного запаса.

Предварительная работа:

Экскурсии по городу с родителями, посещение кукольного театра, беседы о родном городе, изготовление и рассматривание фотоальбома «Детям о театре», просмотр спектаклей в детском саду.

Обогащение словаря:

Балаган, актёр, кукловод, кукла-марионетка, ростовая кукла, спектакль, сцена, трагедия, комедия.

Оборудование: куклы – марионетки, куклы би-ба-бо, ростовая кукла, кукла Петрушка.



Ход занятия.

Воспитатель:

-Ребята, скажите, в каком городе мы с вами живём? (в Астрахани). Наш город Астрахань – очень древний и красивый город, в нём много прекрасных , старинных зданий, в некоторых из них расположены музеи, картинная галерея, библиотеки, выставочные залы, театры. Я знаю, что каждый из вас хоть раз побывал с родителями в театре.

— Кто мне скажет, что такое театр? (ответы детей). Правильно, это место, где люди могут отдохнуть после работы, посмотреть спектакль. Скажите, какие театры вы знаете? (театр юного зрителя, кукольный театр).

— Я предлагаю вам сейчас совершить увлекательное путешествие в театр. Мы познакомимся с его историей, узнаем, каким он был в древние времена, и каким стал сейчас. Увидим театральные куклы и научимся ими управлять. Итак, в путь.

— Повернись, повернись и в театре окажись.

— Звенит звонок, наша история начинается.

Играет музыка. Перед детьми появляется занавес (приложение слайд 1).

Воспитатель: Театральное искусство возникло давно, в стране – Древняя Греция. Жители этой страны – древние греки строили театр под открытым небом. В театре была сцена, где актёры разыгрывали спектакли и пьесы, и высокие зрительские места (слайд 2).

— Покровительствовали театру две музы: весёлая и жизнерадостная Талия и грустная, печальная Мельпомена. Талия помогала актёрам разыгрывать весёлые, смешные пьесы – комедии, а Мельпомена – грустные и печальные трагедии (слайд 3,4)

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Площади многоугольников»

— Женщинам участвовать в спектаклях и пьесах не разрешалось. Все женские роли разыгрывали актёры мужчины, переодетые в женские платья. Когда актёры исполняли грустную пьесу – трагедию, они одевали на лицо грустные, хмурые маски. Если на сцене разыгрывалась весёлая пьеса – комедия, актёры одевали весёлые, улыбающиеся маски.

— Со временем театры изменились и на улицах многих городов появились балаганы (слайд 5).

— Балаганы – это весёлое, смешное представление, которое разыгрывали актёры на ярмарках и народных гуляньях. В этих представленьях участвовали бродячие актёры, жонглёры, акробат, весёлые театральные куклы- Петрушки.

— Выступали актёры прямо на улице, и каждый прохожий мог подойти и посмотреть представление. Прошли годы и в каждом городе появились большие, красивые здания – театры. В них выступали актёры, которые показывали спектакли для зрителей. В нашем городе Астрахани тоже есть театры.

— Драматический театр – в нём разыгрывают спектакли взрослые люди – актёры (слайд 6,7).

— Театр юного зрителя – это детский театр. В нём ставят спектакли для детей

(слайд 8,9).

— Кукольный театр – в нём актёры разыгрывают спектакли для детей с помощью кукол (слайд 10,11).

— Посмотрите, какое это красивое старинное здание. Снаружи оно похоже на сказочный дворец.

— Внутри театра есть большой зрительный зал. Центральное место в нём занимает сцена с занавесом. На сцене актёры разыгрывают спектакли с помощью кукол. Есть уютные зрительные места. И конечно много, много разных театральных кукол. А управляют куклами люди, профессия которых называется – кукловод (слайд 12,13,14,15,16,17).

— Артистом быть нелегко, для этого надо изменять голос, говорить с выражением, менять выражение лица, производить какие – либо жесты руками. Этому всему надо долго учиться. Мы сейчас будем учиться некоторым моментам, которые необходимы артисту.

Дети выходят на коврик, встают в круг.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в «Мимический кубик». Кто-либо из вас бросает кубик, вам выпадает фрукт или овощ. Нужно на лице изобразить его вкус.

Проводится игра «Мимический кубик».

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Веер». Я вам показываю изображение лица, а вам надо произнести фразу «У нас гости» с такой интонацией в голосе, какое настроение вы увидите на изображенном лице. Вот, например: испуганно.

Проводится игра «Веер».

Воспитатель: А теперь займите свои места.

— Артисты- кукловоды самые главные волшебники в кукольном театре, ведь с помощью их движений – оживают куклы. Для того чтобы представление было ярким и красочным сцену украшают декорации. Они помогают зрителям оказаться у великолепного замка, или в дремучем лесу у избушки на курьих ножках. А можно попасть на сказочную полянку. – Раз, два повернись на полянке окажись!

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Летние задания для способных детей начальной школы"

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на полянке волшебный сундучок. Что же там внутри? Давайте посмотрим!

Воспитатель: Да там Театральные куклы!

Петрушка: Привет, девчонки и мальчишки!

А вот и я — Петрушка! Я — герой русского народного театра.

Моя родина – Россия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, каков Петрушка! В красной рубахе, колпачок у него с бубенцом и кисточками. Он грозит палкой всем лентяям, врунам, злыдням всех мастей и всегда готов заступиться за людей честных и трудолюбивых. А сегодня Петрушка перебрался на сцену кукольного театра. И пришёл он к нам из театра кукол би-ба-бо. Одевают такие куклы на руку, как перчатку. На указательный палец одевается голова. На средний и большой палец руки или лапы игрушки. Остальные пальцы кукловода прижаты к ладони. А рубашка – это туловище.

Петрушка: Я пришёл к вам не один, а вместе со своими друзьями.

Воспитатель вынимает кукол из сундучка.

Воспитатель: Я предлагаю вам попробовать себя в роли артистов.

Воспитатель приглашает 4 ребёнка, помогает одеть кукол на руки.

Воспитатель: Куклы би-ба-бо умеют наклонять головы, хлопать в ладоши, вертеть головой вправо и влево, кланяться (помогает детям выполнять упражнения).

— Ребята, а вы узнали из каких сказок эти герои? (ответы детей). Правильно, эти герои встречаются в разных сказках: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк». С помощью наших кукол можно разыграть для зрителей спектакли по этим сказкам.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая интересная кукла! Называется она – марионетка. У этой театральной куклы есть нити, которые крепятся к деревянным палочкам – крестовине. Кукловоды с помощью крестовины и нитей приводят в движение марионеток.

— Ребята, кто хочет попробовать управлять марионеткой? (приглашает 2 детей по очереди). Тяжело? (ответы детей). – Конечно, управлять марионеткой не так уж и просто. Чтобы кукла легко двигалась, шевелила руками и ногами, кукловод должен обладать сильными, ловкими, крепкими пальцами. Мы тоже можем потренировать наши пальчики с помощью игры «Замок».

Пальчиковая игра «Замок».

Дети, сомкнув пальцы в «замок» произносят слова:

На дверях висит замок, Кто его открыть бы смог.

( растягивают сомкнутыми руками)

Растянули, покрутили (крутят), постучали (стучат сомкнутыми руками) И открыли (расцепляют пальцы).

Раздаётся стук.

Воспитатель: Кто-то ещё к нам в гости пришёл.

( Вносит ростовую куклу). – Да это, кукла – мышка. Посмотрите, какая она большая и необычная. У неё есть верёвочки, чтобы их одевать на руки и ноги. Кто хочет померить куклу? (приглашает одного ребёнка, помогает одеть куклу).

Свежие документы:  Тема: «Рисование по мотивам Дымковской росписи»

Воспитатель: Посмотрите, какая большая кукла, ростом с Машу. Такая кукла называется ростовая. Двигается она с помощью движений рук и ног кукловода. Если кукловод протянет руку, кукла тоже протянет руку, если кукловод начнёт шагать – кукла станет двигать своими ногами.

— Мышка, иди, поздоровайся с ребятами. Протяни свою руку и погладь.

Воспитатель: Сейчас куклам пора возвращаться в свой театр. А наше путешествие подходит к концу. Давайте встанем в круг и, скажем: «Повернись, повернись и в саду очутись».

Воспитатель: Присаживайтесь на стулья. Давайте вспомним, куда мы сегодня путешествовали? (в театры города Астрахани).

— Какие театры есть в нашем городе? ( Драматический, Театр юного зрителя, Кукольный театр). – В какой стране появился первый театр? ( В Древней Греции). – Кто запомнил, как звали покровительниц театра? (Талия- покровительница комедии, Мельпомена — трагедии). – Как называлось весёлое, смешное театральное представление, которое разыгрывали актёры на ярмарках и народных гуляньях? (балаган). – Кто является героем русского театра кукол? (Петрушка). – Что или кто понравился вам на нашем занятии?

Воспитатель: Наше путешествие в волшебный мир театра завершилось.

Литература и ресурсы:

1. Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей // — Дошкольное воспитание. — 1994. — №3.

2. Вместе весело шагать // — Дошкольное воспитание. — 1994. — №7.

3. https://www.moi-detsad.ru/

4. https://ivalex.vistcom.ru/zanatia428.html

5.https://festival.1september.ru/articles/514263/


6. https://ds82.ru/doshkolnik/4331-.html






скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: