Конспект урока по МХК «ДРЕВНЕРУССКОЕ ЗОДЧЕСТВО: ВНЕШНИЙ ВИД И ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА»


МОУ лицей №12 г. Люберцы Московской области.

Предмет «Духовное краеведение Подмосковья2»



ДРЕВНЕРУССКОЕ ЗОДЧЕСТВО:

ВНЕШНИЙ ВИД И ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА







Автор разработки:

Анна Сергеевна Бочарова,

учитель МХК

МОУ лицея №12 г. Люберцы



2012






Тема 4. ДРЕВНЕРУССКОЕ ЗОДЧЕСТВО: ВНЕШНИЙ ВИД И ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА




Цели:

  1. Способствовать формированию знаний обучающихся об устройстве православного храма через иллюстрированный рассказ, видеофильм и материал урока.

  2. Способствовать развитию критического мышления через работу над иллюстрированным чтением на уроке; .

  3. Через тему урока показать важность изучаемого материала для людей, живущих в нашей стране

Форма урока – традиционный урок

Тип урока — урок изучения нового материала

Уровень самостоятельности — средний

Виды деятельности на уроке – групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа

Ключевые слова урока — храм, крест, купол, притвор, колокольный звон.

Оборудование — рабочая тетрадь на печатной основе, раздаточный материал, интерактивная доска; видеофрагменты «А вы знаете что…», «Устройство православного храма».




ХОД ЗАНЯТИЯ

(КОНСТРУКТОР ЗАНЯТИЯ)

Этапы уроки

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Орг. момент



2.Художественный акцент урока

  1. Педагог предлагает послушать на фоне мини – фильма «Храм» стихотворение Андрея Блоха

Слова педагога — Церковный сумрак. Мирная прохлада,
Немой алтарь.
Дрожащий свет негаснущей лампады
Теперь, как встарь.
Здесь шума нет, и сердце бьется глуше
И не болит.
Здесь много горя выплакали души
У древних плит.
Здесь люди Богу муку поручали,
Здесь вечный след
Безвестных слез, несказанной печали
Забытых лет.
Старинный храм, — защита от бессилья,
Приют для битв,
Где ангел Божий смертным дарит крылья
Для их молитв.

  1. Предлагает ответить на вопрос

Слова педагога – Скажите, а на какую тему мы сегодня будем вести речь?

  1. Уточняет тему рока

Слова педагога — Правильно. Наш урок посвящён церквям и храмам.

Слушают стихотворение

















Отвечают на вопрос

(предполагаемые ответы):

— О церкви.

— О храме


3.Афиширование темы урока

1. Предлагает познакомиться с темой урока.

Слова педагога – В этом на первый взгляд простом слове « храм» скрыт смысл глубокий, ёмкий. Поэтому тема нашего урока — Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма.

2. Предлагает «разложить» тему урока.

Слова педагога – А что значат слова в теме нашего урока: «древнерусское», «зодчество», «внешний вид», «духовный смысл» «православный храм»?


3.Слушает ответы детей.



Знакомятся с темой урока




Отвечают на вопрос педагога (предполагаемые ответы):

«Древнерусское» — древнее — XIIXIV вв.

«Зодчество» — архитектура

«Внешний вид» — вид, который мы видим со стороны.

«Духовный смыл» — это смыл, который указывает на великие тайны Божии.

«Православный храм» — это здание, посвященное Богу и предназначенное для богослужений.


4.Новый материал

1. Предлагает послушать вступительное слово.

Слова педагога — Храм — это центр нашей духовной жизни. Здесь «Силы Небесные с нами невидимо служат», поэтому можно сказать, что храм — это кусочек Неба на земле или островок Небесного Царства. Храмы иначе называются церквами, потому что верующие, собирающиеся здесь на молитву, составляют Церковь (т.е. собрание или общество).

Влекомые благодатью Божией, верующие люди всегда стремились прийти в храм. Господи, возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей… Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень, — говорил древний праведник.

Все храмы посвящены Богу и в них Господь невидимо присутствует Своею Благодатью. Каждая церковь имеет свое частное название, в зависимости от того священного события или лица, в память которых она освящена, например, церковь Рождества Христова, храм, в честь Св. Троицы, во имя св. равноапостольных Константина и Елены. Если в городе несколько храмов, то главный из них называется «собором»: сюда в торжественные дни собирается духовенство различных церквей, и богослужение совершается соборование. Тот собор, при котором находится кафедра епископа, называется «кафедральным».

2. Предлагает ответить на вопросы после вступительного слова и заполнить лист рабочей тетради.

Слово педагога – Скажите, что такое храм?

(ответ: Храм — это центр нашей духовной жизни)

А почему верующие люди стремятся в храм?

(ответ: Их влечёт в храм Божья благодать)

Как называется главный храм?

(ответ: Главный храм называется собором)

Почему каждая церковь имеет своё имя?

(ответ: У каждой церкви своё имя, потому что каждая из них освящена в честь какого-нибудь праздника или святого.)

А как называется самая близкая от нашего лицея церковь?

(ответ: Церковь Троицы Живоначальной в Наташине)

Как вы думаете, а почему так называется наша церковь?

(ответ: освящена в честь Святой Троицы)

2. Предлагает познакомиться с внешним видом храма.

Слова педагога — Предлагаю вам подробнее познакомиться с храмом. Для этого ещё раз прочтите тему нашего урока. Как вы думаете, с чем мы с вами сначала познакомимся?

(ответ: Мы познакомимся с внешним видом храма)

Слушают вступительное слово педагога



















Отвечают на вопросы

Ответы записывают в тетрадь:













Определяют порядок знакомства с новым материалом

4.1. Знакомство с внешним видом храма

1. Предлагает познакомиться с внешним видом православного храма.

Слово педагога — Устройство православного храма, по своему внешнему виду, отличается от прочих зданий. Большею частью, храм, в своем основании, устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

2. Предлагает записать в рабочей тетради ответ на вопрос: «В виде чего бывают основания у храма?»

Слово педагога — Запишите в рабочей тетради ответ на вопрос: «В виде чего бывают основания у храма?»

(ответы: в виде креста; в виде продолговатого корабля; в виде круга; в виде восьмиугольника)



Слушают учителя











Записывают ответы на вопрос:

В виде чего бывают основания у храма?»


4.2. Иллюстрированное чтение

«А вы знаете что»

  1. Предлагает познакомиться с внешним видом православного храма с помощью иллюстрированного чтения.

Слово педагога — Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви – Иисуса Христа. А вы знаете что…

(демонстрируется мини-фильм; учитель каждый кадр комментирует словами:

А вы знаете что…

Количество куполов на храмах символично:

1 — символизирует Единого Бога

3 — Святую Троицу

5 — Спаситель и четыре евангелиста

7 — семь таинств Церкви

9 — по числу ангельских чинов

13 — Спаситель и двенадцать апостолов

33 — по числу лет земной жизни Спасителя.

40 — как символ освящения всей своей жизни

70 — в честь 70 апостолов

Существуют ли сейчас два последних типа храмов -неизвестно.

А вы знаете что…

Внешний цвет храма нередко отражает его посвящение — Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например: Белый — храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня

Голубой — в честь Пресвятой Богородицы

Красный — посвященный мученику (мученикам)

Зелёный — преподобному

Жёлтый святителю

А вы знаете что…

Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: `Вы — свет миру`. Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

А вы знаете что…

Цвет купола также важен в символике храма:

Золото символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый цвет Святого Духа.

Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.

В монастырях встречаются черные купола — это цвет монашества.


Знакомятся с внешним видом православного храма

4.3. Практическая работа

«Внешний вид храма»

1.Предлагает определить внешние составные части православного храма.

Слово педагога – С помощью «Словарика зодчего» предлагаю узнать части нашей Наташинской церки. (Церковь Троицы Живоначальной в Наташине). Внимание на экран: с помощью указанных частей храма , определите эти части у Наташинской церкви.

Выполняют самостоятельно практическую работу в рабочей тетради

4.4.

Просмотр видеофильма

(3мин)

«Устройство православного храма»

1.Предлагает заглянуть в храм с помощью фильма «Устройство православного храма».

Слово педагога – Поднявшись по ступенькам храм, входят в притвор… Давайте и мы заглянем в храм. Обратите внимание, в рабочей тетради есть вопросы, на которые вам надо ответить после просмотра фильма.

(демонстрация фильма)

  1. Предлагает ответить на вопросы, ответы на которые были даны в фильме:

1. С чего начинается храм?

2. Какая духовная нагрузка лежит на притворе?

3. Сколько частей у храма? Почему?

4. Что такое «алтарь»?

5. Почему именно ради алтаря воздвигаются храмы?




Смотрят фильм



Отвечают на вопросы

4.5.

Музыкальный акцент

  1. Предлагает познакомиться со словами о колокольном звоне:

Слова педагога — «Звон колоколов — это не просто гонг, созывающий людей в церковь, а мелодия, одухотворяющая окрестности храма, напоминающая о молитве тем, кто занят трудом или находится в пути, кто погружен в монотонность будней… Колокольный звон  своего рода музыкальная проповедь, вынесенная за порог церкви. Он возвещает о вере, о жизни, пронизанной ее светом, он будит уснувшую совесть».

Прот. Александр Мень

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, где висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Медленный звон в самый большой колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Такой звон употребляется перед началом богослужения, например, перед всенощной или Литургией. Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». В дореволюционное время в России трезвонили в течение всей пасхальной недели. Поочередный печальный звон в разные колокола называется перезвоном; он употребляется при погребении.

Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

  1. Предлагает послушать фрагмент колокольного звона и ответить на вопрос.

Слово педагога – Послушайте, как звучат церковные колокола, о чём они говорят?

Колокольный звон

5 марта 2012 года

О. Воротынский

Нельзя без Благовеста жить России

Ведь глас его молиться в храм зовет-

Святым иконам поклонятся и Мессии

Колокола звонят, и значит, Русь живет!


Звон — созывал людей идти на вече.

Набатом — защищать звал от врагов.

А перезвон — вещал народу о победах.

Трезвон — на службу всех созвать готов.


Плывет звон над Россией, пеленою,

И растворяясь в небесах, как дым.

Он покоряет всех своею чистотою

Зовет, нас поклонится всем святым.


Колокола, живут под небом — в колокольнях

Чтоб перезвон их, разносился далеко.

Их слышно в храмах, где в земных поклонах

Молится Богу, Русь Святая горячо.

Запишите свой ответ в рабочую тетрадь

Запись колокольного звона

  1. После работы в тетради предлагает ученикам предложить свои варианты ответов.

Слушают педагога

























Слушают звучание колоколов

Записывают ответ на вопрос в тетради



Выступают с ответами

(по желанию)

5. Итог урока

1. Предлагает подвести итоги урока.

Слово педагога – Ещё раз мне хочется сказать, что православный храм — средоточие всего самого прекрасного на земле. Он благолепно украшается как место, достойное для совершения Божественной Евхаристии и всех таинств, в образ красоты и славы Божией, земного дома Божия, красоты и величия Его небесного Царства. Благолепие достигается средствами архитектурной композиции в синтезе со всеми видами церковного искусства и применением сколь возможно лучших материалов.

Православный храм создается с помощью Божией людьми, творчество которых, основанное на личном аскетическом, молитвенном и профессиональном опыте, согласуется с духовной традицией и опытом Православной Церкви, а создаваемые образы и символы причастны небесному первообразу – Царству Божию.

Слушают учителя

6. Рефлексия

1. Предлагает оценить своё место в уроке.

Слово педагога – Сегодня вы узнали много нового. Определите своё место на уроке. В рабочей тетради над Наташинской церковью есть облако. Если вы сегодня работали и вам было интересно на уроке – раскрасьте облако в синий цвет; если работали, но материал был для вас не интересен – оставьте не раскрашенным.

Отвечают на вопросы рефлексии



Использованная литература:

  1. Жалпанова Л. — В церкви, — Современная школа, — 2008.

  2. Калинина Г. Символика и устройство православного храма, — М., «Яуза-пресс», 2008.

  3.  Киселева О.Ф. — Традиции православного воспитания, — Книжкин дом, АСТ, Астрель, ВКТ, 2008

  4. Шевченко Л.Л. – Духовное краеведение Подмосковья, — М, — 2010

Интернет ресурсы

https://www.1pravoslavnyi.ru/ustrojstvo-pravoslavnogo-xrama/



Свежие документы:  Конспект урока биологии на тему «Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификация»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: