Урок для 8 класса по теме: «Русская изба как центр Вселенной»


8 КЛАСС

Тема года: «Поэтика русской народной культуры через изобразительное искусство»

Тема урока: « Русская изба как центр Вселенной»

Тип урока: комбинированный (изложение нового материала и практическая

работа, рассчитанные на 2 часа).

Цель урока: — Ознакомить учащихся с внутренним устройством русской

избы; раскрыть понятия « Изба-центр Вселенной»,

подчинение внутреннего устройства избы идеи Мирового

Древа, триединству Мира.

-Подвести учащихся к выполнению в практической работе

образца внутреннего убранства русской избы с

использованием

символики и семантики украшений в домашней утвари.

-Закрепить навыки по изображению интерьера (в

перспективе)

-Развитие пространственного воображения и творческого

потенциала.

Практическая работа:— выполнение интерьера русской избы

— художественный материал по выбору (гуашь,

акварель, тушь, карандаши и т.д.)

Видеоряд : — Фрагмент из фильма «Восточные славяне».

— Дидактический материал «В избе».

— Работы учащихся.

Ход Урока.

I. Организационный момент :

1. Объявление темы урока.

2. Проверка готовности к уроку.

II. Изложение нового материала.

1) Из предыдущего урока мы узнали о том, что ИЗБА – традиционное

славянское жилище – являет собой модель Мира, которое

символически связано с Мировым Древом. Крыша дома в народных

представлениях была небом, сруб с окнами, дверью и полом – землей,

а подкиет (подполье) – подземным миром. Отсюда крестьянский дом

становился центром Вселенной для рода, для семьи.

Внутреннее устройство избы. Каким оно было?

2) Демонстрация фрагмента из фильма «Восточные славяне»

(содержание фрагмента):

Внутреннее устройство дома крестьян было различным, но археологи

находят общие черты планировки крестьянского жилища. Здесь

существует тот же порядок (космос) , который мы наблюдаем в

природе –всё гармонично и совершенно.

Красный угол – духовный центр дома – располагался в переднем углу

и ориентирован на восток. В нем божница, где на особой полочке —

иконы в окладах, украшенные ткаными или вышитыми полотенцем,

сухими целебными травами. Красный угол олицетворял Зарю.

Потолок подобен небосводу . Матица – главная балка, на которую

опирались доски потолка. К матице крепился крюк люльки (самое

безопасное место), под матицей принимали гостей, благославляли

молодых.

В доме два очага : духовный – лампада и земной – огонь в печи.

Печь была своеобразным центром избы, символом добродетели и

тепла, неостывающий очаг. Располагалась печь в противоположном от

красного углу (в западном) . Красный угол указывал на полдень, на

свет, на восход, на божью силу. Печь – на тьму, на заход.

Свежие документы:  Контрольная работа по МХК для 10 класса по теме «Художественная культура Древнего Египта»

Границы дома – двери, окна, порог, дымоход должны были защищать

обитателей дома от внешнего мира.

В.Белов «Лад» — знаток крестьянского быта, писал :

« …. Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертельную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, была сродни душевному теплу».

В убранстве жилища органично сочетаются польза и красота.

Все в избе деревянное, кроме печи: лавка, полавошники (чуть ниже

потолка), стольцы (подобие табурета), подблюдники (полки для

посуды) и полати у дверей от печи до стены и домашняя утварь.

Пространство у печи – женская половина, «бабий кут».

Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям. Это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ : семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство.

От двери до боковой стены избы – широкая лавка, где мужчины занимались хозяйственными работами. На лавках вдоль окон работали женщины за прялкой, за вышиванием, за вязанием.

В сумерки избу освещал кованный СВЕТЕЦ. Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий стан – кросно.

3) Вывод:

Все устроение в домашней жизни было подчинено бытовым и трудовым потребностям семьи, и в то же время несло порядок и гармонию.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она

вобрала!

Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.





III. Практическая работа.

1) Учитель на доске показывает варианты изображения в перспективе внутреннего устройства избы.

2) Работа учащихся над композицией «В крестьянской избе» (линейный рисунок) с продолжение на 2-ом уроке (цветовое или графическое решение).

IV. Подведение итогов. Анализ работ.















































ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ

открытого урока

по народной культуре

в 8-«А» классе по теме

«Русская изба как центр Вселенной»













Учитель изо

Цветкова С. Н.

МОУ Лицей

г.Дедовск

2008 год

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: