Внеклассное мероприятие по МХК «Православные и народные праздники» 8 класс


Демонова Ольга Яковлевна,

заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ № 18 города Ставрополя



Внеклассное мероприятие по мировой художественной культуре (8 класс)


«Православные и народные праздники»

Цель:

  1. Познакомить учащихся с православными и народными праздниками Древней Руси;

  2. Показать влияние культуры и быта на другие стороны жизни общества;

  3. Способствовать развитию воображения учащихся, формированию представлений о традициях народа.

План:

  1. Годовой круг праздников.

2. Сообщения учащихся:

    1. Рождество Христово и Крещение;

    1. 2.2. Кукольные представления;

    2. 2.3. Масленица;

    3. 2.4. Вербное воскресенье и Пасха;

    4. 2.5. Троица.

3. Праздники, связанные с сельскохозяйственными работами.

Учитель.

В древние времена и крестьяне, и горожане-ремесленни­ки обязательно занимались земледелием. Все люди были верующими: свято верили в Бога, поэтому они обязатель­но отмечали православные религиозные праздники. Вся их жизнь протекала от одного праздника до другого. Лет­ние праздники были связаны с пробуждением природы и назывались поэтому «зелеными святками», а зимние — го­товили к будущему севу и сбору урожая.

1 ученик.

Время от Рождества Христова (25 декабря/7 января) до Крещения (6 января/19 января) называли зимними святками. На святках слились языческие обряды и хри­стианские воспоминания о Христе.

В длинные зимние вечера молодежь собиралась у ко­го-нибудь дома на вечерки, то есть посиделки. Девушки гадали, пели песни, пряли. Помните в сказке?

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

В такие зимние вечерние праздники собиралась детво­ра и ходила с бумажной «звездой» вокруг домов, пела рож­дественские песни, прославляющие хозяина и его дом. За эти песни хозяева щедро угощали песенников, дарили им подарки. От двора ко двору ходили в эти вечера славильщи­ки — исполнявшие песнопения, посвященные Рождеству Христову, величании хозяину, хозяйке и их детям. Такие пес­нопения еще назывались колядками. Они начинались со слов: «Христос рождается, славите». Хозяева обязательно давали славильщикам (колядовщикам) угощение, деньги. После обряда участники собирались в одном доме на краю деревни или улицы и закусывали, высыпали все из мешков и делили поровну. В состав святочных обрядов входило гадание. Гаданий было множество.

На стол ставили красное деревянное блюдо, покры­тое платком, в которое участницы опускали кольца, напер­стки и другие мелкие вещи. Ответ на гадание давала песня, под которую девушка вынимала свою вещь. Песен с раз­ным содержанием было великое множество. Да и самих способов гаданий тоже. Считали в заборе колья три раза по девять и последний кол должен был обозначать жени­ха девушки: если кол в сучках — жених сердит, если кол без коры окажется — жених бедняком будет, если в коре и стройный, то богач.

В святках непременно участвовали ряженые. Костюмы и маски готовили заранее. Парни рядились в офицеров, цы­ган, женщин. А девицы — в птиц — изображали курицу или журавля. Костюмы медведя, волка и козы также были по­пулярны. Двое парней рядились в лошадь. Передний дер­жал на двузубых вилах голову лошади, сделанную из соломы. Голова, как и вся «лошадь», обтягивалась попо­ной, так что видны были только ноги парней. «Медведя» — парня в вывороченной шубе — водили на цепи. Вожак медведя был непременно с льняной бородой. Нелегко бы­ло носить костюм «журавля»: вывороченная шуба набра­сывалась так, чтобы рукав торчал на макушке, в него продергивалась кочерга, служившая головой и клювом, а спину надо было выгибать, подражая птице.

Ряженые, в отличие от славильщиков, заходили в из­бу. Посиделки в какой-то момент прерывались их прихо­дом. Ряженые давали представления. Вбегали персонажи с рогами, хвостом, помелом. Они могли войти в дом и не­прошеными. Пугали хозяев и гостей, озорничали, шуме­ли. У каждого была возможность блеснуть остроумием и выдумкой, игры сопровождались смехом и песнями. Са­мой популярной была игра в жмурки. Водящему завязы­вали глаза и отводили к двери. К нему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей: пока не поймает себе замену.

2 ученик.

Горожане в старину очень любили и кукольные пред­ставления. Кукольник одевал юбку с обручем на подоле, поднимал ее так, что она закрывала ему голову, а потом из-за этой «занавески» показывал кукол. Иногда ходили с вер­тепом. Это был ящик с двумя ярусами. Вертящиеся деревянные фигуры разыгрывали сцены из жизни Хрис­та, волхвов.

На празднике можно было встретить скоморохов — людей, которые веселили народ. Они собирали вокруг се­бя огромные толпы горожан, играли на бубнах, гудках и других музыкальных инструментах, показывали ученых медведей, выступали с акробатическими номерами, тан­цевали и просто шутили.

3 ученик.

По части веселья могла посоперничать со святками Масленица. Этот наиболее знаменитый зимний праздник отмечали в феврале-марте. Самая ранняя Масленица праздновалась в начале февраля, самая поздняя — в нача­ле марта. Такое название праздник получил потому, что на этой неделе мясо уже исключалось из пищи, а коровье масло еще можно было есть. На Масленицу самым попу­лярным кушаньем были блины с икрой. Вот какими пес­нями встречали праздник:

Масленица-кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

С блинцами,

С каравайцами,

С вареничками!

Во время этого праздника жгли костры, сжигали чуче­ло Масленицы, прощались с зимой. Ребятам говорили, что на этом костре сгорело все масло и молоко, поэтому его долго-долго нельзя будет есть. Во время Масленицы не­пременно катались на лошадях. Лошадей обвешивали цветными лоскутками и бубенчиками, колокольчиками и расписными дугами. Из саней с упряжками образовыва­ли целые поезда — вереницы. Большое значение в катани­ях имели и сани. Если саней не было, то запрягали дровни. Одевались для катаний по-праздничному. Даже шубы

брали напрокат у богатых. Для многих праздничное ката­ние на красиво убранных лошадях соединялось с поездкой в гости. Такое катание было очень популярным, так как на него брали детей всех возрастов и даже закутанных в одеяла грудных детей. С заходом солнца катание прекра­щалось. Санное катание для молодежи было состязанием в скорости, демонстрацией удальства. Озорники ввалива­лись в сани «на ходу».

Второй традицией на Масленицу стало катание с ледя­ных гор. Почти в каждой деревне делали большую ледя­ную гору (иногда и искусственную), а сверх того, устраивали еще отдельные небольшие катки для детей у домов. Что же говорить о городах. Они были сплошь по­крыты горами для катания. Гору строили так: ставили столбы и скат из досок, заливали его снегом с водой, так чтобы получался большой слой льда или замороженного снега. Катище продолжалось и на ровной местности, где снег также поливали водой и делали раскат. По бокам горки втыкали елки, а также фигурки из снега, облитые во­дой. Катались с гор на салазках — санках, кожаных шку­рах и рогожках. На санях умещалось 2-3 человека, а на шкурах и рогожках — до 10. Были и катульки — выдолб­ленные с одной стороны деревянные доски, напоминаю­щие корыто. Парни катались и стоя, а особо удалые — на коньках. Катание сопровождалось шутками, озорством, хо­хотом. Валили друг друга в снег, натирали им голову или забрасывали снежок под рубаху, за пазуху.

Существовали и другие забавы. Это прыжки через ко­стер и «взятие снежного городка». Первая забава связана была с сжиганием чучела Масленицы. Делали огромную бабу из соломы, вывозили ее на санях за деревню и сжи­гали. Обычно это делалось в конце масленичной недели. При этом присутствующие прыгали через костер. Костер «строили» целую неделю: собирали дрова, солому, хворост, кадки и другое старье. Во время прыжков пели:


Гори, гори, Масленица,

Симонова племянница,

Пройдет семь недель,

Придет светлый день,

Будут пасху носить,

Будут яйца красить.


Взятие снежного городка — это сложная затея, целый спектакль, спортивное состязание и игра. Для этой забавы спе­циально возводилась крепость из снега и льда. Ее надо бы­ло штурмом взять. Осаждающие были конными и пешими. Другая часть молодежи укрывалась за крепостью. Это были дети и взрослые с прутьями в руках. Ими они отгоняли всад­ника и тех, кто лез на стену, прорывались в ворота. Осажден­ные защищались под улюлюканье и хохот зрителей. А их было немало: всем хотелось посмотреть, как будут «ломать город». Если удавалось взять крепость, то зажигали в знак по­беды соломенные столбы и высокие факелы. Победителю да­вали шуточные призы — два сырых яйца.

4 ученик.

На Масленицу существовали и другие развлечения. Это игра в пышку — прабабушка современного хоккея с мя­чом. Две команды играющих становились по обе стороны улицы. Каждый участник имел кочергу — железную пал­ку с загнутым концом. Игрок одной из команд поддевал лежащий на земле шар, и все остальные гнали его в опре­деленном направлении, а другая команда не давала это сде­лать первой. Выигрывала первая команда, если догоняла шарик до определенного места. А если шарик возвращал­ся обратно, то победителем считалась вторая команда.

Более серьезным состязанием были кулачные бои. Они имели строгие правила. Нельзя было бить «лежачего». Также нельзя было бить того, кто присел. За­прещены были удары с тыла, сза­ди, обязательно надо было сражаться лицом к лицу и голы­ми руками: в кулаке нельзя было ничего держать.

Заканчивалась Масленица Прощеным воскресеньем. В этот день обычаем стало просить друг у друга прощение.

5 ученик.

С началом весны, пробужде­нием природы связано Вербное воскресенье.

Одним из самых важных пра­вославных праздников была Пасха. Этот праздник назывался еще Святой Пасхой, Великим Днем. Все без исключения шли на крестный ход. Символами пра­здника являлись крашеные яйца и куличи. Почти везде на Руси было принято «катать яйца». Играющий ставил яйцо свое на кон, то есть выкладывал на землю, где кра­шеные яички выстраивали в одну линию с промежутка­ми в 4—5 вершков (1 вершок = 4 см). Шагах примерно в ста от середины кона отмечали место, откуда игроки ка­тили мяч, сделанный из льняных хлопьев или ваты и об­шитый тряпицею. Вышибленное яйцо считалось выигранным. Позже стали вместо яиц применять для этой игры круглые кости животных, которые называли «бабки». Так появилась игра в «бабки».

Специально к Пасхе строили качели. Они были раз­ные. Очень любили в старину прыжки на качающейся до­ске, положенной поперек колоды. Две девушки становились на концах доски и раскачивались. Либо одна с разбегу прыгала, а другая при этом взлетала вверх. На празднике можно было увидеть и качели на столбах с перекладиной сверху. На перекладине крепились верев­ки с сиденьями. Были и качели в виде «чертова колеса», которое крутилось по кругу.

6 ученик.

А вот хороводные развлечения, танцы, песни под открытым небом, в рощах и лугах разворачивались на 50 день Пасхи, в праздник Троицы. Этот праздник иногда так и называли луга­ми. Отмечали Троицу в мае—июне. Обычай этого праздника предписывал плести венки из зеленых веток березы, их носили сначала на голове, а затем бросали в реку. В Троицу дома также украшали ветками березы, зеленью, полы покрывали травой и цветами. Бе­резовыми ветками украшали иконы в переднем углу. Молодежь собиралась на поляне, водила хороводы. В хороводах непременно пели песни о венке. В середине хороводного круга плясали, а все его участники хлопали в ладоши:


Благослови, Троица,

Богородица!

Нам венки завить,

Венок сплести.

На Троицу любили лакомиться яичными лепешками или яичницей. Блюда из яиц непременно готовили у костра. Парни угощали девушек медом, орехами.

Обычай предполагал и роль бе­резки. На деревце наряжали девуш­ку и под него залезала плясунья. «Деревце» начинало двигаться в хо­роводе. «Березка» ходила по домам, по окончании праздника девушка- березка бросала деревце в воду. В традициях летних «зеленых свя­ток» было и обливание водой, и ряжение девушек в «русалок». Эти обычаи передавались из поколе­ния в поколение и сохраняли связь с природой и земледелием.

Учитель.

Очень интересно, что само слово «улица» в старину оз­начало «веселое игрище, гулянье». Обычно такое гулянье начиналось во второй половине дня, после дневного сна. Веселье горожан начиналось с танцев. Они размахивали платочками и пританцовывали на одном месте. Танцы во­дили по кругу, называли такой танец хороводом.

Интересно происхождение слова «танец». Дело в том, что в старину танцевали под специальными навеса­ми — танками.

Слышали вы когда-нибудь слово «рукоплескать»? Оно означает «хлопать в ладоши». В старину во время танца го­рожане плескали, то есть отбивали такт ладонями.

После танцев начинались игры. Среди любимых игр го­рожан в старину была игра — прыжки через костер. Счи­талось, что чем выше прыгнешь, тем лучше хлеб уродится. Была и игра в городки — из чурок складывали фигурки кре­пости-городка или квадратного, или круглого. Играли две команды, по нескольку человек в каждой.

Летом играли в мячи — кожаные, набитые шер­стью, конским волосом. Самая распространенная иг­ра — в лапту. Две команды играли в мяч специальной расширенной с одного конца дощечкой — лаптой. Од­на команда была в «городе», вторая — в «поле». Кида­ла мяч команда из «города». Если в «поле» его ловили сразу, то выигрывали, если нет, то пока мяч поднима­ли, игрок из «города», кидавший мяч, должен был до­бежать до черты «поля» и вернуться на свое место. А команда «поля» его должна была «салить» поднятым мячом. Если попадали, то выигрывали. Также играли в свайку. Свайка делалась из железа с большой голо­вкой в виде гвоздя с заостренным концом. Она могла весить до двух килограммов. Второй предмет — желез­ное кольцо. Свайку брали за острие и метали так, что­бы она воткнулась в центр кольца.

Учитель.

Кроме того, были праздники, связанные с сельскохо­зяйственными работами, с хозяйством. В Егорьев день — 23 апреля/6 мая — после молебна и освящения перед хра­мом скот гнали в поле ветками, которые хранили с «Верб­ного воскресенья» — последнего воскресенья перед Пасхой. В Егорьев день почитали лошадей. Вот 29 октября/11 но­ября отмечали овчар — овечий праздник. Главными геро­ями этих праздников были пастухи.

Кроме того, в каждом селе или конце города существо­вал престольный, храмовый праздник. Эти праздники по­свящались памяти святого или события, во имя которого была построена местная церковь. Он мог совпадать с од­ним из больших праздников церковного календаря. К это­му дню обычно обновляли сам храм. Женщины заканчивали вышивку полотенец, мужчины — поделки из дерева. В этот день все шли в церковь принять прича­стие. Старики рассказывали детям житие святого. Иногда священник шел по домам служить молебны перед образом святого, которого почитали в этот день. Это делали еще и потому, что в церкви все не помещались. После службы большинство народа шло на базар. Здесь же можно было обменяться новостями. Потом наступало вновь время службы — обедни, а затем уже шли в гости.

Праздники продолжались до вечера. С наступлением темноты гулянья прекращались: было уже опасно. Улицы в городах запирали специальными решетками. Освещения не было, поэтому сторожа ходили с фонарями и колотуш­ками — специальными палками с привязанными к ним де­ревянными шариками на веревках. Стук свидетельствовал о том, что покой жителей надежно охраняется.



ЗАДАНИЯ (работа по группам).


1. По календарю напишите те пра­здники, которые вам известны и которые отмечали в старину.

2. Какие развлечения имели горо­жане в далеком прошлом? Чем они напоминают вам современ­ные развлечения? Каких артис­тов вам напоминают скоморохи? Где вы их видели?

3. Вставьте пропу­щенные буквы и объясните слова:

з-мл-делие

к-чели

ск-м-рохи

к-лядки

х-р-воды

сл-вление

гор-дки

г-дание

Масл-ница

к-л-тушки

Р-ждество

п-с-делки

к-тания


4. Каждый день масляной недели имел названия: понедельник — «встреча», вторник — «заигрыш», среда — «лакомка», четверг — «широкий», пятница — «тещины вечерки», суббота — «золовкины посиделки», воскресенье — «прощеный день». Вся неделя — «честная, веселая Масленица, широкая боярыня». Объясните все эти названия.

5. Почему летние праздники на­зывали «зелеными»? Какие пого­ворки и пословицы есть про русские праздники? В чем смысл поговорки «Не все коту Масле­ница»?

6. В какие древние игры вы игра­ли? Вам понравилась эта игра?

7. Кто кому в старину мог петь такую песню?

Мы пришли,

Козу привели, —

Людей веселить,

Орешки дробить,

Деток пестовать,

Хозяев чествовать.


8. Прочитайте отрывок из поэмы Н. Некрасова и подумайте, кто были родителями балагана?

Про балаган прослышавши,

Пошли и наши странники

Послушать, поглазеть.

Комедию с Петрушкою,

С Козою с барабанщицей,

И не с простой шарманкою,

А с настоящей музыкой

Смотрели тут они.


Календарные русские песни

9. Прочитайте календарные рус­ские песни. На какие праздники могли исполнять такие песни?

Коляда, коляда!

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Или сена клок,

Или вилы в бок.


Среди Москвы

Ворота пестры,

Ворота пестры,

Вереи красны.

Светел месяц —

То Тихон сударь,

Красно солнце —

Настасья его,

Часты звезды –

То и детки их…

Вас с праздником,

С Новым годом!


Ой, овсень, ой, коляда!

— Дома ли хозяин?

— Его дома нету,

Он уехал в поле

Пшеницу сеять.

— Сейся пшеница,

Колос колосистый,

Колос колосистый,

Зерно зернисто!


Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.


На поляне, на лугу

Гнулася березонька.

Завивали девушки,

Лентой украшали,

Березку прославляли:

— Белая березонька,

Ходи с нами гулять,

Пойдем песни играть!


Не радуйтесь, дубы,

Не радуйтесь, зеленые!

Не к вам девушки идут,

Не к вам красные:

Не вам пироги несут,

Лепешки, яичницы.





Литература:

  1. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991

  2. Забелин И.И. Домашний быт русского народа в XVIXVII веках. Т 1-3. М., 1985-1901

  3. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. Рассказы о русской культуре. М., 1995

4. Зыбелин М. Русский народ: его обычаи, обряды,

Свежие документы:  Итоговый тест по химии 8 класса за II четверть

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: