Интерактивные методы на уроках музыки


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №29»

Городского округа Саранск Республики Мордовия











Статья
«Интерактивные методы обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе »





подготовила

учитель музыки

Чарина Ольга Владимировна











г.о. Саранск
2014





Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки обучающихся в современной школе. Говоря простым языком, учащиеся легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Важно подчеркнуть, что интерактивное обучение требует от учителя необходимых методических и психологических знаний и умений. Например, умения использовать техники, позволяющие включить всех участников учебного занятия в процесс обсуждения, умения осуществлять психологическую подготовку участников и правильно организовывать пространство для занятия, умения регламентировать этапы работы и визуализировать ключевые понятия и т. д. Педагогу, решившему использовать формы интерактивного обучения, необходимо всему этому учиться. Учиться учитель должен всегда, чем больше опыта, тем больше вопросов. Уместно привести однажды прочитанную беседу философа с учеником.

Гуляя в тенистой роще, греческий философ беседовал со своим учеником. «Скажи мне, — спросил юноша, — почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?»

В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания – это маленький круг, а мой – большой. Но все, что осталось вне этих кругов, — неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя вопросов».

Греческий мудрец дал исчерпывающий ответ.

Ребенок для учителя – это та «лакмусовая бумага», которая окрашивается не по его желанию, а по «реакции взаимодействия».

По моему мнению, никогда нельзя научить тому, во что не веришь сам, и того, кто не верит тебе. Доверие – сотрудничество – понимание друг друга, вот что должно быть у учителя и ученика.

Интерактивный метод («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.

Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, между самими учащимися.

Свежие документы:  Классный час для учащихся начальной школы. Урок благотворительности: «Спешите делать добрые дела»

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • пробуждение у обучающихся интереса;

  • эффективное усвоение учебного материала;

  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

  • установление воздействия между учащимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Интерактивные технологии обучения — это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания. 

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие коммуникативных умений школьников (вербальная и невербальная коммуникации), взаимопонимание, взаимодействие. В ходе интерактивного обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать разные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Основными требованиями, обеспечивающими успешность обучения с использованием интерактивной технологии, являются:

  • Позитивная взаимосвязь, при которой присутствует понимание всеми членами группы того, что общая учебная деятельность будет приносить пользу каждому ученику.

  • Непосредственное взаимодействие, при котором все члены группы находятся друг с другом в тесном контакте.

  • Индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик должен изучить предлагаемый материал и нести ответственность за помощь остальным (более способные ученики не выполняют чужую работу).

  • Развитие навыков совместной работы, то есть ученики осваивают навыки межличностных отношений, которые необходимы для успешной работы (планирование, распределение, расспрашивание).

  • Оценка работы, при которой выделяется специальное время, когда группа оценивает успешность своей работы.

Вот примеры некоторых методов интерактивного обучения используемых на уроках музыки.

«Мозговой штурм»

«Мозговой штурм», «мозговая атака» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.
«Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи.

Алгоритм проведения:
1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.
2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу.
3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).
4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.
5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой тренинга.
После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные.
«Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:
– обсуждения спорных вопросов;
– стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении;
– сбора большого количества идей в течение короткого периода времени;
– выяснения информированности или подготовленности аудитории;
– работа в малых группах.


«Составление кластера»


Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
— не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
— продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
— постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее
определенному плану.
Затем учащиеся обмениваются своими идеями при работе в парах, делятся ими со всем классом и фиксируют их на доске и в тетрадях.

















«Синквейн»

Что же представляет собой это необычное задание? Когда первый раз слышишь слово «синквейн», то кажется, что это что-то непонятное и экзотическое. Но это не так. В переводе с французского это слово означает стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам. Чтобы составить синквейн, ученик должен уметь находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать всё в краткой форме. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Правила написания синквейна:
1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным
2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразительности.
Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление, выразить свое отношение к изучаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции.

Примеры синквейна «МУЗЫКА»:

Музыка
красивая, разная
окрыляет, возбуждает, успокаивает,
Музыка жизнь человека украшает
Язык звуков

Музыка
Нежная, умиротворяющая
Нахлынет, успокоив, очарует
Она царица моего сердца
Радость

Музыка

Быстрая, медленная,

Льется, летит, бежит

Смысл окружающего мира отражает

Вслушайся!

Круги Эйлера

Если вы думаете, что ничего не знаете о кругах Эйлера, вы ошибаетесь. На самом деле вы наверняка не раз с ними сталкивались, просто не знали, как это называется.

Круги Эйлера – это геометрическая схема, которая помогает находить и/или делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями. А также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его частью.

Именно поэтому круги Эйлера – это тот метод, который наглядно демонстрирует: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Его заслуга в том, что наглядность упрощает рассуждения и помогает быстрее и проще получить ответ.

Учащиеся в процессе работы с кругами Эйлера не только знакомятся с новыми понятиями и терминами, но и находят взаимосвязи между ними, что способствует оптимальному изучению и запоминанию.

Использование в работе технологии интерактивного обучения дает ученику:

  • развитие личностной рефлексии;

  • осознание включенности в общую работу;

  • становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

  • развитие навыков общения;

  • принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

  • повышение познавательной активности.

классу:

  • формирование класса как групповой общности;

  • повышение познавательного интереса;

  • развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

учителю:

  • нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

  • формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.



Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели урока, к созданию ситуации успеха на уроке.



Любой человек стремиться к успеху (С. Френе)

  • Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то значит, что урок, возможно был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило

  • Необоснованная похвала, случайные оценки нивелируют ощущения успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения

  • Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха учащихся

  • Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов

Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире.







Список используемой литературы

  1. Гавронская Ю. А. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» / Ю. А. Гавронская // Высшее образование в России. – 2008. – № 7. – С. 104.

  2. Гейхман JI. K. Интерактивное обучение общению: (Общепедагогический подход) / Л. К. Гейхман. – Екатеринбург, 2003. – С. 34 .

  3. Кларин М. В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта / М. В. Кларин // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 12–18.

  4. Сергеева Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учебное пособие / Г. П. Сергеева. – М.: Педагогическая академия, 2010. – С. 87.



10


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: