Конспект открытого урока в 5 классе «Музыка и изобразительное искусство»


Конспект открытого урока в 5 классе, 3 четверть, урок № 10


Тема раздела: Музыка и изобразительное искусство.

Тема урока: Образы борьбы и победы и специфика их отражения в музыке и изобразительном искусстве.

Цель: Создать условия для осознания общности и специфики разных видов искусства в создании образов борьбы и победы.

Образовательный аспект:

-Сформировать представление о специфике отражения образов борьбы и победы в симфонии № 5 Бетховена.

-Совершенствовать навыки анализа музыкальных и живописных произведений.

Развивающий аспект:

-Научить вычленять интонации-символы мужественной борьбы и победы в главных темах симфонии № 5 Бетховена.

-Развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами.

Воспитательный аспект:

-Пробудить интерес к поиску интонаций, передающих образы борьбы и победы, в музыкальных произведениях, звучащих на уроке.

— Формировать эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве и выражать личное понимание музыки в живописной работе.


Музыкальный материал:

-Бетховен. Симфония № 5, 1 часть

-Бетховен. Симфония № 5, 4 часть

-Бетховен. Симфония № 5, 2 часть

-Никитин. Песня о маленьком трубаче.


Наглядные материалы:

— Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская»

Лисипп «Геракл, борющийся со львом»

-Микеланджело «Юный раб», «Бородатый раб»

— П. Корин «Александр Невский»

-Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ».


Материалы:

-Цветная бумага, клей, ножницы.


Ход урока

I.Орг. момент.

1.Вход. Бетховен. Симфония № 5, 1 часть.

2.Музыкальное приветствие.

II.Завязка

1.Эпиграф. Экскурсия в музей искусств

В музее

Время уснуло на крышке рояля,

Я прохожу по музею одна.

И канделябры застыли в молчанье,

А под вуалью незримой печали

В треснувших рамах плывут зеркала.


Пусто. Свежо. Свет из окон на креслах.

Вечность назад прогоревший камин.

Чашки без кофе в фарфоровых блюдцах.

Плачут, тоскуют, ликуют, смеются

Лица с неярких забытых картин.


Я растворилась, исчезла. Забыта

Дней уходящих во мглу суета

Только в фарфоровых чашках разбитых

Склеенных наспех случайно разлита

Словно живущая здесь пустота.

Новиковская Марина


У. – Как думаете, где мы побываем сегодня на уроке?

У. – Что можно увидеть в музее?

У. – Кто работает в музее? Кого можно встретить в музее?

У. – В нашем музее объединяются изобразительное искусство и музыка.

У. – Мы приглашаем вас посетить экспозицию «Образы борьбы и победы в искусстве».

У. – Почувствовав себя в роли искусствоведов, музыкантов и художников, вы сможете узнать, в чем особенность отражения этих образов в музыке и ИЗО.

III. Экспозиция.

1.Распевание.

1)Скороговорка:

В музее вам искусствовед на все вопросы даст ответ

2)Интонирование текста на одном звуке.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Восход солнца в степи"

3)Интонирование текста с движением от 5 к 1 ступени.

2.Работа с терминологией.

У. – Искусствоведы – люди ученые, они прекрасно разбираются в терминологии искусства. Проверьте, насколько вы готовы к роли искусствоведов. Игра «Лото»: найти соответствие термина его определению.

3.Демонстрация произведений ИЗО.

У.- Вы доказали, что готовы выступить в роли искусствоведов. В этом зале представлены работы авторов, живших в разное время. Эти произведения объединяет общая тема борьбы и победы в искусстве.

1.Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская»

Неизвестному автору удалось мастерски передать естественный порыв движения . Богиня запечатлённая, в лёгком стремительном шаге вперёд, кажется, не замечает резких и сильных порывов ветра. Высеченная из мрамора, она предназначалась для установки на высокой отвесной скале маленького острова Самофрака. Его жители хотели, чтобы крылатая богиня Ника всегда напоминала им об одержанной победе над флотом ассирийского царя. Образ открывает зрителю возможность ещё и ещё раз пережить радость победы, ощутить силу ветра и безбрежность морских просторов.


2. Скульптор Лисипп «Геракл, борющийся со львом».

В скульптуре с удивительным мастерством передан страстный накал поединка не на жизнь, а на смерть. Мы видим решающий момент этой борьбы, когда Геракл своей могучей рукой сжимает шею льва. Зверь задыхается, пытается освободиться, впивается когтями в тело героя, но силы уже покидают льва.


3. Микеланджело «Юный раб» и «Бородатый раб». Статуи остались незавершёнными. Наполовину освобождённые из глыбы рабы хранят отпечаток самого процесса работы Микеланджело, борьбы с неподатливым, словно сопротивляющимся резцу скульптора, камнем.

4. Следующее произведение— картина работы живописца Павла Корина «Александр Невский». Это произведение Корин нарисовал в годы. Великой Отечественной войны в 1942—1943 гг. Велика была вера художника в мужество и стойкость советского народа. Именно поэтому в самые тяжелые годы войны обратился он к образу великого воителя Древней Руси.

Картина представляет прославленного военачальника в шлеме и рыцарских латах, с огромным мечом в руках, стоящего на страже земли русской. Образ доблестного рыцаря-патриота овеян духом борьбы за свободу Родины. Уверенная горделивая постановка фигуры, грозное лицо полководца передают чувство величайшей стойкости русского народа.


5.Эжен Делакруа «Свобода ведущая народ». Долгой и сложной была работа над картиной. Смысловым центром картины становится фигура Свободы – прекрасной женщины с трёхцветным знаменем в руке. В едином порыве она увлекает за собой восставших, придавая силы раненому солдату, воодушевляя на подвиг детей и взрослых.


У- Мы проведём урок чудесный

Сегодня в обществе картин.

От красок шумно и светло,

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Стадии создания алгоритма"

Картины воздух обступили.

Мы музыку сюда введём,

Чтобы они заговорили.



IV.Разработка

Симфония № 5, 1 и 4 части.

1) Придумать интонацию о героях произведений изобразительного искусства.

— Какие это люди? (смелые, храбрые, сильные)

-Произнесите вслух: «смелый герой, сильный герой» (в ритме «мотива судьбы»)

-Какой должна быть интонация? (обратиться к плакату со средствами выразительности и их характеристиками)

Интонирование

-Услышим, какую интонацию о герое сочинил известный вам композитор? Как думаете, кто автор мелодии?

Показ интонации Бетховена

-Этот четырехзвучный мотив открывает 1-ю часть симфонии № 5 Бетховена и воспринимается слушателями, по выражению исследователя творчества Бетховена Беккера, «как огненная надпись». Сам Бетховен сказал об этом мотиве «Так судьба стучится в дверь». В нашем музее представлен необычный портрет Бетховена – памятник Бетховену в г. Вене. Необычна и судьба этого композитора.

-Что вы знаете о судьбе Бетховена?

-Борьбе со всеми несправедливостями мира посвятил свою 5-ю симфонию Бетховен. Главный замысел его музыки: «через борьбу – к победе, через тернии – к звездам».

-Услышим 1 часть симфонии. Выберите инструменты, голоса которых выделяются и помогают нам понять музыку.

Слушание музыки.

-Какой образ передает композитор в первой части, что делает герой симфонии? (образ мужественной борьбы)

-Голоса каких инструментов помогают это понять?

2)Главная тема 4 части.

-Как думаете, чем закончится борьба героя с судьбой? Ответить на вопрос поможет главная тема 4 части симфонии.

Показ интонации, выбор средств выразительности, исполнение интонации.

-Услышим 4-ю часть симфонии. Передайте в дирижерском жесте характер образа этой музыки.

Слушание с дирижированием.

-Обратимся к замыслу симфонии. Удалось ли Бетховену воплотить его?

-Почему музыка Бетховена может звучать в нашем музейном зале? Что ее роднит со всеми произведениями искусства, представленными здесь?

V. Кульминация

Симфония № 5, 2 часть

-Предлагаю вам почувствовать себя композиторами. Зная темы 1 и 4 части симфонии и ее замысел, предположите, какой может быть тема 2-й части.

-А. Пушкин говорил, что «следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». В рукописях Бетховена можно наблюдать своего рода работу скульптора, обтесывающего материал, из которого рождается образ-тема симфонии.

-Прочтите текст учебника на стр. 124. Ответьте на вопрос: как композитор работает над своим произведением?

Дети читают текст вслух, дают ответ на вопрос учителя.

-В учебнике на стр. 124 записаны три варианта главной темы 2-й части симфонии. Вам предстоит выбрать из них один оригинал, оставшиеся два варианта – эскизы, наброски, созданные композитором.

-Поможет в выборе оригинала цвет. Подберите цвет к каждой теме и подумайте, будет ли такое цветовое решение соответствовать замыслу композитора и характеру главного героя.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Политическая сфера"

Учитель исполняет темы, учащиеся выбирают цвет (поднимают цветную карточку) и объясняют свой выбор.

-Первый вариант темы передает нерешительность героя, имеет характер жалобы, некоторой созерцательности.

-Второй вариант ближе к характеру героя (мужественные интонации), но в нем ощущается лиризм и повествовательность (нет пунктирного ритма).

-Третий вариант сочетает в себе характер размышления, собранности с ощущением неторопливой маршевой поступи.

-Услышим вторую часть. Проверим свои предположения: какая из тем положена в основу части.

Учащиеся слушают музыку. После слушания высказывают своё мнение

-Почему композитор после активной и волевой музыки первой части вводит новый образ – лирические размышления героя симфонии о событиях жизни? (показывает внутренний мир своего героя – мужественного и стойкого человека)

-Чем заканчивается 2-я часть? (герой готов продолжать борьбу). Как мы понимаем содержание, образ музыки (помогают интонация, выразительное звучание инструментов симфонического оркестра).

Игра «Дирижёр и оркестр»: Учащиеся по показу «дирижера» исполняют ритмический рисунок, «дирижёр» показывает на одного ученика. По показу «дирижера» ученик встает и произносит ритмично текст: «Я солист, пою один, сам себе я господин».

VI. Развязка.

У.- В процессе урока у каждого из вас сложился образ героя-борца. В практической работе вам предстоит создать проект герба для этого героя. Постарайтесь осмысленно выбрать форму щита, цвет, изображение. Помним, что в геральдической науке цвет имеет символическое значение, каждое изображение несёт в себе определённый смысл. Работу выполним техникой аппликации из цветной бумаги. Герб может иметь девиз- краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба. По желанию вы можете вспомнить или придумать свой девиз для герба. Желаю успеха в работе. Поможет вам воплотить свой замысел музыка 5-ой симфонии Бетховена.

Практическая работа.

VII. Финал

1.Выставка работ

2.Исполнение песни

-Какой образ вы отразили в своих работах?

-Какая музыка урока помогла вам его создать?

-Какие средства ИЗО вы использовали для создания образа?

-Какие средства музыки использовал композитор для создания схожего образа в своей симфонии? (выбрать средства выразительности)

-Как были связаны на уроке музыка Бетховена и изобразительное искусство?

-В какой, более современной, музыке мы встречали образ героя-борца?

Учащиеся исполняют песню.

VII.Последействие

1.Рефлексия

-Что понравилось на уроке?

-Какая музыка запомнилась?

-Какую музыку хотели бы услышать (исполнить) еще раз?

2.Домашнее задание: нарисовать образ героя симфонии или героя песни, чтобы выразить свое отношение к музыке, прозвучавшей на уроке.











скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: