Конспект урока для 5 класса «Связь музыки и изобразительного искусства»


Муниципальное общеобразовательное учреждение Ильинская средняя общеобразовательная школа

Технологическая карта урока.

Предмет: музыка

Класс: 5

Учитель: Матвеева Наталья Александровна


Учебно – методическое сопровождение:

  • Программа «Музыка» 5-7 класс; авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

  • Учебник «Музыка» 5 класс; авторы:

Тип урока: комбинированный

Место урока: 3 урок в разделе «Связь музыки и изобразительного искусства».


Образовательные технологии:

  • информационно – коммуникативные;

  • проектная;

  • групповая;

Методы и формы познавательной деятельности:

  • иллюстративно-объяснительный;

  • репродуктивный;

  • проблемного изложения;

  • практический;

Дополнительный материал:

  • презентация с использованием ресурсов сети Интернет,

  • репродукции картин «Царевна-Лебедь», А. Васнецова – «Иван Царевич и серый волк», иллюстрации из книги

«Сказки А. С. Пушкина».

  • материал для работы в группах:

— разрезные карточки;

-фломастеры, карандаши, ножницы, клей, альбомные листы;



Тема урока: Живописная музыка сказок.


Цель урока: создание условий для развития общекультурных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций учащихся;


Задачи урока:

образовательные:

  • формировать представления о тесной взаимосвязи различных видов искусства (музыки, литературы и изобразительного искусства);

  • закрепить основные понятия: средства музыкальной выразительности, динамика, темп, ритм, мелодия, регистр, лад, тембр;

  • учить понимать то, как композиторы, используя средства музыкальной выразительности, изображают образы сказочных персонажей в своих музыкальных произведениях и взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них;

развивающие:

  • развивать умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства;

  • развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым музыкальным произведениям;

  • развивать познавательную активность, воображение, творческую фантазию, музыкальные способности, вокально-хоровые и ритмические навыки;


практические:

  • овладение навыками творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

  • совершенствовать исполнительское мастерство;

  • развивать умение работать в группах;

воспитательные:

  • воспитывать эстетический вкус, стремление к прекрасному, устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям;

  • воспитывать уважение к произведениям русского искусства;

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

  • формирование мотивации учебно – познавательной деятельности;

  • оценивание собственной учебной деятельности, своих достижений;

Регулятивные УУД:

  • определение цели деятельности на уроке с помощью учителя;

КоммуникативныеУУД:

  • сотрудничество со взрослыми и сверстниками, готовность слушать собеседника, вести диалог;

  • оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

  • умение работать в группе и совместно представлять результат работы;

Познавательные УУД:

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

  • умение ставить цель, умение систематизировать, анализировать и решать предлагаемую учебную ситуацию;


Предполагаемый результат:


Знать/Понимать

  • тесную взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;

  • выразительные возможности музыки и ее изобразительности, специфику средств художественной выразительности живописи и музыки;

  • основные правила работы в группе;

Уметь:

  • слушать и анализировать содержание музыкального произведения, мысленно представлять живописный образ;

  • всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры;

  • исполнять музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями;

  • выполнять правила взаимодействия в группе (уважение, соблюдение условий, вклад каждого члена группы, выполнение отведенной роли, представление группового результата, проявлять солидарность, взаимовыручку)

  • оценивать свою деятельность;



Микроцель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Предполагаемый результат

I этап: Организационно- психологический этап (2 минуты)

Мотивация к учебной деятельности,

включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне.


Слайд№1-2

Приветствует, создает эмоциональный настрой (поёт) — Здравствуйте!

Я рада встрече с вами. Посмотрите на меня-улыбнитесь, посмотрите друг на друга -улыбнитесь, посмотрите на гостей-улыбнитесь.

А нас у всех хорошее настроение и мы готовы к творческому общению и интересной активной работе.

Выдвигает проблему, обращается к ученикам:

У лукоморья дуб зелёный; 
Златая цепь на дубе том: 
И днём и ночью кот учёный 
Всё ходит по цепи кругом; 
Идёт направо — песнь заводит, 
Налево — сказку говорит. 
Там чудеса: там леший бродит, 
Русалка на ветвях сидит; 
Там на неведомых дорожках 
Следы невиданных зверей; 
Избушка там на курьих ножках 
Стоит без окон, без дверей;

Вам знаком автор этих строк?

Вашему вниманию представлены репродукции к данному произведению.


Обобщает:

В начале урока мы обратились к музыке, литературе, изобразительному искусству. Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?


Подумаем, как же нам объединить эти понятия в одну тему урока?


Молодцы, вы очень близки к ответу, внимание на экран.

Озвучивает тему урока.

Слайд № 3

Приветствуют (поют трезвучие) — Здравствуйте!

























Высказывают предположения А.С.Пушкин.

Рассматривают репродукции, иллюстрации из книг.



Отвечают:

Мы будем говорить о сказках,

о музыкальных произведениях, писателях, композиторах.


Определяют тему урока.






Познавательные: строить предположения, анализируя внешнюю ситуацию;

Коммуникативные:

воспринимать информацию, эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу.

Регулятивные:

планировать свои действия во внутреннем плане. (обсуждение с одноклассниками результатов деятельности и пути их достижения).


Внешнее проявление заинтересованности учащихся, их эмоциональный отклик.

Формулирование темы урока.


II этап: Постановка цели и задач (3 минуты)

Постановка цели и задач урока.

Слайд№ 4.

Организует смыслообразующий диалог.

В начале любой деятельности необходимо поставить цель.

Пользуясь словами подсказками, определим цель и задачи нашего урока.

Выслушивает варианты ответов

Уточняет понимание учащимися поставленных целей : Молодцы, вы очень близки к ответу, внимание на экран.

Ставят перед собой цели, используя материал слайда № 3:

музыка, живопись, мелодия, сила звучания, темп; опера, характер, композитор, композитор, творчество, продукт.

Возможные ответы ребят:

Повторить средства музыкальной выразительности. Повторить имена композиторов. Познакомиться с новыми музыкальными произведениями.

— Проверить свои знания и умения по теме «Музыка и изобразительное искусство».

Коммуникативные:

анализировать сложившуюся ситуацию; высказывать собственные предположения (навык монологической речи).

В результате создания проблемной ситуации, обучающиеся самостоятельно выдвинут задачи урока в виде гипотез.


Проявление активности учащихся в процессе рассуждений.











III этап: Формирование новых знаний, закрепление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у обучающихся обще учебных умений (35 минут)

Формирование новых знаний:

взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

Закрепление основных понятий темы.


Слайд № 5

Организует беседу.

Длинными, зимними вечерами под завывание вьюги А.С. Пушкину рассказывала сказки его няня Арина Родионовна.   Любовь к русским народным сказкам Пушкин пронес через всю свою жизнь. Он мастерски пользовался искусством слова для изображения своих сказочных персонажей, умея передать самобытный дух русской сказки: Там Царь Кощей над златом чахнет,
Там русский дух, там Русью пахнет!
Слайд № 6

К сказочной тематике обращались и художники: М.А. Врубель, В.М.Васнецов Показывает картины художников на сказочную тему. Рисуя сказку, они пользовались своим « художественным» языком. С помощью чего художник рисует сказку? Выслушивает варианты ответов детей. Слайд № 7

А композиторы, каким языком пользуются? С помощью чего они могут изобразить сказку?

Выслушивает варианты ответов детей. Обобщает:

Совершенно верно! У композиторов есть свои «звуковые» краски, которые называются – средства музыкальной выразительности. Вы с ними знакомы. Сейчас мы их вспомним.

Слайд № 8

Формулирует задание, организует работу в группах.

У вас два вида карточек: две с термином, остальные с определениями. Вам нужно к терминам подобрать соответствующую карточку.


Слайд № 9

Организует коллективную проверку:

Ярко краской музыкальной, Светлой, радостной, вокальной И чуть-чуть инструментальной Нарисован здесь портрет

Кто же это на портрете?

Это цветик- семи цветик Музыкальный наш советник

Он поможет дать ответ…

Для того чтобы проверить правильно ли вы сформулировали понятия нужно выйти к доске и открыть лепесток.



Слайд № 10

Побуждает к высказыванию своего мнения

А теперь снова вернемся к сказке. На экране мы видим сказочных героев. Ребята! Сейчас вы прослушайте отрывок из музыкального произведения известного русского композитора П.И. Чайковского и попробуйте определить, о каком из сказочных персонажей он хочет нам рассказать?

(Включается запись Петра Ильича Чайковского «Баба Яга» из «Детского альбома».)

Слайд №11 Прозвучала пьеса для фортепиано «Баба Яга» из цикла музыкальных произведений под названием «Детский альбом», который Чайковский специально написал для детей. 

Слайд № 12

Каков ее образ, характер? Как развивается мелодия? Темп? Динамика? Какие музыкальные инструменты звучали?

Слайд № 13

А сейчас мы послушаем как другой, известный русский композитор  Модест Петрович Мусоргский рисует образ Бабы Яги в своей пьесе, которая тоже называется «Баба Яга» из цикла произведений «Картинки с выставки». (Включается запись М.П. Мусоргского «Баба Яга» в исполнении симфонического оркестра).

Слайд №14

Организует беседу, подводит учащихся к выводу.

Что общего между пьесой П.И. Чайковского и пьесой М.П. Мусоргского?

В чем различие?

Где более красочно нарисован образ Бабы Яги? Какая пьеса понравилась больше? Обобщает:

Действительно, образ бабы Яги изображенный П.Чайковским более мягче, красочнее. Мелодия насыщена диссонансами, динамика громкая. Композитор использует различные тембровые краски. Эта пьеса является одним из наиболее ярких воплощений в музыке народных сказочных образов.

Слайд № 15

Формулирует задание, организует работу в группах.

А сейчас мы с вами будем работать в группах, результатом нашей работы будет проект (информационный плакат) по теме «Музыкальная живопись». Подготовить материал о композиторах, с которыми мы познакомились на уроке: 1 группа — М.П.Мусоргский. 2 группа — П.И.Чайковский. 3 группа — подготовить иллюстрации к прослушанным произведениям (рисунки Бабы Яги).

Направляет деятельность учащихся в группах. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Предлагает познакомить с результатами совместной деятельности.

Формулирует задание

Продолжая тему нашего урока, предлагаю исполнить песню «Сказочная страна».

Слайд 16

Предлагает провести распевку

Слайд 17

Вспомните слова, обратите внимание на интонационные краски песни, её настроение.

Как будете исполнять?

В какой позиции мы должны сидеть?





















Рассматривают картины художников на сказочную тему, делают анализ произведений,

дают ответы на вопросы учителя.






Возможные ответы ребят Художник рисует сказку посредством линии, красок, кистей, полотен и т.д.













Выполняют работу в группах на установление соответствия.

Мелодияпредает настроение произведения (плавная, отрывистая, скачкообразная); Темпскорость исполнения (медленно,быстро,умеренно);

Ритм-движение музыки

(равномерное,отрывистое,четкое); Динамикасила звучания(громкая, тихая);

Темброкраска голоса или инструмента;

Регистрзвуковой ряд

(высокий,средний,низкий);

Ладмажорная

(светлая,ясная,радостная),

минорная(печальная, мечтательная).

Выполняют работу на доске «цветик-семи цветик»:

-проговаривают музыкальные характеристики вслух,

-дают пояснение терминов;




Слушают произведение,

высказывают свое мнение, рисуют

образ Бабы Яги.


Возможные ответы ребят

Баба Яга сердитая, шустрая,

озорная. Музыка громкая, мелодия отрывистая, темп быстрый.





















Прослушивают произведение М.П.Мусоргского

из «Картинки с выставки» пьеса «Баба Яга».







Дети высказывают свое мнение.


Возможные ответы ребят

Сходство: Музыка громкая, мелодия скачкообразная, темп быстрый.

Отличие: характер Бабы-Яги Мусоргского устрашающий и зловещий. (Как бы картина для взрослых), а характер Бабы-Яги Чайковского – беспокойный и тревожный — небольшой рассказ для детей на ночь, в результате быстрый темп, мелодия насыщена диссонансами, ритм острый и в тоже время “прихрамывающий”, динамика контрастная, использование выразительности регистров не столь свиреп.













.







Каждая группа получает свое задание.

Прорабатывают информационный материал и готовят свой проектный лист.


Знакомят с результатами своей работы, обсуждают и помещают их на общий плакат- проект.


Дети высказывают свое мнение

предлагают петь красиво, выразительно, эмоционально, с настроением.


Хоровое исполнение, дети вместе с учителем оценивают своё исполнение.




Учебно-познавательные:

— развивать умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства;
— развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым

музыкальным произведениям;
— развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной

выразительности;


Предметные:

— эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выражать своё впечатление о музыкальном содержании;

— развивать музыкальные способности, вокально-хоровые и ритмические навыки.


Коммуникативные:

— умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в распределении ролей, в ситуации столкновения интересов;


Личностные:

проявлять интерес, формировать собственное отношение к произведению.


Регулятивные:

— определять общую цель и пути её достижения;

— организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели и задачи, применять их на практике;

— формировать мотивацию к работе на результат;




























Уровень знаний, полученных на уроках при изучении данной темы полугодия.



Проявление активности в процессе обсуждения темы.





































































Наблюдение за степенью активности в процессе выполнения физических упражнений.

Наблюдение за степенью активности при выполнении практической работы в группах.









Знакомство с произведениями великих композиторов.




Наблюдение за степенью активности при исполнении музыкальных произведений.


Формирование мнения о тесной взаимосвязи музыки и изобразительного искусства.



Выявление средств художественной выразительности.



Выражение своего впечатления о содержании

музыкального произведения.

















Формирование знаний о средствах музыкальной выразительности.







Выпуск плакат-проекта

«Музыкальная живопись сказок».



Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков.








Выразительное интонационное исполнение песни.



Выражение своего впечатления о содержании

музыкального произведения.







IV этап: Рефлексия (5 минут)

Осознание обучающимися своей учебной деятельности;

оценка, самооценка результатов своей деятельности, команды и всего класса.

Обобщает, дает домашнее задание:

Понравилась вам песня? Предлагаю вам дома повторить слова и исполнить эту песню для своих родителей.

Подводит итог урока:

Предлагает закончить предложения:

-сегодня я узнал…

-было интересно…

-было трудно…

-я выполнял задания…

-я понял, что…

-теперь я могу…

-я почувствовал, что…

-я приобрел…

-я научился…

у меня получилось …

Музыка, «рисующая» сказочные образы в своих звучаниях достигает небывалой красочности, может быть даже большей, чем на полотнах живописцев. Я благодарю вас за сегодняшнюю очень интересную и активную работу, за чудесное творческое общение, которое царило на нашем уроке.

Слайд 11:

Закончить урок мне хочется словам известного музыковеда Бориса Асафьева: “ Музыка – прежде всего искусство человеческого общения”.


Записывают домашнее задание.





Оценивают


Предметные и познавательные : синтезировать, интерпретировать знания.


Коммуникативные: высказывать свое мнение;

Личностные:

вырабатывать собственное отношение, осуществлять рефлексию собственной деятельности. Регулятивные: осуществлять контроль;


Оценивание собственной работы и работы класса в целом.





Свежие документы:  Урок для 7 класса по теме: "Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: