Конспект урока музыки для 5 класса по теме: «Преобразующая сила музыки»


МБОУ «Средняя общеобразовательная средняя школа № 18

г. Абакана Республики Хакасия»

Конспект урока музыки для 5 класса по теме:

«Преобразующая сила музыки»









подготовила

учитель музыки

Дерябина Ирина Александровна






Абакан

2012

5 класс 3 четверть


Тема: Преобразующая сила музыки

Х.П.И Осознание темы четверти на примере музыки Э. Грига

«Главного глазами не увидеть

зорко одно лишь сердце»

Оборудование урока: Картины, портрет композитора, нотная запись

Ход урока

Вход в класс «Песня о дружбе»

Исполнение песни

У. – В какое состояние мы сейчас с вами погрузились после исполнения этой песни? (доброе, радостное, нежное, светлое)

У. – Ведь эта песня о тех отношениях между взрослыми и детьми, которое называют дружбой.

У. – А эта мелодия оставит нас в том же состоянии или нет?

Звучит мелодия р.н.п. «Земляниченька»

— Что-то тоже очень доброе, песенное

У. – А как вы думаете, кто бы мог написать столь нежную мелодию? Композитор или народ?

(это р.н.п., потому что нежность, широта, это одна из особенностей русской песни)

Исполнение песни.

— Исполню я вам ее сегодня не одна, мне помогут девочки нашего ансамбля, а почему я их выбрала в помощники, вы мне потом расскажете.

Исполнение

— Эта песня двухголосная и вы ее исполнили на 2 голоса.

Разучивание: (нотная запись)

— Посмотрите внимательно на нотную запись и вспомните особенность, характерную для русской народной песни. (разрыв слова)

— Для чего в этой песне нужен разрыв слова? (для того, чтобы вступил второй голос)

Разучивание 1-го голоса

В конце разучивания исполнение: класс – 1 голос, учитель – 2 голос.

У. – Кого народ подразумевает под земляниченькой? (девушку)

У. – Молодая, красивая девушка растет под добрым и заботливым крылышком отца и матери, точно так же, как земляниченька растет и спеет под яркими лучами солнца.

— Вот под такими?

Играю мелодию «Утро» Э.Грига

— Знакомая мелодия? Хотя эта мелодия звучала давно у нас на уроке.

— Давайте возьмем в руки кисти и нарисуем эту мелодию.

— Линии ровные, радужные, такие же, как ласковые лучи солнца.

— Утро доброе. Именно такому утру рады люди, звери, природа. Именно такое утро изобразил Э.Григ.

Слушание фрагмента «Утро» Э.Грига. Перед слушанием вопрос, обращаясь к живописному ряду:

— Какая из этих картин оживет под музыку?

— Какая из них по состоянию души созвучна с музыкой Э. Грига?

Свежие документы:  Изучение влияния музыки на психоэмоциональную сферу

— Если вы помните, ведь эта музыка является частью одного из лучших популярных произведений Э.Грига? Какого? (сюита «Пер Гюнт)

У.- Много разных людей встречалось на пути Пера Гюнта. И ни с кем он не мог найти общий язык, всех он их покидал и вновь шел вслед за своим, как он говорил, счастьем.

— После доброй, нежной мелодии утра попробуйте взять кисти и нарисовать эту мелодию. Изменятся ли ваши линии?

Звучит фрагмент сюиты «Жалоба Ингрид»

— Какими были ваши линии? (резкие, острые, колючие)

— Какими словами можно передать настроение, состояние этой музыки? (кому-то очень плохо, одиноко, кажется, что жизнь на миг оборвалась, тревога, крик души)

У. – Можно ли сравнить это состояние в музыке с обычной грустью? (нет)

— Здесь случилась трагедия, как будто стихия в природе, как тот гром среди ясного неба).

У. – А вот когда человеку плохо, что ему хочется сделать?

(поделиться с кем-то, пожаловаться)

У. – Какими средствами музыкальной выразительности сумел Э.Григ ввести нас в это состояние?

(быстрый темп, скачущие, короткие звуки, неровный ритм(синкопа),плачущая скрипка создает ощущение плача, жалобы)

У. – Посмотрите на ряд картин и еще раз вслушайтесь в звуки этой музыки.

Слушание

Ребята выбирают картину, на которой изображено сломанное стихией молодое дерево.

У. – Сломанное стихией дерево, как та девушка, о которой идет речь в музыке.

У. – Ингрид тоже очень любила Пера Гюнта, но он отверг ее любовь. И вот когда девушка смирилась с тем, что Пер Гюнт ее не любит, когда она нашла человека и собиралась выйти за него замуж, явился Пер Гюнт и со свадьбы увел Ингрид, тем самым дав ей вновь надежду на взаимную любовь, но он и не думал объясняться ей в любви. Он сделал это для того, чтобы утешить свою гордыню, успокоить свое самолюбие. Он сломал ей жизнь, нанес девушке сильный удар, как стихия сломала юное деревце. Именно за этот жестокий поступок народ изгнал Пера из деревни, он осужден односельчанами.

У. – как часто жизнь наша не зависит от нас самих, а от людей, которые нас окружают, находятся рядом.

«Как равнодушно и жестоко

Сломал он жизнь ее младую,

Как тот цветочек, нежный и прекрасный,

Безжалостно растоптан им»

Обобщение урока

Свежие документы:  Урок музыки в 4 классе «Инструменты симфонического оркестра»

Жизненная правда неотделима от правды в искусстве, вот почему мы говорим, что музыка (как и всякое другое искусство) не только отражает жизнь, но и обогащает ее.


В качестве худ. пед. Идеи урока можно выбрать:

1. «Во всем послушать жизнь стремясь,

Спешат явленья обездушить,

Забыв, что если в них нарушить одушевляющую связь,

То больше нечего и слушать». Гёте

  1. Музыка имеет более серьезное и глубокое предназначение, оно касается внутренней сущности Мира и нашего Я» Шопенрауэр.
































Список использованной литературы:


1. Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972

2. Науменко Т. Н., Алеев В. В. Методические рекомендации к учебнику «Музыка» 5-8 классы

3. Науменко Т. Н., Алеев В. В. Методическое пособие Музыка 5-8 классы

  1. Осипов Н. Жизнь великих музыкантов, Изд. «Поматур», М., 2002, 128с.





































скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: