Конспект урока музыки «Народное творчество и современные дети» 4 класс


Открытый урок по музыке

Тема урока: « Народное творчество и современные дети» 4 класс

Кочкина Елена Петровна,

НОУ «СОШ №48 ОАО «РЖД»,

Педагог дополнительного образования


Предмет (направленность): музыка

Возраст детей: 4 класс

Место проведения: класс



Цели:

Образовательные:

систематизация знаний по детскому фольклору.

выяснить, какие существуют жанры детского фольклора.

Развивающие:

развить у учащихся память, ритм, мышление, артикуляцию, артистизм.

Воспитательные:

воспитывать у учащихся любовь к своим народным корням, любовь к народному творчеству;

воспитывать у учащихся уважение в межличностных отношениях.

Методы обучения:

— словесный (рассказ, беседа поисковая);

— демонстративный;

— наглядный.

Формы работы:

— индивидуальная;

— групповая.

Тип урока: урок – мастерская.



Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Учитель: Ребята! Тему урока вы видите на доске. А что такое детский фольклор?

Уч: Детский фольклор – это песни, исполняемые детьми. Песни взрослых, но адресованные детям.

Учитель: По словарю Ожегова фольклор – это совокупность народных обрядовых действий. Это народное творчество, в данном случае – детское. Весь фольклор поделим на жанры. А что означает слово «жанр»?

Уч: Жанр – это тип или вид.

Учитель: Жанр в применении к русскому народному творчеству означает род, вид или разновидность произведений музыкального фольклора, обладающих общими чертами структуры и художественной образности в связи с общественной и бытовой функцией. А теперь мы попробуем систематизировать детский фольклор по жанрам.

Ниже прикреплены таблички с разными названиями. Ученики делятся на команды, и каждая из них выполняет задание по выбору по одной из табличек. Выбирают таблички методом жеребьевки. Дается время (ограниченное).

Учитель: Ребята, чья команда готова?

Уч: Мы готовы! Таблички с названиями «колыбельные», «пестушки», «потешки», «поскакушки» мы отнесем к жанру – материнский фольклор.

Учитель: Молодцы! А почему именно материнский?

Уч: Потому что мама поет колыбельные своему ребенку, а потом пестует его, играет с ним. Дети потом так же играют со своими куклами.

Учитель: Хорошо! А привести пример можете?

(Дети берут в руки кукол и убаюкивают ее под колыбельную):

Баю, баюшки- баю,

Колотушек надаю.

Колотушек двадцать пять,

Будет Маша крепко спать.

( Садят на колени кукол и пестуют):

Тяги, тяги, потягушеньки,

На Дашу подрастушеньки.

Ты расти здоровая во все времечко,

Как пшеничное тестечко.

(Исполняя потешку, ручки куклы двигают к себе и от себя):

Тра-та-та, тра-та-та,

Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса «Образы весны в искусстве музыкантов, художников, поэтов»

Пожалуйте решета.

Мучки посейте, пирожки затейте.

Пирожки-то на дрожжах,

Не удержишь на вожжах!

Учитель: Команда справилась с заданием. Молодцы! А теперь посмотрим, что приготовила другая команда.

Уч: Мы объединили в один жанр считалки, скороговорки, заклички, дразнилки, докучные сказки.

Учитель: А что они означают? Дайте определения. Приведите примеры.

Уч: Считалка – это ритмически организованное, рифмованное построение, исполняемое говорком или на распев указательными жестами. По считалке выбирают водящего для игры, чтобы было все по справедливости.

(Встают в кружок, один из детей поет считалку):

Шла коза по мостику,

И виляла хвостиком.

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит – это он,

Выходи из круга вон!

Скороговорка – это частоговорка. Скороговорку проговаривают быстро три раза подряд.

(Можно провести конкурс , кто быстрее проговорит).

Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

( Дети встают кружком и закликают весну):

Жаворонушки, прилетите!

Красно лето принесите!

А зиму-то унесите!

Нам то надоела,

Как пуще горькой редьки.

Надоела, уморила,

Ручки — ножки сморозила!

Уч: Дразнилкой умышленно сердят кого–нибудь, насмехаются.

Рева – корова,

Дай молочка!

Сколько стоит?

Три пяточка!

Уч: А докучных сказок мы знаем очень много!

Учитель: А какую сказку мы называем докучной?

Уч: Докучной сказкой мы называем сказку, у которой нет конца.

( Можно устроить конкурс на лучшую докучную сказку):

Жила – была бабка

Возле самой речки.

Захотелось бабке

Искупаться в речке.

Взяла бабка мыло,

Мыло и мочало.

Эта сказка хороша –

Начинай сначала!

Учитель: Замечательно команда справилась со своим заданием! А теперь послушаем ребят третьей команды.

Уч: Игровые, хороводные, шуточные, плясовые песни и частушки мы объединили в игры.

Учитель: Правильно! Приведите примеры.

(Если время урока позволяет — можно исполнить все варианты игр. Участники стоят кругом, держась за руки. Выбирается водящий, который должен к концу песни показать какое – нибудь движение или фигуру, чтобы участники за ним повторили):

У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке

Семь сыновей, семь дочерей, все без бровей.

С такими ушами, с такими глазами,

С такими носами, с такой головой,

С такой бородой. Ничего не ели,

На нее глядели! Разом делали вот так!

(Команда исполняет песни «Как у наших у ворот», «Бабка шла – шла, шла…», несколько частушек.

Учитель: И третья команда отлично справилась со своим заданием! Все команды молодцы! Работали сообща, дружно, сплоченно. Только все вместе мы с вами добились замечательных результатов!

Свежие документы:  Конспект урока музыки "Влияние музыки славянских народов России, Украины, Белоруссии на духовное развитие младших школьников"

3.Обобщение:

Учитель: Дети! Сегодня мы привели в систему жанры детского фольклора. Но это далеко не все жанры, их на много больше. Но мы взяли основные.

И так: В детский фольклор входит много жанров. Их можно систематизировать. Эти жанры появлялись в разное время. Жанр может быть древним, а произведение этого жанра – новым. Например: считалка – «На золотом крыльце сидели… — начало древнее – «царь, царевич, король, королевич»…, а продолжение – новое – «мишки Гамми»… И примеров очень много! Поэтому мы говорим, что детский фольклор жив! И современные дети знают его и продолжают сочинять многие его жанры. Домашним заданием будет: выписать в таблицу жанры детского фольклора. Приготовить по 2 примера каждого вида.

Рефлексия.

А теперь скажите:

Вам понравился урок? Что нового вы узнали? Чему научились на уроке?



















скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: