Конспект урока музыки «Жетыген. Заиграйте, мои гусельки!» 3 класс


Открытый урок музыки в 3 классе

на базе КГУ «Тобольская средняя школа № 116» (по программе 2010)

с использованием интерактивной доски

3 четверть

Тема: «Жетыген. Заиграйте, мои гусельки!»

Учитель музыки: Говяженко Е.Б

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель: знакомство со струнными инструментами казахского и русского народов – жетыгеном и гуслями.

Задачи образовательные:

— познакомить с историей возникновения казахского музыкального инструмента

жетыгена и русских гуслей, а также с их схожими между собой чертами.

— знакомство с произведениями композиторов – классиков.

Задачи воспитательные:

— воспитывать эстетический интерес к музыкальному наследию казахского, русского народов;

Задачи развивающие:

— взаимодействия, коммуникации;

— музыкального слуха.

Репертуар:

1. Н. Римский – Корсаков Хороводная песня «Заиграйте, мои гусельки» Садко из оперы «Садко»;

2. «Ақбөбек» әні;

3. «Как хорошо, что есть на свете мама» слова и музыка Ю. Вережникова

Методы: проблемного изложения материала, гностический, частично-поисковый, управленческий.

Формы работы: коллективная, групповая, микрогрупповая.

Этапы урока:

Организационный этап

Актуализация знаний

Этап изучения нового материала

Этап обобщения и систематизации новых знаний

Этап подведения итогов урока

Выставление оценок

ТСО: мультимедийное оборудование, баян.









































Ход урока

Организационный момент:

Приветствие: «Здравствуйте, ребята!», «Здравствуйте учитель».

Целеполагание: Слайд 1 Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с казахским инструментом жетыген и русскими гуслями, постараемся ответить на вопрос: «Можно ли назвать их инструментами — братьями?». Сегодня на уроке мы будем работать в группах, а оценить вашу работу смогут эксперты. Кто, по вашему мнению, сможет войти в эту группу? (дети предлагают двух кандидатов в группу экспертов из числа учащихся)

Актуализация знаний Слайд 2 Учитель: Ребята, дайте пояснения следующим музыкальным терминам: «народные инструменты», «исполнители инструментального жанра», «группа струнных инструментов: струнно – смычковая, струнно – щипковая» (учащиеся дают пояснения музыкальным терминам).

Изучение нового материала. Учитель: О своих музыкальных инструментах каждый народ слагал легенды. Существует легенда о происхождении жетыгена. Во время джута отец, имевший семь сыновей, потерял всех, одного за другим. После смерти каждого из них он натягивал по одной струне на выдолбленный кусок дерева и исполнял кюи, которые известны как семь кюев для жетыгена.

Слайд 3 Задания: 1. Найдите жетыген на одном из рисунков. 2.Рассмотрите изображение инструмента. Постарайтесь найти ответы на вопросы: -какой формы жетыген? -какой способ звукоизвлечения на этом инструменте? — к какой группе инструментов о относится?

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса «И светлую музыку Грига услышали ваши сердца?»

Слайд 4 (учащиеся выполняют задания, совещаясь в группах; учащиеся выполняют задания, совещаясь в группах; приходят к выводу: жетыген — инструмент прямоугольной формы,относится к инструментам струнно – щипковой группы . Группа экспертов определяет правильность ответов групп)

Прослушивание казахской народной песни « «Ақбөбек» (звучание жетыгена, фрагмент). После прослушивания учащиеся делятся своими впечатлениями.

Учитель: В легендах и сказаниях музыкальные инструменты часто становились верными спутниками главных героев. Одним из таких инструментов у русского народа были гусли.

Слайд 5 Задания: 1.Найдите гусли на одном из рисунков. 2. Рассмотрите изображение инструмента. Постарайтесь найти ответы на вопросы: — какой формы гусли? — какой способ звукоизвлечения на этом инструменте? — к какой группе инструментов относятся гусли?

Слайд 4 (учащиеся выполняют задания, совещаясь в группах. гусли — инструмент в форме трапеции (прямоугольная), относится к инструментам струнно – щипковой группы. Группа экспертов определяет правильность ответов групп)

Прослушивание звучания русских гуслей (фрагмент) После прослушивания учащиеся делятся своими впечатлениями.

Учитель: Ребята, вы познакомились с казахским жетыгеном и русскими гуслями. Подумайте и скажите, а есть ли между этими инструментами, что- то общее, похожее? (учащиеся выполняют задания, совещаясь в группах; приходят к выводу: казахский жетыген и русские гусли – инструменты – одной группы – струнно – щипковой, схожие приемы звукоизвлечения – щипком, сходство в форме. Группа экспертов определяет правильность ответов групп).

Учитель: Вы назвали общие, схожие черты между жетыгеном и гуслями. А можно ли назвать такие инструменты братьями? (ответы учащихся).

Слайд 6 Учитель: Гусляры – так на Руси называли музыкантов, играющих на гуслях, становились главными героями музыкальных произведений. Так, русский композитор Николай Андреевич Римский- Корсаков в опере «Садко» не только показал образ новгородского музыканта, но и передал средствами симфонического оркестра особенности игры на гуслях. В песне Садко «Заиграйте, мои гусельки» слышатся: -мотивы русского народа, распевы, подражание звучанию гуслей ( громкие аккорды, нежное последовательное исполнение звуков, медленное глиссандо, отрывистые звуки), -образные сравнения: девушки – «белые лебёдушки», струны- «звончаты».

Прослушивание Хороводной песни Садко «Заиграйте, мои гусельки» из оперы «Садко» Н. Римского – Корсакова ( фрагмента) После прослушивания учащиеся делятся своими впечатлениями.

Пожалуйста, откройте тетради, запишите тему урока и описание музыкальных инструментов, с которыми вы познакомились на уроке.

Слайд 7 Запись в тетрадь: Жетыген – казахский народный струнный инструмент. Гусли – русский струнный музыкальный инструмент. Н. Римский – Корсаков – русский композитор.

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Учитель: Сейчас я предлагаю вам выполнить музыкально – ритмическую разминку

«А на улице мороз» (учащиеся ритмично выполняют движения: повороты, хлопки по плечам, коленям, прыжки, ритмический рисунок в ладоши).

Распевка:

— Артикуляционно – музыкальная распевка «Здравствуйте, ручки!» Упражнение для укрепления мышц, органов артикуляционного аппарата (протяжным, ровным звуком пропевают фразы, выполняют ритмические движения, элементы дыхательных упражнений).

Слайд 8 -звукоряд C – dur вверх и вниз на прием исполнения legato, staccato, non legato.

Песня «Как хорошо, что есть на свете мама» слова и музыка Ю. Вережникова — прослушивание — разучивание текста 1 куплета, мелодии по фразам и предложениям. Работа над правильной сменой дыхания, дикцией.

Слайд 9 Вопросы на закрепление новых знаний:

1.Назовите музыкальные инструменты, с которыми вы познакомились сегодня на уроке.

2. К какой группе инструментов можно относятся казахский жетыген и русские гусли?

3. Можно ли назвать казахский жетыген и русские гусли « инструментами — братьями»? Почему?

Слайд 10 Домашнее задание: подготовить информацию о применении жетыгена и гуслей в наши дни.

Слайд 11 Оценка работы учащихся. На этом наш урок окончен. Спасибо за работу! До свидания!













скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: