Урок — исследования «Сила патриотической песни» 3 класс.
Составила учитель музыки МБОУ СОШ №73 Сухинова Н.А.
Цель урока: доказать с помощью исследования , что песня во все времена являлась мощным средством агитации, давала силы на борьбу с врагом.
Музыкальный материал: «Вставайте, люди русские» хор из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский», марши военных лет, «Случайный вальс», Симфония №7 Шостакович(1ч).
Слайды: Солдаты В.О.В., воины времен Ледового побоища.
Видеоматериал: Фрагмент фильма «Александр Невский, «В бой идут одни старики»
Ход урока
— Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами проведем исследование. Известно, что песня, особенно патриотическая , имеет большую силу. В чем же заключается эта сила , нам предстоит сегодня доказать. Скажите , ребята, что такое песня? ( Песня — это стихи под музыку……)
— На первый взгляд не скажешь, что песня может стать грозным оружием против врага. Песни боялись гораздо больше ,чем пушки. Она заставляла задумываться, давала надежду, давала силы на борьбу с врагом, агитировала идти на защиту Родины.
Наша задача — попробовать разобраться , почему песня оказывает такое сильное влияние на человека.
Подумайте, на что в человеке прежде всего воздействует музыка? ( на эмоции, чувства.)
— Давайте проверим это. Прослушаем несколько отрывков из песен, а вы запишите , какие чувства и эмоции вы испытали.
(Работа по группам из 4 человек: детям дается таблица, в которую нужно вписать несколько слов, характеризующих эмоции от прослушанного музыкального фрагмента.)
«Вставай страна огромная» | «Случайный вальс» | |
|
|
|
|
|
|
— Теперь, пользуясь таблицей, объясните, к чему призывает каждое произведение?
(Выступает представитель от каждой группы.)
— Как вы думаете, что в песне является главным — мелодия или текст? (Мелодия — это самая выразительная часть песни, но и слова играют важную роль.)
-Я предлагаю рассмотреть роль мелодии в создании нашего настроения. Охарактеризуйте мелодию в отрывке «Вставайте, люди русские» по плану.
План
1. Темп.
2. Наличие поворотов.
3. Динамика.
4. Исполнение.
(Обсуждение музыкального отрывка.)
-Все перечисленные пункты работают в одном направлении — песня должна стать быстро запоминающейся, она призывает к борьбе, и мы слышим этот зов в самом начале мелодии: интервал кварты всегда ассоциируется у человека с призывом, сигналом к вниманию. Это отрывок из кантаты «Александр Невский», которая была написана композитором С. С. Прокофьевым в 1939 году. Скажите, какой это век?
(Двадцатый)
-А, посвященного произведение событию, произошедшему в 13 веке и известному как Ледовое побоище.
Теперь давайте обратимся к словам и посмотрим, как они построены.
План
1. Ключевые слова.
2. Наличие повторов.
3. Уровень запоминания — быстро или медленно.
(Обсуждение слов.)
(Все результаты выносятся на доску в два столбика для удобства сопоставления.)
Давайте попробуем спеть фрагмент этой песни и посмотрим , многое ли запомнилось из слов и мелодии.
На основе написанного на доске сделайте вывод — к чему призывает эта песня и какие приемы используются для этого. (Она призывает к борьбе против врага, за счет мелодии решительного характера, маршевого ритма, легко запоминающихся слов.)
— Молодцы. Действительно эти приемы являются мощным средством воздействия.
А чего стоили фронтовые частушки! Как вы думаете, каким в частушках изображали врага?
(Трусливым, глупым, слабым.)
— А для чего высмеивали врага?
(Чтобы люди не боялись врага.)
— Во время войны артистов практически не брали в армию. Из них создавались концертные бригады, которые ездили во франтам и давали концерты для поднятия боевого духа, часто эти концерты проходили на передовой, между боями.
Давайте исполним песню «Солдатушки, бравы ребятушки» и посмотрим, поднимется ли наше настроение.
(Исполнение заранее разученной песни , можно использовать шумовые инструменты. Исполнить песню с маршировкой.)
— Как вы думаете, о каких событиях эта песня? (….)
— Эта песня времен Отечественной войны 1812 года, когда Наполеон решил с ходу завоевать Россию, а в результате , что получилось? (Мы его победили.)
— Посмотрите на экран и определите , к какой картинке какая песня подходит.
(Слайды: «Битва под Москвой», «Русская армия времен Отечественной войны 1812г».)
Звучат песни: «Солдатушки бравы ребятушки», «Вставай страна огромная»
— Мы обратились с вами к воинам разных времен. Скажите, поменялся ли характер патриотической песни?
(Нет, все эти песни имеют похожие черты, призыв к борьбе с врагом.)
— Молодцы. А теперь послушайте две темы из симфонии Шостаковича, выберите тему фашизма и опишите , каким изобразил врага Д. Шостакович.
— Как вы считаете, сумели ли мы доказать , что песня во все времена имела большую силу и являлась мощным средством агитации? (Да, сумели.)
— А теперь домашнее задание: выберете любую рекламу, где используется песня, попробуйте разобраться, почему эта песня выбрана для рекламы определенного товара.