Конспект урока по Музыке «Сила патриотической песни» 3 класс


Урок — исследования «Сила патриотической песни» 3 класс.

Составила учитель музыки МБОУ СОШ №73 Сухинова Н.А.

Цель урока: доказать с помощью исследования , что песня во все времена являлась мощным средством агитации, давала силы на борьбу с врагом.

Музыкальный материал: «Вставайте, люди русские» хор из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский», марши военных лет, «Случайный вальс», Симфония №7 Шостакович(1ч).

Слайды: Солдаты В.О.В., воины времен Ледового побоища.

Видеоматериал: Фрагмент фильма «Александр Невский, «В бой идут одни старики»

Ход урока

— Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами проведем исследование. Известно, что песня, особенно патриотическая , имеет большую силу. В чем же заключается эта сила , нам предстоит сегодня доказать. Скажите , ребята, что такое песня? ( Песня — это стихи под музыку……)

— На первый взгляд не скажешь, что песня может стать грозным оружием против врага. Песни боялись гораздо больше ,чем пушки. Она заставляла задумываться, давала надежду, давала силы на борьбу с врагом, агитировала идти на защиту Родины.

Наша задача — попробовать разобраться , почему песня оказывает такое сильное влияние на человека.

Подумайте, на что в человеке прежде всего воздействует музыка? ( на эмоции, чувства.)

— Давайте проверим это. Прослушаем несколько отрывков из песен, а вы запишите , какие чувства и эмоции вы испытали.

(Работа по группам из 4 человек: детям дается таблица, в которую нужно вписать несколько слов, характеризующих эмоции от прослушанного музыкального фрагмента.)

«Вставайте, люди русские»

«Вставай страна огромная»

«Случайный вальс»









— Теперь, пользуясь таблицей, объясните, к чему призывает каждое произведение?

(Выступает представитель от каждой группы.)

— Как вы думаете, что в песне является главным — мелодия или текст? (Мелодия — это самая выразительная часть песни, но и слова играют важную роль.)

-Я предлагаю рассмотреть роль мелодии в создании нашего настроения. Охарактеризуйте мелодию в отрывке «Вставайте, люди русские» по плану.



План

1. Темп.

2. Наличие поворотов.

3. Динамика.

4. Исполнение.

(Обсуждение музыкального отрывка.)

-Все перечисленные пункты работают в одном направлении — песня должна стать быстро запоминающейся, она призывает к борьбе, и мы слышим этот зов в самом начале мелодии: интервал кварты всегда ассоциируется у человека с призывом, сигналом к вниманию. Это отрывок из кантаты «Александр Невский», которая была написана композитором С. С. Прокофьевым в 1939 году. Скажите, какой это век?

Свежие документы:  Конспект урока «Музыки без ноток нет»

(Двадцатый)

-А, посвященного произведение событию, произошедшему в 13 веке и известному как Ледовое побоище.

Теперь давайте обратимся к словам и посмотрим, как они построены.

План

1. Ключевые слова.

2. Наличие повторов.

3. Уровень запоминания — быстро или медленно.

(Обсуждение слов.)

(Все результаты выносятся на доску в два столбика для удобства сопоставления.)

Давайте попробуем спеть фрагмент этой песни и посмотрим , многое ли запомнилось из слов и мелодии.

На основе написанного на доске сделайте вывод — к чему призывает эта песня и какие приемы используются для этого. (Она призывает к борьбе против врага, за счет мелодии решительного характера, маршевого ритма, легко запоминающихся слов.)

— Молодцы. Действительно эти приемы являются мощным средством воздействия.

А чего стоили фронтовые частушки! Как вы думаете, каким в частушках изображали врага?

(Трусливым, глупым, слабым.)

— А для чего высмеивали врага?

(Чтобы люди не боялись врага.)

— Во время войны артистов практически не брали в армию. Из них создавались концертные бригады, которые ездили во франтам и давали концерты для поднятия боевого духа, часто эти концерты проходили на передовой, между боями.

Давайте исполним песню «Солдатушки, бравы ребятушки» и посмотрим, поднимется ли наше настроение.

(Исполнение заранее разученной песни , можно использовать шумовые инструменты. Исполнить песню с маршировкой.)

— Как вы думаете, о каких событиях эта песня? (….)

— Эта песня времен Отечественной войны 1812 года, когда Наполеон решил с ходу завоевать Россию, а в результате , что получилось? (Мы его победили.)

— Посмотрите на экран и определите , к какой картинке какая песня подходит.

(Слайды: «Битва под Москвой», «Русская армия времен Отечественной войны 1812г».)

Звучат песни: «Солдатушки бравы ребятушки», «Вставай страна огромная»

— Мы обратились с вами к воинам разных времен. Скажите, поменялся ли характер патриотической песни?

(Нет, все эти песни имеют похожие черты, призыв к борьбе с врагом.)

— Молодцы. А теперь послушайте две темы из симфонии Шостаковича, выберите тему фашизма и опишите , каким изобразил врага Д. Шостакович.

— Как вы считаете, сумели ли мы доказать , что песня во все времена имела большую силу и являлась мощным средством агитации? (Да, сумели.)

А теперь домашнее задание: выберете любую рекламу, где используется песня, попробуйте разобраться, почему эта песня выбрана для рекламы определенного товара.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: