Конспект урока по музыке в 6 классе «Мятежность предреволюционного времени в музыке русского композитора А.Н.Скрябина»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №32

Ст. Новоминская, Краснодарский край















Конспект урока по музыке в 6 классе

«Мятежность предреволюционного времени в музыке русского композитора А.Н.Скрябина»









Подготовила учитель музыки

Михайлова Татьяна Романовна











ст. Новоминская

2011г.

ТЕМА: «Мятежность предреволюционного времени в музыке русского композитора А.Н.Скрябина»

Цель:

— познакомить, как в музыкальных произведениях отразилось напряжение дореволюционного времени;

— расширить представление учащихся о роли музыки в жизни человека, общества.

Задачи:

1) раскрытие интонационного – образного строя Этюда №12 А.Н.Скрябина;

2) развитие интереса к музыке отечественных композиторов через творческое самовыражение;

3) совершенствование вокально – хоровых навыков;

4) воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

Тип урока: урок — презентация

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, портреты: И.Талькова, С.В.Рахманинова, А.Н.Скрябина; картины И.Айвазовского «Девятый вал», «В бурю», «Морской пролив», Левитан «Вечерний звон»; видео документального фильма «Светомузыкальная поэма «Прометей»» А.Скрябин; запись Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова; песня «Россия» И.Талькова, Этюд №12 А.Н.Скрябина; Рок-сюита «Утро планеты» А.Морозова



Ход урока

1.Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

2.Вступительное слово учителя. Слайд1-3

Ребята, сегодня мы продолжим вести беседу о преобразующей силе музыки, а наш урок я хотела бы начать с песни, а вы послушайте и скажите, о чем пойдет речь на уроке?

Слушание: « Россия» И.Талькова

— О чем пелось в песне?

/О нашей родине — России/. СЛАЙД 4

– Да, действительно, сегодня мы продолжим вести беседу о судьбе родины в переломные моменты истории. Мы встретимся с произведениями искусства, созданными в разные эпохи, и постараемся понять, как они отразили дух, и настроение своего времени.

Говорят, искусство — лучшее зеркало жизни, что не передаст документ и не воспроизведет историк, доносит до потомков художник: эмоциональный тон эпохи, ее настроение.

Ребята, а сейчас послушайте и скажите, знакома вам эта музыка? Кто композитор?

Слушание: 2 Концерт для ф-но с оркестром (фрагмент) С.В.Рахманинова

Вопросы:

— О чем рассказал С.Рахманинов в своей музыке?

— Это русский или зарубежный композитор?

— Какие чувства, настроения передал?

— Когда, в какое время жил композитор?

Слайд 5

/Рахманинов передал в своей музыке любовь к родине, родной природе и тревогу, волнение за ее судьбу. Он жил в то напряженное, предреволюционное время в России/.

3. Работа по теме урока.

Художник не может быть вне времени. На прошлом уроке мы говорили о взволнованных, встревоженных нотах в музыке Рахманинова. А сегодня мы познакомимся с музыкой А.Н.Скрябина, выдающегося русского композитора и пианиста конца 19 начала 20 века, и попытаемся понять, как отразил в музыке дух и настроение своего времени А.Н.Скрябин.

Свежие документы:  Итоговые тесты по музыки 4 класс

4. Сегодня на уроке прозвучит Этюд №12. Это самый известный из 12 его этюдов. Его Скрябин исполнял особенно часто – и в кругу друзей, и на концертах, которые он давал на протяжении своей жизни на родине и за рубежом. Этот этюд называют Патетическим.

Слайд 6

Патетический — в переводе с греческого – страстный, полный чувства, приводящий в волнение.

-Что такое этюд?

Этюд – в переводе с французского языка — означает учение, изучение – инструментальная пьеса, упражнение для совершенствования технических приемов. На основе учебных этюдов сложился художественный, концертный (Шопен, Скрябин, Лист, Рахманинов).

Задание перед слушанием

Художники под воздействием музыки рисуют картины, рисунки. Литераторы – стихи, поэмы, литературные произведения. И вот мы сейчас попробуем побывать в этой роли. Разобьемся на творческие группы и выразим свое отношение к прослушанной музыке.

Первая группа – составите рассказ об этой музыке.

Вопросы:

— Определите характер музыки?

/сильная, твердая, напряженная, взволнованная, стремительно несущаяся вперед…/

— Что вы можете сказать о мелодии? Из каких интонаций она складывается? Куда устремляется мелодия?

— Во время слушания музыки попробуйте жестом передать мелодическую линию этюда.

/Мелодия все время рвется вперед, устремляется вверх, скачкообразные взлеты, интонации борьбы, преодоления, героические и драматические интонации/.

— Определите построение музыки?

— Что вы можете сказать о человеке, который сочинил эту музыку? Каким его представите?

— Есть у него цель в жизни?

/Это человек сильный, мужественный, целеустремленный, борец. Через все преграды он идет к своей цели/.

В дневнике Скрябина разговор о музыке написано:

«…Жизнь – деятельность, стремление, борьба. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его»

Вторая группа – какие из предложенных вам картин интонационно созвучны с музыкой Этюда А.Скрябина?

Слушание: Этюд №12 А.Н.Скрябина СЛАЙД 7, 8, 9, 10, 11

Ответы детей.

— Музыка, каких русских и зарубежных композиторов, звучавшая на уроках в 1 четверти, созвучна по настроению этюду Скрябина? /С.В.Рахманинов, Л.Бетховен/

Слайд 12 /С.В.Рахманинов и А.Скрябин жили в то предреволюционное время в России (конец 19 начало 20 века). Несмотря на то, что творчество этих композиторов сугубо индивидуально, в их музыке отразилась современная им эпоха, когда страна стояла на пороге великих бурь и потрясений. Они не писали революционных песен, музыки, сюжетно связанной с революцией, но дух напряженности, взволнованности, неудовлетворенности и, обновления, веры в новое будущее царили в ту пору во всем русском обществе/.

Свежие документы:  Конспект урока "Сверление"

СЛАЙД 13 Исполнение песни: «Во кузнице» р.н.п.

— Чем близка эта песня к революционным песням?

I половина текста – наводит на мысль о рабочих, кующих оружие для революционных боев.

II половина песни (по тексту) – превращается в шуточную песню. Так же, как в опере Римского– Корсакова “Золотой петушок”. Острое оружие маскируется сказкой-небылицей.

СЛАЙД 14, 15, 16

Жизненный и творческий путь А.Н.Скрябина

Александр Николаевич Скрябин (1871/72–1915) — русский композитор, пианист, педагог. Родился 25 декабря 1871 (6 января) 1872 в Москве — один из крупнейших представителей художественной культуры конца 19 — начала 20 вв.

Его отец был дипломатом, мать — пианисткой.
Музыкальные способности Скрябина проявились очень рано, в трехлетнем возрасте, а пятилетним он играл уже обеими руками, свободно подбирая по слуху любую услышанную им музыку. Его любимым инструментом стал на всю жизнь рояль.



Учился в Московском кадетском корпусе (1882–89гг.).

В 1892 окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано.

Концертировал в России и за рубежом, был выдающимся исполнителем собственных сочинений.

Занимался педагогической деятельностью: в 1898–1903 профессор (класс фортепиано) Московской консерватории.

Сочинения: Для оркестра3 симфонии), симфонические поэмы Мечты (1898),

Поэма экстаза (1907), Прометей (Поэма огня; с фортепиано и хором, 1910);

концерт для фортепиано с оркестром (1897); для фортепиано: 10 сонат, 29 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий, 21 мазурка, 11 экспромтов, вальсы и др.





Скрябин — яркий новатор в области средств музыкальной выразительности и жанров.

Он впервые в музыкальной практике ввёл в симфоническую партитуру специальную партию света (в симфонической поэме «Прометей»), обозначавшую цветовое сопровождение, для чего он придумал специальную клавиатуру… Такое было впервые в истории музыки.

Слайд 17 с изображением цветовой клавиатуры.

9 марта 1911 года в Петербурге состоялась премьера симфонической поэмы «Прометей», ставшая главным событием русской музыкальной жизни. Успех был огромный. Светомузыка — так было названо изобретение Скрябина. Партитура его симфонической Поэмы огня (Прометей, 1909 – 1910) включает световую клавиатуру (Luce): лучи прожекторов разных цветов должны сменяться на экране синхронно со сменами тем, тональностей, аккордов.

Просмотр документального фильма из светомузыкальной поэмы «Прометей» А.Н.Скрябина (фрагмент).



-Как вы думаете, для чего он это придумал?

/Чтобы усилить эмоциональное воздействие/

Произведения Скрябина отличаются большой силой эмоционального воздействия (венцом таких творений, по мысли Скрябина, должна была стать «Мистерия», произведение, в котором объединяются все виды искусства — музыка, поэзия, танец, свет и даже запахи). По замыслу автора, должна была объединить человечество (осталась незавершенной).

27 апреля 1915 года в самом расцвете сил и таланта Скрябин умер от общего заражения крови. Ему было сорок три года.

Творчество Скрябина оказало существенное воздействие на фортепианную и симфоническую музыку 20 в. Получили дальнейшее развитие идеи синтеза музыки и света. В 1922 в помещении последней квартиры Скрябина в Москве организован музей.

Слайд 18 с изображением Дома музея А.Н.Скрябина в Москве.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие «Осенины - именины» 3 класс





— Ребята, в каком веке мы живем?

/Мы с вами жители конца 20 начало 21 века/.

— Представьте себя в роли историков. Какими бы словами вы отразили и передали настроения, и чувства своего времени?

/Стремительность времени, ощущение тревоги, волнения, напряжения /.

— Какие проблемы волнуют вас?

/Угроза ядерной войны, экологическая катастрофа, терроризм, безработица, наркомания, человеческое равнодушие, зависть…/

Александр Морозов – композитор, наш современник сочинил вокально – инструментальную рок — сюиту «Утро планеты», которая в 1982 году прозвучала на международном музыкальном фестивале «Музыка за гуманизм, мир и дружбу между народами».

Слайд 19

Рок – сюита – это музыкальное произведение, сочетающее черты сюиты и рок-музыки.

Слушание: «Утро планеты» А.Морозова (фрагмент) «Гроза»

— Созвучна ли эта музыка с музыкой, прозвучавшей у нас на уроке?

— Какие чувства вызовет у вас?

/Да, чувство тревоги, переживания, волнения и борьбы за будущее /.

На уроках мы говорили о том, что музыка обладает огромной силой и способностью воздействовать на чувства и мысли людей, объединять в едином порыве тысячи людей, которым небезразлична судьба страны, мира. Прогрессивные музыканты всегда это понимали, и они призывают нас к ответственности за судьбу будущих поколений, за сохранение человеческой культуры и жизни на Земле.

— Нужна ли такая музыка?

Исполнение песни: Гимн детей России

4. Вывод:

Жизнь рождает революционную (мятежную) музыку, музыка, в свою очередь, воздействует на жизнь, влияет на человека, рождает в нем патриотические чувства и мысли, меняет его отношение к жизни в этом и заключается ее огромная преобразующая сила.





























Используемые источники:

  1. Маслова Л. П. Педагогика искусства. / Н., Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1997.

  2. Штейнпресс Б. С., Ямпольский И. М. Энциклопедический музыкальный словарь. / М., Советская энциклопедия, 1966.

3.Д.Б.Кабалевский. Как рассказывать детям о музыке? -2-е изд. – М.: Светский композитор, 1982-214с.

4.Интернет ресурсы: https://aivazovsky.narod.ru/

https://ru.wikipedia.org/wiki



9


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: