Урок для 5 класса по теме: «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИКРОМИР»


1001 идея интересного занятия с детьми

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИКРОМИР


Фамилия Имя Отчество, место работы, должность, регион

Емельянова Татьяна Игоревна, МОУ ООШ №18,учитель биологии,

г. Тамбов


Предмет (направленность): природоведение

Возраст детей:5 класс

Место проведения: класс


Цель: сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице живых организмов.

Задачи: дать элементарные представления о строении клетки, о значении ее частей, находить основные части клетки на микропрепарате на рисунках в учебнике и на таблице; уметь изображать строение клетки; воспитывает аккуратность в работе с оптическими приборами.

Оборудование: микроскопы, наборы лабораторного оборудования, микропрепараты кожицы лука, таблица “Строение растительной клетки”, компьютер.

План урока:


Организационный момент.

Изучение нового материала:

а) история открытия микроскопа;
б) строение растительной клетки;
в) Закрепление материала.

Итог

Задание на дом.


Ход урока

На доске девиз урока:

От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней”. (Н. Рыленков)

Письмо

Здравствуйте дорогие ребята. Пытливый ум человека все глубже проникает в тайны живой материи, пытаясь дать объяснение самому сложному и самому удивительному явлению природы, которое называется жизнью. Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие во времени и прикоснуться к выдающимся открытиям ученых- естествоиспытателей прошлого. Восстанавливая события прошлого став непосредственными участниками открытий вам предстоит узнать как устроены живые организмы.

21.01.1691год

С уважением Ваш Роберт Гук.

-Принимаем приглашение?

-Итак какие задачи ставит перед нами Роберт Гук-английский естествоиспытатель, учёный-энциклопедист (1635-1703)

Из письма учащиеся формулируют цель урока

-Согласны с задачами урока?

-Задачи не из легких, так как нам придется пройти за один урок долгий путь с 15 века до наших дней. В поисках ответа на вопрос, как устроены живые организмы нам придется проникнуть внутрь живых организмов. А для этого нам необходим микроскоп. Во время путешествия мы будем с вами и историками, и оптиками, и микроисследователями. У вас на столах есть маршрутный лист с заданиями.

-Отправимся в прошлое. Как я уже сказала главным помощником и проводником в микромир для нас станет оптический прибор, который называется микроскоп.

Что это за прибор и как он появился? Обратимся к исторической справке.

Первые микроскопы, изобретённые человечеством, были оптическими, и первого их изобретателя не так легко выделить и назвать. Считается, что голландский мастер очков Ханс Янссен и его сын Захария Янссен изобрели первый микроскоп в 1590. Роберт Гук усовершенствовал микроскоп и вот что получилось.

Свежие документы:  Конспект урока по ИЗО "Цвет – душа живописи" 6 класс





Что же увидел Гук в свой микроскоп?

«Взяв кусочек чистой светлой пробки, я отрезал от него острым, как бритва, перочинным ножом очень тонкую пластинку. Когда затем я поместил этот срез на черное предметное стекло и стал разглядывать его под микроскопом, направив на него свет с помощью зеркала, я ясно увидел…»

-Что увидел Гук в свой микроскоп? Я предлагаю обратиться к микроскопу.

-Что вы увидели через объектив микроскопа?

Сравним увиденное нами с тем, что видел Роберт Гук.


«…я ясно увидел, что срез состоит из очень многих маленьких ячеек ( клеток), имеющих перегородки. Такое строение свойственно не только одной пробке. Я рассматривал при помощи своего микроскопа сердцевину бузины, различных деревьев, внутреннюю мякоть полого стебля тростника, некоторых овощей, других растений: морковь, лопух, папоротник — я обнаружил, что у всех у них тот же план строения, что и у пробки».

-Сделайте вывод о том, какое строение имеют растения.

-Гук наблюдал структуру растений и дал чёткий рисунок, впервые показавший клеточное строение растений.

Долгие годы Гук и его коллеги ученые считали, что клеточное строение имеют только растения, так как микроскоп Гука был несовершенным. Одним из современников Роберта Гука был голландец Антонии Ван Левенгук, создавший более двухсот микроскопов особой конструкции. Он наблюдал различные одноклеточные организмы. Мои последователи установили, что все живые организмы имеют клеточное строение.

Восстановите историческую справедливость.

-С фамилиями каких исследователей связны эти достижения?»


Задание 1

Восстановите историческую справедливость.

Ученый

Достижение


Изобретение микроскопа,


Усовершенствование микроскопа, срез пробки- первое упоминание о клетке


Изучение одноклеточных организмов


Заполни таблицу.



Сейчас я вам предлагаю отправиться в микромир.

Демонстрация видео


Задание 2

Давайте снова обратимся к микроскопу и зарисуем то, что мы видим.

С помощью учебника выясните из каких частей состоит клетка.

Подпишем составные части клетки.








-Универсальной ячейкой жизни является клетка.
Клетку изучает наука цитология (сitos – клетка, logos-наука).


Современный световой микроскоп выглядит так.

1930-е годы появился электронный микроскоп (США).










Вот, что можно увидеть в микроскоп.


Задание 3

Рассмотрите рисунок клеток растений, сравните их , сделайте вывод.











Вывод: Клетки имеют разную форму, но одинаковы по строению.


Задание 4

Рассмотрите рисунок клеток человека , какие клетки изображены на рисунке, где они находятся, какую функцию выполняют, сравните их форму.









Сделайте вывод, ответив на вопрос, почему клетки имеют разную форму?

Свежие документы:  Урок природоведения в 5 классе "Жизнь на разных материках"

Вывод: Форма клеток зависит от функций, которые они выполняют.

Жизнедеятельность клетки

-Ребята давайте вспомним, какими свойствами обладает любой живой организм? Что нам с вами необходимо для нормальной жизнедеятельности?

Дыхание, питание, рост, размножение, обмен веществ.

Показ слайдов о дыхании, питании, росте, размножении и обмене веществ.

Давайте сделаем вывод, выполнив задание 5.


Задание 5

Продолжи фразу

«Если клетка обладает всеми свойствами живого организма следовательно, ….»

Она сама живая т.е. является целостной биологической системой.

Вывод: Итак ребята давайте подведем итог нашего занятия.какую цель поставил в начале нашего путешествия Роберт Гук. Выяснить из чего состоят все живые организмы.

Так из чего же они состоят? (Из клеток)


Задание 6

Используя полученные знания, дайте определение клетке.

Клетка- составная часть всех живых организмов, обладающая всеми признаками живого. Форма клеток зависит от выполняемых ею функций.

Интерактивный тест

Рефлексия

? Чему мы научились на этом уроке?

? Выполнили мы задания, полученные от ученого ?

Задание на дом. Подготовить отчет о путешествии.













Приложение

Маршрутный лист «Путешествие в микромир»

Задание 1. Восстановите историческую справедливость.

Заполни таблицу.

Ученый

Достижение


Изобретение микроскопа,


Усовершенствование микроскопа, срез пробки- первое упоминание о клетке


Изучение одноклеточных организмов

Задание 2. Зарисуй и подпиши строение растительной клетки.












Задание 3. Рассмотрите рисунок клеток растений, сравните их , сделайте вывод











Вывод: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Задание 4

Рассмотрите рисунок клеток человека, какие клетки изображены на рисунке, где они находятся, какую функцию выполняют, сравните их форму.

Вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Продолжи фразу

Если клетка обладает всеми свойствами живого организма следовательно, ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Используя полученные знания, дайте определение клетке.

Клетка — __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









7

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Природоведение: