Конспект урока для 1 класса «Что вокруг нас может быть опасным?»









Проект урока

по окружающему миру

в 1 «А» классе


Тема:

«Что вокруг нас может быть опасным?»


УМК «Школа России»

А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 1 часть.

М. Просвещение, 2007








Выполнила

Граф Наталья Петровна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2

г.Луга, Ленинградской области.

Педагогический стаж – 24 года

I квалификационная категория.

т. 8-921-888-33-73





2011


Тема. «Что вокруг нас может быть опасным?»

Цели:

  1. Познакомить учащихся с опасностями, которые встречаются дома и на дороге.

  2. Учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними.

  3. Рассмотреть правила безопасного поведения при пользовании электрическими приборами, колющими и режущими предметами, основные правила перехода улицы.

  4. Развивать внимание, наблюдательность.

  5. Воспитывать аккуратность, культуру поведения, чувство взаимопомощи.

Развивающие задачи:

    • Учить ребят получать удовольствие от собственного, пусть даже маленького открытия.

    • Развивать желание больше узнавать об окружающем мире.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать радость от процесса творчества.

  • Формировать навыки коммуникативного характера.

  • Воспитывать чувство радости общения друг с другом.

Тип урока. Изучение нового материала с элементами игровой и творческой деятельности.

Форма проведения: урок

Оборудование и материалы:

  1. Рабочая тетрадь и учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 1 часть. М. Просвещение, 2007

  2. Плакаты-правила.

  3. Мультимедийная установка.

  4. Кружочки красного, жёлтого и зелёного цветов.

  5. Листочки с заданиями, клей.

  6. Предметы: нож, ножницы, спицы, вилка, аптечка, кнопки, булавки.


Ход урока

Примечания

1 мин.

I.Организационный момент.

Учитель:

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок!

Дети (хором):

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим!



Ученики встают у парт.

1 мин.

II. Введение в тему.

(Пробуждение у учащихся интереса к теме посредством вступительного слова учителя и занимательного материала)

Учитель:

— Ребята, я предлагаю начать урок с отгадывания шарады

С «Т» — я книга, с «С» — я рыба,

С «Л» помог колоть я лёд.

С «Д» — народ во мне живёт.

Дети:

-Том, сом, лом, дом.

Учитель:

— Правильно! А сейчас подумайте и скажите о каком из этих слов говорится?

«Он бывает деревянный, кирпичный. В сельской местности одноэтажный, а в городе – многоэтажный».

Дети:

-Дом.

Учитель:

-Это правильный ответ!










На экране появляется шарада

Т — КНИГА

С — РЫБА

Л — РАЗБИВАЕТ ЛЁД

Д — ЖИЛЬЁ


На экране картинки:


1 мин.

III. Обозначение темы урока.

Выделение проблемы. Цели, задачи урока.

Учитель:

-Сегодня на уроке мы поговорим о доме, где живёт каждый из нас, о самых обычных вещах в нашем доме. Эти вещи в доме могут быть опасными и испортить нам жизнь или даже её отнять. Чтобы этого не случилось, надо обязательно уметь предвидеть эти опасности и знать способы, как избежать или победить в данной ситуации.

Главная формула безопасности гласит:

  • предвидеть;

  • по возможности — избегать

  • при необходимости – действовать.


15 мин.























































































































1 мин.











IV. Изучение нового материала.

(Организация и проведение работы для поиска способов решения проблемы урока)

1. Отгадывание загадок.

Учитель:

— Каждый дом – это не просто крыша и стены. Своё жильё человек наполнил удобными механизмами. В доме у каждого много вещей: бытовая техника, посуда, одежда, мебель, острые и режущие предметы и многое другое. Надо уметь правильно ими пользоваться, соблюдать технику безопасности при обращении с ними.

А какие это предметы, вы узнаете, отгадав загадки, которые вы приготовили.







1 ученик:

Хожу с края на край,

Режу чёрный каравай

Дети:

-Нож

2 ученик:

Она колет очень колко

Всем известная …

Дети (хором): иголка!

3 ученик:

Он на кухне обитает,

Еду готовить помогает,

За ним нужен глаз, да глаз,

Потому что это…

Дети (хором): газ!

4 ученик:

На железной клумбе

Цветы голубые,

Помогают стряпать

Кушанья любые.

Дети:

-Газовая плита!



5 ученик:

Два конца, два кольца,

А в середине – гвоздик.

Дети:

-Ножницы.

6 ученик:

Две стройные сестрицы

В руках у мастерицы.

Весь день ныряем в петельки

И вот он шарф для Петеньки.

Дети:

-Спицы.

7 ученик:

Что это за чудо?

Что за ящик?

Сам певец и сам рассказчик.

И к тому же за одно

Может показать кино!

Дети:

-Телевизор.

8 ученик:

Ходит, бродит по коврам.

Водит носом по углам.

Где прошёл, там пыли нет

Пыль и сор – его обед.

Дети:

-Пылесос.

9 ученик:

По реке Простыне

Плывёт пароход,

То назад, то вперёд.

А за ним гладь –

Ни морщинки не видать.

Дети:

-Утюг.

Итог.

Учитель:

Все эти вещи наши помощники. Они помогают человеку, создают удобства в нашей жизни.

-Молодцы! Правильно всё отгадали! А сейчас отдохнём!

2. Физкультминутка

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд

На опушке зайка ждёт.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашал в свой дом!

Руки вниз, на пояс, вверх.

Убегаем мы от всех!

Побежим скорее в класс

И послушаем рассказ!





Ранее на предыдущем уроке ученикам дано задание найти самостоятельно загадки о предметах быта.

Ученики выходят по одному и загадывают загадки, а отгадки вывешиваются на доску и показываются возможные предметы.




нож





иголка






газ







газовая плита







ножницы






спицы









телевизор







пылесос








утюг







Ученики говорят хором и показывают движения












































































































1 мин.

3. Беседа и разбор конкретных ситуаций.

(Работа над правилами – памятками).

Учитель:

-А сейчас давайте вспомним, какие колющие и режущие предметы есть у нас дома? Какие были отгадки?

Дети:

— Нож, ножницы, иголки, вязальные спицы.

Учитель:

-Правильно! Давайте мы их соберём в один столбик.

Учитель:

-Хорошо! Чем можно продолжить этот ряд?

Дети:

-Кнопки, булавки, гвозди, вилки.

Учитель:

-Какие правила вы должны соблюдать, чтобы не причинить вред своему здоровью?

Дети:

-Не брать в рот эти предметы!

Не кидать на пол, не бегать с ножницами!

Не отвлекаться при работе с иголкой!

Учитель:

-Правильно! Все острые и режущие предметы класть на своё место! Это опасность №1 в твоём доме. Порядок в доме нужен не только для красоты, но и для безопасности.

Прочитайте памятку.

Ученик читает вслух:

«Дом в порядке содержи.
Вилки, ножницы, ножи.
И иголки и булавки
Ты на место положи»

Учитель:

-А теперь назовите предметы электробытовой техники, о которых были загадки.

Дети:

-Телевизор.

Дети:

-Утюг, пылесос.

Учитель:

-Соберём эти отгадки в другой столбик.

Учитель:

-Эти приборы заставляет работать электричество. А какая электробытовая техника есть у вас дома?

Дети:

-Кофемолка, фен, электрический чайник, дрель, стиральная машина, миксер, микроволновая печь, обогреватель.

Учитель:

-Чем эти приборы могут быть опасны для жизни?

Дети:

-Если вытаскивать шнур из розетки, то может ударить током.

-Можно обжечь руку об электрочайник.


Учитель:

-Всё правильно вы говорите. С электроприборами нужно обращаться очень осторожно. Нельзя часто включать и выключать телевизор, утюг, пылесос. Нельзя совать пальцы и металлические предметы в розетку.

А что нужно сделать, если задымился провод и выскочила искра из розетки?

Дети:

-Не подходить близко и не трогать руками.

-Сказать взрослым!


Учитель:

-Правильно! Самим нельзя пробовать чинить эти приборы. Может ударить током. А это очень опасно для жизни. Поэтому правило №2 такое:

-Уходя из дома выключай свет, телевизор, утюг, электрочайник.


Учитель:

-Почему мы все должны это правило выполнять?

Дети:

-Может лампочка перегреться, лопнуть и будет пожар.

-От утюга могут загореться вещи.

Учитель:

-Только ли от этих электроприборов может возникнуть пожар? С чем нельзя играть детям?

Дети:

-Это спички.

Учитель:

-Правильно! При неосторожном обращении со спичками может загореться квартира, дом!

-А кто сам пробовал зажигать спички дома, без разрешения взрослых? Поднимите руку.

-Вы молодцы, что слушаете своих родителей. А знаете ли вы номер телефона пожарной службы?

Дети:

— «0 1»

Учитель:

-Чтобы в ваш дом не пришла беда-

Будьте с огнём осторожны всегда!










4. Физкультминутка

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся Кошкин дом!

Загорелся Кошкин дом!

Идёт курочка с ведром,

Заливает Кошкин дом.

А лошадка с фонарём.
А собачка с помелом!

Раз! Раз! Раз! Раз!

И огонь погас!










Ученик выходит к доске и выбирает эти отгадки.

нож


ножницы


иголка


спицы


Показать эти предметы.



На доске появляется памятка.

Памятка №1

«Дом в порядке содержи.
Вилки, ножницы, ножи.
И иголки и булавки
Ты на место положи»

Детям раздать памятки.




Ученик выходит к доске и выбирает отгадки.

телевизор


пылесос


утюг




























На доске появляется памятка, а ученикам даётся памятка

Памятка №2

Уходя из дома выключай свет, телевизор, утюг, электрочайник.













Показать коробок спичек.


Таких нет.






Учитель прикрепляет карточку под слова

телевизор


пылесос


утюг


0 1


Ученики говорят хором и показывают движения




5. Продолжение работы над памятками.

Учитель:

-Сели! Посмотрите на доску, какие отгадки у нас остались?

Дети:

— Газ! Газовая плита!


Учитель:

-Это серьёзная опасность в нашем доме. У каждого из вас есть газовая плита, на ней мы готовим пищу при помощи газа. С газом шутить нельзя. Газ нельзя увидеть. А как мы сможем понять, что он наполнил кухню?

Дети:

-Резкий запах.

Учитель:

-Правильно! Газ специально делают пахучим, когда отправляют в наши дома с газовой станции.

Учитель:

-А что нужно сделать, если вы почувствовали запах газа?

Дети:

-Сказать взрослым!

Учитель:

-А если их нет дома?

(Ученики затрудняются ответить)

Учитель:

-Запомните – сразу нужно открыть окно или форточку! В это время нельзя зажигать спички, включать электроприборы. Газ может вспыхнуть от самой маленькой искры и взорваться! Если запах сильный, то вызывайте газовую службу. Кто знает номер телефона?

Дети:

— «04»

Учитель:

Правило №3.

«Выключай в квартире газ!
За газом нужен глаз да глаз.
Запах чувствуя в квартире, —
Позвоните 04»!





Итог.

-Эти памятки вы запомните, а дома положите их на видное место. Можно прикрепить магнитиком на холодильник.



На доске:


газ


газовая плита


На доске появляются соответствующие изображения

газ

газовая плита
















04



На доске появляется памятка, а каждому ученику выдаётся:


Памятка №3
«Выключай в квартире газ!
За газом нужен глаз да глаз.
Запах чувствуя в квартире, —
Позвоните 04»


8 мин.

























































































1 мин.


































































































































5 мин.


































































1 мин.




































1 мин.

V. Работа по учебнику.

1. Разбор ситуаций об опасностях дома.

Учитель:

-Открываем учебник на странице 34. Посмотрите внимательно на картинку и скажите, о каких опасностях в доме мы ещё не говорили?

Дети:

-Ролики! Аптечка!

Учитель:

-Чем опасны для здоровья коньки-ролики?

Дети:

-Можно упасть и сломать ногу, руку. Можно сильно удариться позвоночником, содрать кожу на коленках.

Учитель:

-Всё правильно! Как избежать этой опасности?

Дети:

-Не кататься одному!

-Попросить родителей научить кататься.

Дети:

-Надевать защитную одежду.


Учитель:

-Правильно! Есть специальные приспособления для коленок, локтей, толстые перчатки, шлем. Всё это спасёт ваше здоровье. А если уже произошёл несчастный случай. Что делать? Куда звонить?

Дети:

-Сказать родителям.

-Вызвать «Скорую помощь».

Учитель:

-Телефон «Скорой помощи»?

Дети:

-«03».




Учитель:

-А под какие отгадки можно прикрепить этот номер телефона?

Дети:

-Можно под все отгадки.

Учитель:

-А какую опасность несёт аптечка. Мы же пользуемся лекарствами когда болеем?

Дети:

-Если много съесть разных таблеток, то можно отравиться.

Учитель:

-Правильно! Даже полезные витамины могут принести вред здоровью, если их неправильно принимать!

Посмотрите на телевизор. А какой он может ещё принести вред здоровью?

Дети:

-Можно испортить зрение, если близко сидеть.

-Заболят уши, если громкий звук.

-Заболит голова, если долго смотреть.

Учитель:

-Детям младшего школьного возраста можно смотреть телевизор не больше 1 часа в день на расстоянии 5м от экрана. Звук громко не включать?


2. Физкультминутка для глаз.

Учитель:

-Мы с вами много читали, смотрели на доску, экран. Ваши глазки устали. Пусть они отдохнут.

Откинулись на спинку стула.

  • Прикрыть веки, сильно зажмурить глаза, затем открыть.

  • Руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть влево, посмотреть на локоть левой руки.

  • «Бег глазами» по разным траекториям.

Закончили!










3. Разбор ситуаций по ПДД.

Учитель:

-Смотрим на правую страничку и читаем правило, которое не соблюдала Черепашка!

Запомните это правило и соблюдайте его?

-А теперь смотрим на картинку! Что на нём изобразил художник?

Дети:

-Дорога. Едут машины. Светофор. Пешеходный переход. Муравьишка идёт через дорогу.

Учитель:

-Посмотрите, как переходят улицу насекомые?

Дети:

-По сигналу светофора.

-По пешеходному переходу.


Учитель:

-Правильно! На дороге самый главный – светофор. Он регулирует движение. Какие у него сигналы?

Дети:

-Красный. Жёлтый. Зелёный.

Учитель:

-Что делают машины и люди на красный сигнал?

-На жёлтый?

-На зелёный?

(Дети отвечают)

Учитель:

-Какой светофор помогает муравьишке и нам переходить дорогу?

Дети:

-Пешеходный.

Учитель:

-Сколько сигналов у пешеходного светофора?

Дети:

-Два сигнала. Красный человечек и зелёный.

Учитель:

-Как переходят улицу муравьишки?

Дети:

-По «Зебре».

-По пешеходному переходу.

Учитель:

-А какой знак установлен?

Дети:

-Пешеходный переход!





4. Творческая работа.

Учитель:

-Запомните! Этот знак устанавливают, где ходят дети, ученики, где есть детские учреждения.

-Возьмите карандаши и раскрасьте светофоры и знак.

-Покажите, как вы раскрасили. Какой сигнал первый, второй, третий?

Дети:

-Красный, жёлтый, зелёный.


Учитель:

-А у пешеходного светофора?

Дети:

-Верхний – красный, а нижний – зелёный.

Итог.

Учитель:

-Правильно выполнили! Запомните на всю жизнь действия по этим вигналам.

Закрыли учебники.


5. Практическая работа.

Учитель:

-У вас на столе лежит табличка и цветные кружочки.

В табличке написаны опасности, о которых мы сегодня говорили на уроке. Ваша задача определить, что нельзя делать – приклеить красный кружок, можно с родителями – жёлтый, могу сам – зелёный.

Работаем вместе, помогаем друг гругу.



1 ряд

НОЖНИЦЫ

Овал 2


УТЮГ

Овал 4


РОЛИКИ

Овал 3



2 ряд

ГАЗОВАЯ ПЛИТА

Овал 4


ТЕЛЕВИЗОР

Овал 3


СВЕТОФОР

Овал 2


3 ряд

ПЫЛЕСОС

Овал 3


ВИЛКА

Овал 2


СПИЧКИ

Овал 4



Учитель:

-Проверяем! Поднимите ваши листочки.

1 ряд – зелёный, красный, жёлтый.

Всё правильно!

2 ряд. Красный, жёлтый, зелёный.

Есть 1 ошибка. Давайте проверим (разбираем где допущена ошибка)!

3 ряд. Жёлтый, зелёный, красный.

Ошибок нет.

Итог.

Только одна пара допустила ошибку, а остальные справились правильно. Молодцы!


VI. Итог урока.

Учитель:

-О чём мы сегодня говорили с вами на уроке?

Дети:

-Какие опасности могут быть дома.

-Что можно включать самим или в присутствии родителей.


Учитель:

-Когда обычные вещи могут быть опасными для вас?

Дети:

-Если с ними не правильно обращаться.

-Не слушаться взрослых.

Учитель:

-Покажите памятки, которые вам помогут дома? Куда вы их положите?

Дети:

-Отдадим родителям.

-Положим на видное место.

-Запомним.

Учитель:

-Что поможет вам на дороге?

Дети:

-Светофор. Пешеходный переход.


VII. Домашнее задание

Учитель:

-Дома выполнить задание в тетради (стр. 15).

Памятки вложить в тетрадь и показать дома родителям. Нарисовать к ним запрещающие картинки.

Урок закончен!







































Учитель прикрепляет на доску карточку:

03








Показать аптечку.





















Ученики сидят.





Повторить 4 раза.





На доске по очереди появляются следующие анимированные картинки






Ученики читают про себя, один – вслух.











Появляется изображение












На доске появляется:





















Работа в парах за партами.

На доске появляются условные обозначения

Сам

Овал 2


Запрещено

Овал 4


С родителями


Овал 3






Ученики выполняют задание и наклеивают кружочки.























1 пара допустила ошибку (газовая плита).




Свежие документы:  Конспект урока по ОБЖ "Вода-источник жизни"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: