Урок развития речи
Подготовка к сочинению (2 часа)
Тема урока: «СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Цель урока: закрепление знаний учащихся о типах и стилях речи, жанрах сочинения; развивать умения писать сочинение на тему, приводя примеры и рассуждая; развитие речи, воображения, логического мышления; повторение пройденного материала по орфографии и пунктуации; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Ход урока
I. Организационный момент
1) Приветствие
2) Подготовка (настрой) учащихся к работе
II. Работа по теме урока
1) Давайте разгадаем кроссворд, и тогда вы узнаете, о чём мы будем говорить на уроке
Отгадав загадку, вы получите ключевое слово, которое расположено по вертикали в зелёных клеточках:
Он, мигая, говорит
Транспорту и людям:
«Уважай меня –
И порядок на дороге будет!»
Вы не догадались? Не отчаивайтесь! Итак, горит жёлтый свет: приготовьтесь вставлять на месте многоточия нужные слова и вписывать их в кроссворд. Выполнив все манёвры, вы обязательно увидите ключевое слово, так как оно сложится из ваших ответов. Горит зелёный, и мы, пристегнув ремни безопасности, жмём на газ, не забывая о правилах дорожного движения!
1. Он красивый, ярко-……,
Издали уже кричит:
«Стойте! Двигаться опасно!»
2. Люди, машины, скорость, клаксоны —
Каждый спешит по важным делам.
Нет, это не столпотворение,
Это дорожное ……
3. Подмигнув ……. глазом,
Приглашает нас с тобой:
«Путь свободен, безопасен,
Можно двигаться, не стой!»
4. Словно солнце, он горит,
…… всем нам говорит:
«Быть внимательны должны
Все, кто хочет ехать и идти!»
5. Справа дорога и слева дорога,
Впереди – серая лента шоссе.
Так получилось, что здесь
Они сразу встретились все.
Это не мосток – это ……..
6. Для ЮИДовцев она
Гордость и признание,
…….. инспектору нужна
И молодому поколению.
7. Бесстрашный постовой!
Стоит он с жезлом посреди дороги.
Вправо и влево указывая рукой,
…… разводит машин потоки.
8.Его встретишь в кабинете,
Бывает в школе и в детском саду,
…….. следит за порядком,
Чтобы мы не попали в беду.
Ответы: 1 – красный, 2 – движение, 3 – зелёный, 4 – жёлтый, 5 – перекрёсток, 6 – форма,
7 – регулировщик, 8 – инспектор.
Ключевое слово – светофор
2) Постановка учителем цели урока
— Как вы уже поняли, сегодня на уроке мы будем говорить о необходимости соблюдения правил дорожного движения. А итогом нашего урока будем творческая работа каждого из вас, призывающая соблюдать их. Мы начинаем!
3) Словарная работа
а) Записать слова, вставляя пропущенные буквы
Ш…ссе, в…лосипедист, д…рога, авт…мобиль, па…ажиры, п…шеход, п..р..ход, а…тобус, св..тофор, в…дитель.
б) С данными словами составить словосочетания, учитывая тему урока
Пример:
Широкое шоссе, велосипедист на дороге, скользкая дорога, неуправляемый автомобиль, перепуганные пассажиры, внимательный пешеход, подземный переход, автобус с горожанами, светофор на перекрёстке, дисциплинированный водитель.
в) Составить предложение, используя как можно больше словарных слов
Пример:
По скользкой дороге, соблюдая правила дорожного движения, дисциплинированные водители автобусов и автомобилей едут осторожно, а в это время пешеходы ждут зелёного света светофора на пешеходном перекрёстке.
4) Немного статистики
За первые шесть месяцев 2012 года количество дорожно-транспортных происшествий в нашей области снизилось. Однако, погибшие людей, в том числе и дети, к сожалению, есть.
Анализируя причины ДТП, можно сказать, что большинство несчастных случаев происходит по вине водителей, не соблюдающих скоростной режим, по вине нетрезвых водителей, а также из-за несоблюдения правил дорожного движения пешеходами.
5) Слово учителя
Поскольку все мы каждый день идём в школу и обратно, пересекая автотранспортную магистраль, являемся пешеходами, поэтому должны знать и строго соблюдать правила дорожного движения, а иногда учить малышей, ещё не знающих их, и останавливать одноклассников, которые неправильно ведут себя на дороге.
6) Беседа по вопросам
— Скажите, когда вы идёте по улице, кем вы являетесь по правилам дорожного движения?
— А если вы едете в салоне автомобиля, автобуса и другого транспортного средства, кем тогда являетесь?
— Как вы думаете, для чего существуют правила дорожного движения?
— Соблюдаете ли вы правила дорожного движения?
— Как вы понимаете словосочетание: инспектор ГИБДД?
— А кто из вас хочет после окончания школы работать инспектором ГИБДД? Почему вы сделали такой выбор?
7) Продолжи предложение, учитывая роль участников дорожного движения
— Если мы идёт, то мы — …… (пешеходы)
— Если мы едем в автобусе, троллейбусе, машине, то мы — ……. (пассажиры)
— Если человек управляет машиной, мотоциклом, его называют ….. (водителем)
8) Слово учителя
И все-таки дорожно-транспортные происшествия происходят. Значит, кто-то не соблюдает правила. А это может привести к аварии, ещё хуже – к смерти людей. Чтобы такого не случалось, мы должны знать и соблюдать правила дорожного движения, быть внимательными на дороге. Безопасности дорожного движения в нашей стране, в области и районе уделяется большое внимание, поскольку жизнь человека бесценна. Каждый год ребята нашей школы принимают участие в районных и областных творческих конкурсах на тему безопасности на дорогах. Давайте полистаем специальный выпуск книги с работами учащихся района, в котором есть работы и наших учеников.
9) Обсуждение тем сочинения
— Десять правил поведения на дороге для пешехода 21 века
— «Мы – пассажиры» или «Я – пассажир»
— «Если бы инспектором ГИБДД был я, …»
— Свободная тема
10) Актуализация знаний
— Широкая и узкие темы. Что вы можете сказать о них? Что для каждой из них характерно?
— Какие темы были предложены вам?
— А какие ещё узкие темы сочинений вы можете сформулировать по широкой теме: «Дорожная безопасность»?
Подсказка!
Узкие темы по правилам дорожного движения:
— Несколько правил вежливого пешехода
— Я – велосипедист и тоже участник дорожного движения
— Папа, посади меня в кресло!
— Пристегните ремни безопасности!
11) Слово учителя
— Сочинение может быть написано в разных стилях: повествование, описание или рассуждение, может сочетать в себе и повествование, и рассуждение, и описание. Можно выбрать разные жанры: рассказ, сказка, повесть, эссе и другие.
12) Давайте вспомним!
— Что представляют собой тексты повествование, описание, рассуждение?
— Какие стили русского языка вы знаете?
13) Время физкультминутки
Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим!
14) Знакомство с книгой «Дорога глазами детей»
— Прочитать несколько работ (как пример написания работ)
— Какая работа вам больше всего понравилась? Чем?
15) Прочтём и обсудим!
— Чтение работ школьников из книги «Дорога глазами детей»
— Обсуждение работ
16) Творческая работа учащихся
— Выбор жанра работы (эссе, обращение, очерк и др.)
— Выбор темы
— Работа учащихся на черновик
III. Домашнее задание
Отредактировать работы, переписать в тетрадь по развитию речи.
IV. Подведение итогов
Оценки за урок