Конспект урока ОБЖ на тему «Азбука дорожных наук»


58


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 52 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников»













Конспект урока ОБЖ на тему «Азбука дорожных наук»


Методическая разработка


















Автор-составитель:

Ягунова Ольга Владимировна

воспитатель




Полысаево 2010

Пояснительная записка

В последние годы большое внимание уделяется обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Такая обеспокоенность заинтересованных учреждений и организаций вызвана изменением современных условий дорожного движения: увеличением количества транспортных средств, недостаточной грамотности участников дорожного движения и другим. Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», принятый 15 ноября 1995 года.

В большей степени угроза дорожно-транспортных происшествий возникает перед детьми. Поэтому разрабатываются мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В своей деятельности по пропаганде безопасности дорожного движения Государственная Инспекция безопасности дорожного движения и образовательные учреждения (в том числе дошкольные) руководствуются Приказом МВД России № 930 от 2 декабря 2003 года «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» и Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах».

Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.

Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города.

В настоящее время ощущается недостаток методических пособий, программ в помощь педагогическим работникам и родителям в воспитании и обучении пешехода-дошкольника. Изучив методическую и периодическую литературу по данной тематике, сделан вывод, что предлагаемый перечень тем и конспектов занятий недостаточен для проведения систематической и целенаправленной работы с детьми. В связи с этим возникает потребность в создании методических материалов по организации работы с детьми.

В данном методическом пособии представлены игровые познавательные занятия по обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения с учётом возрастных особенностей.

Главная цель предлагаемой работы – создание условий для формирования у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улице города.

Занятия, описанные в данном пособии способствуют решению следующих задач:

  • расширить кругозор детей о правилах безопасного поведения на улице. Довести до сознания детей, что в большом городе все движение – и пешеходов и машин – подчиняется особым правилам, которые называются правилами дорожного движения;

  • формировать у детей качественно новые двигательные навыки и бдительное восприятие окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;

  • учить детей ориентироваться по сигналам светофора;

  • дать детям представление о правилах перехода проезжей части улицы – по подземному переходу, по переходу «зебра», по сигналу светофора, где повешен знак «переход»;

  • дать детям представления о различных дорожных знаках и их назначении;

  • развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;

  • воспитывать у детей привычку соблюдения правил дорожного движения, ответственность за свою безопасность, объясняя, что соблюдение правил дорожного движения означает не только сохранять свою жизнь, но и жизнь других людей;

  • обогащать и активизировать словарь детей по теме правил дорожного движения;

  • развивать логическое мышление, учить просчитывать различные ситуации, возникающие в дорожном движении;

  • развивать навыки построения высказываний-рассуждений;

  • воспитывать внимание, сосредоточенность.

В связи со всем вышесказанным работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.















Тематическое планирование

Вторая младшая группа



Месяц


Тема


Содержание занятий

Кол-во

часов

Сентябрь

Знакомство с улицей

  1. Наша улица (экскурсия)

  2. Кто такие пешеходы (беседа)

1

1

Октябрь

Красный, жёл-тый, зелёный

  1. Красный, жёлтый, зелёный (занятие на развитие сенсорики и закрепление трёхцветия: красный, жёл-тый, зелёный в виде игр)

  2. Светофор

1





1

Ноябрь

Транспорт

  1. Все работы хороши… (беседа, чтение стихов)

  2. Труд водителя (заучивание стихов)

1


1

Декабрь

Грузовой транспорт

  1. Гараж (конструирование)

  2. Грузовик (игра: складывание грузовика из геометрических фигур)

1

1

Январь

Улица зимой

  1. Зимние забавы (беседы по картине)

1

Февраль

Пассажирский транспорт

  1. Автобус (аппликация)

  2. Троллейбус и трамвай (рассматривание картин, беседа)

1

1

Март

По улицам города

  1. Поведение в транспорте (рассматривание иллюст-раций)

  2. Кто такая зебра? (беседа)

1



1

Апрель

Дорожные ситуации

  1. Поможем зайке перейти улицу (развлечение на фланелеграфе)

  2. «Петрушка попал в беду» (кукольный театр)

1



1

Май

Моя улица

  1. Зачем нужен светофор (развлечение)

  2. «Наша улица» (настольный театр)

1


1


















Тематическое планирование

Средняя группа



Месяц


Тема


Содержание занятий

Кол-во

часов

Сентябрь

Наша улица

  1. Светофор и зебра (экскурсия)

  2. Пешеходный переход бывает разный

1

1

Октябрь

Транспорт

  1. Грузовой транспорт (аппли-кация)

  2. История автомобиля (рас-сказ)

1


1

Ноябрь

Мы идём по улице

  1. Поведение на улице (беседа)

  2. Макет «Наша улица» (конструирование)

1

1

Декабрь

Пассажирский транспорт

  1. Поведение в транспорте и на остановке (беседа)

2. Автобус (сюжетная игра)

1


1

Январь

Улица зимой

  1. Будь внимателен (викторина)

1

Февраль

Правила дорожного движения

  1. Правила эти знай и выполняй (чтение книги А. Тюняева «ПДД» и обсуждение по прочитанному)

2. Пешеход – нарушитель (рассматривание и обсуждение плакатов)

1




1

Март

Светофор

  1. «Бездельник Светофор» (по материалам сказки С. Михалкова)

3

Апрель

Дорожные знаки – наши друзья

  1. Для чего нужны дорожные знаки (беседа)

2. Дорожные знаки (аппли-кация)

1


1

Май

Моя улица

  1. Игра на макете «Наша улица»

  2. «В гости к бабушке Светофорихе» (развлечение «загадки» — «отгадки»)

1


1























Тематическое планирование

Старшая группа



Месяц


Тема


Содержание занятий

Кол-во

часов

Сентябрь

Поведение пешеходов

  1. Правила поведения пешехо-дов (беседа)

  2. Мы — пассажиры (беседа)

1


1

Октябрь

Дорожная азбука — знаки на дороге

  1. Дорожная азбука (экскурсия)

  2. Как появились дорожные знаки (рассказ)

1

1

Ноябрь

Школа пешеходных наук

  1. Пешеходный светофор и транспортный светофор (беседа)

  2. Макет «Транспортный Светофор» (объёмное конструирование)

1



1

Декабрь

Машины специального назначения

  1. Машины особого назначения (беседа)

2. Машины со звуковым сигналом (аппликация)

1


1

Январь

Умные машины

  1. Наземный транспорт (беседа)

  2. Водный транспорт (рисо-вание)

1

1

Февраль

Военный транспорт

  1. Воздушный транспорт (беседа)

  2. Военная техника (рассматривание и обсуж-дение плакатов)

  3. Труд водителя (беседа о профессиях)

1


1



1

Март

Что откуда?

  1. История транспорта (рассказ)

  2. Откуда взялись правила дорожного движения? (рассказ)

1

1

Апрель

Улица большого города

  1. Откуда берутся названия улиц? (беседа)

2. Дорожные знаки (аппли-кация для макета)

1


1

Май

Дорожные происшествия

  1. «Путешествие в страну Правиландию» (праздник)

  2. «Дорожные ловушки» (проб-лемные ситуации)

1



1














Тематическое планирование

Подготовительная к школе группа



Месяц


Тема


Содержание занятий

Кол-во

часов

Сентябрь

Здравствуй, улица!

  1. На перекрёстке (экскурсия)

  2. Строим улицу

(конструирование)

1

1

Октябрь

Островок безопасности

  1. Дорожная разметка (беседа)

  2. Островок безопасности (рисование)

1

1

Ноябрь

Дорожные знаки

  1. Дорожные знаки (беседа)

  2. Дорожная ситуация «Подбери знак» (игра-рисование)

1

1

Декабрь

Это должен каждый знать обязательно на пять…

  1. Как вести себя в транспорте и на улице? (беседа)

2. Наши помощники: светофор, зебра и сотрудник ГАИ! (беседа)

1


1

Январь

Специальные машины

  1. Умные машины (викторина)

  2. Чем накормить автомобиль (беседа в игровой форме)

1

1

Февраль

Кто заменит светофор?

  1. Сигналы регулирования дорожного движения (беседа о значении жестов инспектора ГАИ)

2. «Пассажиры автобуса и пешеходы» (ситуативная игра)

1




1

Март

Ловкий пешеход

  1. «Слева-направо!» (беседа о переходе улицы без знаков и без сигналов светофора)

  2. Автогородок (сюжетные игры на макете)

1



1

Апрель

Наш любимый транспорт

  1. Виды транспорта (апплика-ция)

  2. История велосипеда (беседа)

  3. Чтение и беседа по произведению Н. Носова «Автомобиль»

1


1

1

Май

Правила движения достойны уважения


  1. Игра на макете «Наша улица»

  2. «Незнайка в стране дорожных знаков» (развлечение)

1


1















Приложения

Приложение 1

Конспекты занятий


Занятие «Наша улица» (экскурсия)

Вторая младшая группа

Цели. Уточнять представления о тротуаре (месте, где ходят люди); улице, дороге, легковом, грузовом, пассажирском транспорте. Развивать наблюдательность. Воспитывать устойчивое внимание.

Ход экскурсии

Педагог. Дети, сегодня мы с вами будем гулять по улице. Она широкая, красивая. На ней много домов и машин. Мы пойдем парами друг за другом. (На протяжении экскурсии педагог беседует с детьми.) Посмотрите, какая наша улица?

Дети. Наша улица широкая, красивая.

Педагог. На ней много домов. Какие дома вы видите?

Дети. Мы видим высокие, большие, маленькие, многоэтажные дома.

Педагог. Что еще есть на улице?

Дети. На улице есть магазин, киоск, аптека.

Педагог. По дороге едет много машин. Машины разные. Какие машины вы видите? (Дети называют.) Как вы думаете, какие машины называют грузовыми?

Дети. Машины, которые возят груз, называют грузовыми.

Педагог. Какой бывает груз? (Ответы детей.) А знаете, чем отличаются легковые машины от грузовых машин? Легковые машины — маленькие, возят людей; грузовые — большие, перевозят грузы. Ребята, а посмотрите, где остановился автобус?

Дети. Автобус остановился на остановке.

Педагог. Правильно. В автобусе едут пассажиры. А где едут машины?

Дети. Машины едут по дороге.

Педагог. А место, где ходят люди, называют тротуаром. Мы с вами идем по тротуару. Где ходят люди?

Дети. Люди ходят по тротуару.

Педагог. А как вы думаете, играть на дороге можно?

Дети. Нет.

Педагог. Почему нельзя?

Дети. Потому что на дороге тебя может сбить машина.

Педагог. А где можно играть?

Дети. Можно играть на площадке участка.

Педагог. Теперь мы с вами знаем, что машины ездят по дороге, люди ходят по тротуару. Посмотрите вокруг и расскажите, что еще вы видите на улице? На улице есть дома, они разные: высокие и низкие. А еще мы узнали, где нужно играть. Где? Играть на дороге, где ездят машины, нельзя.

Примечание. Когда дети вернутся на участок, можно поиграть в игры «Красный, зеленый», «Воробышки и автомобиль» (см. приложения, стр. ).
















Занятие «Труд водителя»

Вторая младшая группа

Цели. Знакомить детей с профессией водителя, показать ее общественную значимость. Закреплять знания о грузовом, пассажирском, легковом транспорте. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимание и уважение к взрослым.

Материал. Игрушечные машинки: легковая, грузовая, автобус. Дидактическая игра «Собери машину», иллюстрации — профессии, игрушечный телефон, шапочки героев из сказки Н.Павлова «На машине».

Ход занятия

I. Психогимнастика «Волшебный стул». Ребенок садится на «волшебный стул», остальные говорят ему ласковые слова.

II. Проблемная ситуация.

Педагог. На столе стоят легковая, грузовая машины, автобус. Я звоню по телефону и прошу прислать за мной такси. Вова, ты — водитель, садись в машину и приезжай за мной. На какой машине приехал Вова?

Дети. Вова приехал на легковой машине.

Педагог. А почему не на грузовой машине?

Дети. Она перевозит грузы, а не людей.

Педагог. А почему не на автобусе?

Дети. Он перевозит много людей, а легковая машина только несколько.

III. Игра «Чего не стало?»

Педагог. Назовите машины, которые находятся у меня на столе.

Дети. Легковая машина, грузовая машина, автобус.

Педагог. Закройте глаза, сейчас какая-то машина уедет. Откройте глаза. Чего не стало?

IV. Физминутка «Светофор».

Педагог поднимает красный флажок — дети стоят на месте, желтый — хлопают в ладоши, зеленый — топают ногами.

V. Беседа.

Педагог. Всеми этими машинами управляет кто?

Дети. Машинами управляет водитель.

Педагог. Эта профессия важна и нужна всем людям. Водитель встает очень рано, когда вы еще спите, и отправляется на работу. Возвращается с работы водитель очень поздно, когда многие уже спят. Водители управляют машинами, которые перевозят грузы, доставляют продукты, людей на работу и домой, следят за машиной и ремонтируют ее, если она ломается. Представьте себе, если бы злой волшебник похитил бы всех водителей, что бы тогда случилось? (Ответы детей.) Профессия водителя очень важна и необходима всем нам.

VI. Дидактическая игра «Собери машину».

Педагог. Случилась беда, сломалась машина, нужно ее отремонтировать. (Дети из двух частей собирают целое по образцу.)




















Занятие «Светофор»

Вторая младшая группа

Цели. Познакомить детей с работой светофора, с назначением его сигналов, пешеходным переходом. Закрепить знания цветов: красного, зеленого. Развивать речь. Воспитывать внимание.

Материал. Костюм светофора, макеты светофоров, иллюстрация — пешеходный светофор, дидактическая игра «Зажги свой огонек». Материал для рисования: кисточки, гуашь белая, полоски черной бумаги.

Ход занятия

  1. Психогимнастика «Назови ласково».

Дети называют друг друга уменьшительно-ласкательными именами.

II. Сюрпризный момент. Приходит педагог в костюме Светофора.

Светофор. Здравствуйте, дети. Я — Светофор! Я устанавливаю порядок на улицах, управляю движением. У меня всего три сигнала, но они очень важны. Три глаза — три приказа! Зажигаются огоньки по очереди. Когда горит красный свет — идти нельзя! А при зеленом разрешается переход. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?

Дети. Дорогу можно переходить на зеленый свет.

Светофор. А на красный свет можно идти?

Дети. Нет.

Светофор. Почему нельзя идти на красный свет? (Ответы детей.)

III. Дидактическая игра «Зажги свой огонек».

У детей макеты светофоров.

Педагог. Вот глазок зажегся красный —

Путь закрыт, идти опасно!

Зажгите на своих светофорах красный свет.

А зеленый свет горит —

«Проходите!» — говорит.

Зажгите зеленый огонек.

IV. Физминутка «Светофор».

Педагог поднимает красный флажок — дети стоят на месте, желтый — хлопают в ладоши, зеленый — топают ногами.

V. Беседа.

Педагог. А еще светофоры бывают у пешеходных переходов. (Педагог демонстрирует пешеходный светофор.) На красный огонек — стоит человек. На зеленый — шагает. Переход — это место, где мы переходим дорогу. А еще его зовут «зебра», потому что он полосатый, как животное зебра. Давайте с вами нарисуем такой пешеходный переход.

(У детей полоски черной бумаги, они рисуют на них белой гуашью пешеходный переход.)

Педагог. Где мы будем переходить дорогу?

Дети. Мы будем переходить по переходу.

Педагог. На какой сигнал светофора переходят дорогу?

Дети. Дорогу переходят на зеленый сигнал светофора.

Педагог. Молодцы!
















Занятие «Светофор и зебра» (экскурсия).

Средняя группа

Цели. Знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, переходом и знаком «Пешеходный переход». Закреплять понятия «пешеходная дорожка», «двустороннее движение», «сигнал светофора». Развивать умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать культуру поведения на улице.

Ход экскурсии

Педагог. Сегодня мы с вами сойдем с тротуара. Как вы думаете, зачем? Чтобы перейти улицу. Постройтесь парами, возьмите флажки, пойдем к переходу. Кто мы сейчас с вами?

Дети. Мы пешеходы.

Педагог. Где мы будем идти?

Дети. Мы будем идти по тротуару.

Педагог. Чтобы на улице был порядок, все пешеходы должны соблюдать правила: идти спокойным шагом, придерживаясь правой стороны. Как мы должны идти?

Дети. Мы должны идти спокойным шагом, по правой стороне.

Педагог. Покажите правую руку. Молодцы! Будем идти с правой стороны, чтобы не мешать другим пешеходам, которые идут нам навстречу. Как вы думаете, можно ли где попало переходить улицу?

Дети. Нет.

Педагог. Совершенно верно, переходить можно только там, где это разрешено. А как узнать это место? Вот оно. Посмотрите, дети, это пешеходный переход. На асфальте белые полоски — «зебра». А нужны они, чтобы пешеходы сразу заметили, где переходить улицу, и чтобы водитель видел издалека: здесь может появиться пешеход! Где нужно переходить дорогу?

Дети. Нужно переходить дорогу по пешеходному переходу.

Педагог. Посмотрите еще на одну подсказку. Это дорожный знак. Что на нем нарисовано?

Дети. Человек идет по переходу.

Педагог. Этот знак нам указывает, что здесь нужно переходить дорогу. Вот мы подошли к «зебре». Можно ли сразу переходить?

Дети. Нет.

Педагог. Внимательно посмотрите на дорогу, не сходя с тротуара. Сначала налево, машин оттуда нет. Свободна дорога? Тогда иди. Быстро, но не беги. Посередине дороги остановись и посмотри направо. Теперь машины едут оттуда. Свободно, можно переходить. Бывают в городе улицы, по которым машины едут и едут. Можно стоять до вечера. Но здесь помогает светофор. На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

Дети. Улицу можно переходить на зеленый сигнал светофора.

Педагог. Посмотрите, какое здесь движение: двустороннее или одностороннее? Как вы догадались?

Дети. Машины движутся в обе стороны.

Педагог. Где нужно переходить дорогу?

Дети. Дорогу нужно переходить по пешеходному переходу.

Педагог. Как узнать, что здесь пешеходный переход?

Дети. Здесь есть полоски на дороге, знак.

Педагог. Как надо переходить дорогу?

Дети. Дорогу надо переходить спокойно.

Педагог. Куда надо посмотреть сначала?

Дети. Сначала надо посмотреть налево. Если нет машин, дойти до середины дороги, посмотреть направо и переходить.

Педагог. При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?

Дети. При зеленом сигнале светофора.

(Дети вместе с педагогом переходят дорогу туда и обратно.)

Педагог. Когда пойдем по тротуару, какой стороны будем придерживаться?

Дети. Мы будем придерживаться правой стороны.

Педагог. Молодцы!


Занятие «История автомобиля»

Средняя группа

Цели. Знакомить с историей автомобиля. Учить складывать из частей целое. Расширять знания о грузовом и пассажирском транспорте. Развивать умение находить сходства и различия. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Материал. Иллюстрации: грузовой транспорт с кузовом, с фургоном, с цистерной, пассажирский транспорт; кубики, игрушечные машины, игрушка Буратино.

Ход занятия

I. Психогимнастика «Где я».

Дети следят за движением игрушки в руках педагога влево, вправо, вниз, вверх.

II. Сюрпризный момент. Приходит игрушка Буратино и просит помочь ему разобраться с машинами. На доске выставлены игрушечные грузовые машины с кузовом, с фургоном, с цистерной.

Педагог. Дети, что это?

Дети. Это — машины.

Педагог. А какие это машины?

Дети. Это грузовые машины.

Педагог. Что можно перевозить на этой машине?

Дети. На ней можно перевозить песок, цемент, уголь.

Педагог. А где находится этот груз?

Дети. Груз находится в кузове.

Педагог. А какая это машина?

Дети. Это грузовая машина.

Педагог. А что у нее вместо кузова?

Дети. Фургон.

Педагог. Давайте вместе повторим: фургон. Что может перевозить машина с фургоном?

Дети. Она может перевозить мебель, продукты, хлеб, игрушки…

Педагог. А это грузовая машина?

Дети. Да.

Педагог. А что у нее вместо фургона?

Дети. Цистерна.

Педагог. Что может находиться в цистерне?

Дети. В цистерне может находиться молоко, вода, бензин.

Педагог. Правильно, все, что жидкое. Чем эти машины отличаются друг от друга?

Дети. Кузовом, цистерной, фургоном.

Педагог. А что у них общего?

Дети. Они перевозят грузы.

III. Пальчиковая гимнастика «Колечки».

Поочередно с большим пальцем каждой руки соединять все остальные пальцы этой же руки.

IV. Дидактическая игра «Собери машину по образцу».

Дети собирают по образцу машинки из кубиков.

V. Физминутка «Красный, зеленый».

Дети надевают эмблемы машин, берут «руль». Они «ездят» по группе. Педагог показывает красный флажок — останавливаются, зеленый — «едут».

VI. Беседа.

Педагог. Дети, а вы знаете, на чем ездили в городе, деревне в давние времена? По улицам города ездили деревянные повозки, запряженные парой или тройкой лошадей. В те времена еще не было резиновых шин. Представляете, какой шум был на улице от топота копыт и громыхания колес по мощенной деревом улице? Как вы думаете, на чем ездили зимой? Зимой те же лошади возили сани. Шло время, улицы стали мостить булыжником. Как вы думаете, какие дороги лучше? Булыжные или деревянные? Почему? (Ответы детей.) Еще позже появилась конка. Представьте себе один вагон нашего трамвая, запряженный в пару лошадей. А потом появились двигатели, и пошли, поехали по нашим улицам автомобили. Все автомобили разные, но их назвали одним словом — «автомобиль». Что общего у всех автомобилей? Какие части есть у каждой автомашины?

Дети. У машины есть колеса, руль, мотор, окна, двери…

VII. Игра

Педагог. Принесите мне с полки машину, которая относится к легковому транспорту (грузовому, пассажирскому). Почему ты принес эту машину? Объясни.
























Занятие по материалам С. Михалкова «Бездельник Светофор»

Средняя группа

Цели. Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, о цвете (красный, жёлтый, зелёный); развивать зрительное восприятие детей; познакомить их с содержанием сказки С. Михалкова «Бездельник Светофор»; развивать речевую и двигательную активность детей, графомоторные навыки.

Материал. Комната, оборудованная в декорациях леса, модель светофора, текст или аудиозапись сказки «Бездельник Светофор», карандаши.

Ход занятия

I. Психогимнастика «Улыбка».

Дети держатся за руки и «дарят» друг другу улыбки.

II. Сюрпризный момент. Дети приглашаются в комнату, оборудованную декорациями. Они рассматривают лес, полянку. Педагог обращает внимание детей, что на полянке находится светофор. Светофор – наш верный друг. Днём и ночью, в любое время года он стоит на дороге и предупреждает всех об опасности. Он не может разговаривать, светофор только подаёт сигналы, мигает тремя яркими глазами. Самый верхний — …, посередине — …, и внизу — … Светофор открывает и закрывает глаза. Так он управляет дорогой. Красный свет означает, что надо …, жёлтый — …, зелёный — …

Дети рассматривают светофор, выделяют его основные части и их назначение. Педагог сообщает, что старичок-лесовичок передал для них игры.

III. Дидактическая игра «Найди светофор»

Каждому ребёнку предлагаются три картинки с изображением светофоров (две из них «неправильные»: красный свет внизу, зелёный посередине и т.п.) Необходимо найти «правильный» светофор.

IV. Прослушивание сказки С. Михалкова «Бездельник Светофор»

Прослушав сказку, дети отвечают на вопросы:

— Как называется сказка?

— Кто нашёл в лесу светофор?

— Как отнеслись лесные жители к появлению светофора в лесу?

— Почему в лесу зверям не нужен светофор?

— Почему автор назвал так сказку?

— Кому нужен светофор?

V. Физминутка «Красный, зеленый».

Дети надевают эмблемы машин, берут «руль». Они «ездят» по группе. Педагог показывает красный флажок — останавливаются, зеленый — «едут».

VI. Раскрашивание светофора.

В конце занятия педагог раздаёт каждому ребёнку изображения светофора с незакрашенными «глазами», дети раскрашивают светофор соответствующими цветами.




















Занятие «Дорожная азбука» (экскурсия)

Старшая группа

Цели. Знакомить детей с назначением дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Остановка пассажирского транспорта». Расширять знания о правилах поведения на улице, в автобусе, перехода дороги. Развивать умение дифференцировать цветовые сигналы светофора. Воспитывать внимание, культуру поведения в общественных местах.

Ход экскурсии

Перед экскурсией педагог повторяет правила пешеходов и пассажиров.

Педагог. Где мы пойдем?

Дети. Мы пойдем по тротуару.

Педагог. Кем мы являемся?

Дети. Мы — пешеходы.

Педагог. Запомните правило: мостовая — для машин, тротуар — для пешеходов! Какой стороны нужно придерживаться?

Дети. Нужно придерживаться правой стороны.

Педагог. Почему?

Дети. Чтобы не мешать другим пешеходам. Педагог. Как нужно вести себя в автобусе? Кем вы будете в автобусе?

Дети. Мы будем пассажирами.

(Дети останавливаются, чтобы понаблюдать за работой дорожного светофора.)

Педагог. На дорогах с давних пор есть хозяин — …

Дети. Светофор.

Педагог. Назовите сигналы светофора.

Дети. Красный, желтый, зеленый.

Педагог. Какой горит сигнал?

Дети. Горит зеленый сигнал.

Педагог. Что делают машины во время действия этого сигнала?

Дети. Машины едут.

Педагог. А сейчас какой сигнал светофора загорелся?

Дети. Загорелся желтый сигнал.

Педагог. Как ведут себя машины?

Дети. Приготовились, газуют, но не едут, ждут смены сигнала.

Педагог. Сигнал сменился на какой?

Дети. Сигнал сменился на красный.

Педагог. Что вы видите сейчас? Дети. Машины остановились.

Педагог. Дети, а вы знаете, что улицы наши разговаривают? А помогают им в этом дорожные знаки. Дорожные знаки — лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет свое название. Они рассказывают о том, какая дорога, как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать. Дети, что это за знак?

Дети. Пешеходный переход.

Педагог. Как вы догадались?

Дети. Здесь есть полоски на асфальте.

Педагог. Верно, этот знак голубого цвета, он нам указывает, что в этом месте нужно переходить дорогу. Что это за знак? Как вы думаете?

Дети. Это «Телефон», он нам указывает дорогу к телефону.

Педагог. Правильно. А это знак «Пункт медицинской помощи» — он указывает дорогу к аптеке. Видите, вот аптека. Также этот знак указывает дорогу к больнице или здравпункту. Посмотрите на этот знак «Осторожно, дети!» Он красного цвета. Он предупреждает водителей, чтобы они были внимательны, рядом находится школа или детский сад. Что нарисовано на этом знаке?

Дети. На знаке нарисован автобус.

Педагог. Верно, этот знак «Автобусная остановка», он сам указывает, что здесь мы можем ожидать пассажирский транспорт. Чтобы с вами не случилось беды, вы должны знать и соблюдать Правила движения. С какими дорожными знаками мы познакомились? Что они обозначают и где располагаются? Что было бы, если бы все дорожные знаки исчезли? (Ответы детей.)

Занятие «Машины особого назначения»

Старшая группа

Цели. Расширять представления детей о пассажирском транспорте. Продолжать закреплять знания о грузовом транспорте и машинах специального назначения. Развивать мышление, память. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.

Материал. Картины с изображением машин, перфокарты «Мы идем через улицу», «О чем забыли друзья?», игрушечные грузовые машинки и рули, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Автобус», игрушечный телефон.

Ход занятия

I. Психогимнастика «Зоркий глаз».

Дети следят за движением бабочки в руках педагога.

II. Работа с картинками.

Педагог. По дорогам и улицам днем и ночью, в жару и стужу непрерывным потоком движутся транспортные средства. Едут легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мчатся мотоциклы, катят велосипеды. Автомобили необходимы для народного хозяйства нашей страны. Без них невозможно представить себе жизнь. Трудно перечислить все виды автомобилей, рассказать об их назначении. Попробуем о некоторых из них поговорить.

В городе большую часть населения обслуживает пассажирский транспорт. Назовите его.

Дети. Автобус, троллейбус, трамвай, пассажирские такси.

Педагог. Где мы ожидаем пассажирский транспорт?

Дети. Мы ждем его на остановке.

Педагог. Как определить, что здесь находится остановка?

Дети. Это можно определить по знаку, по людям, которые ждут прибытия транспорта.

Педагог. Как вы думаете, для кого, прежде всего, поставили лавочки на остановках?

Дети. Их поставили для пожилых людей, женщин с маленькими детьми,

Педагог. Что за чудо — синий дом,

Окна светятся кругом,

Носит обувь на резине,

А питается бензином?

Дети. Автобус.

Педагог. Найдите и поставьте на подставку картинку «Автобус».

(Дети выполняют задание.)

Педагог. Сверху желтый, снизу синий,

На груди его — звезда.

А над ним воздушных линий

Протянулись провода.

Дети. Троллейбус.

Педагог. Ставим картинку с изображением троллейбуса. Что общего между автобусом и троллейбусом?

Дети. Они предназначены для перевозки людей.

Педагог. В них везде чисто, светло, много мягких удобных кресел, большие окна, двери. Чем они отличаются?

Дети. Троллейбус движется при помощи электричества, а автобус заправляют бензином.

Педагог. Незнакомец краснокожий

С яркой желтой полосой,

На автобус чуть похожий,

На троллейбус чуть похожий.

Кто же все же он такой?

Дети. Трамвай.

Педагог. Подойдите и поставьте картинку с трамваем. Чем он отличается от автобуса?

Дети. Он «питается» электричеством.

Педагог. А чем от троллейбуса?

Дети. Трамвай ходит по железнодорожному полотну и останавливается посередине проезжей части дороги.

Педагог. Когда мы едем в общественном транспорте, кем мы становимся?

Дети. Мы становимся пассажирами.

Педагог. А какие правила мы должны помнить, когда становимся пассажирами?

Дети. В автобусе надо вести себя спокойно, разговаривать тихим голосом, уступать место старшим, нельзя высовываться из окна, нужно крепко держаться за поручни, нельзя ходить по автобусу, когда он движется, разговаривать с водителем. Входя и выходя из транспорта, не спеши, не толкайся. Выйдя из транспорта, нужно дойти до пешеходного перехода и там перейти дорогу.

Педагог. Запомните: автобус и троллейбус обходить нужно сзади, а трамвай — спереди. Внимательно посмотрите на карточку (перфокарта «Мы идем через дорогу») и раскрасьте зеленым цветом стрелку, показывающую мальчику, как обойти автобус безопасно.

III. Физминутка «Цветные автомобили»

Дети стоят у стены зала. Они – автомобили. У каждого свой цветной круг. У противоположной стены стоит педагог, когда он поднимает флажок какого-либо цвета, дети, имеющие идентичный цвет, бегут по площадке и гудят. Когда флажок убран, «автомобили» возвращаются в гараж и т.д.

Педагог. Назовите машины специального назначения. Чем они оснащены? На какой сигнал светофора они могут ехать? (Ответы детей.) Наберите номер телефона «скорой помощи», пожарной охраны, милиции. (Дети набирают номер на игрушечном телефоне.)

IV. Дидактическая игра «Чего не стало?»

На столе стоят грузовые машины разного назначения. Педагог просит детей назвать машины. Затем дети закрывают глаза, педагог убирает одну игрушку и спрашивает: «Чего не стало?» (Ответы детей.)

Педагог. Как называются эти машины одним словом?


Дети. Грузовые машины.

Педагог. Для чего они нужны? (Ответы детей.) Дети, какие машины относятся к пассажирскому транспорту? Как мы должны обходить автобус, троллейбус, трамвай? Назовите правила поведения в общественном транспорте. (Ответы детей.)

V. Сюжетная игра «Автобус»

Педагог предлагает поиграть в сюжетно-ролевую игру «Автобус». Стульчики выполняют роль сидений в автобусе и водительского кресла. Дети — пассажиры, водитель — «едут в автобусе».






















Занятие «История транспорта»

Старшая группа

Цели. Знакомить детей с историей развития транспорта. Учить сравнивать старинный транспорт с настоящим. Расширять знания Правил дорожного движения. Развивать у детей целенаправленное восприятие. Воспитывать чувство ответственности.

Материал. Иллюстрации с изображениями старинного транспорта, перфокарта «Правильно — неправильно», костюм бабушки.

Ход занятия

I. Психогимнастика «Волшебник».

Детям предлагают вообразить, что они — волшебники и могут исполнять свои желания и желания педагога. Педагог даёт задание поставить ту или иную игрушку налево – направо – вперёд – назад – наверх – вниз и т.п.

II. Сюрпризный момент. Заходит педагог в костюме бабушки.

Бабушка. Здравствуйте! Дети, я сегодня хочу рассказать вам, на чем ездили в старину, на чем перевозили грузы. По улицам ездили повозки, запряженные лошадьми. Запрягали когда одну лошадь, когда пару или тройку лошадей. Управлял повозкой извозчик. Как вы думаете, какое время года было лучшим для передвижения по улицам? Зимой не было грязи, снег прикрывал все вокруг. В ту пору сновали на санях сотни извозчиков, готовых доставить всякого в любой конец города. Лихой извозчик скачет как бешеный и поминутно кричит:

«Гись! Гись! (Поберегись!)» — а народ расступается в разные стороны. Дети, а сейчас что у нас вместо повозок?

Дети. Вместо повозок сейчас машины.

Бабушка. А кто ими управляет?

Дети. Ими управляет водитель.

Бабушка. Нужно ли водителю кричать, чтобы люди побереглись? Что есть у водителя для этого? (Ответы детей.)

Бабушка. Тротуаров вдоль дороги в старину тоже не было. Позже, когда появились булыжные мостовые, люди стали ездить в экипажах, в которых помещалось до 10 человек. Запрягали экипажи парой лошадей. Что у нас сейчас вместо экипажей?

Дети. Вместо экипажей сейчас пассажирский транспорт.

Бабушка. Лошади везли и появившуюся позже конку, которая представляла собой вагон, едущий по рельсам. Как видите, лошади очень долго служили людям в городе. А где сейчас можно встретить лошадей? Верно, они помогают сейчас в сельском хозяйстве. Дети, а что у нас сейчас вместо конки?

Дети. Сейчас вместо конки трамвай.

Бабушка. И вот, наконец, лошадей заменил двигатель. Появился первый трамвай, который работал на пару. Всего три вагона, первый из которых имел паровую машину с дровяным топливом. Такой трамвай называли паровичком. После паровичка появился трамвай, работающий на электричестве.

Шло время, менялись улицы, менялся транспорт. Появились автомобили. Первые выглядели смешно. Это были обыкновенные кареты и коляски, только с бензиновым двигателем вместо лошадей (показывает иллюстрации первых автомобилей).

Много воды утекло с тех пор. Какими стали улицы нашего города теперь?

Дети. Улицы стали широкими, асфальтированными, с тротуарами и разметкой, которая помогает нам соблюдать Правила уличного движения.

Бабушка. Каким стал транспорт?

Дети. Транспорт стал более быстрым, вместительным, удобным.

Бабушка. Какие виды транспорта работают от электричества?

Дети. От электричества работают троллейбус, трамвай.

Бабушка. Молодцы! Правил дорожных на свете немало

Все бы их выучить нам не мешало,

Но основное из Правил движенья

Знать как таблицу должны умноженья:

На мостовой не играть, не кататься,

Если ты хочешь здоровым остаться!

Понравилась ли вам моя история о создании транспорта? Сейчас транспорт современный, скоростной, быстрый, поэтому вы обязательно должны знать Правила дорожного движения, чтобы не случилось с вами беды.

На прощание бабушка дарит детям новую игру по Правилам дорожного движения.


























Занятие «Мы – пассажиры»

Подготовительная к школе группа

Цель: познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте, рассказать, как надо обходить трамвай, автобус, троллейбус, автомобиль.

Ход занятия

Обсудить вместе с детьми, кому необходимо уступать место в городском транспорте: в автобусе, троллейбусе, трамвае? Спросите детей, уступал ли кто-нибудь из них место другому пассажиру. Кому именно?

Предложите детям назвать, кто из следующих пассажиров больше других нуждается в том, чтобы ему уступили место:

молодой человек;

женщина с младенцем на руках;

инвалид;

пожилой человек;

мальчик школьного возраста;

молодая женщина;

женщина с тяжелыми сумками;

мужчина с ребенком дошкольного возраста.

Попросите их объяснить свой выбор. Пусть дети придут к выводу, что в первую очередь важно создать удобства для слабого человека (ему трудно стоять) или усталого (ему нужно отдохнуть). Маленький ребенок или пожилой человек могут не удержаться и упасть, если вагон трогается с места или резко останавливается. Хорошо, если дети сами решат, что они уже большие и сильные и могут позаботиться о других.

Анализируйте ситуации.

Назовите двоих-троих пассажиров и попросите детей определить, кто из них в первую очередь должен уступить место другому. Например, если едут:

молодой человек и инвалид;

мальчик школьного возраста и женщина с сумками;

молодой человек и молодая женщина;

молодая женщина, мальчик, старушка.

Побуждайте детей обосновывать свои ответы.

Можно также предложить одной группе детей придумать свою ситуацию, а другой — найти ее решение.

На заметку воспитателю.

Объясните детям, что усталому пожилому пассажиру, которому трудно передвигаться, следует не только уступать место, но и оказывать предпочтение в других случаях: пропускать вперед при входе и выходе из салона, стараться не толкнуть при резком движении транспорта.

Помните, что безопасность ваших детей тесно связана с тем, как они сами относятся к окружающим.

Разберите различные ситуации: при входе или выходе из городского транспорта. Объясните, почему нельзя толкаться, затевать игру, прислоняться к дверям (это может вызвать «затор», будет мешать другим пассажирам, можно упасть, удариться, получить травму).

Правила поведения в транспорте

После посадки оплати за проезд.

Бесплатно ездят дети до 7 лет.

Уступай место инвалидам, пожилым людям.

Если на остановке много людей, не становись в первый ряд. Тебя случайно могут толкнуть под колеса.

Во время посадки сначала подожди, пока выйдут пассажиры, а потом спокойно войди сам.

Не высовывайся и не выставляй руки в открытые окна.

В транспорте веди себя спокойно, держись за поручни, не стой в дверях.

В салоне не принято толкаться и громко разговаривать.

Не входи в транспорт и не выходи из него, когда двери уже закрываются.



Занятие «Строим улицу»

Подготовительная к школе группа

Цели. Закреплять и расширять знания детей о профессии строителя. Совершенствовать знания о правилах поведения в общественных местах, умение выполнять Правила дорожного движения. Развивать речь. Воспитывать любознательность и интерес к окружающему.

Материал. Предметные картинки: транспорт, игрушки, дорожные знаки, картинки с недорисованными частями, фишки, карандаши.

Ход занятия

I. Психогимнастика «Знакомство».

Мяч у одного из игроков. Он кидает мяч тому, с кем хочет познакомиться. Второй игрок ловит мяч, называет свое имя и кидает мяч следующему.

II. Педагог. Ребята, кто такой Почемучка? Правильно, тот, кто любит задавать много вопросов. Ответить на его вопросы мы сможем тогда, когда совершим путешествие по нашей улице. Как вы думаете, что такое улица? (Ответы детей.)

Педагог. Мы выходим из дома, а навстречу нам улица. Она бежит, хотя у нее нет ног, и разговаривает, хотя у нее нет языка. У нее есть цвета: серые, розовые, белые дома, черные, красные ворота, а витрины магазинов такие разноцветные, что рябит в глазах.

В каждое время года у улицы свой цвет. Весной улица становится зеленой. Как вы думаете, почему? Какая она осенью? Почему? (Ответы детей.)

Педагог. На улице стоят бычища, проклеваны бочища. Что это?

Дети. Дома.

Педагог. Какие бывают дома?

Дети. Дома бывают одноэтажными и многоэтажными.

Педагог. Какие здания, сооружения бывают на улице?

Дети. Школа, магазины, театр, аптека…

Педагог. У каждого дома есть свой номер. Вы знаете свой дом? Свой адрес? Назовите его. (Ответы детей)


III. Дидактическая игра «Строим дом».

Педагог. А сейчас мы построим на нашей улице свой дом. Для этого необходимо подготовить технику и отправить ее на стройплощадку. А что это за техника, ребята должны догадаться сами. Надо выбрать соответствующую игрушку или картинку. Итак, кто же первым принимается за работу?

Там, где встанет новый дом,

Ходит воин со щитом.

Где пройдет он — станет гладко,

Будет ровная площадка!

Ну, конечно же, это бульдозер. Расскажите о нем. Он похож на маленький трактор. Впереди у него железный щит. Острый конец щита врезается в землю и разравнивает площадку.

Площадка готова. Теперь можно рыть котлован для фундамента. Какая машина будет выполнять эту работу?

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Сотни рук заменяет,

Без лопаты он копает.

Дети. Экскаватор.

Педагог. Расскажите о нем. Основная часть его — ковш. Стальными зубами он вгрызается в землю, набирает ее в ковш, словно в пасть, и высыпает в грузовик-самосвал. Это самая сильная машина.

На площадке появляются панелевозы.

Вот машина так машина —

Высотою с дом кабина.

И колеса высотою

Выше нас с тобою вдвое!

Они привезли строительные материалы. Приезжает бетономешалка, которая делает из песка, щебня и цемента бетон — самый крепкий строительный материал. Бетон нужен для фундамента дома.

А что это за машина?

Длинной шеей поверчу,

Груз тяжелый подхвачу,

Где прикажут — положу.

Человеку я служу.

Дети. Подъемный кран.

Педагог. Расскажите, что вы о нем знаете? Посередине у него будочка, там крановщик сидит. Кран поднимает наверх ящики с кирпичом, панели и ставит их на место. Вот и дом уже готов.

IV. Дидактическая игра «Закончи предложение».

Педагог начинает предложение, а дети должны закончить его.

Кровельщики делают… крышу. Столяры делают… двери, рамы, настилают пол. Штукатуры и маляры… отделывают стены. Возле дома бульдозер трудится… засыпает канавы. А самосвал… привозит асфальт.

Педагог. А чтобы не было бугорков и ям на дороге, ее гладят «утюгом».

Вот утюг так утюг!

Ах, какой огромный!

Он прошел — дорога вдруг

Стала гладкой, ровной!

Ребята, чего не хватает на нашей улице?

Дети. На улице не хватает машин.

Педагог. Какие виды транспорта вы знаете?

Дети. Пассажирский, грузовой, легковой, специального назначения.

Педагог. Сейчас мы поиграем в игру «Что хорошо, что плохо?» Я буду называть предмет, а вы говорить, что в нем хорошо, а что плохо. Например, автобус — хорошо, что он перевозит людей, плохо — работает на бензине, много выхлопных газов, отравляет атмосферу, окружающую среду. Расскажите про другие машины: троллейбус, трамвай.

V. Дидактическая игра «Почини машину».

На столах лежат рисунки, на которых изображены машины с недостающими деталями. Дети должны их дорисовать.

Педагог. Мы могли бы поехать по нашей улице на автобусе, трамвае, троллейбусе, но мы пойдем пешком. На улице очень много машин. Что делать, как быть? Правильно, мы должны знать Правила дорожного движения, чтобы с нами ничего плохого не случилось.

VI. Дидактическая игра «Какой это знак?»

На доске выставлены макеты дорожных знаков. Педагог задает вопросы, дети отгадывают, какой нужен знак.

Педагог. Я хочу перейти улицу. Какой дорожный знак я должна найти, чтобы определить место перехода?

Дети. «Пешеходный переход».

Педагог. Мы поехали отдыхать за город. Какой знак мы должны взять с собой?

Дети. «Осторожно, дети!»

Педагог. Если мы захотим кушать, какой знак нам поможет найти столовую или кафе? У нас сломалась машина. По какому знаку мы определим, где можно отремонтировать ее? Если кончился бензин? Если понадобилось срочно позвонить? (Ответы детей.)

VII. Дидактическая игра «Объясни».

Педагог. Дома нашего города остались позади, мы идем по дороге, которая еще недавно была нашей улицей. И теперь мы можем отвечать на вопросы, которые нам прислал Почемучка.

1. Почему подъемный кран называют силачом?

2. Почему трамвай ходит по рельсам, а троллейбус — по проводам?

3. Почему в пассажирском транспорте нужно держаться за поручни?

4. Почему в общественном транспорте нельзя громко разговаривать?

5. Красный свет — сигнал опасности?

6. Почему весь транспорт пропускает машины с сиренами?

7. Как называют желтый свет на светофоре?

(За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце занятия посчитать фишки, выбрать победителя)


























Приложение 2.

Игры и развлечения по правилам дорожного движения


Дидактические игры по правилам дорожного движения


Игра «Воробушки и кот»

Цель. Закрепить знания о сигналах светофора.

Дети изображают воробушков. Один – «кот», он сидит на стуле. «Кот» поочередно называет цвета светофора. На зеленый – «воробушки» разлетаются по деревьям (разбегаются в разные стороны), на желтый – прыгают на месте, на красный – замирают на месте. Невнимательные, не подчинившиеся сигналам светофора становятся добычей кота – выбывают из игры.


Игра «Самый быстрый»

Цель. Закрепить знания о сигналах светофора.

Каждый чертит себе кружок (зелеными, желтыми, красными мелками) и встает в него. Ведущий стоит в середине площадки. По его команде: «Раз, два, три – беги!» дети разбегаются. Ведущий произносит: «Раз, два, три – в светофор беги!», и сам старается занять какой-либо кружок. Не успевший занять кружок становится ведущим.


Игра «К своим флажкам»

Цель. Закрепить знания о сигналах светофора.

Играющие делятся на три группы. Каждая группа образует свой круг, в центре которого находится игрок с цветными (красным, желтым, зеленым) флажком. По первому сигналу руководителя (хлопок в ладоши) все, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу дети останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками переходят на другие места. По команде ведущего: «К своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми встать в круг. Выигрывают те, кто первыми встали в ровный круг, взявшись за руки.


Игра «Бегущий светофор»

Цель. Закрепить знания о сигналах светофора.

Дети следуют за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднят зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый – прыгают на месте, если красный – все должны «замереть на месте» и не двигаться 15 – 20 с. Кто ошибся выходит из игры. Побеждает самый внимательный.


Игра «Умелый пешеход»

Цель. Развивать навыки ориентировки в пространстве.

Вариант 1. на расстоянии 60 см параллельно друг другу кладутся по 5 м шнура. Надо пройти с завязанными глазами между ними по дорожке.

Вариант 2. Из двух шнуров делаются два круга – внешний и внутренний. Расстояние между ними 1 м. нужно с завязанными глазами пройти по кругу между шнурами.


Игра «Мяч в корзину»

Цель. Закрепить навыки детей по соотношению и определению цветовых признаков.

В 2-3 шагах от игроков ставят три корзинки: красного, желтого, зеленого цветов. По сигналу ведущего нужно красный мяч бросить в красную корзину, желтый – в желтую, зеленый – в зеленую. Ведущий может несколько раз подряд называть один и тот же цвет или после красного назвать зеленый и т.д.






Игра «Поле чудес»

Цели: закрепить правила дорожного движения; научить четко выражать свои мысли, говорить верно.


Игра проводится в три этапа.

1. Вызываются по три человека в каждом туре. На «Поле Чудес» расположены картинки с ситуациями на дороге, улице. На какой картинке остановится стрелка – такую же вывешивают на стене.

Ведущий объясняет ситуацию и просит найти выход. Отвечает ребенок, первым (из трех вызванных детей) поднявший руку для ответа.

2. Игра со зрителями проводится аналогично. Вывешивается плакат с ситуацией. За первый правильный ответ зритель получает приз.

3. Трем оставшимся победителям дается ситуация, плакат вывешивается на стене. Кто первый поднимет руку, имеет право на слово. Во всех случаях засчитывается правильный, грамотный, краткий ответ (четкая разговорная речь).


Игра «Лучший пешеход»

Цель. Закрепить знания детей о работе регулировщика.

Первый вариант.

Дети делятся на две команды. Воспитатель выполняет роль регулировщика. Дети держат в руках кружки трех цветов (красный, желтый, зеленый) и поднимают на сигнал регулировщика кружок соответствующего цвета. За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, у которой их меньше.


Второй вариант.

Воспитатель выполняет роль регулировщика, дети шагают на месте на сигнал «разрешен переход», хлопают в ладоши на сигнал «запрещен переход». Итоги подводит Незнайка. Он предлагает нарисовать ему улицу со светофором. Воспитатель анализирует рисунки, и дети дарят их Незнайке.


Игра «Что? Где? Откуда?»


Цель. Повторить и закрепить правила дорожного движения.

Играют две команды. Ведущий задает вопросы. На круге со стрелкой расположены цифры. На какую цифру укажет стрелка — тот номер вопроса и задает ведущий. Круг вращают капитаны команд. За каждый правильный ответ присуждается одно очко. Итоги подводит жюри. Победители награждаются.

Вопросы I команде

  • Какое движение на вашей улице – одностороннее или двустороннее?

  • Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомобили?

  • Что такое перекресток? Где и как нужно переходить дорогу?

  • Как обозначается пешеходный переход?

  • Как регулируется движение на улице?

  • Какие сигналы светофора вы знаете?

  • Какие дорожные знаки есть на вашей улице? Для чего они нужны?

  • Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

Вопросы II команде.

  • Как надо вести себя в автобусе?

  • Как называется палочка, с помощью которой регулируется движение?

  • Покажи положение регулировщика, которое соответствует красному, желтому, зеленому сигналу светофора.

  • Когда надо начинать переход улицы?

  • Как нужно идти по тротуару?

  • Где на проезжей части можно переждать поток машин?

  • Что помогает регулировщику управлять движением?

  • Какие вы знаете правила поведения в транспорте?


Игра «Наша улица»

Цель. Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. Закрепить представления детей о назначении светофора. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.

Материал. Макет улицы с домами, перекрестком; автомобили (игрушки); куклы — пешеходы; куклы — водители; светофор (игрушка); дорожные знаки, деревья (макеты).

Игра проводится на макете.

Ход игры

Первый вариант (для пешеходов)

С помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зеленый сигнал светофора куклы переходят улицу, на желтый — останавливаются, ждут, на красный — продолжают стоять.

Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного информационно-указательным знаком «Пешеходный переход», и там переходят проезжую часть.

Второй вариант (для водителей)

Воспитатель показывает дорожные знаки: «Светофорное регулирование», «Дети», «Пешеходный переход» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена» (запрещающие); «Движение прямо», «Движение направо» (предписывающие); «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» (информационно-указательные). Дети объясняют, что означает каждый знак; разыгрывают дорожные ситуации.

За правильный ответ ребенок получает значок. По количеству значков засчитываются набранные очки. Победителей награждают призами — автомашиной, куклой-пешеходом, куклой-водителем.

Игра «Поставь дорожный знак»

Цель. Учить детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные» — (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено» — (запрещающие); «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка» — (предписывающие); «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания» — (информационно-указательные); «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания», «Место отдыха», «Пост ГАИ» — (знаки сервиса). Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

Материал: дорожные знаки; игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых зданий, автостоянки, перекрестков.

Ход игры.

Детям предлагается:

1) рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено;

2) расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы знак «Дети», у кафе — «Пункт питания», на перекрестке — «Пешеходный переход» и т. д.

Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.



Игра «Теремок»

Цель. Учить детей различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов) и пешеходов. Закрепить знания детей о предупреждающих знаках: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Опасный поворот»; запрещающих знаках: «Въезд запрещен (велосипедисту, водителю), «Движение на велосипедах запрещено», «Проход закрыт»; предписывающих знаках: «Обязательное направление движения», «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Велосипедная дорожка»; информационно-указательных знаках: «Места стоянки», «Пешеходный переход»; знаках сервиса: «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей». Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания правил дорожного движения в повседневной жизни.

Материал. Картонные круги с изображениями дорожных знаков; бумажный конверт с вырезанным в нем окошком; палочка.

Ход игры

Воспитатель вставляет в конверт круг, на котором нарисовано несколько знаков, и закрепляет его с помощью палочки. Затем ан передвигает круг так, чтобы в окошке появлялись разные знаки. Дети называют каждый знак и объясняют его назначение.


Игра «Угадай, какой знак».

Цель. Учить детей различать дорожные знаки. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.

Ход игры


Первый вариант

Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых уже есть знаки этой группы.

Второй вариант

Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он означает.

Третий вариант

Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их.

Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают знак па описанию.

Примечание: Кубики можно рекомендовать для индивидуальной работы с детьми в детском саду и в семье, а также для их самостоятельных игр.


Игра «Улица города»

Цель. Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.

Материал. Макет улицы; деревья; автомобили; куклы-пешеходы; светофор; дорожные знаки.

Ход игры

Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.

Вопросы к детям:

— Какие дома на нашей улице?

— Какое движение на нашей улице — одностороннее или двустороннее?

— Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомашины?

— Что такое перекресток? Где и как нужно переходить улицу?

— Как обозначается пешеходный переход?

— Как регулируется движение на улице?

— Какие сигналы светофора вы знаете?

— Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?

— Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

— Как надо вести себя в автобусе?

— Можно ли играть на улице?

Далее воспитатель предлагает детям «проехать» па улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто-то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто хорошо (без ошибок) справится с ролью водителя или пешехода.


Игра «Виды перекрёстков»

Цель. Познакомить детей с видами перекрестков. Учить правилам перехода улицы. Развивать внимание и наблюдательность.

Материал: бумажные карточки большого и маленького размера с изображением уличных перекрестков.

Ход игры

По приглашению воспитателя дети берут по одной большой карточке с изображением уличных перекрестков. Воспитатель показывает маленькую карточку со схемой перекрестка. Ребенок, у которого находится аналогичная большая карточка, должен поднять ее и показать всем играющим. «Нарушитель» (тот, кто допустил ошибку) подвергается «штрафу»: он должен объяснить, в чем заключается его ошибка.


Игра «Собери грузовой транспорт»

Цель. Закрепить представление детей о грузовом транспорте.

Материал для каждого ребёнка: разрезанная картинка с изображением грузового транспортного средства.

Ход игры

Педагог рассказывает историю. «Пришла ко мне в гости подруга со своей маленькой дочуркой и попросила у меня какую-нибудь интересную книжку. Я ей дала книжку с картинками. Когда она мне её вернула, то я увидела, что в книжке все картинки разрезаны. Мне очень хотелось показать вам эти картинки».

Педагог предлагает детям собрать картинки и посмотреть, что на них нарисовано.

Раскрась дорожные знаки








Игра на макете «Регулировщик на перекрёстке»

Цель. Закрепить представление детей о движении пешеходов и автомобилей на перекрёстке с регулировщиком.

Материал для каждого ребёнка: макет, игрушки — транспорт, игрушки пешеходы, игрушка-регулировщик (с двигающимися руками).

Ход игры

В гости приходит Светофорчик: «К вам приходил мой друг — инспектор Мигалкин. Он рассказывал вам о своей работе регулировщика. Давайте вспомним его рассказ и попробуем выполнить сигналы регулировщика на макете с помощью игрушек».

Светофорчик предлагает детям ситуации с пешеходами. Если дети запомнили значение сигналов для водителей, то предлагает ситуации для автомобилей.

1. «Поставьте своих пешеходов на тротуары. На перекрёстке нет светофоров, их увезли ремонтировать. Пришёл регулировщик. Поставьте регулировщика в то место на перекрёстке, где он должен стоять и поднимите ему правую руку вверх». (Дети ставят регулировщика в середину перекрёстка). «Сейчас регулировщик показывает, какой сигнал?» (Дети отвечают: внимание, движение запрещено).

2. «Опустите регулировщику руку. Поставьте на дорожную разметку «зебра» тех пешеходов, которым при этом сигнале регулировщика разрешено переходить проезжую часты». (Пешеходам разрешено переходить проезжую часть со стороны левого и правого бака. Дети расставляют пешеходов). «Изобразите движение через перекрёсток тех автомобилей, которым при этом сигнале регулировщика разрешено движение». (Движение автомобилям разрешено прямо и направо со стороны левого и правого бака. Дети изображают движение автомобилей).

3. «Поднимите регулировщику правую руку вверх. Поставьте пешеходов и автомобилей туда, где они должны находиться при данном сигнале регулировщика». (Дети изображают ситуацию).

4. «Регулировщик вытянул правую руку вперёд». (Дети меняют сигнал). «Поставьте на дорожную разметку «зебра» тех пешеходов, которым при этом сигнале регулировщика разрешено переходить проезжую часты». (Пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика. Дети расставляют пешеходов). «Изобразите движение через перекрёсток тех автомобилей, которым при этом сигнале регулировщика разрешено движение». (Движение автомобилям разрешено со стороны левого бака во всех направлениях, со стороны груди — только направо. Дети изображают движение автомобилей).

5. «Поднимите регулировщику правую руку вверх. Поставьте пешеходов и автомобилей туда, где они должны находиться при данном сигнале регулировщика». (Дети изображают ситуацию).

Светофорчик повторяет ситуации. Прощается и уходит.


















Ситуативная игра на учебном перекрёстке

«Пассажиры автобуса — пешеходы — водители»

Подготовительная к школе группа

Цели. Закрепить правила поведения пешеходов на остановке маршрутного транспорта и перехода регулируемого перекрёстка после выхода из автобуса; закрепить правила движения автомобилей через регулируемый перекрёсток.

Оборудование. Светофор — 4; знак «Пешеходный переход» — 4; знак «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса – 2; жилет с табличкой «Автобус» — 2; жилет с табличкой «Автомобиль» — 4; руль — 6.

Действующие лица (игроки). Водитель автобуса — 2. Пассажир — пешеход — 4 — 6. Водитель — 4. Ведущий- 1.


Ведущий делит детей на две группы. Одна группа — наблюдатели, другая — игроки. В группе игроков распределяет роли. Действующие лица повторяют Правила, необходимые для сюжета игры:

— движение пешеходов по правой стороне тротуара,

— движение пешеходов через проезжую часть на зелёный сигнал светофора,

— движение пешеходов через проезжую часть по дорожной разметке «зебра»,

— ожидание автобуса на тротуаре,

— движение пешеходов через проезжую часть после отъезда автобуса от остановки,

— движение автомобилей на зелёный сигнал светофора,

— движение автомобилей по полосам,

— остановка автомобилей на жёлтый сигнал светофора перед стоп-линией.

Ведущий читает текст и комментирует действие на площадке, переключает сигналы светофора. Группа наблюдателей следит за действиями игроков).

Ход игры.

1. (Пешеходы стоят за пределами перекрёстка. Автомобили и автобусы стоят за пределами перекрёстка (в гаражах)).

— Утром город оживает

И движенье начинает.

Все куда-нибудь спешат,

И уехать все хотят.

— Пешеход, иди вперёд.

И машинам — тоже ход.

По тротуарам вы гуляйте.

Из гаражей вы выезжайте.

(Пешеходы заходят на перекрёсток, двигаются по тротуарам. Автомобили выезжают из гаражей, двигаются через перекрёсток в соответствии с сигналами светофоров. Автомобили проезжают перекрёсток, разворачиваются на границах перекрёстка и едут в обратном направлении).

2. Пешеходы, посмотрите

И знак нужный вы найдите.

Где место остановки есть,

Там в автобус можно сесть.

— Названье знака непростое,

Очень длинное такое.

Автобус может там остановиться,

Или троллейбус подкатиться.

Как называется этот знак? (Дети отвечают: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»).

(Пешеходы идут к месту остановки, ожидают автобусы на остановках Автомобили двигаются через перекрёсток в соответствии с сигналами светофоров. Автомобили проезжают перекрёсток, разворачиваются на границах перекрёстка и едут в обратном направлении).

3. Автобус к месту подъезжает. (Подъезжают автобусы).

Водитель двери открывает.

Вы в автобус заходите

И места свои займите.

(Пешеходы заходят в автобусы. Автобусы двигаются через перекрёсток в соответствии с сигналами светофоров. Автомобили двигаются через перекрёсток в соответствии с сигналами светофоров. Автомобили и автобусы проезжают перекрёсток, разворачиваются на границах перекрёстка и едут в обратном направлении).

4. У автобуса — маршрут, И будет остановка тут. Все из автобуса выходят, К проезжей части все подходят.

— Будь внимателен, ты хорошо смотри,

Где и как здесь можно перейти.

Дождись, отъедет автобус пусть,

Когда открыта дорога, в добрый путь.

— Едут, едут автомобили.

Правила они не забыли.

Движение не ускоряют.

Скорость в норме соблюдают.

(Автобусы останавливаются на остановках. Пассажиры выходят из автобусов, двигаются через перекрёсток в соответствии с сигналами светофоров. Автобусы проезжают перекрёсток, разворачиваются на границах перекрёстка и едут в обратном направлении. Автомобили двигаются через перекрёсток в соответствии с сигналами светофоров, разворачиваются на границах перекрёстка и едут в обратном направлении).

5. Город, город — суета,

Все спешат туда-сюда.

И опять все очень ловко

Собрались на остановке.

(Автобусы останавливаются на остановках. Пешеходы заходят в автобусы. Автобусы двигаются через перекрёсток в соответствии с сигналами светофоров. Автомобили двигаются через перекрёсток в соответствии с сигналами светофоров, разворачиваются на границах перекрёстка и едут в обратном направлении).

6. Пассажиры в автобус сели,

Свои сидения пригрели.

Кто задремал, а кто в окошки смотрит,

А кто-то настроение всем портит.

— Из автобуса выходят,

К перекрёстку все подходят.

Вы зелёный подождите

И тогда переходите.

(Автобусы останавливаются на остановках. Пассажиры выходят из автобусов, двигаются через перекрёсток в соответствии с сигналами светофоров. Автобусы выезжают за перекрёсток. Автомобили двигаются через перекрёсток в соответствии с сигналами светофоров, разворачиваются на границах перекрёстка и едут в обратном направлении).

7. Вот закончилась игра.

Машинам в гаражи пора.

Пешеходы все ушли.

По домам они пошли.

(Пешеходы идут по тротуарам, уходят за перекрёсток Автомобили выезжают за перекрёсток).

8. (Действующие лица меняются ролями, игра повторяется).











Литература

1. Правила дорожного движения Российской Федерации. [Текст] / – М.: Издательство Оникс, 2006. – 64 с.

2. Комментарии к Правилам дорожного движения и другим правовым актам / Под ред. начальника Всероссийского НИИ МВД России генерал-майора милиции С.И. Гирько. [Текст] / – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 97 с.

3. Клочанов, Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы. [Текст] / Н.И. Клочанов — Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 152 с.

4. Саулина, Т.Ф. Три сигнала светофора [Текст] / Т.Ф. Саулина – М.: «Просвещение», 1989. – 62 с.

5. Данилова, Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД [Текст] / Т.И. Данилова – СПб.: издательство «Детство-пресс», 2009. – 208 с.

6. Майорова, Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. [Текст] / Ф.С. Майорова – «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 88 с.

7. Кулик, Г.И., Сергиенко, Н.Н Школа здорового человека. Программа для ДОУ [Текст] / Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 112 с.

8. Скоролупова, О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Правила и безопасность дорожного движения» [Текст] / О.А. Скоролупова – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2004. – 80 с.

9. Соколова, Т.Б. Азбука дорожного движения для старших дошкольников [Текст] / Т.Б. Соколова – Кемерово, 2007. – 53 с.

10. Баряева, Л.Б. Азбука дорожного движения [Текст] / Л.Б. Баряева – М.: Дрофа, 2007. – 75 с.


Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Озера Казахстана" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: