План – конспект урока по основам безопасности и жизнедеятельности Тема: Определение своего местонахождения и направления движения на местности 6 Класс


План – конспект урока по основам безопасности и жизнедеятельности в 6 классе.



Тема: Определение своего местонахождения и направления движения на местности.

Тип урока: комбинированный.

Место проведения: учебный кабинет ОБЖ.

Задачи урока:

Образовательные

1.Обеспечить усвоение знаний и умений учащихся по ориентированию карты по линиям местности.

2.Сформировать умение определения направления движения на местности.

3.Формировать навыки работы с раздаточным материалом.

Развивающие.

1.Развить логическое мышление.

2.Переносить знания в новую ситуацию.

Воспитательная

1.Формировать наблюдательность, внимание, любознательность и коммуникабельность.

Оборудование урока: компасы, карточки с заданием.


Ход урока

1. Организация класса.

Приветствие. Отметить отсутствующих. Сообщить тему урока, задачи урока.


2. Проверка домашнего задания.

Ребята, сейчас я предлагаю вам вспомнить тему домашнего задания (Ориентирование на местности), вспомнить содержание материала изученного на прошлом уроке и выполнить задания. Для проверки домашнего задания я предлагаю вам карточки с заданиями. (Приложение1, 2, 3, 4)


3. Работа над новым материалом.

Ориентирование на местности предполагает, кроме определения сторон горизонта, определение своего местонахождения относительно окружающих предметов и рельефа, а также выбор нужного направления движения.

В незнакомой же местности лучше всего ориентироваться по карте. Картой называется уменьшенное изображение значительного участка земной поверхности с учетом ее кривизны, выполненное условными знаками в определенном масштабе. Вы знаете, что масштаб показывает, во сколько раз уменьшено на карте изображение земной поверхности. Для ориентирования на местности в походах наиболее удобны карты масштаба 1:200 000 (1 см = 2 км) и 1:500 000 (1 см = 5 км).

Карту можно ориентировать по компасу, по линиям местности и по направлениям на местные предметы.

При ориентировании карты по компасу его следует положить на боковую сторону карты так, чтобы линия север—юг его шкалы совпадала с направлением север—юг на карте, а нулевое деление шкалы было обращено к северной (верхней) стороне карты. Затем нужно отпустить тормоз стрелки компаса и, когда она остановится, начать поворачивать карту до тех пор, пока стрелка своим северным концом не совпадет с нулевым делением шкалы. При таком положении карта будет сориентирована.

Для ориентирования карты на местности необходимо использовать какой-нибудь характерный линейный ориентир (прямолинейный участок дороги, просеку в лесу, характерный участок берега реки), который обозначен на карте.

Для ориентирования карты по направлениям на местные предметы используются два предмета, выбранные вами на местности (дерево, мост и т. п.) и изображенные на карте. Встав у одного из этих местных предметов, необходимо на карту положить карандаш так, чтобы соединить эти оба предмета; теперь поворачивайте карту до тех пор, пока карандаш не укажет на второй предмет на местности. Карта сориентирована.

Свежие документы:  Урок ОБЖ на тему "Пожарные Чернобыля"

Для ориентирования карты по направлениям на местные предметы используются два предмета, выбранные вами на местности (дерево, мост и т. п.) и изображенные на карте. Встав у одного из этих местных предметов, необходимо на карту положить карандаш так, чтобы соединить эти оба предмета; теперь поворачивайте карту до тех пор, пока карандаш не укажет на второй предмет на местности. Карта сориентирована.

Чтобы выдерживать с помощью компаса намеченное направление движения и точно выйти в назначенное место, необходимо знать магнитный азимут от одного ориентира к другому (Из курса географии: азимут – это угол между направлением на север и направлением на ориентир; азимут отсчитывается по ходу часовой стрелки от 0 до 360о.) Ребята давайте запишем определение азимут. Для выдерживания направления движения на местности по расчетным азимутам необходимо выйти в точку начала движения, с которой по карте определен азимут на первый контрольный ориентир, затем с помощью компаса определить магнитный азимут движения.


4. Первичное закрепление изученного материала.

Итак, ребята мы рассмотрели основополагающие моменты обозначенной темы, теперь я предлагаю попробовать применить полученные на уроке знания!

Решение ситуационных задач. (Приложение 5, 6, 7)

Далее учитель проводит фронтальный опрос по основным этапам изученной темы:

1.Для чего необходимо ориентировать карту на местности?

2.Как ориентируется карта с помощью компаса?

3. Как определить направление своего движения на местности?


5. Подведение итогов урока и доведение домашнего задания.

Сделайте вывод о главной теме сегодняшнего урока.

Итог: мне понравился сегодняшний урок, вы были активны. Я прошу вас закончить предложение.

Рефлексия.

  1. Больше всего мне запомнилось сегодня …..

  2. Сегодня на уроке я понял …..

  3. Не напрасно ли мы прожили 45 минут …..

Сегодня все вы хорошо поработали. И я ставлю за работу следующие отметки:

Выставление отметок.

Д/З. Находясь на местности, там где ты живешь, посмотри имеются ли рядом крупные строений, объекты, реки, ручьи и т. д. Нарисуй карту местности используя условные обозначения, показанные на рисунке. Укажи части света с соответствующим расположением объектов на своей карте.

В этом вам поможет параграф 1.3. стр. 17-21 и карточки с условными обозначениями.

Запишите домашнее задание в дневник и получите карточки с заданием. (Приложение 8).

Урок окончен. До свидания, ребята!











Задание 1. Закончите предложение.

Если заблудился, то, чтобы выйти к людям, можно использовать следующие ориентиры:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 2. Работа с рисунком.

По квартальному столбу определи стороны света и запиши их.







_________________________________________________________


C:UsersUserAppDataLocalTempRar$DI92.472Image (10).jpg


Задание 3. Определи по наручным часам и

Солнцу, где юг и север.

Покажи на рисунке.







C:UsersUserAppDataLocalTempRar$DI90.472Image (13).jpg


Задание 4. Определите по следам, в какую сторону прошли лыжники.C:UsersUserAppDataLocalTempRar$DI92.472Image (10).jpg











Задание 5. Заполни схему.

1. Подпиши названия направлений сторон света.

2. Нанеси направления СЗ – ЮВ, СВ – ЮЗ (а) и укажи в градусах направления сторон света (б). C:UsersUserAppDataLocalTempRar$DI14.984Image (12).jpg



Задание 6. Составьте правильное утверждение.

Расставь правильно слова и получи определение азимута.

Азимут – это, направлением, между, на север, на предмет местности, угол, направлением, и.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 7. Работа с рисунком.C:UsersUserAppDataLocalTempRar$DI20.616Image (13).jpg

1. Посмотри на рисунок и расставь стороны света.









Приложение №8.

Домашнее задание. Находясь на местности, там где ты живешь, посмотри имеются ли рядом крупные строений, объекты, реки, ручьи и т. д. Нарисуй карту местности используя условные обозначения, показанные на рисунке. Укажи части света с соответствующим расположением объектов на своей карте.








C:UsersUserAppDataLocalTempRar$DI90.984Image (10).jpg




Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса на тему "Органы цветковых растений. Корень"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: