Рабочая программа по ОБЖ для учащихся 11 класса


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа села Рогаткино

Красноармейского района Саратовской области»



«Согласовано»

Руководитель ШМО

учителей естественного цикла

____________

Л. А. Лагутина

Протокол № ______

от «___»____________ 20___г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


____________

Л. А. Лагутина


«Утверждено»

Директор

МКОУ СОШ с. Рогаткино

____________

И. Б. Шишлова

Приказ № ______

от «___»____________ 20___г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по основам безопасности жизнедеятельности

для учащихся 11 класса




Составитель:

преподаватель-организатор ОБЖ

II квалификационной категории

ШИШЛОВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ








«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета

Протокол № ______ от «___»____________ 20___г







2012/2013 учебный год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11 класса разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и является логическим продолжением программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе. Она предназначена для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности.

Основой программы послужила программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 2006 года, подготовленная авторским коллективом под редакцией А. Т. Смирнова. При ее составлении учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствии с которыми на изучение курса ОБЖ в 11 классе отводится 34 (35) часов в год (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ – 4 часа. Для реализации данной программы используется учебник А. Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 11 класса — М.: Просвещение, 2010 год. Данный учебник соответствует учебной программе. Ярко иллюстрирован, имеет хорошую нормативную базу и практические задания на моделирование различных ситуаций.

В программе реализованы требования Федеральных законов «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановлений Правительства Российской Федерации от 16.01.95 N 43 «О Федеральной целевой программе «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях», от 24.07.95 N 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества и направлен на достижение следующих целей и задач:

— освоение учащимися знаний о безопасности поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;

— воспитание ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства, ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России, государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Родины;

— развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма;

— формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использование средств индивидуальной и коллективной защиты; оказание первой медицинской помощи при неотложных ситуациях.

Структурно программа курса ОБЖ состоит из двух содержательных линий: — основы медицинских знаний и здорового образа жизни;

— основы обороны государства и воинская обязанность.

Кроме того, в содержание рабочей программы включен материал по изучению Правил дорожного движения.

Формы организации образовательного процесса — комбинированный урок, семинары и круглые столы; индивидуальные консультации.

Технологии обучения – традиционная.

Виды и формы контроля — тесты, зачеты.































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

































СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

1. Основы здорового образа жизни.

Свежие документы:  Сценарий деловой игры для 4 класса «Нет – курению!»

1.1. Правила личной гигиены и здоровье.

Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей зуба­ми и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

1.2. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов.

Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, куль­турный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.

1.3. Болезни, передаваемые половым путём. Меры профилактики.

Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причи­ны, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.

1.4. СПИД.

ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД — финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого ви­русом иммунодефицита человека (ВИЧ).

1.5. Профилактика СПИДа.

Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

1.6. Семья в современном обществе. Законодательство о семье.

Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей.

2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

2.1. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины и возникновение.

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

2.2. Первая медицинская помощь при ранениях.

Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей по­вязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью.

2.3. Первая медицинская помощь при травмах.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного ап­парата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.

Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травмах груди, живота, в области таза, при повреждениях позвоночника.

2.4. Первая медицинская помощь при остановке сердца.

Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и её признаки. Правила проведения непрямого масса­жа сердца и искусственной вентиляции лёгких. Правила сердечно-лёгочной реанимации.

Раздел II. Основы военной службы.

3. Воинская обязанность.

3.1. Основные понятия о воинской обязанности.

Воинская обязанность, определение воинской обязанности и её со­держания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

3.2. Организация воинского учета и его предназначение.
Организация воинского учета. Первоначальная постановка граждан

на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету.

3.3. Первоначальная постановка граждан на воинский учет.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет.

Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет.

3.4. Обязательная подготовка граждан к военной службе.
Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе.

3.5. Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи.

Основные требования к индивидуально-психологическим и профес­сиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектова­ния различных воинских должностей (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские и др.).

3.6. Добровольная подготовка граждан к военной службе.
Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта.

Обучение дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразова­тельных учреждениях среднего (полного) общего образования.

3.7. Организация медицинского освидетельствования и медицинско­го обследования граждан при постановке на воинский учет.

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при первоначальной постановке граждан на воин­ский учет.

3.8. Категории годности к военной службе.

Предназначение медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет. Категории годности к военной службе.

3.9. Организация профессионально-психологического отбора граждан.

Организация профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет.

3.10. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.

Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных сил РФ, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.

4. Особенности военной службы.

4.1. Правовые основы военной службы.

Военная служба — особый вид федеральной государственной служ­бы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. За­коны Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Свежие документы:  Итоговый тест по английскому языку 2 класс

Военные аспекты международного военного права.

4.2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федера­ции — закон воинской жизни.

Общевоинские уставы — нормативно-правовые акты, регламенти­рующие жизнь и быт военнослужащих.

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федера­ции, Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации, их предназначение и основные положения.

4.3. Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России.

Военная присяга — основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. По­рядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга.

4.4. Призыв на военную службу, время и организация призыва.

Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставление отсрочки.

4.5. Порядок прохождения военной службы по призыву.

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседнев­ный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас. Воинские звания военнослужащих Вооруженных сил РФ. Военная форма одежды.

4.6. Прохождение военной службы по контракту.

Основные условия прохождения военной службы по контракту. Тре­бования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы. Права и льготы, представляемые во­еннослужащим, проходящим военную службу по контракту.

4.7. Права и ответственность военнослужащих.

Общие права военнослужащих.

Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.)

4.8. Альтернативная гражданская служба.

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства.

Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Сроки альтернативной гражданской службы для разных категорий граждан. Время, которое не засчитывается в срок альтернативной гражданской службы.

Подача заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

5. Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил России.

5.1. Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий
звание защитника Отечества.

Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить своё воинское звание — защитник Отечества; любовь к Родине, её истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дис­циплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независи­мости конституционного строя России, народа и Отечества.

5.2. Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий
оружием и военной техникой.

Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспе­чении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность по­стоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высоко­профессиональным действиям в условиях современного боя.

5.3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам
гражданина.

Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской дея­тельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

Общие требования воинской деятельности к военнослужащим. Не­обходимость повышения уровня подготовки молодёжи призывного возрас­та к военной службе. Требования к психическим и морально-этическим ка­чествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).

Свежие документы:  Методическая разработка классного часа на тему: «Огонь ошибок не прощает»

5.4. Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Кон­ституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования во­инских уставов, приказы командиров и начальников.

Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Россий­ской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относяще­гося ко всем военнослужащим, — постоянно поддерживать в воинском кол­лективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выпол­нять свои обязанности, беспрекословно повиноваться своим командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную ини­циативу.

5.5. Как стать офицером Российской армии?

Основные виды образовательных учреждений профессионального образования.

Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.

5.6. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных сил РФ.

Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных сил РФ.

5.7. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных
Сил Российской Федерации.

Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворче­ских операциях как средство обеспечения национальной безопасности России.

Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого кон­тингента.







ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ)


Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для  разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.

Выпускник должен:

Знать/понимать:

— основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

— правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

— способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

Уметь:

— действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

— соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

— оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

— пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

— вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

— действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

— соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

— пользования бытовыми приборами и инструментами;

— проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

— обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.




ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Основная литература:

1. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 11-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010.

3 . Конституция Российской Федерации.

4. Федеральные законы: «Об обороне», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»// Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. ­ М., 1998­ 2006.

Дополнительная учебная литература:


1. Баль Л. В. Педагогу о здоровом образе жизни / Л. В. Баль. -­ М.: «Просвещение», 2005.

2. Дуров В. А. Русские награды / В. А. Дуров. ­- М.: «Просвещение», 2003.

3. Военный энциклопедический словарь. М.: Военное издательство, 1983.

Учебные и справочные пособия:

  1. Плакаты: «Воинские звания и знаки различия», «Военная форма одежды», «Устройство автомата Калашникова», «Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия, «Правила поведения во время пожара».

  2. Средства индивидуальной защиты: противогазы, ватно-марлевые повязки, аптечка; автомат Калашникова).

Перечень рекомендуемых средств обучения:

1. Средства индивидуальной защиты: противогазы, ватно-марлевые повязки, аптечка

Дидактический материал:

1. Тесты по всем разделам и темам.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОБЖ: