Эссе: «Наследие Сергия Радонежского: Педагогические идеи Сергия Радонежского и их реализация в сфере современного воспитания»


КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа — интернат VIII вида»


















Эссе: «Наследие Сергия Радонежского: Педагогические идеи Сергия Радонежского и их реализация в сфере современного воспитания».










Выполнила: учитель-логопед

Кухмистрова Галина Михайловна








2014 год




Сегодня многие учителя и воспитатели всерьез обеспокоены резким увеличением числа учащихся, проявляющих весьма поверхностное отношение к процессу обучения. Такое легкомысленное отношение к знаниям, заразившее современную молодежь, во многом вызвано отрывом нашего общества от национального духовного опыта, от лучших традиций, которыми с давних времен славились русские люди.

К сожалению, мы забыли о том, что еще около ста лет назад тысячи российских учителей, гимназистов и студентов начинали свой день с молитвенного обращения к преподобному Сергию Радонежскому — покровителю учености, приходящему на помощь всем, кто преподает и учится.

Обращение русского человека к Сергию как к наставнику и духовному пастырю — свидетельство того, что образование считалось на Руси делом огромной значимости, делом, осуществление которого немыслимо без смирения и веры. Отсутствие такого подхода к образованию в наши дни стало причиной целого ряда серьезных социально-педагогических проблем, решение которых всецело зависит от восстановления просвещения в своем былом, ныне крайне заниженном статусе.

Преподобный Сергий был из числа тех, кому свойственно неторопливое созерцание окружающей жизни, кто обретает знания путем длительных, постоянных размышлений, кто пребывает в каждодневных трудах, кому чуждо состояние удовлетворенности, рождающейся из ложных представлений о том, что с любым делом можно справиться играючи, без излишних раздумий и мучительных волевых усилий.

Медленное, но в то же время ровное, непрерывное движение к познанию мира и человека — таков путь преподобного Сергия: в семилетнем возрасте это тихий, малозаметный отрок, с большим трудом овладевающий книжной грамотой; в пятнадцать лет — кроткий и застенчивый юноша, живущий постоянными заботами о престарелых родителях; в двадцать три года — молодой монах — пустынник, поселившийся в лесах Радонежа, чтобы в безмолвном уединении, укрепившись духовно, посвятить себя служению Богу.

Когда мы читаем житие подвижника, то чувствуем, что каждое деяние преподобного Сергия являет собой плод длительных, глубоких размышлений, что даже самое малое дело, совершаемое святым, пронизано духом необыкновенного усердия, непоколебимой верой в безграничные возможности добра.

Редкое трудолюбие, усердие в работе, неустанное стремление к доброделанию — качества, присущие Сергию, — подобно магниту, притягивали в Радонеж тех, кто презрев соблазны мира, возгорал желанием жить по образу молодого пустынника. Так преподобный Сергий обретал учеников, так в глухих радонежских лесах было положено начало Троице-Сергиевой обители.

Из жизнеописания подвижника нам известно, насколько ответственно Сергий относился к делу руководства, создающейся общиной: долгое время преподобный отказывался от сана игумена (настоятеля), считая себя не готовым к выполнению миссии духовного наставника, и лишь настойчивые просьбы, а порой и требования учеников смогли склонить его к принятию игуменства.

Став настоятелем, Сергий учредил в обители общежительный устав, провозглашавший важнейшие принципы иноческого воспитания — полный отказ от какой-либо собственности, поэтапное совершенствование духовных сил, четкое распределение обязанностей между монахами. За духовным развитием своих сподвижников преподобный Сергий следил с неустанным вниманием, стремясь к тому, чтобы каждый инок занимался тем делом, к которому был близок и по характеру, и по способностям. Ученики, вступающие на стезю монашества, под руководством Сергия изучали предписанные уставом правила, постепенно приобщаясь к общинному укладу и постигая развивающиеся в монастыре ремесла; наиболее опытные в духовной жизни иноки получали благословение на самостоятельное подвижничество — книгописание, иконопись, храмостроительство, просветительскую деятельность.

Последующие самостоятельные труды учеников Сергия являются ярким свидетельством того, что подвижник, осуществляя руководство общиной, проявлял крайне необходимое для наставника умение — умение распознать, угадать, увидеть в ученике те или иные способности и создать наиболее благоприятные условия для их успешного развития.

В своей наставнической деятельности преподобный Сергий редко обращался к словесным поучениям, воздействуя на учеников безмолвным, тихим деланием, примером всей своей жизни, наполненной каждодневными трудами и смиренной заботой о ближнем. «Он без лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил, и остальную пищу, нужную братии, готовил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил… Ночью же Сергий в молитвах без сна проводил время; и ни часа праздным не оставался,» — так повествует о жизни подвижника его ученик, Епифаний Премудрый.

Иноческое братство, воспитанное преподобным Сергием, оказывало глубокое нравственное воздействие на все древнерусское общество, давая тем самым мощный толчок к духовному пробуждению народа, сломленного бременем векового иноземного владычества.

Еще задолго до Куликовской битвы подвижник осознал, что судьба русского народа, его духовная миссия, его спасение как творца и носителя самобытной культуры всецело зависят от единства Руси. Неоднократно преподобный Сергий выступал с миротворческой миссией, призывая русских князей прекратить разорительные междоусобные войны и обратиться к решению созидательных задач, направленных на укрепление государства.

Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя каких-либо письменных трудов. его просветительские идеи, его заветы, по образному выражению В.Ключевского, были положены «в живую душу народа», став неотъемлемой частью нашего национального достояния, нашего менталитета.

Сергий утверждал еще одну важную педагогическую идею — идею преемственности поколений.
Одна из идей Преподобного Сергия Радонежского состоит в том, что человек, стремящийся воспитать в себе высокие, благородные чувства, должен избегать порочной атмосферы, стараясь обрести гармонию между своими духовными помыслами и окружающей внешней средой.
 Сергий полностью сохранил механизм духовной эволюции человеческого сознания.

Через все учение Сергия Радонежского красной нитью проходит идея сердечной молитвы, которая объединяет в себе различные уровни этого делания. Сердечное делание Преподобного – это практическая школа благонравия, «в которой сверх религиозноиноческого воспитания главными житейскими науками были уменье отдавать всего себя на общее дело, навык к усиленному труду и привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах»

Он воздействовал на учеников дивной светозарной красотой внутреннего облика и личного примера. Вот как описывает этот облик ученик преподобного и автор первого его жития св. Епифаний Премудрый: «Тихость, кротость слова, молчание, смирение, простота без пестроты, любовь равная ко всем человекам

Как отмечал В.О.Ключевский, каждого ученика преп. Сергий «вел своим путем, не спуская глаз скаждого новичка, возводя его со степени на степень иноческого искуса, указывал дело всякому посилам«[5].

Его горячее и неотступное молитвенное предстательство за учеников — еще один величайший пример для нас: молитва за воспитуемых есть основа основ православной педагогики.

Ученики преп. Сергия создавали новые и новые монастырские обители с общежительным уставом. Они притягивали к себе мирян, которые постигали на живых примерах, что каждый человек должен благоговеть перед Творцом всяческих, сострадать и помогать ближнему, нести ответственность за  растительный и животный мир. Здесь учились братской взаимопомощи, учились хозяйствовать по-христиански, здесь копился экологический опыт народа.

Основанный Сергием Троицкий монастырь уже более шести столетий является главным оплотом отечественного просвещения. Русская религиозная философия, русская агиография, русская православная гимназия — все сферы духовной жизни русского человека зарождались именно там, в Троице-Сергиевой обители. С непоколебимой уверенностью можно сказать о том, что заветы Сергия не утратили своей актуальности и в наши дни, но нам кажется, что говоря об уроках подвижника, нужно подчеркнуть не столько их связь с определенным историческим этапом, сколько их вообще вневременное значение: выражая в себе концепцию праведного, духовно здорового бытия, эти уроки ориентируют человека на вечные ценности, не зависящие от характера конкретной эпохи.

Свежие документы:  Рабочая программа по географии Смоленской области 8-9






скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: