Эссе «Позитивные возможности и сложности в преподавании курса ОРКСЭ в 4-ом классе»


Эссе

«Позитивные возможности и сложности

в преподавании курса ОРКСЭ в 4-ом классе»


Общество на современном этапе его развития выдвигает новые требования к решению вопросов, связанных с повышением качества образования. Сам же процесс образования сегодня понимается не только как процесс усвоения определенной системы знаний, но и как процесс развития личности. Такое личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам ученик, его мотивы, его цели, его неповторимый психологический склад. Именно начальная школа является тем звеном, которое и должно обеспечить целостное развитие личности ребенка. Начальная школа должна привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать любовь к Отечеству, своему народу, его языку, природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам. Именно поэтому я считаю введение школьного курса ОРКиСЭ в начальной школе своевременным и целесообразным. Данный курс несет в себе большой воспитательный потенциал. Он открывает позитивные возможности развития личностных, предметных и метапредметных компетенций каждого ребенка.

К сожалению, в последнее время в представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности отходят на второй план, все большую значимость приобретают ценности материальные. И курс Основ религиозных культур и светской этики в данном случае может способствовать существенному воздействию на становление личности ребенка, его духовное и нравственное развитие. Так, на примере жизни Христа, апостолов, святых дети учатся преодолевать трудности, оставаться верными своим нравственным принципам. Однако здесь нужно быть очень осторожным: данный курс является культурологическим, он ни в коем случае не требует ни исповедания, ни приобщения учащихся к православной либо иной вере. Этот курс ни в коей мере не требует исполнения религиозных обрядов, но при этом допускает ознакомление учащихся с обрядами и другими важнейшими составляющими религиозной культуры. Происходит это через рассказ, книгу, показ той или иной святыни, просмотр видеофильма и пр.

И здесь становятся понятны сомнения родителей на этапе выбора ими одного из модулей данного курса. Одни из них не понимают, для чего необходимо все это детям и что их дети будут делать на уроках ОРКиСЭ. Другие высказывают опасения, как бы не произошло уклона в ту или иную религию либо религию вообще. Учителям необходимо вести большую разъяснительную работу по данному вопросу. Родителям нужно объяснить, что любой модуль данного курса носит чисто культурологический характер и нацелен на привитие детям любви к старшим, чувства ответственности за свои поступки, стремления помогать нуждающимся, а также правил поведения в обществе.

Свежие документы:  Интеллектуально - развивающая игра "КВИ - клуб весёлых информатиков" 11 класс

Большинство родителей обучающихся моего класса посчитали, что в многонациональном обществе нежелательно изучение основ одной какой-то религии. И они сделали выбор – модуль «Основы мировых религиозных культур». И здесь, на мой взгляд, возникают определенные сложности в преподавании курса ОРКиСЭ.

Во-первых, предмет является новым. Учителя не изучали подобного курса ни в школе, ни в ВУЗе. Безусловно, курсы повышения квалификации дают много теоретических знаний, помогают в подготовке к данному предмету. Однако между теорией и практикой все же достаточно большая дистанция. Никто из нас не является одинаково компетентным в православной, иудейской, мусульманской и буддийской культурах, не является специалистом и по светской этике. Что-то мы знаем лучше, а что-то хуже. Соответственно, подготовка к урокам будет занимать достаточно много времени. Но в этом есть и свои положительные моменты. ОРКиСЭ открывает перед учителем широкие возможности повышения своей профессиональной компетенции. Организаторам курсов по подготовке преподавателей ОРКиСЭ стоит, наверное, обдумать пути дальнейшего совершенствования профессионализма учителей, возможно, через различные тренинги, круглые столы, другие формы обмена опытом.

Еще одна сложность в преподавании курса ОРКиСЭ и модуля «Основы мировых религиозных культур» в частности заключается, на мой взгляд, в следующем: предмет необходимо вести так, чтобы не произошло разжигания межрелигиозных противоречий. Наоборот, на этих уроках дети должны учиться уважать все религиозные культуры, быть терпимыми к людям различных вероисповеданий и этносов. И тогда курс ОРКиСЭ окажется значимым для реализации принципов толерантности в современном обществе. Дети должны понять, что у каждого народа своя культура, свои обычаи, свой уклад жизни. Но каждая нация живет по законам, основанным на вечных ценностях. И законы эти едины для любого народа. Учителю на уроках необходимо сосредоточить внимание на опыте поколений людей, наций, а также на единой системе ценностей для всего человечества в целом. Модуль ««Основы мировых религиозных культур», также как и любой другой, позволяет дать школьникам представление о многообразии религиозной и светской культуры, дает возможность обсуждать на уроках нравственные вопросы и вопросы светской этики.

Позитивные возможности в преподавании курса ОРКиСЭ открывает и безотметочная система. Данная система не сковывает детей. Они начинают рассуждать, отстаивать свою точку зрения, задавать вопросы и при этом не боятся ошибиться. Происходит расширение чувства свободы и творчества детей с одной стороны и формирование у них коммуникативных навыков с другой. Учителю только необходимо направлять беседу и стимулировать творческий поиск учащихся.

Свежие документы:  Исследовательская задача на уроках математики, 10 класс

Курс ОРКиСЭ дает возможность использовать на уроках самые разнообразные формы и методы учебной работы. Это и беседа, и интервьюирование, и театрализация, различные творческие задания, дидактические игры. Есть возможность организовать исследовательскую деятельность учащихся. Домашние задания также могут иметь творческий, поисковый и проблемный характер. И, безусловно, курс ОРКиСЭ предполагает широкое использование информационно-коммуникативных технологий.

ОРКиСЭ открывает прекрасную возможность вовлекать родителей и других членов семей в педагогический процесс. Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала, в организации внеурочной работы, в подготовке презентации. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться.

Т.о., курс ОРКиСЭ, на мой взгляд, является очень интересным и полезным как для младших школьников, так и для родителей, и для учителей.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: