Конспект урока по ОРКСЭ «Религиозные праздники народов России»


Тема урока: Религиозные праздники народов России


Цели урока:

— закрепить знания учащихся о религиозных праздниках народов России;

— воспитывать гражданскую идентичность.

Задачи урока

-Формирование у детей образа родной страны, как Родины, как многонационального государства, богатого народными традициями;

-Воспитание в детях гордости от того, что мы родились и живем в России; желания стать наследниками славных традиций русской истории.

-Развивать коммуникативные навыки, формировать умение работать в группе.


Оборудование:

слайды с иллюстрациями по теме;

— карточки с заданиями.

-выставка предметов христианской и исламской религий,

-мультимедийная установка

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Вступительное слово учителя:

  • «Ребята, что такое Родина для вас?»(Заслушиваются ответы )

Учитель: Россия – многонациональная страна. В ней живут столетиями рядом русские и украинцы, татары и калмыки, ногайцы и армяне, дагестанцы и башкиры, а также десятки других народов. Исторически сложилось, что народы России исповедуют религии, являющиеся традиционными.

Давайте с вами вспомним значение слова «традиции»

  • Традиции (от лат. tradere, что значит передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.

  • Какие традиции существуют в вашей семье?

  • Что содержат в себе духовные традиции?

  • Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому.

  • «Какие традиционные для России религии вы знаете?

(православное христианство, ислам, буддизм, иудаизм)


  1. Повторение.

Закончи предложения:

-В исламе запрещено изображать людей и животных, поэтому большое развитие получило искусство … (каллиграфии).

-Православные христиане почитают изображения … (Христа). Эти изображения называются … (иконы).

Мусульманский храм(мечеть);

-Священная книга мусульман (коран);

— Культовое сооружение иудеев (синагога);

— Буддийский храм (пагода);

— Священная книга буддизма (типитака);

-Основатель ислама (Мухаммад);

— Молитва в буддизме (мантра);

-Священная книга иудаизма (тора).

Молодцы!


II.    Актуализация знаний.

-Кроме повседневных обрядов и паломничеств, в каждой религии есть обряды, связанные с теми днями, которые отмечаются верующими данной религии в память о каких-то самых важных для них событиях или о каком-то святом. Это праздники и праздничные обряды.

— Какие религиозные праздники вы знаете? Как они отмечаются?

(Рассказы учащихся о религиозных праздниках: Весак, Цаган Сар, Курбан-байрам,Пурим, Крещение, Пасха, День рождения Пророка)




Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения) — мусульманские праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж) в память жертвоприношения пророка Ибрахима и через 70 дней после праздника Ураза байрам.
Как повествуется в Коране, к пророку Ибрахиму во сне явился Архангел Джабраил и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву его единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где сейчас находится Мекка, и начал приготовления. Его сын, будучи послушным отцу и Богу, не сопротивлялся. Однако это оказалось испытанием от Аллаха. Когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не резал. И тогда ангел Джабраил в качестве замены жертвы дал пророку Ибрахиму барана. Курбан-байрам является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне праздника паломники восходят на гору Арафат, а в день Курбан байрама совершают символическое побитие шайтана камнями и таваф (обход вокруг Каабы).

— Один из крупных праздников ислама Ураза-байрам отмечается в честь окончания поста в месяц рамадан. В соответствии с традицией ислама, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммеду первые стихи Корана. Праздник начали отмечать в 624 году.
Накануне праздника Ураза-байрам собираются обязательные платежи (закят) мусульман в пользу общины, также малоимущим членам общины раздаётся закят уль-фитр — обычно это продукты питания, но возможна и денежная помощь. В праздник Ураза байрам мусульмане совершают в мечети коллективную молитву. После чего верующие поздравляют друг друга, дарят подарки, идут в гости или приглашают к праздничному столу. Праздник Ураза байрам продолжается три дня. В это время также принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших.

Сагаалган, или Цагаан сар (монг. «Белый месяц») — самый торжественный и главный праздник монголоязычных народов. Праздник отмечается как начало весны и Новый год по монгольскому лунно-солнечному календарю. Внук Чингис-хана — великий хан Хубилай под влиянием китайской астрологии перенёс время празднования Нового года с осени на конец зимы. После изгнания монголов из Китая в XIV веке традиция празднования Сагаалган в конце зимы была принесена в Монголию.
Основой всех буддийских обрядов праздника Сагаалган было избавление от грехов и скверн, накопленных в предыдущем году. Одним из главных ритуалов до сих пор является однодневный пост, сопровождаемый церемонией сожжения «сора» — чёрной пирамидки, символизирующей накопленное зло. Помимо чествованием новолетия, ритуалы первых двух недель нового года связаны также с великими чудесами Будды и его победами над учителями-иноверцами.

День рождения Будды (Весак, Дончод-хурал) — самый важный буддийский праздник, отмечаемый в день полнолуния второго месяца лунного календаря. Буддисты верят, что в этот день более 2,5 тысяч лет назад в разные годы произошло три события: рождение Будды, достижение им Просветления в 36 лет и уход в Нирвану на 81 году жизни.
Празднование Дня рождения Будды продолжается неделю. В это время в монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются бумажными фонариками и гирляндами из цветов. На территории храмов, вокруг священных деревьев и ступ расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды. После окончания праздничного молебна в День рождения Будды миряне устраивают угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки.


III. Проверка понимания изученного.


1. О каких праздниках идёт речь?

(презентация, слайды №1-7)


2. Работа в парах с раздаточным материалом (карточки).

Заполните правильно таблицу.

Рождество, Пурим, Курбан-байрам, Пасха, Песак, Цаган Сар, Ураза-байрам, Весак, Крещение, День рождения Пророка.

Проверка работы (слайд №8).


3. Кроссворд

1. В этот день люди при встрече здороваются, а потом спрашивают : «Хорошо ли перезимовали?» (Цаган Сар)

2. Этот праздник отмечают как Новый год и день встречи весны. (Навруз)

3. Праздник Рождения Иисуса Христа. (Рождество)

4. Один из главных христианских праздников. Он отмечается в день Светлого Воскресения Иисуса Христа. (Пасха)

5. Праздник жертвоприношения. (Курбан-байрам)

6. День рождения Будды. (Весак)

7. Праздник веселья, шуток, потех. Главное блюдо – треугольные пирожки «ушки Амана». (Пурим)

8. В этот день вода считается святой. (Крещение)

IV. Рефлексия деятельности на уроке.

УУД:

— контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);
— самооценка на основе критерия успешности (Р);
— адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
— планирование учебного сотрудничества (К).

Организация учебной деятельности:

– Назовите тему урока.

  • С чем же связаны религиозные праздники народов России? (Праздники связаны с важными событиями в прошлом).

– Какую цель мы ставили перед собой?

– Достигли этой цели?

– Давайте оценим свою работу.

«Дерево успеха»

Красный – делаю ошибки.

Желтый – знаю, но допускаю ошибки.

Зеленый – выполняю без ошибок.



Домашнее задание: Творческое задание: Подготовить мини-сочинение по теме «Праздники народов России».




Приложение.


Карточка.


  1. Какие праздники отмечают в разных религиозных культурах?


Христианство

Ислам

Иудаизм

Буддизм




























ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 452

КОЛПИНСКОГО РАЙОНА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА





















Подготовила и провела

учитель начальных классов

Черкашина Елена Владимировна





2012-2013 учебный год

Свежие документы:  Взаимодействие с родителями при изучении курса ОРКСЭ

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: