Перспективы личностного развития учащихся в учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»















А.Г.Качеева

Г.Барнаул

Перспективы личностного развития учащихся в учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики».

Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана с введением в школах нашей страны курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей псевдонаукой “валеология”, отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Свежие документы:  Конспект "Изготовление змеи (модульное оригами)" 5 Класс

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;

  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  4. развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Выделим несколько направлений перспектив личностного развития учащихся в учебном курсе:



Первое направление ориентировано, прежде всего, на приобщение детей к русской народной культуре и культуре других народов России. Основное внимание авторы уделяют знакомству с традициями и обычаями предков, народным творчеством, традиционными промыслами.



Второе направление посвящено воспитанию этической культуры детей, построенное, как правило,  в логике учебного предмета. Авторы знакомят с основными этическими категориями, историей возникновения и развития этической мысли, норм человеческой морали.

Третье направление входят работы, содержащие определенную систему знакомства с историей христианства, ислама , буддизма ,иудаизма .

Учитель на каждом уроке должен развивать нравственные качества учащихся, толерантное отношение друг к другу, взаимное уважение друг к другу. Нужно прививать любовь к своей Родине , родному краю, чувство гордости за свою страну.

Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей. 
Предусматривается, что на нескольких заключительных уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.



Таким образом, курс «Основы религиозных культур и светской этики»   будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствовать формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.


Список литературы

Васильев Л.С. История религий: учебное пособие / Л.С. Васильев. — М.: Университет, 2008. — 791 с.

Горелов А. А. История мировых религий : учеб. пособие / А. А. Горелов ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — 2-е изд., испр. — М.: Флинта, 2006. — 355 с.

Поликарпов В. С. История религий: лекции и хрестоматия / В. С. Поликарпов. — М.: Гардарика, 1997. — 310 с

Религиоведение: учебное пособие для студентов вузов / под ред. М.М. Шахнович. — СПб : Питер, 2009. — 430 с. — (Учебное пособие).

Писманик М.Г. Религия в истории и культуре: учебник для студ. высших учеб. заведений / М.Г.Писманик, А.В.Вертинский, С.П.Демьяненко; под ред. М.Г.Писманика. — М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. — 430 с.

Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. — изд. 5-е, испр. и доп. — М. : Республика, 2005. — 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура, наука)





Алексеев С.В.Все религии мира.:энцикл.справ./С.В.Алексеев,Г .А..Алексеев.-М.:Вече,2007.-587с.:ил.-(Открой для себя весь



мир!)









Свежие документы:  «Когда чужая боль становится своей»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: