План-конспект открытого урока по ОРКСЭ «Пасха»


План-конспект открытого урока по ОРКСЭ

Основы православной культуры.

Тема урока: « Пасха»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: пополнить и обобщить знания учащихся о празднике Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре.



Задачи урока:


Образовательные: познакомить с событиями, связанными со словами Воскресенье, Пасха, Спаситель.

Развивающие: развивать интерес к старинным русским обрядам, обычаям и традициям.

Воспитательные: помочь осознать, почему пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше всех других радостей в жизни

Оборудование: компьютер, проектор, праздничные плакаты, праздничный пасхальный стол.

Учитель: Калеганова Ольга Юрьевна МБОУ СОШ№6



Ход урока.

1 Проверка домашнего задания.

Учитель:

— Ребята, назовите тему прошлого урока?

Дети:

— Христос и Его крест.

Учитель:

— О чем мы говорили на этом уроке?

Дети:

— О казни Христа. Смерть была нужна Христу для того, чтобы пройти через человеческую смерть. Так же, как проходят через дверь, чтобы оказаться за ней в новом пространстве. Люди умирали и до Христа, и после него. До Христа смерть давала людям лишь пустоту и холод. Теперь же Бог решил Сам войти в мир смерти, чтобы человек., который переступит порог смерти, встретил за ними не пустоту , а любовь Христа. Чтобы за смертью следовало радостное бессмертие (Царство Божие, Царство Небесное).

2 Работа над новой темой

Учитель:

— История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь он сказал Понтию Пилату, что имеет власть снова принять свою жизнь. Поэтому Евангелие говорит, что после распятия Христос вернулся к жизни-воскрес. Знакомое вам слово «воскресенье» связано именно с Иисусом Христом. Древний славянский корень «крес» означает «жит», «сиять», «сверкать». Воскресенье-день возобновления жизни. Имя Иисус значит бог спасает, Христос именуется спасителем ( Спасом) потому, что на крест Он пошел ради спасения людей. Сегодня у нас необычный урок, а урок праздник, праздник, посвященный воскресению Иисуса Христа. Этот праздник символизирует победу добра над злом, жизни над смертью. Для встречи Пасхи православные собираюся в храме. Самая торжественная часть праздничного богослужения – пасхальная полночь. Священник несет крест. А люди с иконами и зажженными свечами обходят вокруг храма( крестный ход) и поют радостные пасхальные гимны.

Ученик:

-Повсюду благовест гудит

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес

Христос воскрес! Христос воскрес!


С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Карнавал"

И зеленеет ближайший лес

Христос воскрес! Христос воскрес!


Вот просыпается земля,

И одеваются поля!

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

(А. Майков)

Учитель:

-Праздник Пасхи богат обрядами и обычаями. В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть. Молодые парни и девушки взбирались на «крыши домов», чтобы лучше рассмотреть, как будет «играть» и «веселиться» красно солнышко. На Руси существовало поверье, что на Пасху Солнце «играет», и люди старались подкараулить это мгновение. Дети же обращались к солнцу с помощью заклички.

Ученик:

— Гори солнце ярче

Лето будет жарче

И зима — теплее

А весна – милее!

В лесу вырастут грибы,

В огороде – бобы

В поле – рожь и ячмень

В саду – зеленый хмель.

Учитель:

— В этот день в церкви звонили в колокола. Звонили по особенному, торжественно -этот звон, ребята, зовется «Пасхальный благовест».

( Звучит запись колокольного звона.)

Учитель:

— А сейчас послушайте стихотворение С.Есенина, которое было написано им под впечатлением праздничного колокольного звона. Оно так и называется «Пасхальный благовест».

Ученик:

-Колокол дремавший

Разбудил поля

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам .

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

Учитель:

— В связи с пасхой изменяется богослужение в церкви. Нет чтения, все поется.

А сейчас послушайте церковное песнопение, которое исполняли в светлый праздник Пасхи. В церкви звучание инструментов не допускается, поэтому музыка написана для хора.

Учитель:

— Обратите внимание, как красив и радостен наш пасхальный стол. Традиционными пасхальными блюдами остаются пасха, кулич, крашеные яйца. Яйца красили в разные цвета, но чаще в красный.

(Выходят 3 детей с картинками)

Дети:

1 ученик: Если на яйце была нарисована сосна – это означало долголетие и зоровье.

2 ученик: Звезда – нравственная чистота, человеколюбие.

3 ученик: Солнце – к богатому урожаю.

Учитель:

— Мы все христосуемся на Пасху, обмениваемся яичком, целуемся друг с другом и говорим: « Христос воскрес»- «Воистину воскрес». Этот обычай очень давний. Христос дал нам жизни, а яйцо-это знак жизни.

(Показывается обряд)

Со святой пасхальной недели начинаются первые весенние хороводы.

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Web-квест «Детективное расследование»" 5 класс

Сейчас нам девочки исполнят хоровод «Солнышко встало».

Учитель:

— Как всякий большой праздник – Пасха заполнена разными забавами, играми.

1.Веками любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный каток, а вокруг него освобождали ровное место, где раскладывали крашеные яйца или игрушки. Дети по очереди подходили к катку и катали каждый свое яйцо. Выигрышным становился тот предмет, которого яичко коснулось

2. Игра « Не урони яйцо».

Играющие берут в зубы ложечку с яйцом и по команде идут через зал, стараясь не уронить яйцо. Победит тот, кто быстрее вернется на место.

3. Игра «Чье яйцо крепче».

Вызывается 2 человека. Им дается по одному яйцу и они должны их стукнуть друг об дружку. Чье яйцо окажется крепче?

Ученик: стихотворение М.Максимович «Христос воскрес».

«Христос воскрес!»-поют колокола.

И весть та- радостна, светла-

Над миром носится волной,

И мир внимает вести той.

«Христос воскрес!» — поет земля,

Моря и горы, и поля…

И им в ответ звучит с небес:

«Воистину воскрес!»

3 Подведение итога урока.

Учитель:

  1. О чем узнали на уроке?

2. Что было нового для вас?

3. Какие новые слова и термины узнали?

4. Что для вас осталось непонятным?





Литература.


Основы православной культуры. А. В. Кураев М: Просвещение, 2013г.

Электронное приложение к учебнику(диск)


Я познаю мир: Религии: Дет. Энциклопедия/ Автор составитель О. А. Могила, С. В.

Чумаков.- М: ООО «Издательство АСТ» : ООО» Агенство «КРПА Олимп», 2002



Газета «ПедСовет» 2000г.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: