Разработка урока по основам православной культуры в 4 классе «Милосердие и сострадание»




МБОУ Елизарьевская ООШ











Разработка урока по основам православной культуры
в 4 классе

«
Милосердие и сострадание»



подготовила

учитель начальных классов

Хохрякова Валентина Ивановна







Елизарьево

2013


Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Хохрякова Валентина Ивановна

Район

Дивеевский

Место работы

МБОУ Елизарьевская ООШ

Должность

Учитель начальных классов


Общая информация

Модуль

ОРКСЭ

УМК

Основы православной культуры (Просвещение)

Тема урока

Милосердие и сострадание

Тип урока

Изучение нового материла

Цель, задачи

Цель – осмысление понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.

Задачи:

— формирование у учащихся нравственных ценностных ориентаций

— умение работать с текстом;

— развитие у учащихся способности к размышлению, умения аргументировать свою точку зрения, способности формирования нравственного суждения;

— воспитание уважительного отношения к людям, наблюдательности, положительных эмоций.

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор, интерактивная доска

Дидактическое обеспечение

Иллюстрации на тему «Милосердие и сострадание», презентация, тексты, стихотворения.


Планируемые результаты урока
  • личностные

  • формирование внимания к окружающим людям, животным

  • формирование чувства милосердия и сострадания

  • эмоциональное отношение к собственным переживаниям


  • предметные

  • умение объяснять смысл текста

  • умение выразительно читать стихотворения

  • умение работать с иллюстративным материалом


  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

  • регулятивные: осуществление контроля правильности, выразительности чтения текстов, оценивание правильности выполнения заданий, высказываний собеседника, постановка учебной задачи

  • познавательные: ориентирование в учебнике, понимание информации, работа с ключевыми словами, выделение необходимой информации из текста или иллюстрации, выбор задания из нескольких предложенных(домашнее задание)

  • коммуникативные: отвечать на вопросы по содержанию текста, задавать вопросы для уточнения непонятного, объяснять смысл произведения, высказывать эмоционально-ценностное отношение к героям произведений, их поступкам, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, выражать свои мысли, слушать собеседника.


Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Ттворческое домашнее задание, составление синквейнов со словами: сострадание, долг, любовь.



Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • А.В. Кураев «Основы православной культуры», учебник// М., Просвещение, 2012


Дополнительная

А.В. Кураев «Основы православной культуры», диск


Интернет-ресурсы

www.uchportal.ru › … › Презентации для начальной школы

nsportal.ru/…/paskha-prezentatsiya-k-uroku-po-modulyu-osnovy


ЭОРы

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов




План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся


Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

1. Исследовательские действия – разбор слова по составу
2. Выбор одного из положений, которое ближе всего, аргументация своей позиции.
3. А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.

Объявляет тему урока. Задает вопрос: «О чем мы сегодня можем узнать?»

Отвечают на вопросы









Пытаются вместе с учителем поставить задачи урока

Коммуникативные:

— выслушивание друг друга

— коллективное обсуждение


2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Во время чтения текста и позже постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые

а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;

б) печалят вас, потому что так поступать тяжело;

в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить



Выполняют задание.

Затрудняются с ответом.

Познавательные:

-понимание информации

— сравнение своего ответа с ответами одноклассников


3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения — каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

— Я вижу, вы затрудняетесь с ответом. Это так?

-Что нужно для того, чтобы узнать?

— Да, мы не знаем ответ на этот вопрос

— Нужны знания о том, что такое милосердие и сострадание и как они проявляются.




Личностные


4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

-Давайте посмотрим на слайд с иллюстрациями по теме. Что вы видите?

-Что еще нужно для того, чтобы ответить на вопрос?




Описывают картину, делают предположения

-Нужен текст



Познавательные:

-понимание информации

— сравнение своего ответа с ответами одноклассников

Коммуникативные:

— выслушивание друг друга

— коллективное обсуждение


5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Читает «Притчу о добром самаритянине» с. 42-44. — О чем эта притча?

-Итак, вы правильно ответили на вопрос. Молодцы.


-А теперь ответьте на вопрос:

Что такое «милостыня»?

-Я хочу вам рассказать, как возникло это слово и что оно означает. (Слайды). Чтение текста учебника «Милостыня» с.44.

Поясняет термины.


— Давайте прочитаем отрывок на с.44 из рубрики «Это интересно» и ответим на вопрос: Почему юноша больше не вернулся на мост?


Читают информацию на слайде

Святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.



Отвечают на вопрос

(Ближний-тот,кто не оставит тебя в беде;
Ближний-тот,кто нуждается в твоей помощи)


Отвечают


Слушают


Читают





Читают отрывок, отвечают на вопросы





Включены в беседу. Отвечают на вопросы.












Познавательные:

-понимание информации

— сравнение своего ответа с ответами одноклассников

Коммуникативные:

— выслушивание друг друга

— коллективное обсуждение









Познавательные:

-усвоение информации учителя и СТО

Коммуникативные:

-ответ на вопрос


Личностные


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Работа с текстом стихотворения А.С.Пушкина на с.45 « И долго буду тем любезен…». При проговаривании используется дифференцированный подход.

Дети читают стихотворение по очереди, отвечают на вопросы, работая в парах.

Коммуникативные:

— работа в паре

Познавательные:

Понимание смысла стихотворения.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Задание по парам.

Составить синквейны со словами сострадание, милосердие, долг, любовь

Выполняют задания.

Возможные синквейны учащихся.

  1. Сострадание.

  2. Любящий, отзывчивый.

  3. Сочувствовать, переживать, помогать.

  4. Мы должны проявить сострадание.

  5. Необходимо.


  1. Милосердие.

  2. Добрый, переживающий.

  3. Проявлять, поддерживать, любить.

  4. Помогать нуждающимся в помощи.

  5. Забота.


  1. Долг.

  2. Ответственный, стремительный.

  3. Служить, дорожить.

  4. Долг каждого служить Родине.

  5. Обязанность.


  1. Любовь.

  2. Красивая, искренняя.

  3. Любить, заботиться.

  4. Любить – это большое счастье.

  5. Благодарность


Регулятивная:

Оценка правильности выполнения заданий


8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

На карточках написаны слова: милосердие, сострадание, долг, человечность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.

Задание: выбрать карточки со словами, которые обозначают качества, какими должен обладать человек, как он должен относиться к другим людям.

Выполняют задания,

обсуждают







Коммуникативная:

-выражать свои мысли

— слушать собеседников

— взаимодействие со сверстниками и учителем

Регулятивные:

Понимание цели выполняемых действий


9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

-Легко ли ответить на призыв Христа любить тех, кто обидел тебя, проявил себя как твой враг?

-Что вам кажется самым трудным в этом?

-Задайте вопросы, если в теме что-то было не понятно.

-Подумайте и скажите, кто работал на уроке лучше всех? Кто работал хорошо? На мой взгляд, необходимо отметить хорошую работу таких-то детей.

-Запишите домашнее задание:

  1. Спросите родителей и членов семьи, какие книги о долге, милосердии и сострадании они порекомендуют вам прочитать.

  2. Подготовьте рассказ (устный или письменный) о сострадании и милосердии.

  3. Перечитать текст статьи в учебнике с.42-45.

Отвечают.







Оценивают себя и других





Записывают домашнее задание

Регулятивные:

Самооценка и взаимооценка


Свежие документы:  Статья "Роль и место комплексного курса ОРКСЭ в целостной системе духовно-нравственного воспитания обучающихся"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: