Технологическая карта «Храм» 4 класс




Предметная область: «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Курс: ОРКСЭ

Модуль: «Основы православной культуры»

Класс: 4 класс

Тип урока: изучение нового материала



Технологическая карта

Тема

Храм


Цель:


познакомить учащихся с особенностями православного храма


Задачи:

познакомить учащихся с понятиями, с которыми он может встретиться в православном храме;

воспитывать уважительное отношение к православной культуре, ее правилам и нормам;


Формируемые УУД

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • определение и формулирование темы и цели учебной деятельности на уроке

  • умение оценивать результат своей деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • смысловое чтение как осмысление цели;

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Личностные универсальные учебные действия

  • Умение бережно относиться к материальным и духовным ценностям, посещая православный храм;

  • Развитие этических чувств.


Основные понятия

Священник, Кадило, Икона, Иконостас, Алтарь, Царские Врата, Канун



Ресурсы:

— основные


— дополнительные


учебник «Основы православной культуры» Андрей Кураев. Пособие для учащихся. М., 2012


классная доска, компьютер, мультимедийная презентация, листы ватмана и маркеры для групповой работы, листы с кроссвордами для работы в парах; раскраска «Храм», стихи «О храмах»


Организация пространства

фронтальная работа, работа в парах, работа в группах

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Планируемые результаты

УУД

I. Орг. момент.

Цель: настроить учащихся на урок

(1 мин)





Учащиеся настраиваются на урок.

Добрый день ребята! Я очень рада видеть вас! Я надеюсь, что наш урок пройдёт интересно, и вы сможете показать свои умения активно работать.

  • Девизом нашего урока я выбрала пословицу «Берись дружно, не будет грузно»

Как вы думаете почему? (обобщение ответов детей) .




II. Формулирование темы урока (5 мин)

Цель:

  • активизировать мыслительную деятельность учащихся

  • организовать формулирование темы урока учащимися;

  • -организовать постановку цели урока учащимися.

Учащиеся слушают колокольный звон, записывают слова на карточках, вывешивают на доску, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока.



Учитель формулирует задание, используя приём «Кластер», читает вывешенные слова на доске.

Приём «Кластер»

-Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.).

-Какие первые ассоциации у вас возникли, запишите словом на листе бумаги и повешайте на доску карточку.

Вывод: У многих из вас колокольный звон ассоциируется с храмом. Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? ХРАМ (слайд №1)


Уметь оформлять свои мысли в устной форме

(коммуникативные УУД);

Уметь определять и формулировать тему урока (Регулятивные УУД).



III. Постановка цели урока (3 мин)

Цель: подвести учащихся к формулированию цели урока


Учащиеся выбирают одно из предложенных высказываний, при ответе выходят к доске и доказывают своё решение учащимся, которые выбрали противоположное высказывание.

Формулируют цель урока.











Учитель организует мини-дебаты, подводит итог этапа.

Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу — Престол

Которого небо и подножие-земля, а нам они нужны»

— Действительно ли человеку нужны храмы? Какую точку мнения вы поддерживаете? Выберите одно из высказываний и докажите свою точку мнения:

  • Я считаю, что человеку нужны храмы ….

  • Я считаю, что человеку храмы не нужны…


Вывод: большинство учащихся склоняется к тому, что человеку храмы нужны. А нам с вами нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились с историческим наследием и культурой русского народа. Как вы считаете, какая ваша цель на этом уроке?

-Сегодня на уроке мы постараемся разобраться с некоторыми понятиями, которые встречаются человеку в православном храме: священник, кадило, канун, икона, благословение, иконостас, Царские врата, алтарь



Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

(коммуникативные УУД);

Уметь определять и формулировать цель урока (Регулятивные УУД).













IV. Работа с текстом. (10 мин)

Цель:

дать определения понятиям, которые встретятся в тексте.



Дети читают по цепочке текст в учебнике на с. 48-51 и рассказывают учителю о понятиях: Священник, Кадило, Икона, Иконостас, Алтарь, Царские Врата.





-Просмотрим текст и обратим внимание на понятия: священник, кадило, икона, иконостас, Царские врата, алтарь

Зачитайте определение понятиям, которые даны в тексте.

Учитель заслушивает ответы учащихся и сопровождает их показом слайдов



Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД).

Смысловое чтение как осмысление цели;

Уметь находить ответы на вопросы в тексте

(Познавательные УУД).



V. Физминутка (3 мин)

Учащиеся выполняют предложенные им упражнения

Учитель проводит физминутку.


VI.. Закрепление знаний (работа в парах) (5 мин)

Цель:

закрепить знания, полученные на уроке

— проверить умение работать с информацией;

-организовать выполнение самопроверки, самооценки.

Учащиеся смотрят видеоролик «В храме».

Работают в парах, разгадывая кроссворд «Храм». Проверяют правильность ответов.

Осуществляют самооценку.






Учитель организует просмотр видеоролика

«В храме» и разгадывание кроссворда «Храм».

-Ребята, сейчас мы сможем заочно побывать в храме, посмотрим небольшой ролик «В храме». Проверьте, как вы запомнили понятия, которые рассматривали на уроке

Учащиеся смотрят фильм, разгадывают кроссворд.

-Дайте оценку работы группы, отвечая на вопросы используя сигнальные карточки

-справился ли я с этим заданием?(зеленая карточка)

— сам справился или помогали? (желтая карточка)

Вывод: какие понятия мы повторили?

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

(Личностные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

(Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VI. Работа в группе (10 мин)

Цель:

организовать работу учащихся в группе

решить проблемную ситуацию



Учащиеся делятся на группы, получают листы ватмана и маркеры, записывают свои предложения.

Представление результатов работы в группах.

Отвечают на вопросы учителя.


Учитель использует приём работы с учащимися «Водоворот мнений»

  • В ближайшее время мы с вами пойдем на экскурсию в храм. Храм – это святое место, где нужно вести себя по-особенному.

-Подумайте и запишите, правила поведения в храме

Вывод урока: хочу подвести итог урока и спросить вас: а, нужны ли людям храмы?



Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

(Коммуникативные УУД)




VII. Подведение итогов. Рефлексия (5 мин)

Цель:

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Учащиеся заканчивают понравившееся предложение, оценивают свою деятельность на уроке




Учитель организует рефлексию учащихся.

Оцените свою деятельность на уроке, испоьзуя лист самооценки:


Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

X. Домашнее задание (3 мин)


Учащиеся самостоятельно выбирают посильное для них задание

Учитель предлагает детям домашнее задание по выбору

  1. Создание фотоколлажа «Храмы Урала»

  2. Подготовка выразительного чтения стихов русских поэтов о храме»

  3. Нарисовать храм 4. Раскраска «Храмы»

Развитие творческих способностей


Методические рекомендации к проведению урока «Храм»

  1. По календарно-тематическому планированию урок 14, на урок отводится 1 час.

  2. Планируемые результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

определение и формулирование темы и цели учебной деятельности на уроке

умение оценивать результат своей деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

смысловое чтение как осмысление цели;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Личностные универсальные учебные действия:

Умение бережно относиться к материальным и духовным ценностям, посещая православный храм;

Развитие этических чувств;

  1. Перечень компетенций и умений преподавателя для проведения урока:

-наличие определённых знаний о храмах, их традициях

-владение современными образовательными технологиями

-умение выстраивать профессиональную деятельность на принципах сотрудничества, сотворчества, диалога с учащимися

-личностные качества: открытость, гуманистичность, толерантность

  1. Риски при проведении урока: конфликтные ситуации во время групповой работы, нарушение дисциплины при использовании метода «Водоворот мнений».

  2. Набор наглядности и раздаточного дидактического материала для проведения представляемого урока и достижения планируемых результатов представлен в папке «Приложения».

  3. Домашнее задание, учитель предлагает детям для базового и повышенного уровней:

  • Создание фотоколлажа «Храмы Урала» (повышенный уровень);

  • Подготовка выразительного чтения стихов русских поэтов о храме» (базовый уровень);

  • Нарисовать храм (базовый уровень);

  • Раскраска «Храмы» (базовый уровень);




  1. Задание для индивидуальной, групповой и фронтальной работы:

Приём «Кластер»

-Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.).

-Какие первые ассоциации у вас возникли, запишите словом на листе бумаги и вывесите на доску карточку.

Мини-дебаты

Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу — Престол которого небо и подножие-земля, а нам они нужны»

Действительно ли человеку нужны храмы? Какую точку мнения вы поддерживаете? Выберите одно из высказываний и докажите свою точку мнения:

Я считаю, что человеку нужны храмы ….

Я считаю, что человеку храмы не нужны…


«Водоворот мнений»

В ближайшее время мы с вами пойдем на экскурсию в храм. Храм – это святое место, где нужно вести себя по-особенному. Подумайте и запишите, правила поведения в храме

Учащиеся делятся на группы, получают листы ватмана и маркеры, записывают свои предложения.

Представление результатов работы в группах.


  1. Техническое оборудование для проведения урока:

Основное — учебник «Основы православной культуры» Андрей Кураев. Пособие для учащихся. М., 2009;

Дополнительное — классная доска, компьютер, мультимедийная презентация, листы ватмана и маркеры для групповой работы, листы с кроссвордами для работы в парах; раскраска «Храм», стихи «О храмах»






Свежие документы:  Нетрадиционные подходы к укреплению здоровья учащихся. Развитие творческого и интеллектуального потенциала на уроках физического воспитания

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: