Предметная область: «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Курс: ОРКСЭ
Модуль: «Основы православной культуры»
Класс: 4 класс
Тип урока: изучение нового материала
Технологическая карта
Храм
| ||||
Цель: |
познакомить учащихся с особенностями православного храма
| |||
Задачи: | познакомить учащихся с понятиями, с которыми он может встретиться в православном храме; воспитывать уважительное отношение к православной культуре, ее правилам и нормам;
| |||
Формируемые УУД | Регулятивные универсальные учебные действия:
Познавательные универсальные учебные действия:
Коммуникативные универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия
| |||
Основные понятия | Священник, Кадило, Икона, Иконостас, Алтарь, Царские Врата, Канун
| |||
Ресурсы: — основные
— дополнительные |
учебник «Основы православной культуры» Андрей Кураев. Пособие для учащихся. М., 2012
классная доска, компьютер, мультимедийная презентация, листы ватмана и маркеры для групповой работы, листы с кроссвордами для работы в парах; раскраска «Храм», стихи «О храмах»
| |||
Организация пространства | фронтальная работа, работа в парах, работа в группах | |||
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Планируемые результаты | |
УУД | ||||
I. Орг. момент. Цель: настроить учащихся на урок (1 мин)
| Учащиеся настраиваются на урок. | Добрый день ребята! Я очень рада видеть вас! Я надеюсь, что наш урок пройдёт интересно, и вы сможете показать свои умения активно работать.
Как вы думаете почему? (обобщение ответов детей) .
|
| |
II. Формулирование темы урока (5 мин) Цель:
| Учащиеся слушают колокольный звон, записывают слова на карточках, вывешивают на доску, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока.
| Учитель формулирует задание, используя приём «Кластер», читает вывешенные слова на доске. Приём «Кластер» -Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.). -Какие первые ассоциации у вас возникли, запишите словом на листе бумаги и повешайте на доску карточку. Вывод: У многих из вас колокольный звон ассоциируется с храмом. Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? ХРАМ (слайд №1)
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД); Уметь определять и формулировать тему урока (Регулятивные УУД).
| |
III. Постановка цели урока (3 мин) Цель: подвести учащихся к формулированию цели урока
| Учащиеся выбирают одно из предложенных высказываний, при ответе выходят к доске и доказывают своё решение учащимся, которые выбрали противоположное высказывание. Формулируют цель урока.
| Учитель организует мини-дебаты, подводит итог этапа. Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу — Престол Которого небо и подножие-земля, а нам они нужны» — Действительно ли человеку нужны храмы? Какую точку мнения вы поддерживаете? Выберите одно из высказываний и докажите свою точку мнения:
Вывод: большинство учащихся склоняется к тому, что человеку храмы нужны. А нам с вами нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились с историческим наследием и культурой русского народа. Как вы считаете, какая ваша цель на этом уроке? -Сегодня на уроке мы постараемся разобраться с некоторыми понятиями, которые встречаются человеку в православном храме: священник, кадило, канун, икона, благословение, иконостас, Царские врата, алтарь
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД); Уметь определять и формулировать цель урока (Регулятивные УУД).
| |
IV. Работа с текстом. (10 мин) Цель: дать определения понятиям, которые встретятся в тексте.
| Дети читают по цепочке текст в учебнике на с. 48-51 и рассказывают учителю о понятиях: Священник, Кадило, Икона, Иконостас, Алтарь, Царские Врата.
| -Просмотрим текст и обратим внимание на понятия: священник, кадило, икона, иконостас, Царские врата, алтарь Зачитайте определение понятиям, которые даны в тексте. Учитель заслушивает ответы учащихся и сопровождает их показом слайдов
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Смысловое чтение как осмысление цели; Уметь находить ответы на вопросы в тексте (Познавательные УУД).
| |
V. Физминутка (3 мин) | Учащиеся выполняют предложенные им упражнения | Учитель проводит физминутку. |
| |
VI.. Закрепление знаний (работа в парах) (5 мин) Цель: закрепить знания, полученные на уроке — проверить умение работать с информацией; -организовать выполнение самопроверки, самооценки. | Учащиеся смотрят видеоролик «В храме». Работают в парах, разгадывая кроссворд «Храм». Проверяют правильность ответов. Осуществляют самооценку.
| Учитель организует просмотр видеоролика «В храме» и разгадывание кроссворда «Храм». -Ребята, сейчас мы сможем заочно побывать в храме, посмотрим небольшой ролик «В храме». Проверьте, как вы запомнили понятия, которые рассматривали на уроке Учащиеся смотрят фильм, разгадывают кроссворд. -Дайте оценку работы группы, отвечая на вопросы используя сигнальные карточки -справился ли я с этим заданием?(зеленая карточка) — сам справился или помогали? (желтая карточка) Вывод: какие понятия мы повторили? | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). | |
VI. Работа в группе (10 мин) Цель: организовать работу учащихся в группе решить проблемную ситуацию
| Учащиеся делятся на группы, получают листы ватмана и маркеры, записывают свои предложения. Представление результатов работы в группах. Отвечают на вопросы учителя.
| Учитель использует приём работы с учащимися «Водоворот мнений»
-Подумайте и запишите, правила поведения в храме Вывод урока: хочу подвести итог урока и спросить вас: а, нужны ли людям храмы?
| Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем (Коммуникативные УУД)
| |
VII. Подведение итогов. Рефлексия (5 мин)
Цель: — организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Учащиеся заканчивают понравившееся предложение, оценивают свою деятельность на уроке
| Учитель организует рефлексию учащихся. Оцените свою деятельность на уроке, испоьзуя лист самооценки:
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | |
X. Домашнее задание (3 мин)
| Учащиеся самостоятельно выбирают посильное для них задание | Учитель предлагает детям домашнее задание по выбору
| Развитие творческих способностей |
Методические рекомендации к проведению урока «Храм»
По календарно-тематическому планированию урок 14, на урок отводится 1 час.
Планируемые результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
определение и формулирование темы и цели учебной деятельности на уроке
умение оценивать результат своей деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
смысловое чтение как осмысление цели;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Личностные универсальные учебные действия:
Умение бережно относиться к материальным и духовным ценностям, посещая православный храм;
Развитие этических чувств;
Перечень компетенций и умений преподавателя для проведения урока:
-наличие определённых знаний о храмах, их традициях
-владение современными образовательными технологиями
-умение выстраивать профессиональную деятельность на принципах сотрудничества, сотворчества, диалога с учащимися
-личностные качества: открытость, гуманистичность, толерантность
Риски при проведении урока: конфликтные ситуации во время групповой работы, нарушение дисциплины при использовании метода «Водоворот мнений».
Набор наглядности и раздаточного дидактического материала для проведения представляемого урока и достижения планируемых результатов представлен в папке «Приложения».
Домашнее задание, учитель предлагает детям для базового и повышенного уровней:
Создание фотоколлажа «Храмы Урала» (повышенный уровень);
Подготовка выразительного чтения стихов русских поэтов о храме» (базовый уровень);
Нарисовать храм (базовый уровень);
Раскраска «Храмы» (базовый уровень);
Задание для индивидуальной, групповой и фронтальной работы:
Приём «Кластер»
-Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.).
-Какие первые ассоциации у вас возникли, запишите словом на листе бумаги и вывесите на доску карточку.
Мини-дебаты
Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу — Престол которого небо и подножие-земля, а нам они нужны»
— Действительно ли человеку нужны храмы? Какую точку мнения вы поддерживаете? Выберите одно из высказываний и докажите свою точку мнения:
Я считаю, что человеку нужны храмы ….
Я считаю, что человеку храмы не нужны…
«Водоворот мнений»
В ближайшее время мы с вами пойдем на экскурсию в храм. Храм – это святое место, где нужно вести себя по-особенному. Подумайте и запишите, правила поведения в храме
Учащиеся делятся на группы, получают листы ватмана и маркеры, записывают свои предложения.
Представление результатов работы в группах.
Техническое оборудование для проведения урока:
Основное — учебник «Основы православной культуры» Андрей Кураев. Пособие для учащихся. М., 2009;
Дополнительное — классная доска, компьютер, мультимедийная презентация, листы ватмана и маркеры для групповой работы, листы с кроссвордами для работы в парах; раскраска «Храм», стихи «О храмах»