Технологическая карта урока по ОРКСЭ. Тема «Обычаи и обряды русского народа» 4 класс


Предмет: ОРКСЭ

Класс: 4 класс

Тип урока: ОНЗ (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) (технология деятельностного метода)

Методы: репродуктивный, эвристический, проблемный

Технологическая карта урока.

Тема

Обычаи и обряды русского народа. Из истории обряда бракосочетания на Руси.

Цель:

определить основные обычаи и обряды русского народа


Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с обычаями и обрядами русского народа, с историей обряда бракосочетания на Руси.

Развивающие: развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группе; осмыслить роль и значение обычаев русского народа.

Формировать УУД:

Личностные:

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

  • Проявлять интерес к изучению темы.

  • Формировать умение высказывать своё мнение.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;

  • выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД:

  • строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

  • договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;

  • слушать и понимать речь других;

  • использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой учебной информации ;

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;


Планируемый результат

Личностные:

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД : уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь .

Коммуникативные УУД : строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом.

Познавательные УУД: способствовать развитию учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий.

Предметные: формировать у учащихся интерес к народному творчеству.

Основные понятия

Обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание

Ресурсы:


Основы светской этики,4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.Т. Студеникин –М.:Русское слово,2012


Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.





Технология проведе

ния


Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность


Психологический настрой к учебной деятельности.




Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация










— Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в класс с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

-Потому что хорошая погода! Солнышко светит! Вы рады нашей встрече! Потому что на уроке мы узнаем что-то новое, интересное.

— Молодцы! Все причины моего хорошего настроения назвали! Хочу поделиться своим настроением с вами и чтобы вы также с нетерпением ждали встречи с чем-то новым и интересным на уроке.



Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

Коммуникативные УУД:

строить понятные для одноклассников высказывания в рамках учебного диалога;

слушать и понимать речь других;

II. Актуализация опорных знаний.

Цели:

повторение изученного материала , необходимого для «открытия нового знания»;

— выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

— слушание и просмотр презентации










Организация подводящего диалога об обычаях и обрядах русского народа.

— Давайте вспомним изученный материал прошлого урока.

— Скажите, ребята, что такое гордость,гордыня?

— Легко ли жить людям с такими человеческими качествами?

— Можно ли воспитать в себе положительные качества личности?

— Каким образом? (через традиции, обычаи)

— Нам часто кажется, что мир традиций безвозвратно ушел в прошлое и уж менее всего мы склонны выполнять дедовские обряды и традиции. Утеря традиционной культуры оборачивается бездуховностью. Общество вновь оборачивается к своим истокам. Начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое позабытое.

Уметь называть изученные понятия «гордость», «гордыня»,

«порядочность»,

«скромность»




Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Коммуникативные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя ;уметь оформлять свои мысли в устной форме.




III. Постановка проблемы.

Цели: обсуждение затруднения




Участие в беседе после просмотра презентации

Организация диалога






-Назовите тему и цель нашего урока.

-Почему русский народ бережно хранит свои традиции?

-Как вы думаете, влияют ли традиции на воспитание подрастающего поколения?

Уметь рассказывать о традициях, которые сохранились в семье каждого ученика.


Познавательные:

постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя






















IV. Совместное открытие нового знания

Цель:

— устранение возникшего затруднения;


— слушание и просмотр презентации

-чтение учебника

Дети высказывают свою готовность






1.Предлагает прочитать текст в учебнике.

2.Организует учебный диалог












-Что такое обычай, обряд?

-Какое близкое понятие вам встретилось?

-Что такое помолвка, венчание, бракосочетание?

Уметь находить определение слов










Познавательные:

общеучебные : поиск и выделение необходимой информации;

смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной форме

V. Реализация построенного проекта

Цель:

— Проговаривание нового знания.


Выписывание терминов обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание в тетрадях.


1.Организация самостоятельной работы в тетради

2.Организация учебного диалога после смыслового чтения текста и просмотра презентации.


Теперь, надеюсь, вы ответите на вопросы:

-Какие обычаи и обряды русского народа вы знаете?

-Какие обряды играют важную роль в жизни русского народа?





Познавательные:

Общеучебные:

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий;

поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.


VI.Первичное закрепление


Организация учебного диалога

-Скажите, ребята, а зачем нам знать обычаи и обряды того или иного народа? Нужны ли эти знания в жизни?

-Нужны, чтобы быть осведомленным: знать, что происходит в обществе людей, в котором мы живем, чувствовать себя равноправным членом общества.

Уметь рассказать про обычаи и обряды русского народа.

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли

VI.Самостоятельная работа.

Цель:

-каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет




Организация групповой творческой работы.
















































Каждая группа получит своё задание.

1 группа будет рассказывать про обычаи и обряды русского народа.

2 группа будет рассказывать про помолвку, венчание и бракосочетание русского народа.






Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном .

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

— зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что понравилось, что узнали нового








Организует фиксирование содержания.



Организует рефлексию.







Организует самооценку учебной деятельности.

Я была бы рада, если бы вы продолжили эти предложения:

-Больше всего мне понравилось…

— Сегодня я понял, что…

-Главным для меня на уроке было…




Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .

VIII.Домашнее задание.


  1. Подбери пословицы и поговорки об обычаях и обрядах русского народа

  2. Нарисуйте каравай



























Свежие документы:  Конспект урока по ОРКСЭ "Семья"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: