Урок для 4 класса по теме: «Чудо в жизни христианина»






Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Солгинская средняя общеобразовательная школа №86»




Конспект урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы православной культуры»)

Тема: Чудо в жизни христианина

4 класс



подготовила

Кулагина Алёна Николаевна,

учитель русского языка и литературы





















п. Солгинский

2013





  1. Аннотация

Урок разработан для 4 класса общеобразовательного учреждения. Использован учебник: Кураев А. В. « Основы православной культуры. 4- 5 класс» М.: Просвещение, 2010 г.

Проблема, на решение которой была направлена разработка занятия: что является чудом в жизни христианина

Следует познакомить обучающихся с понятием чуда, с понятие добродетели, показать, что чуда не может быть без веры.. Объяснить гармонию мира духовного.

Необходимо организовать урок таким образом, чтобы все обучающиеся оказались вовлечены в процесс познания, могли понимать и рефлектировать по поводу своих знаний и мыслей.

Урок построен так, что каждый ученик вносит свой индивидуальный вклад, обмениваясь знаниями, идеями.

Урок проходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Это позволяет получать новое знание и развивать саму познавательную активность, переводя ее на более высокий уровень сотрудничества.

Урок направлен на развитие духовного мира обучающегося, на освоение системы духовно- нравственных ценностей, свойственных нашему образу жизни, присоединение к « смыслам» родной культуры.


  1. Содержание

  1. Аннотация – ……………………………………… 2 стр.

  2. Содержание — ………………………………………..2 стр.

  3. Введение — ……………………………………………3 стр.

  4. Основная часть – …………………………………….4 стр.

  5. Приложения – …………………………………… 11 стр.

  6. Заключение – ………………………………………..21 стр.

  7. Список использованной литературы – …………….22 стр.


  1. Введение

С сентября 2012 года во всех образовательных учреждениях началось преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Учебно-воспитательный процесс в рамках нового курса должен способствовать достижению очень важных на сегодняшний день задач: нравственному воспитанию школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей.

Главное наше достояние – это наши дети. Какими мы сегодня их воспитаем, в такой стране мы завтра будем жить. Мы должны научить детей быть честными, добрыми, вежливыми, физически и духовно здоровыми.

Воспитание нравственных ценностей на данных уроках строится на основе уважения, понимания и знания своей собственной православной культуры. Андрей Кураев говорил: «Как-то странно воспитывать уважение к чужим святыням, не воспитав того же чувства по отношению к своим. Тот, кто равнодушен к поруганию родного храма православного , никогда не поймет святыню другого человека, другой цивилизации, ведь у него нет своих святынь».

На мой взгляд, воспитание нравственных качеств является одной из главных воспитательных задач современной школы.

На уроке учитель опирается за личный опыт обучающихся. Двое учащихся класса увлекаются фокусами. С помощью родителей каждый из мальчиков готовит небольшой по объему фокус. На уроке использовалась исследовательская технология, так как известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти учащихся гораздо дольше, чем те, что получены в готовом виде.

Урок учит детей рассуждать, высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнениям одноклассников, работать в малых группах, делать выводы .

Данный урок может помочь учителям «ОРКСЭ», модуля «Основы

православной культуры», классным руководителям.


  1. Основная часть

Тема урока: Чудо в жизни христианина

Тип урока: урок- объяснение.

Дидактическая цель: создание условий для осмысления новой учебной информации. Для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации.

Цели по содержанию урока:

1) образовательные: расширить знания о православной культуре. Ознакомить детей с понятием чуда, с определением смысла чуда, дать понять учащимся, что чудо в жизни христианина не может состояться без веры

2) развивающие: продолжить формировать у школьников умения анализировать и обобщать изученный материал. Систематизировать полученные знания, пользоваться учебной литературой, применять полученные теоретические знания на практике. Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

3) воспитывающие: продолжить формировать умения работать в коллективе, принимать решения, слышать мнение других.

Задачи: познакомить учащихся с понятием чуда, его значением в жизни православного человека. Обеспечить усвоение материала о чуде в жизни христианина. Углубить знания о жизни православного христианина.

Психологические задачи: 1. Развитие доброго отношения к людям. 2. Помощь детям в приобретении опыта эмоционального общения друг с другом. 3. Развитие воображения. 4. Помощь в приобретении межличностного общения.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Продолжительность урока: 45 минут.

Оборудование урока: учебник «Основы православной культуры» автор А. Кураев, мультимедиа проектор, тетрадь, раздаточный материал

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Подготовка учащихся к восприятию материала (Слайд 1)

Давай поговорим о чудесах.

Ты веришь в них? Я верю. Правда, верю.

Когда я вижу звезды в небесах

И наблюдаю грациозность зверя.



О, сколько раз я видел тот закат,

Расписанный Божественной рукой,

Ив плачущих, волнительный наряд

Над безупречной красоты рекой…



Я каждый раз о чуде говорю,

Осознавая, как прекрасна сущность
Тех мест, где я бываю и творю

Свой каждый день, опровергая скучность.



Как можно унывать или хандрить

В том мире, что Господь для нас придумал.

Он дал нам — жить, любить и говорить

Возможность. Да еще и думать.



Все реже говорим о красоте.

Все меньше видим в каждом вдохе чудо.

Я не хочу болтать о суете.

О чудесах- твержу, твердил и буду.

Каданова Тамара Ивановна

— А вы верите в чудеса?

— Чудо в жизни. Что вы понимаете под словом чудо?

— Были ли в вашей жизни события, которые вы воспринимали как чудо?

— А что такое чудо?

Работа в группах:

На ваших столах лежат толковые словари. Найдите в них значение слова «чудо».

Чудо – необычайная вещь, случай или явление. Что-либо едва сбыточное.

В. И. Даль

В религиозных представлениях: явление, вызванное вмешательством божественной силы, а также вообще нечто небывалое.

Нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью.

С.И. Ожегов

Блаженный Августин говорил: «Чудо-это не то, что не соответствует реальности, это соприкосновение с самой реальностью». (Слайд 2)

— Как вы понимаете эти слова?

  1. Объявление темы урока

— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Запись темы в тетрадях: Чудо в жизни христианина (слайд 3)

— Какие цели вы можете поставить перед собой на уроке?

— На уроке мы поговорим о том, что такое чудо? Какие бывают чудеса? Что такое христианское чудо? (Слайд 4)

4. Опора на жизненный опыт

1) — Где мы можем встретить чудеса в нашей жизни?

Молодцы! Чудеса мы можем встретить везде, в том числе и в сказках.

— Вспомните сказки о добрых чудесах. Перед вами на столах лежат карточки с волшебным цветком. (Приложение 1) Впишите в его лепестки добрые чудеса из сказок. («Золушка», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», «Иван –царевич и серый волк», «Дикие лебеди» и др.) (Слайд 5)

— Назовите героев, которые совершают добрые чудеса в сказках. (Фея, Василиса Премудрая, Емеля, Элиза и др.)

— Вспомните героев, которые совершают недобрые чудеса. (Кощей Бессмертный, Баба Яга и др.)

Христиане творят добро не только из желания получить духовную радость. Они верят в то, что для чуда есть место не только в сказке, но и в жизни. (Слайд 6)

2) — А как вы думаете, может ли чудо быть изобретено человеком?

Чудеса бывают истинными и ложными. Если чудо изобретено человеком, оно будет ложным. Сейчас ребята покажут фокусы. Ваша задача ответить на вопрос: чудо ли то, что вам показали? Почему? (нет, так как это показывают сами ребята и это можно объяснить)

Правильно, ведь чудо не может быть объяснимо, иначе оно перестает быть чудом.

Итак, вы высказали свои самые разные точки зрения относительно возникновения чуда.

3) — А как вы считаете, что же является чудом для христиан?

Для православных христиан чудо обязательно связано с Богом. Они считают, что вся жизнь христианина связана с чудом. Даже сам человек – чудо, потому что он создан самим Богом.

Удивительно и то, что обычная, казалось бы, для нас дружба людей – это проявление замысла Божия в жизни человека. Почему? Христиане говорят, что Бог заботится о каждом человеке. Он хотел бы, чтобы каждый человек становился все лучше и лучше день ото дня: не обманывал бы родителей и друзей, помогал бы попавшему в беду товарищу, был добрым, искренним.

— Как вы думаете, являются ли эти качества ценными в человеке? Почему?

5) Сейчас мы с вами поиграем, и во время игры вы попробуете оценить себя как человека. На карточках вам даны прилагательные, которые обозначают качества человека. (Приложение 2. Слайд 7)

Из перечисленных слов выберите те, которые, по вашему мнению, характеризуют вас.

Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Соседи оценят вас, т.е. выберут те качества, которые, по их мнению, больше вам подходят.

Посмотрите, совпало ли ваше мнение о самих себе с мнением ваших одноклассников. Если одноклассники увидели в вас отрицательные качества, значит надо что-то в себе исправлять.

— А какие качества характера мы должны проявлять к верующим людям? (терпение, уважение их чувств и верований)

Но христиане считают что, чтобы развить в себе положительные качества, необходима помощь других людей. В жизни встречаются и дружат именно такие люди, которые дополняют друг друга, учатся друг у друга чему-либо хорошему. По мнению христиан – это Бог посылает человеку таких людей.

— Нужно ли ценить друзей за то, что благодаря им вы приобретаете хорошие человеческие качества?

— А сами вы заботитесь о том, чтобы ваши друзья становились лучше?

Итак, с точки зрения православия, можно ли назвать дружбу чудом? Почему?

Каждый человек старается совершать добрые дела. Добрые дела формируют характер человека. Если у человека какая-то добрая черта стала постоянной чертой его жизни, христиане говорят, что он «стяжал» (приобрел) такую-то добродетель.


5.Работа с учебником

Найдите, что такое добродетель. Стр. 71 ( Слайд 8, 9)

Итак, ребята, мы убедились, что чудо совершается не только в сказках, но и в жизни. Чудо может совершиться только тогда, когда человек совершает только добро и приобретает добродетель. Существует три христианские добродетели: вера, надежда и любовь. Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит премудрость). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Пострадали они за веру Христову в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, — 10, а младшей, Любови, — лишь 9 лет

( Слайд10, 11, 12)

6. Работа с интерактивной моделью «Рождение Иисуса Христа». (Приложение 8)

— О чем вы узнали? Что вам показалось необычным в этом сюжете? Что нельзя увидеть в повседневной жизни? Можно ли увиденное назвать чудом? Почему? (дифференцированные карточки)

Бог для укрепления веры постоянно посылает нам чудеса. Так что же такое чудо в жизни христианина? На этот вопрос постараетесь ответить сами. Вы будете работать в группах. На столах у каждой группы лежат тексты. Вы внимательно читаете текст и отвечаете на вопросы после него.

1 группа В – чудеса Иисуса Христа (Приложение3 Слайд 13)

2 группа А– Николай Чудотворец (Приложение4 Слайд 14)

3 группа В – Кирилл Вельский (Приложение 5 Слайд 15)

4 группа С – святитель Петр (Полянский) (Приложение 6 Слайд 16)

5 группа А– схождение Благодатного огня.

Православная церковь считает чудом происходящее каждый год на протяжении столетий схождение Благодатного огня в Великую Субботу накануне праздника Пасхи. (Приложение 7 Слайд 17,18)

(А – сильные учащиеся

В – средние учащиеся)-

С — слабые учащиеся)

7. Проверка

Выберите в каждой группе ученика, который будет руководить вашей работой

— Расскажите, о чем прочитали

— Сделайте вывод, можно ли описанное явление назвать чудом? Почему?

— Как вы думаете, для чего дается чудо Господом? (для укрепления веры)

Какое самое важное чудо в христианской жизни? (рождение и смерть)

— Какое самое большое чудо Господь дает каждому человеку (веру в Бога)

Для христианина чудо по-своему логично, если есть Бог, мир и его история – это книга, которую пишет Бог. Следовательно, Бог как Автор может вносить поправки в сюжеты земной жизни. (Слайд 19)

Запомните:

Для христианина чудом может быть встреча с тем человеком, который может помочь в трудной ситуации.

Христианин знает, что если хочешь помощи от Бога, то и сам должен постараться исполнить Его заповеди, призывающие к добрым делам.

Хочешь, чтобы Бог послал ангела, сам стань ангелом для других. (Слайд 20)

8. Итог урока

— Так что является чудом в жизни христианина?

— Что вы узнали для себя нового, интересного, над чем, возможно, вы задумались?

В начале урока вы вписывали в лепестки цветка чудеса из сказок. Вы узнали, что есть другие чудеса. Впишите в лепестки второго цветка чудеса, о которых вы узнали на уроке.

В заключение урока я прочитаю вам притчу (Приложение 9)

— О чем нам говорит притча?

А. Б. Салтыков , известный искусствовед, пронесший через всю свою жизнь православную веру говорил: «Чудо бывает там, где есть вера» (Слайд 21)






Приложение 2

На карточках вам даны прилагательные, которые обозначают качества человека: аккуратный, весёлый, безответственный, воспитанный, добрый, грубый, жадный, жалостливый, заботливый, жестокий, ласковый, ленивый, отзывчивый, трудолюбивый, неаккуратный

Из перечисленных слов выберите те, которые, по вашему мнению, характеризуют вас.

Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Соседи оценят вас, т.е. выберут те качества, которые, по их мнению, больше вам подходят.

Посмотрите, совпало ли ваше мнение о самих себе с мнением ваших одноклассников.





























Приложение 3

Чудеса Иисуса Христа – это такие чудеса, в основе которых лежит любовь и сострадание к человеку.

  1. Любовь Бога к человеку – это тоже величайшее чудо.

Воскрешение дочери Иаира. (Матфея 9:18-26; Марка 5:21-43; Луки 8:41-56). Один начальник синагоги по имени Иаир, подошел к Иисусу Христу, упал к ногам Его и просил: «Дочь моя при смерти, приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела». Иисус Христос пошел с ним. На пути их встречает посланный и говорит Иаиру: «Дочь твоя умерла, не утруждай Учителя». Но Иисус, услышав это, сказал: «Не бойся, только веруй, и будет спасена». Когда они подошли к дому, увидели там большое смятение, все плакали и рыдали. Господь сказал им: «Не плачьте, девица не умерла, но спит». Некоторые смеялись над Ним, так как знали, что она умерла. Иисус же Христос выслал всех из дома, кроме родителей умершей и трех учеников Своих: Петра, Иакова и Иоанна, вошел в комнату, где лежала умершая, и взяв ее за руки, возгласил: «Девица встань»! И вернулась душа ее, и девица сразу встала.



Чудесное насыщение народа пятью хлебами. (Матфея 14:14-21; Марка 6:32-44; Луки 9:10-17; Иоанна 6:1-15). В одном пустынном месте к Иисусу Христу собралось много народа, и Он учил его. Наступил вечер. Ученики подошли к Иисусу Христу и говорили: «место здесь пустынное, а время позднее, отпусти народ, чтобы они пошли в ближние деревни и селения купить себе хлеба». Но Господь ответил ученикам: «вы дайте им есть». Ученики сказали Ему: «у нас здесь только пять хлебов и две рыбы, но что это для такого множества»? Иисус Христос сказал ученикам рассадить народ рядами на траве по сто и по пятидесяти человек, потом Он взял пять хлебов и две рыбы, благословил их, разломил и дал ученикам, а ученики раздавали народу. И все ели и насытились и еще собрали двенадцать коробов оставшихся кусков. Так чудесно насытились около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей.



Хождение Иисуса Христа по водам. (Матфея 14:22-36; Марка 6:45-56; Иоанна 6:16-21). После чудесного насыщения народа пятью хлебами, Иисус Христос велел ученикам Своим отправиться на лодке на другую сторону Галилейского озера, а Сам пошел в гору помолиться. Наступила ночь. Лодка с учениками была на середине озера, и ее било волнами, так как был противный ветер. Перед рассветом Иисус Христос пошел к ученикам по воде. Они, увидев, что к ним кто то идет по воде, подумали, что это привидение и от страха закричали. Но Иисус Христос сказал им: «не бойтесь! это Я»! Тогда Петр воскликнул: «Господи! если это Ты, то повели мне придти к Тебе по воде». Господь позволил ему. Петр пошел к Иисусу Христу по воде, но, видя сильное волнение, испугался и тогда стал тонуть, и утонул бы, но закричал: «Господи, спаси меня»! Иисус Христос взял его за руку и сказал: «маловерный, зачем ты усумнился»? Когда они вошли в лодку, ветер затих. Ученики поклонились Иисусу Христу и сказали: «Воистину, Ты — Сын Божий»!


















Приложение 4

Николай Чудотворец почитаемый на Руси святой.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре, Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв к Господу бездетных родителей, младенец Николай, со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай в младенчестве начал жизнь постническую (т.е. постился), принимал молоко матери по средам и пятницам лишь один раз в день, после вечерних молитв родителей (т.к. среда и пятница – дни поста).

Достигнув глубокой старости, святитель после непродолжительной телесной болезни мирно окончил свое житие. С радостью он перешел в вечную блаженную жизнь, в сопровождении святых ангелов и встреченный ликами святых. На его погребение собрались епископы Ликийской страны со всем клиром и иноками и бесчисленное множество народа из всех городов. Честное тело святителя с честью было положено в соборной церкви Мирской митрополии. От святых мощей угодника Божьего совершалось множество чудес. Ибо его мощи источали благовонное и целебное миро, которым помазывались больные и получали исцеление. По этой причине к его гробу приходили люди со всех концов земли, ища исцеление своим болезням и получая его. Святым миром исцелялись не только телесные недуги, но и душевные, и были прогоняемы духи лукавые, потому что святитель не только при своей жизни, но и после своего преставления вооружался на бесов и побеждал их, как побеждает и ныне.

Приложение 5

Кирилл Вельский — почитаемый святой в Вельском районе

Праведный Кирилл с давних времен почитается как небесный покровитель города Вельска.

В XVI веке жила в Вельском погосте (так назывался в старину город Вельск) благочестивая женщина по имени Евлампия. Однажды, когда она была занята домашним рукоделием, ей явился неизвестный юноша и сказал: «Меня вымыло водою из могилы, и теперь тело мое на берегу Ваги. Вели, чтобы его перенесли к храму Божию и поставили над ним часовню» . Имени своего юноша не назвал.

Изумленная женщина поведала о своем видении священникам и народу. Жители города отправились на старое городское кладбище, находившееся на речном мысу. В старину там стоял храм в честь святителя Иоанна Милостивого, поэтому в народе это место называлось Подъиванским.

Придя туда, они действительно нашли на берегу старинный, потемневший от времени гроб, который был вымыт из земли речной водой. Когда гроб перенесли к церкви, решили посмотреть, что же находится в нем. Люди думали обнаружить в нем разве что кости; однако, к их удивлению, оказалось, что в гробу лежит нетленное тело юноши. Оно выглядело так, как будто усопший был погребен только вчера. Даже одежда на нем была как новая.

Местные священники пытались выяснить у старожилов Вельского погоста, кем был тот юноша, нетленные мощи которого они обрели, однако никто не мог ничего вспомнить и рассказать о нем – слишком уж много лет минуло с тех пор, когда он жил на свете…

В конце концов отыскался один-единственный человек, который смог рассказать кое-что о неведомом подвижнике. Это была жившая при храме и кормившаяся подаянием слепая старушка инокиня Акилина. Она вспомнила, как в молодости слышала от пожилых людей о том, что «когда Новгород был еще не за Московским государем, тиун (управляющий) новгородских наместников утонул в реке Ваге и был погребен при церкви на Подъиванском». Звали этого человека Кириллом. Акилина рассказала и о его чудесной кончине. Однажды боярин за что-то разгневался на Кирилла да так сильно, что хотел его убить. Некуда было скрыться слуге от гнева господина, и он бросился в реку Вагу. Вода вокруг него вдруг расступилась во все стороны на три сажени. Тогда боярин, раскаявшись в своем поступке, стал просить прощения у своего тиуна. Простил его Кирилл, но сам пал ниц и утонул. Боярин, горько раскаиваясь в том, что без вины погубил верного слугу, приказал найти его тело и похоронил его при храме с честью и надгробным пением.

Когда Акилина рассказала все, что знала о праведном Кирилле, она попросила подвести себя к его гробу. При этом с ее верхнего века исчезла большая, величиной с яблоко, опухоль, после чего «она стала видеть так же ясно, как бы не была слепою». Оказавшись свидетелями этого чуда, жители Вельского погоста уверовали в то, что ими были обретены мощи святого и что отныне праведный Кирилл будет помогать им в их бедах, скорбях и болезнях, как помог он прозреть инокине Акилине.

По мере того, как распространялась весть об обретении святых мощей и о происходящих от них исцелениях, народ все более и более прибегал к молитвенному ходатайству праведного Кирилла и стал собираться в часовне для поклонения его гробу. Многие по вере своей получали исцеления от различных недугов, что еще более возбуждало веру и усердие к угоднику Божию.









Приложение 6

Святитель Петр (Полянский)

10 октября Русская Православная Церковь чтит память святителя Петра (Полянского). С 1925 года до ложного сообщения о его смерти в 1936 году он был помощником митрополита Тихона , а после его кончины сам становится митрополитом. Несмотря на длительное заключение в одиночной камере, митрополит Петр отказался снять с себя должность местоблюстителя и не пожелал стать осведомителем НКВД даже в обмен на жизнь и свободу. 75 лет назад, 10 октября 1937 года он был расстрелян в Челябинской области.

После революции церковь претерпела много гонений, но в это же время происходило много необыкновенных, а для православных – самых обыкновенных по своей сути чудес. Одно из них произошло со святителем Петром (Полянским), впоследствии прославленным как священномученик. В 1925 году он был арестован и сослан в ссылку. Когда ссыльные ехали на место заключения, конвоир вытолкнул святителя из вагона бегущего поезда. А была зима, лютая стужа. Упав в сугроб, митрополит Петр хоть и сильно ушибся, но остался жив. Кругом темно, предстояло идти наугад. И он пошел, куда велит душа. Выбившись из сил, митрополит присел на снег. Сквозь тонкую рясу мороз пробирал до костей. Чувствуя приближение смерти, измученный святитель стал читать отходную себе. Вдруг из лесных дебрей появился медведь. «И откуда было ему взяться, — подумалось узнику, – ведь медведи зимой спят». Огромный медведь приблизился к умирающему человеку, творившему молитву, и во всю свою огромную мощь вдруг улегся рядом. Теплом зверя и согрелся святитель, чудным образом спасаясь от верной гибели. На рассвете митрополит Петр услышал далекое пение петухов. Осторожно, чтобы не разбудить медведя, встал на ноги, но медведь как будто и не спал вовсе, тоже поднялся и, отряхнувшись, спокойно пошел в лес. Вскоре владыка дошел до небольшой деревеньки и попросил приюта…


Приложение 7

Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди присутствующих всегда много христиан, мусульман, атеистов. В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь оказываются заполнена народом .

Накануне в храме уже все свечи, лампады были потушены. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям – прокладывается лента. Так приготовленная Часовня над Гробом Господним закрывается и опечатывается местным ключником мусульманином.

Через 20-30 минут после опечатывания Часовни над гробом Господним в храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие также является обязательным элементом Пасхальных торжеств. Молодые люди как наездники сидят на плечах друг у друга. Они просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал Православным Благодатный Огонь. Для прихожан , привыкшим к спокойным богослужениям, бывает непривычно видеть такое поведение местной молодежи. Однако Господь нам напоминал, что Он приемлет и такое, по детски наивное, но чистосердечное обращение к Богу.

В Храм входит процессия . В конце процессии идет православный Патриарх одной из местных Православных церквей (Иерусалимской или Константинопольский) в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей. Процессия подходит к Часовне над Гробом Господним и трижды обходит ее. После этого Православный Патриарх останавливается напротив входа в часовню; его разоблачают от риз и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь.

Hезадолго до патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Затем Православный и Армянский Патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное тишина — ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь.

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. В соответствии с преданием считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей находящихся в Храме, а сам Храм будет разрушен.

Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.

Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышками Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. Хорошо видно, что они исходят из разных мест храма — от иконы, висящей над Часовней, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам Часовни над Гробом Господним, загораются сами , как и некоторые другие в пределах храма. «И вдруг капля падает на лицо, а затем в толпе раздается крик восторга и потрясения. Огонь пылает в алтаре! . Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опустился вертикальный широкий столб света. Храм или отдельные его места заполняются сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова . В это же время двери Гроба открываются, и выходит Православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.

Гонцы, еще когда Патриарх находится в Часовне, через специальные отверстия разносят Огонь по всему храму, огненный круг постепенно распространяется по храму.

Однако не все зажигают огонь от патриаршей свечи, у некоторых он загорается сам. Первое время – 3-10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами – совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Прихожане буквально умываются этим Огнем – водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, не опаляет даже волосы.

Приложение 9

Разговаривает священник с атеистом.
— Не бывает чудес! – говорит атеист.
— А вот у нас прошлым летом пономарь с колокольни упал и не разбился. Сие разве не чудо Божие?
— Нет, это случайность.
— А этой зимой он опять с колокольни упал, и снова жив остался… Это разве не чудо?
— Это просто совпадение…
Прибегают люди и кричат:
— Батюшка, пономарь-то наш с колокольни сверзился…
— Ну и как?
— Слава Богу, цел родимый…
— Господи, узрели мы чудо твое…
— Да что ты, батюшка, это уже привычка.
Если человек не хочет видеть чудо, то он его никогда не увидит.


Заключение

Урок проведен в 4 классе. Учащиеся заинтересованы. Цели, поставленные перед учителем, достигнуты.




























Список литературы

  1. Библия в пересказе для детей. Ветхий и Новый Завет. Российское Библейское Общество, 1994. – 436с.

  2. Избранные жития святых в изложении для детей. – М.: “Трим”, 1994. – 352с.

  3. Просите, и дано будет вам. Непридуманные рассказы о чудесной помощи Божьей. – Клин: Фонд “Христианская жизнь”, 1999.- 253с.

  4. К кому приходят Ангелы. Сост. Ганаго Б.А. – Мн: Белорусский Экзархат, 2007. – 240с.

  5. Кочуринский Н. Чудо или подделка? – М.: Даниловский благовестник, 2009. – 91с.

  6. Невелярович В.К. По вере вашей да будет вам. Чудесные исцеления. – М.: “Русский Хронографъ”, 2001.- 446с.

  7. Воскресное чудо. Рассказы для детей. Сост. Ганаго Б.А. – Мн: Белорусский Экзархат, 2002. – 72с.

  8. Даль В. Толковый словарь русского языка (современная версия для школьников) – М.: Эксмо, 2008

  9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка – М., Российская академия наук, 2003

  10. Неусыпанова Н. М. Толковый словарик русского языка – М., Просвещение, 1989

  11. Краткий толковый словарь русского языка под ред. В. В. Розановой – М., Русский язык, 1987

  12. Толковый словарь русского языка для школьников, М., Дом славянской книги, 2006

  13. ЭОР к учебнику А. В. Кураева «Основы православной культуры» М., Просвещение, 2012

  14. https://svetoch-opk.ru/load/serii/opk_a_kuraev/85



Приложение1



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Мой Донецк"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: