Урок для 4 класса по теме: «Совесть и раскаяние»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №50» г. Калуги











Конспект урока

по курсу: «Основы православной культуры и светской этики»

Модуль: «Основы православной культуры»
Тема: «Совесть и раскаяние»

(4 класс)





подготовила

Соколова Лариса Валерьевна,

учитель начальных классов









г. Калуга

2014

Цель урока: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».

Задачи урока:

  • Воспитательные: способствовать формированию у учащихся чувства совести, нравственной позиции к различным поступкам, побуждать к нравственному  самосовершенствованию.

  • Обучающие: обеспечить освоение учащимися понятий: «совесть», «раскаяние»; показать на примерах ,как связаны между собой эти понятия; ознакомить со смыслом и значением покаяния в православной культуре; объяснить, из каких этапов состоит действие раскаяния (покаяния).

  • Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником; организовать работу учащихся по обогащению словарного запаса, совершенствованию коммуникативных навыков.

Основные термины и понятия: совесть, быть в ладу со своей совестью, раскаяние (покаяние), стыд, покаянные молитвы



Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) Кураев А.В.-, М.: Просвещение, 2012,  презентация, видеоролик «Совесть» (автор: Чупров. Л.А. учитель истории МКОУ СОШ № 3 г. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.)







Ход урока.

I. Организационный момент.

— Ребята, сегодня у нас с вами еще один «урок истории жизни», на котором мы отправимся в мир православной культуры, познакомимся с новыми понятиями, будем пополнять свои души новыми впечатлениями, переживаниями.


II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. ( Фронтальный опрос)

(Слайд 2,3, 4)

— На прошлом уроке мы беседовали о душе человека.

— Какие свойства человеческой души вы можете назвать? Какие качества человеческой души приближают человека к Богу? Как вы понимаете смысл слова «добро»? Как в православии объясняется смысл этого слова? «Добро» — это то, что: помогает росту души человека; помогает другим людям; радует Бога.

— Назовите антоним к слову «добро». (Зло) Какой смысл вы вкладываете в это слово? (Умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.). Назовите синоним слова «зло» в православии. (Грех)

В православии грех – это: недобрые чувства; недобрые мысли; недобрые дела .( Слайд №5)



III.Создание проблемной ситуации

— Но ведь у любого нашего недоброго поступка всегда есть свидетель: наша же душа.

— Сейчас я вам прочитаю притчу монаха Варнавы ( Санина) . А вы мне ответьте, что же тревожит душу человека, когда он совершает грех? ( Слайд №6)

1.Чтение учителем притчи

Совесть

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…

На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два — навсегда!

Думал-думал, как это сделать, и надумал…

— Давай, — говорит, — совесть, в прятки играть!

— Нет, — говорит та. — Ты меня все равно обманешь — подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

— Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати — и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков — хорошо на душе, спокойно.

Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего — совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

— Ладно, — говорит, — выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ — молчание.

Спустился в погреб: туда, сюда — нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…

Зарыдал человек:

— Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба — в сердце:

— Здесь я…

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!

Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.

Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

Автор: Монах Варнава (Санин)

2. Вопросы по тексту

— О каком новом качестве души вы узнали из притчи? ( Совести)

— Почему человек решил избавиться от совести? ( Указывала на его грехи, требовала жить по нравственным законам)

— Какие грехи совершал человек?

— Где нашел человек свою совесть?

— В Священном Писании совесть еще называется сердцем. Как вы думаете, почему? (Если совершил что-то плохое, чувствуешь это сердцем, внутри ноет, не дает покоя)

— Чему радовалась совесть вместе с человеком?

IV. Решение проблемы. Открытие новых знаний.

1. Работа над понятием.

— Давайте с вами послушаем, как дается определение понятия слова « совесть» в словаре Даля. (Выступление ученика, подготовившего сообщение по словарной статье словаря В.И.Даля)

Совесть

ж. нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. ( Слайд №7)

— Приставка «со» в слове « совесть» означает соединение с чем-либо (со-дружество, со-единение, со-брание, со-граждане и др.).

— С чем (или Кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести? С Богом.

— В православии совесть означает совместную весть, то есть знание, понимание того, что есть добро, а что есть зло.

— Совесть изначально заложена в душу каждого человека Богом – это голос Божий, звучащий в каждом. (Слайд №8)

2.Работа над значением фразеологизмов ( в паре): 

Игра «Найди пару» (Задания в конвертах )

Совесть грызет — Совесть мучает, изводит 
Делать на совесть — Делать хорошо, добросовестно 
Поступать без зазрения совести — Совершать безнравственные поступки бесстыдно, нагло, без стеснения, без стыда 

Работа над выражением «сожженная совесть»

— В Библии встречается выражение « сожженная совесть».

-Как вы его понимаете?

Объяснение учителем выражения «сожженная совесть» ( слайд № 9)

Физкультминутка

Игра на внимание.

— Я буду называть вам черты характера свойственные нравственному и безнравственному человеку. Если я называю черты, свойственные нравственному человеку, то вы приседаете.

Если я называю черты, свойственные безнравственному человеку — наклоняетесь.

Пример: зависть, уважение, жадность, щедрость, трусость, жестокость, смелость,, справедливость, ненависть, гордыня, правдивость, совестливость.

3. Работа с учебником

Работа над ключевыми понятиями урока на основе отрывка из Евангелие «Отречение Петра».

-Откройте учебники на 36 странице. Сейчас мы будем с вами читать библейскую историю «Отречение Петра». При чтении я прошу вас особенно обратить внимание на внутреннее состояние, переживания Петра. (Фронтальное чтение текста детьми).

— Кто такой апостол Пётр? (Самый близкий ученик Христа). ( Слайд 10)

— Посмотрите на его портрет.

— Какое выражение лица у него? (Мученическое, так как он совершил грех)

— Какой грех он совершил? (Трижды отрёкся от своего учителя, предал его)

— Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился? (Мучился)

— Обоснуйте свой ответ.

— Какое внутреннее состояние обрекло апостола Петра на мучения? (Совесть)

— Когда человека мучает совесть, он часто ходит с поникшей головой. Почему?

— Совесть – это способность человека оценить свои поступки. Когда мы оцениваем свои поступки «по совести», у нас тогда возникает чувство стыда. Даже пословица существует: «Есть совесть — есть стыд, а стыда нет — и совести нет».

— «Стыд» — это чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка; позор, бесчестье.

— Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей)

— Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.

— Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести)

— Да, это был голос совести, так как совесть защищала вас от совершения греха.

— Прочитаем через абзац, как объясняет связь совести и греха православие.

Работа совести.

-Для того, чтобы защитить человека от греха совесть должна выполнить свою работу.

— Найдите раздел статьи учебника «Работа совести» на стр. 37. и прочитайте самостоятельно.

Выборочное чтение.

-Найди и прочитай какое первое дело поручил Творец совести. (1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.)

— Какое второе важное дело поручил Творец совести? (2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Так нельзя! Исправься!» ( Слайд №11)

— У православных христиан исправься, значит покайся, только раскаяние должно быть искренним.

-Что такое раскаяние (покаяние)? Давайте прочитаем об этом на странице 38-39.

Выборочное чтение

— Прочитайте определение понятия « раскаяние» (Слайд №12)

— Назовите 3 шага в раскаянии.

Первый шаг – согласие человека с протестующим криком своей совести. Второй шаг в раскаянии – это переворот своих стремлений: т.е. вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Исправьте свою прошлую ошибку делом. Найдите дело, противоположное совершенному греху.

Украл? – Верни.

Солгал? – Наберись сил сказать правду.

Пожадничал? – Подари.

Сказал злое слово? – Попроси прощения.

— Не всегда делом можно исправить причинённое зло. У христиан есть и третий шаг в раскаянии: покаянные молитвы к Богу (Слайды13,14)

-Куда идёт православный человек, чтобы очистить свою совесть и принести покаяние в содеянных грехах (В храм на исповедь) (Слайд №15)

-Назовите самую простую молитву– « Господи, прости!».

Но прежде чем идти на исповедь в храм, человек должен примириться с ближними, научиться прощать других, смирив свою гордыню.

Когда раскаяние действительно придёт? (Когда оно искреннее)

— А еще надо знать, что не всякое покаяние помогает. Иногда люди делают вид, будто делают зарядку. А на самом деле лишь изобразили пару движений. И кого же они так обманули? Себя.

Вот так же некоторые подделывают раскаяние. Они думают, что можно скороговоркой сказать «Прости, мама» или «Прости, Господи!» — и можно спешить к новым приключениям. Как зарядку надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порою — до слез.

Но после таких слез приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны

V. Применение нового знания

1. Чтение учеником заранее подготовленного текста из «Библии для детей» «Смерть Иуды».

Чтение отрывка из Библии.

Когда Иуда предатель узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, он понял весь ужас своего поступка. Он, может быть, не ожидал такого приговора, либо полагал, что Христос не допустит этого, или избавится от врагов чудесным образом. Иуда понял, до чего довело его сребролюбие. Мучительное раскаяние овладело его душою. Он пошел к первосвященникам и старейшинам и возвратил им тридцать серебренников, говоря: «согрешил я, предав Кровь невинную» (т. е. предал на смерть неповинного Человека).

Они же сказали ему; «что нам до того; смотри сам» (то есть сам отвечай за свои дела).

Но не захотел Иуда смиренно покаяться в молитве и слезах перед милосердным Богом. Холод отчаяния и уныния объял его душу. Он бросил серебренники в храме перед священниками и вышел. Потом пошел и удавился (т. е. повесился).


— Чье покаяние было истинным – Петра или Иуды? В чем была ошибка Иуды?

V1. Итог урока.

— С какими понятиями познакомились на уроке?

Подведем итог нашего урока. ( Просмотр ролика)

— Вы еще дети, но впереди вас ждет много добрых дел, но чтобы выполнить их вы должны жить по совести, жить в гармонии с собой, а в православии значит радовать Бога. Ведь Господь указал цель жизни человеческой: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». ( Слайд №16)


Чтение стихотворения подготовленным учеников.

Что такое совесть?

— Мама, что такое совесть?

— Совесть, дочка, — это повесть

Про хорошие дела –

Жизнь их нам с тобой дала.

Кто по совести живёт –

Никого не подведёт.

Совесть – клад души твоей,

Яркий лучик света в ней.

Это путеводный свет.

Он спасёт тебя от бед.

Он в тебе всегда горит,

Он твой самый прочный щит.

(А. Лопатина, М. Скребцова)

VII. Рефлексия.

— Наш урок подошел к концу.

— Какое открытие сделали вы для себя, что положим в сундучок знаний, какими мыслями пополним наши души.

— Закончите предложения, начало которых вы видите на экране (Слайд №17)

Теперь я знаю…

Теперь я умею …

Теперь я (буду) не буду …

VIII .Домашнее задание (на выбор)

1 вариант: составить портрет совестливого человека 
2 вариант: сочинить сказку на тему: «Совесть пропала».
 ( Слайд №18)



Список использованной литературы

  1. Кураев, А. В. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) -,М.: Просвещение, 2012.

  2. Протоиерей Соколов А.Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома — М., «Паломник», 1999.


Интернет-ресурсы

  1. https://hram-okt.prihod.ru/knigi/view/id/1160774

  2. https://www.youtube.com/watch?v=FXoyzhGr-HI&feature=youtube_gdata

3. https://www.svetoch-opk.ru/load/serii/opk_a_kuraev/sovest_i_raskajanie/85-1-0-1143









Свежие документы:  Конспект по внеурочной деятельности: «Домик в деревне»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: