Урок ОРКСЭ «Добро и зло»


Беседина Елена Владимировна. МБОУ ООШ № 26,г. Красноярск, учитель истории.

Модуль основы светской этики. Урок 5. Тема «Добро и зло»

Этапы урока:

  1. Организационный этап

  2. Повторение пройденного.

  3. Подготовка к усвоению нового материала.

Проверка индивидуального домашнего задания.

  1. Объяснение нового материала

А) Работа в группах.

Б) Выступление групп.

В) Беседа.

5. Закрепление (просмотр презентации, беседа по иллюстрациям).

6. Информация о домашнем задании.





Задачи урока

— На уроке происходит духовно-нравственное воспитание, развивается у детей чувство сопереживания (нравственного и эстетического). Дидактическими средствами могут быть сказка и стихи, и детское творчество. Младший школьный возраст характеризуется образным восприятием и мышлением. Поэтому предполагается при обучении исходить от близкого, понятного ребенку мира сказки, через окружающий мир природы. В этом возрасте закладываются представления о красоте и доброте мира. Далее ребенку дают первые представления о нравственно-эстетических категориях зла и безобразного в окружающем мире: о падении ангела и вхождении зла и греха в человеческую жизнь; об исчезновении гармонии, падении человека; искажении красоты в природе, в человеке.

— получают знания о понятиях добра и зла, из словарей (индивидуально, самостоятельно), приводят примеры на основе знаний сказок А.С.Пушкина (ищут в группах).

— продолжают коллективно и индивидуально работать на уроке, искать необходимый материал, анализировать.



Цели:

  • рассмотреть категории добра и зла на различных примерах ( в т.ч. на примере “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”)

  • продолжить обучение элементам анализа ситуаций , умению сравнивать, обобщать;

  • формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинного добра.



5. Используемый учебный материал





Эпиграф:

Зло обретает счастье за счёт других,

добро — всех им одаривает.

(Леонид С. Сухоруков)

Методические приемы: беседа, анализ эпизодов из сказок, мультфильмов, ситуаций из жизни.

Форма работы: Фронтальная, работа в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация,

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Повторение пройденного :

Слово учителя.

Учитель: — На прошлом уроке мы с вами изучали особенности морали. Давайте повторим, в чем заключаются эти особенности?

(Учащиеся рассказывают об особенностях морали.)

Учитель: Сегодня на уроке мы будем раскрывать значение терминов “добро” и “зло” на различных примерах. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать различные ситуации.

  1. Подготовка к усвоению нового материала. Проверка индивидуального домашнего задания. Объяснение нового материала.

Учитель: Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов.

(Ученик зачитывает определения терминов из толкового словаря )

Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье” (Школьный философский словарь)

Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека

Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный” (Словарь живого русского языка Владимира Даля)

Учитель: Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученик: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель: Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в сказках.

  1. Работа в группах.

Дети делятся по группам, каждая группа выбирает жеребьевкой, сказку А.С.Пушкина, и должна вспомнить ее и найти в ней проявление добра и зла.

Этап выступления групп.

Беседа

Учитель: Можем ли мы четко разграничить положительных и отрицательных героев?

Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Учитель: Мы разобрали что такое добро и зло, нашли примеры, а теперь обратимся к иллюстрациям.

(Показ иллюстраций, комментарии)

6. Закрепление изученного материала.

Учитель: В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

7. Информация о домашнем задании.

В каких современных фильмах и мультфильмах показано проявление добра и зла?

Прочитать урок № 5 в учебном пособии, ответить на вопросы.





















Свежие документы:  Конспект урока «Что такое здоровье?»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОРКСЭ: