ФИО: Звягинцева Светлана Борисовна, МКОУ«Тальменская средняя общеобразовательная школа №6» Тальменского района Алтайского края
Предмет: Основы светской этики.
Класс: 4 класс.
Тема урока: Совесть.
Цель: Познакомить учащихся с понятиями «совесть», «стыд».
Задачи:
на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроль в повседневном поведении.
формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.
Формы организации познавательной деятельности:
коллективная;
фронтальная;
групповая;
Оборудование: ммедийная установка, экран, листочки, ручки, тетради, толковые словари, тексты.
Ожидаемые результаты:
• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
• Получат возможность осознать, для чего людям нужна совесть.
Деятельность учителя | Примечание | |||||||||||||||||||||
Орг. момент | ||||||||||||||||||||||
| Добрый день, ребята! Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости. Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни. Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?
|
| ||||||||||||||||||||
ІІ. Актуализация знаний.
| ||||||||||||||||||||||
Работав группах. Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. | Однажды предрассветною порой ТРИ мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: — Что главное, скажите в человеке? -Конечно, разум- первый мне ответил. (прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево) С ним каждый путь и правилен и светел. —Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня. Второй ответил: — Воля на пути, (прикрепляю карточку) Который нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу. Да нет, не то, заволновался третий Послушайте, что строго он ответил: (пауза)… Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец? Да нет, не то, заволновался третий. Дослушайте, что строго он ответил!) Невелика моя об этом повесть, Но главное у человека — совесть! (прикрепляю карточку) — Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.
| Учитель читает стихотворение.
Читаем качества, которые посчитали главными анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца:
| ||||||||||||||||||||
ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы | ||||||||||||||||||||||
(Совесть).
Читают эпиграф. Отвечают на вопросы. | — Назовите тему урока. — Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть. А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным? — Прочитайте эпиграф урока. Какой вопрос возникает? Совесть украшает человека? Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать? Таблица.
(Что такое совесть? Нужна ли она человеку? Что значит поступать по совести? Какая совесть бывает чиста?)
| Самое главное украшение человека – чистая совесть. Цицерон
Карточки с вопросами вывешиваем под дерево.
| ||||||||||||||||||||
ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.
| ||||||||||||||||||||||
Ребята работают в паре. Выполняют задание.
(Совестливый, добросовестный)
(Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит).
(По словам Демокрита, совесть – это «стыд перед самим собой»). (Со стыдом).
Стыд — это тяжёлое, подавленное чувство человека, реакция на осуждение. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности проступка. (стыдливый, постыдный, стыдливость) (позор, сопереживание) (стыдливый, постыдный, стыдливость)
Работают в паре. Составляют таблицу.
(Дети предлагают свои варианты). Работают в группах с притчами. Выступают по плану. (Ответы детей). (Совесть – заставляет размышлять о своих поступках, критически оценивать свои поступки, напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности, игнорирует хитрые оправдания, заставляет говорить о себе правду.) Выполняют замену.
(Удовлетворенность и неудовлетворенность). (Когда человек совершает хороший поступок).
Мысленно отвечают на вопросы. Работают с таблицей. Отвечают на вопросы.
| 1.Работа с определениями. Что такое совесть? Попробуйте дать определение. А) Моделирование понятия “совесть”. Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску. Возникает следующая запись: Совесть-это Б) Работа со словарем. 1.Обратимся к словарю В.Н. Даля. «Совесть — внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру». Совесть — это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души). Совесть — мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм. – Как вы видите, это определение соотносимо с теми, которые предлагают нам Паскаль, Кант, Суворов, Лихачев, Бальзак. Цицерон и др.
добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный; 2. Работа со статьей учебника «ОСЭ» с.48. А) Прочитайте первый абзац статьи. Что вы узнали? Что он писал о совести? С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом). Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя… Демокрит Б) Работа с толковым словарем Даля. Найдите значение слова стыд.
Какие слова можно подобрать к слову стыд? Подберите однокоренные слова. (стыдливый, постыдный, стыдливость) В) Работа с текстом учебника. — Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению? — А есть ли в их значении какое-то различие? Г) Составление таблицы. Работа в паре.
(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили). Д) Беседа. Работа с притчами. В нашем сегодняшнем мире, нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без неё? Давайте подумаем. (Дети предлагают свои варианты).
Е) Обобщение. — Ребята, зачем человеку нужна совесть? Ж) Работа текстом учебника с. 49. Прочитайте 1 абзац. О чем вы узнали? З) Игра «Найди пару». Работа в паре. — Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить
6. Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то (поступок на его совести). и) Работа с текстом учебника с. 49. — Какие чувства сопутствуют голосу совести? (Удовлетворенность и неудовлетворенность). — Какая совесть бывает чиста? — Прочитайте эпиграф нашего урока. Ответьте на главный вопрос урока. V. Творческое применение знаний. 1. Портрет совестливого человека Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.
2. Вопросы без ответа вслух. Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.
VІ. Рефлексия. 1. Вернемся к таблице «Знаю – хочу узнать – узнал». 2. Закончи предложение. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… VІІ. Итог занятия. На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в заключение нашего урока я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».
VІІІ. Домашнее задание. Хочешь ли ты осуществить какой — нибудь проект? Выбери одно из предложенных или придумай свой.
| Афоризмы: Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать. Паскаль Блез Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. Кант И. Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае. Суворов А. В. Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких. Гольбах П. Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце. Пушкин А. С. Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла. Дени Дидро Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Д. С. Лихачев Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности. С. Моэм Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. Генри Луис Менкен
Проверка по эталон.(слайд)
Самопроверка по эталону (слайд).
Совесть. Яна Кузовлева
|
Приложение.
1 группа.
Совесть без муки (притча для детей и взрослых)
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.
Слуга совести.
Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:
— Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств — воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», — говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.
— Я рад, — улыбнулся учитель. — Но зачем ты снова пришёл?
— Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.
— Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, — подытожил учитель.
2 группа
Совесть
Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…
На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда!
Думал-думал, как это сделать, и надумал…
— Давай, — говорит, — совесть, в прятки играть!
— Нет, — говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!
Притворился тогда человек совсем больным и говорит:
— Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!
Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.
Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
— Ладно, — говорит, — выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ – молчание.
Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…
Зарыдал человек:
— Как же я теперь без совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:
— Здесь я…
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.
Ведь, если разобраться, так всё оно и было!
Автор: Монах Варнава (Санин)
3 группа.
Притча о совести.
Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.
— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!
— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!
— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.
— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.
— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:
— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.
— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.
— Почему невыполнимо?
— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.
От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.