Конспект урока на тему «Галактики. Световой год»


Тема: «Галактики. Световой год»

Цель урока:

— дать представление о нашей Галактике и Вселенной в целом

Задачи урока:

Образовательная:

— дать представления учащимся о Галактике, ее возникновении, составе, расстояниях между звездами, измеряемых с помощью астрономической единицы длины – светового года, расширение представлений о множестве галактик во Вселенной.

Развивающая:

— продолжение формирования интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать), развитие умений учащихся применять полученные знания конкретно на практике, развивать инициативу учащихся.

Воспитательная:

— воспитание у учащихся интереса к обучению, привитие навыков коммуникативного общения, развитие культуры речи.

Оборудование:

  • рисунки с изображением созвездий

  • тесты “Выбери из четырех” (Приложение1)

  • таблички с названием комических кораблей «Восток», «Восход», «Союз», «Буран»

  • мультимедийное оборудование, компьютерная презентация (Приложение2)

Ход урока

I. Организационный момент

Класс делится на четыре группы (четыре космических корабля), назначаются командиры кораблей.

В течение урока за каждый правильный ответ на вопрос команда получает поощрительный жетончик в виде звездочки. Команда, получившая наибольшее количество жетончиков, становится победительницей, получает отметку «отлично». Две другие команды делят второе и третье места, получают отметку «хорошо».

II. Мотивация

Слова учителя:

Тема нашего урока « Галактики. Световой год». Что вы об этом знаете? А как вы думаете , что мы должны на уроке узнать? Открыли свои «бортовые журналы» и записали тему урока: «Галактики. Световой год».

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие. Вы отправляетесь в космическое путешествие на космических кораблях: «Восток», «Восход», «Союз», «Буран» , для этого нам нужно собрать рюкзак знаний. А мне доверено руководить вашим полетом из «центра управления полетами». Итак, ключ на старт, запускаем ракетные реактивные двигатели. Поехали! Счастливого полета вашим кораблям.

Мне поступают сведения, что все идет по плану: корабли вышли на космическую орбиту.

III. Проверка знаний учащихся

И сейчас мы узнаем, как вы справитесь с первым « космическим» заданием.

1. Разминка: вопросы каждой команде.

1. Корабль «Восход» вылетая на космическую орбиту чуть не был поврежден космическим телом, которое пролетело на Землю? Как оно называется?

2. Корабль «Восток» поднялся на высоту 80 — 100 км, и какие-то вспышки мешают движению. Что за вспышки в атмосфере Земли?

3. Корабль «Союз» приближается в межпланетное пространство Марса и Юпитера. К чему готовиться экипажу?

4. Внимание, на горизонте корабля «Буран» «хвостатое чудовище». Как вы объясните это явление?

(Ответы: 1) метеорит , 2) метеоры, 3) астероиды, 4)комета

(Ребята дают развернутое объяснение).

Молодцы! С первым заданием вы справились отлично.

2. Тест “Выбери из четырех”. Работа в группах.

Ребята, ваши космические корабли следуют заданному курсу, но чтобы он не сбился вам необходимо ответить на вопросы (Тест «Выбери из четырех») Приложение1. На это задание вам дается 5 минут.

3. Работа с рисунком. Работа в группах.

В иллюминаторы вы наблюдаете скопления звезд на небе, а что это такое ?

(Ответы ребят: созвездия).

Сейчас вы получите зашифрованную карту звездного неба. Вам нужно отыскать все созвездия, чтобы продолжить путь дальше.

IV. Изучение нового материала

(Рассказ учителя сопровождается компьютерной презентацией Приложение2).

Полет продолжается, мы успешно вышли в космическое пространство. Наша Солнечная система – маленькая частица громадной звездной системы, которую называют Галактикой. В Галактику входят все те звезды, которые мы видим в созвездиях и невооруженным глазом, и в телескоп. Наша Галактика – это Млечный Путь, протянувшийся подобно ожерелью из драгоценных камней от одного края неба до другого. (Слайд №8).

(Слайд №9).

Долгое время природа Млечного Пути оставалась неизвестной. Ученые думали, что это сияние в воздухе нашей планеты. Только в 1609 году Галилео Галилей с помощью телескопа обнаружил, что Млечный Путь состоит из множества звезд. В телескоп видно и скопление слабых, далеких звезд, и скопление ярких, близких звезд.

(Слайд №10).

Итак, давайте запишем: «Галактика – это огромное скопление звезд, звездная система». Существует миф древних греков, что Млечный Путь напомнил им молоко, брызнувшее из груди богини Геры. Галактика (от греческого слова «галактикос — млечный, молочный).

(Слайд №11)

Что же представляет собой Млечный Путь? Млечный Путь представляет собой уплощенный диск с выделяющимся ядром. Но диск не сплошной. Он состоит из спиральных ветвей, или рукавов. Спиральные ветви состоят из звезд, газовых и пылевых туманностей, которые закручиваются вокруг ядра. Солнце находится в одном из рукавов диска галактики Млечный Путь.

Вы видите рисунок Млечного Пути, зарисуйте в ваши «бортовые журналы». (Ребята рисуют).

(Слайд №12).

Расстояние между звездами так велико, что его неудобно измерять в километрах. Поэтому астрономы пользуются особой единицей длины – это световой год.

Запишем:

Световой год – это путь, который проходит свет за один год.

Скорость света – 300 тысяч километров в секунду.

За год свет преодолевает 10 триллионов километров.

Среднее расстояние между звездами около 5 световых лет (т. е. примерно 50 трлн. лет).

(Слайд №13)

Раньше считали, что между звездами — пустота. Но затем определили, что пространство между звездами заполнено разреженным газом и твердыми частичками – межзвездной пылью. Межзвездный газ состоит из водорода и гелия. Межзвездное вещество является тем материалом, из которого образуются новые звезды и планеты. Ученые считают, что наша Галактика возникла 12 млрд. лет назад из гигантского вращающегося облака, образованного в основном водородом и гелием.

(Слайд №14)

Галактика Млечный Путь находится в постоянном движении. Она вращается и одновременно «мчится» в космическом пространстве с огромной скоростью. Наша Солнечная система обращается вокруг центра Галактики.

Запишем:

Скорость нашей Галактики – 1 млн. 500 тыс. км в час.

Скорость Солнечной системы вокруг Галактики – 800 тыс. км в час.

Один оборот Солнечной системы вокруг Галактики – 200 млн. лет.

(Слайд №15)

Кажется, как огромна, как необъятна наша Галактика, но она – лишь небольшая часть Вселенной. Сегодня известно, что существуют миллиарды галактик.

Ближайшие к нам галактики – Большое и Малое Магеллановы Облака. Они расположены от нас на расстоянии 150 тыс. световых лет. Обе эти галактики меньше нашей. Их можно увидеть невооруженным глазом в Южном полушарии. Впервые их наблюдали участники кругосветного путешествия Ф. Магеллана.

(Слайд №16)

А мы можем увидеть на звездном небе галактику Андромеды. Она крупнее нашей и находится от нас на расстоянии свыше 2 млн. световых лет. Галактики Большое и Малое Магеллановы Облака и галактика Андромеды изображены и у вас в учебнике

(Слайд №17).

Галактики различны по форме, размерам, составу, удаленности от нашей Галактики, они образуют скопления. Также схема внешнего вида галактик изображена в учебнике.

(Слайд №18-22).

Современные телескопы позволяют наблюдать и изучать множество галактик, некоторые из них вы сейчас видите, пролетая на своем «корабле».

(Слайды №19 — 22).

Скопления галактик могут включать от нескольких галактик до нескольких тысяч. Их называют “Местные галактики”. Эти “Местные галактики” могут образовывать еще огромные группы – Сверхгалактики, а Сверхгалактики образуют Метагалактики. Вот как удивительно строение Вселенной. Каково же наше место в этой бесконечной Вселенной? Ответ на него может дать следующий адрес:

Бесконечная Вселенная

«Наша» Метагалактика

«Наша» Сверхгалактика

«Местное скопление» Галактик

Наша Галактика

Солнечная система

Планета Земля

Материк Евразия

Страна Россия

г.Волгоград

Запишите.

(Слайд №23)

V. Закрепление

Вопросы. Работа в группах.

Выберите верные утверждения:

1.Млечный путь- это особое сияние в воздухе нашей планеты.

2. Млечный путь состоит из множества звезд.

3.Галактика-это огромное скопление звезд, звездная система.

4.Солнце находится в центре Галактики.

5.Наша Галактика неподвижна.

6.Галактика состоит из ядра и спиральных рукавов.

7.Пространство между звездами ничем не заполнено.

8.Светой год- расстояние, которое проходит свет за один год.

9.Магеллановы Облака- ближайшие к нам другие галактики.

10.Туманность Андромеды находится в нашей Галактике.

(Ответы ребят. Верные утверждения: 2, 3, 6, 8, 9.)

Итак, что вы узнали сегодня, путешествуя в космосе? Ребята, ваш полет подходит к завершению, вы благополучно вернулись на Землю, в свою школу, на свой урок. А сейчас подведем итог нашего путешествия. Посчитайте количество звезд которое получили команды.

(Затем каждая команда подсчитывает заработанные жетончики и получает соответствующие отметки).

VI. Задание на дом

Домашнее задание: с. 52

Перед вами три кружка разного цвета: красный, зеленый, синий. Если вам все удалось на уроке выберите красный кружок, если нет, то синий, а если что-то не удалось, зеленый. Спасибо. Урок закончен, до свидания.


Приложение 1

Тест: «Выбери из четырёх»


1. Что такое Вселенная?

а) небесные тела;

б) планеты, которые вращаются вокруг Солнца;

в) космическое пространство и все, что его заполняет;

г) скопление звёзд.

2. Что относится к небесным телам

а) звезды Московского кремля;

б) морская звезда;

в) комета Галлея;

г) птицы

3. Какая ближайшая к нам звезда?

а) Полярная звезда ;

б) Сириус ;

в) Солнце ;

г) Альдебаран;

4. Как называется самая яркая звезда Малой Медведицы?

а) Полярная звезда ;

б) Сириус ;

в) Солнце ;

г) Альдебаран;



Приложение 1

Тест: «Выбери из четырёх»


1. Что такое Вселенная?

а) небесные тела;

б) планеты, которые вращаются вокруг Солнца;

в) космическое пространство и все, что его заполняет;

г) скопление звёзд.

2. Что относится к небесным телам

а) звезды Московского кремля;

б) морская звезда;

в) комета Галлея;

г) птицы

3. Какая ближайшая к нам звезда?

а) Полярная звезда ;

б) Сириус ;

в) Солнце ;

г) Альдебаран;

4. Как называется самая яркая звезда Малой Медведицы?

а) Полярная звезда ;

б) Сириус ;

в) Солнце ;

г) Альдебаран;

Тема урока : «Иммунитет»


Цель урока:

-познакомить с понятием «иммунитет», его видами, факторами, влияющими на иммунитет

Задачи:

— образовательная:

дать представление об иммунитете, его видах, механизме

углубить знания об инфекционных заболеваниях и способах их предупреждения

-развивающие:

-умение сравнивать различные виды иммунитета, продолжить развитие познавательного интереса на основе использования заданий, требующих применение знаний в повседневной жизни

-воспитательные:

-сформировать ответственное отношение к своему здоровью, обосновать необходимость прививок – использование сывороток и вакцин с целью профилактики и борьбы с инфекционными болезнями, показать важность соблюдения правил гигиены, пагубность вредных привычек с целью предупреждения ВИЧ-инфекции, сформировать толерантное отношение к ВИЧ-инфицированным людям

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран

Методы: фронтальная беседа, работа в парах, индивидуальная работа в тетрадях, работа с учебником, самооценка деятельности на уроке.

Основные этапы урока:

1 — организационный этап -2 мин.,

   2 – актуализация знаний – 8 мин.,

   3 — этап усвоения новых знаний- 19 мин.,

   4 — этап закрепления новых знаний, рефлексия — 9 мин.,

   5 — этап информации о домашнем задании -2 мин

Оборудование: компьютер, проектор, экран


Ход урока


I. Организационный момент

II. Проверка знаний по теме:

Этап обоснования целей урока, актуализации знаний. Вступительное слово учителя.


Для того чтобы проверить ваши знания по пройденной теме я предлагаю вам выполнить небольшой биологический диктант. «Внутренняя среда организма. Кровь.» Работа в парах.

Вам предлагаются тестовые задания на карточках по вариантам ( учащиеся выполняют задания , а затем в парах осуществляют взаимопроверку, ключ ответов учитель открывает на интерактивной доске после обмена работами)

В № 1. 1. 1а, 2б, 3а, 4в. 2. 1б, 3г, 5д

В № 2. 1. 1б, 2в, 3б, 4а. 2. 2а, 4в, 5д

Норма оценок:

7 правильных ответов — «5»;

5-6 — «4»;

3-4 — «3»;

менее 3 — незачет.

Проверка результатов биологического диктанта (Слайд № 2)


III. Изучение нового материала

Историческая справка (рассказ ученика)

Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы, холеры, оспы, гриппа.

В 14 веке по Европе прошлась страшная эпидемия «черной смерти», унесшая 15 млн. человек. Это была чума, охватившая все страны и от которой умерли 100млн. человек.

Не менее страшный след оставила после себя и натуральная оспа, названная «черной оспой». Вирус оспы стал причиной гибели 400 млн. человек, а оставшиеся в живых ослепли навсегда. Зарегистрировано 6 эпидемий холеры, последняя в 1992-93 годах в Индии, Бангладеш. Эпидемия гриппа под названием «испанка» в 1918-19 годах унесла жизни сотен тысяч человек, известны эпидемии под названием «азиатский», «гонконгский», а в наши дни – «свиной» грипп.


— Как же называется эта способность сопротивляться данному заболеванию?

(Дети думают и выходят на тему урока «Иммунитет»)


Наш сегодняшний урок посвящен одной из самых важных проблем современной медицины — иммунитету (запись темы в тетрадях, демонстрация слайда №1 с темой урока).

Обратимся к эпиграфу урока: «наш организм — государство, а силы иммунитета — армия, стоящая на страже его независимости». Эти слова принадлежат авторитетному российскому иммунологу Рэму Петрову.

-Сегодня на уроке мы и должны познакомиться с принципом работы этой «армии», выявить способы защиты человека от инфекционных болезней, изучить способы сохранения и укрепления иммунитета (демонстрация слайда № 2 с задачами урока). Это очень важно. Ведь мы живем в агрессивном мире — испытываем стрессы и влияние плохой экологии, а наш многострадальный организм со всех сторон окружают еще и невидимые враги — инфекционные агенты. Этими злейшими врагами могут быть бактерии, вирусы, патогенные грибки, и при попадании в наш организм они пытаются размножаться и питаться за наш счет, вызывая так называемые инфекционные заболевания. И если бы человек не имел особой «армии защиты», он был бы бессилен в борьбе с «чужаками».

Иммунитет бывает естественным и искусственным. Естественный иммунитет первые месяцы жизни ребенок получает с материнским молоком, формируя собственную иммунную защиту. Но он может и приобретаться в течении жизни после перенесенной болезни (например, переболев ветрянкой, человек хранит память и антитела против этой болезни всю жизнь, повторно не заболевая).

Оборона человека против инфекций организована по всем правилам военной науки, в несколько линий на случай прорыва. Главной линией обороны служит кожа.

1. Кожа и слизистые оболочки – первый барьер на пути микроорганизмов

На коже и слизистых оболочках здорового человека живут полезные для здоровья бактерии.

Они питаются выделениями кожи и слизистых оболочек, не проникая внутрь организма. Эти бактерии губительно действуют на болезнетворные микроорганизмы. А при ослаблении организма человека активность полезных бактерий снижается, а вредных повышается.


Если же микробы проникли в организм, то в действие вступают другие «полки защиты»: прежде всего фагоцитоз — то есть поедание чужеродных агентов клетками-фагоцитами. Напомню вам, что открыл это важнейшее явление наш соотечественник И. И. Мечников (демонстрация портрета ученого); за это открытие удостоенный Нобелевской премии по биологии и медицине.


2. Иммунитет – второй барьер на пути болезнетворных организмов


Иммунитет – способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них. (запись в тетради)


Клеточный иммунитет был открыт И.И.Мечниковым, а гуморальный – П.Эрлихом.


Иммунология – наука об иммунитете.


Иммунная система объединяет органы и клетки, которые защищают организм от заболеваний, идентифицируя и уничтожая опухолевые клетки и патогены. Иммунная система распознает множество разнообразных возбудителей, от вирусов до паразитических червей, и отличает их от биомолекул клеток. Иммунная система возникла с появлением многоклеточных организмов и развивалась как фактор, способствующий их выживанию. Конечной целью иммунной системы является уничтожение чужеродного агента, которым может оказаться болезнетворный микроорганизм, инородное тело, ядовитое вещество или переродившаяся клетка самого организма.


Органы иммунной системы: костный мозг, селезенка, тимус, лимфатические узлы, миндалины.

Клетки иммунной системы: лейкоциты.

– Какова роль лейкоцитов в иммунитете?


Учитель: В иммунитете участвуют лейкоциты. Различают несколько разновидностей лейкоцитов: фагоциты (макрофаги), лимфоциты: Т-лейкоциты, В-лейкоциты и другие.


Фагоцитоз и неспецифическая защита — это как бы регулярные полки армии, сформированные иммунной системой. Но бактерии, благодаря большой скорости мутаций приспосабливаются преодолевать эти заслоны. Поэтому предки человека должны были выработать механизмы, служащие для защиты от каждого конкретного микроорганизма, как бы много их не было. Эта невероятно сложная задача была решена в результате возникновения специфического иммунитета — то есть возникновением особых лейкоцитов — лимфоцитов, вырабатывающих против чужеродных антигенов особые белки — антитела.

Существуют два основных типа иммунных ответов. Ответ первого типа — клеточный, состоит в образовании Т-лимфоцитов, распознающих тип чужеродного тела и подающих сигналы о типе «чужака» другим клеткам — В-лимфоцитам и фагоцитам. Эта разновидность Т-лимфоцитов получила название «хелперы». Другие Т-лимфоциты — «киллеры» — сами могут убивать зараженные микробами клетки, атакуя их особыми веществами — перфоринами. Как только Т-лимфоциты дали сигнал В-лимфоцитам, включается гуморальный ответ — то есть выработка нужного антитела против узнанного антигена. Так в результате совместного и согласованного действия В- и Т-клеток возникает высокоспецифичный иммунитет.


-Какие факторы влияют на иммунитет?


Беседа о факторах, которые могут быть причиной снижения или повреждения иммунитета.

нездоровый образ жизни (курение, алкоголь, наркотики, недостаток сна);

неправильное питание;

стрессы;

загрязненная окружающая среда;

тяжелые физические и умственные нагрузки; частые бактериальные и вирусные болезни, которые ослабляют организм и истощают иммунную систему.


Заболевания, связанные с ослаблением иммунитета. (Сообщение ученика «Аллергия»)


Характеристика заболеваний, возникших вследствие ослабления или повреждения иммунитета: СПИД, грипп («птичий», «свиной»). Рассказ с элементами беседы о профилактике заболеваний.


– Что вы знаете о СПИДе?

– Как уберечься от заражения СПИДом?

– Опасен ли грипп?

– Как вы думаете, существует ли иммунитет против гриппа, СПИДа?


Выводы о значении иммунитета в поддержании здоровья человека.

От проникновения бактерий и чужеродных веществ организм имеет внешние и внутренние защитные барьеры.

Внутренний механизм защиты – иммунитет.

В формировании иммунитета принимают участие белые клетки крови – лейкоциты, строение и функции которых разнообразны.

В ходе эволюции у высших позвоночных животных и человека возникла иммунная система.


IV. Закрепление.

Вопросы:

1. Что такое иммунитет?

2. Перечислите органы иммунной системы?

3. Какой иммунитет называют клеточным?

4. Какой иммунитет называют гуморальным?

5. Какова роль Т-лимфоцитов в иммунитете?

6. Какова роль В-лимфоцитов в иммунитете?

7. Почему иммунитет, создаваемый путем введения вакцины, называется активным?

8. Чем лечебная сыворотка отличается от вакцины?

V. Домашнее задание.

Изучить § 15. Ответить на вопросы 1-4 после параграфа, с.76, подготовить презентации об инфекционных заболеваниях и факторах влияющих на иммунитет.


Рефлексия.

— Спасибо всем за работу на уроке. И в заключении мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах 3 карточки.

Если вы довольны собой на уроке и вам сегодня удалось все сделать, что вы планировали, вы выбираете соответствующую карточку(одну из трех).













Тема урока : «Иммунитет»


Цель урока:

-познакомить с понятием «иммунитет», его видами, факторами, влияющими на иммунитет

Задачи:

— образовательная:

дать представление об иммунитете, его видах, механизме

углубить знания об инфекционных заболеваниях и способах их предупреждения

-развивающие:

-умение сравнивать различные виды иммунитета, продолжить развитие познавательного интереса на основе использования заданий, требующих применение знаний в повседневной жизни

-воспитательные:

-сформировать ответственное отношение к своему здоровью, обосновать необходимость прививок – использование сывороток и вакцин с целью профилактики и борьбы с инфекционными болезнями, показать важность соблюдения правил гигиены

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран

Методы: фронтальная беседа, работа в парах, индивидуальная работа в тетрадях, работа с учебником, самооценка деятельности на уроке.

Основные этапы урока:

1 — организационный этап -2 мин.,

   2 – актуализация знаний – 7 мин.,

   3 — этап усвоения новых знаний- 19 мин.,

   4 — этап закрепления новых знаний, рефлексия — 10 мин.,

   5 — этап информации о домашнем задании -2 мин

Оборудование: компьютер, проектор, экран


Ход урока


I. Организационный момент

Сегодня на уроке мы вновь вернемся к изучению деятельности лейкоцитов крови, познакомимся со строением и значением иммунной системы, выявим механизмы защиты нашего организма от чужеродного, выполним различные задания для усвоения материала об иммунитете.



II. Проверка знаний по теме: «Внутренняя среда организма. Кровь.» Работа в парах.

Для лучшего восприятия нового нам необходимо повторить пройденный материал.

Для того чтобы проверить ваши знания по пройденной теме я предлагаю вам выполнить небольшой биологический диктант.

Вам предлагаются тестовые задания на карточках по вариантам ( учащиеся выполняют задания , а затем в парах осуществляют взаимопроверку, ключ ответов учитель открывает на интерактивной доске после обмена работами)

В № 1. 1. 1а, 2б, 3а, 4в. 2. 1б, 3г, 5д

В № 2. 1. 1б, 2в, 3б, 4а. 2. 2а, 4в, 5д

Норма оценок:

7 правильных ответов — «5»;

5-6 — «4»;

3-4 — «3»;

менее 3 — незачет.

Проверка результатов биологического диктанта (Слайд № 2)

III. Изучение нового материала


Историческая справка. (Рассказ ученика. )

В 1796 году английский врач Эдвард Дженнер обнаружил, что людям, переболевшим коровьей лихорадкой, оспа была не страшна. Тогда Дженнер решил ввести в организм человека жидкость из гнойничков больной коровы. Он брал немного жидкости из пузырьков на коровьем вымени и втирал ее в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме. Его первым пациентом стал мальчик, которому он привил жидкость из оспинок коров, а через некоторое время привил человеческую оспу. Мальчик не заболел. Привитые таким способом люди никогда не заболевали оспой. Свое изобретение он назвал вакциной (от латинского слова «vaca» – «корова»). Научного объяснения своему успеху Дженнер не нашел, он просто догадался, что при введении ослабленного возбудителя организм сможет сам защититься от него.


— Как же называется эта способность сопротивляться данному заболеванию?

(Дети думают и выходят на тему урока «Иммунитет»)


Наш сегодняшний урок посвящен одной из самых важных проблем современной медицины – иммунитету.

Запишите тему урока «Иммунитет».

( Слайд № 3)

Ребят, а как вы думаете , что мы должны узнать на уроке? (Ответ детей: что такое иммунитет, выявить способы защиты человека от инфекционных болезней, изучить способы сохранения и укрепления иммунитета).

1. Определение иммунитета. (Объяснение учителя).


Наш организм способен защищать себя от вредных воздействий микроорганизмов. Первый защитный барьер – это наша кожа и слизистые оболочки, которые не только механически предохраняют нас от микробов, но и вырабатывают особые вещества против них. Если чужеродное все же проникает в организм или образуется в нем, то оно встречается с защитными силами – с иммунитетом.


Макфарлейн Бёрнет дал такое определение этому явлению:


«Иммунитет – способность организма распознавать вторжение чужеродного материала и мобилизовывать клетки и образуемые ими вещества на быстрое и эффективное его удаление». С латинского иммунитет переводится как «избавление от чего-либо».

Микробы, а также яды, которые они выделяют, являются антигенами и вызывают иммунную реакцию.


2. Иммунная система. (Объяснение учителя, работа с печатной тетрадью №1).


В процессе исторического развития в организмах животных и человека выработалась иммунная система. К центральным органам относятся: красный костный мозг, где формируются клетки крови и вилочковая железа (тимус), где происходит развитие и специализация лимфоцитов. Лимфоциты тимуса убивают раковые клетки и регулируют ход иммунной реакции. К периферическим органам относятся: селезенка, лимфатические узлы, скопление лимфоидной ткани. Лейкоциты лимфоидной ткани участвуют в образовании антител, удаляющих антигены.


Выполнение учащимися задания 54 «Рабочая тетрадь №1».


3. Клеточный и гуморальный иммунитет. (Объяснение учителя, работа с текстом учебника, работа с печатной тетрадью №1).

Различают клеточный и гуморальный иммунитет.


Задания: откройте учебник на стр.74 (2 абзац сверху).

Найдите в тексте характеристику этих видов иммунитета, основные различия в способе уничтожения чужеродного тела.

Выясните, кому принадлежат открытия этих видов иммунитета.


Иммунитет может быть видовым, к некоторым чужеродным телам бывает наследственным (врожденным), к другим появляется после опознания и обезвреживания (приобретенный иммунитет).

Выполнение учащимися задания № 55 (Рабочая тетрадь №1).


4. Изобретение предупредительных прививок. (Сообщения учащихся, комментарии учителя).


Вспышки инфекционных болезней называют эпидемиями. Причастность микробов к заразным заболеваниям была доказана французским ученым Луи Пастером.

Он высказал идею, что если заразить человека ослабленными микробами, которые вызовут легкое заболевание, то в дальнейшем этой болезнью человек не заболеет. У него выработается иммунитет. На эту мысль его натолкнули работы английского врача Эдварда Дженнера.


Сообщение: С именем Луи Пастера связано появление многих вакцин от различных болезней, например вакцины против бешенства. Вирус бешенства поражает клетки нервной системы. У заболевшего животного или человека от воды возникают судороги глотки и гортани. Невозможно пить, хотя мучает жажда. От паралича дыхательных мышц или прекращения сердечной деятельности может наступить смерть. Поэтому сразу после укуса нужно срочно обратиться к врачу. Он проведет курс прививок против бешенства, которые предложил Луи Пастер.


5. Классификация иммунитета. (Объяснение учителя с использованием программы интерактивной доски, самостоятельная работа с текстом учебника, беседа).


Иммунитет делится на:

естественный ( видовой, наследственный, самовозникающий у человека)

искусственный (полученный путем использования медицинских средств)


Естественный пассивный: ребенок получает антитела от матери с грудным молоком.

Естественный активный: вырабатывается после перенесения болезни.

Искусственный активный: вырабатывается после введения вакцины.

Искусственный пассивный: человеку вводят готовые антитела, выработанные другим организмом.


Задание: используя текст стр.75 (2 абзац снизу), узнайте, как получают противодифтерийную сыворотку.

Вопрос: почему после введения сыворотки состояние больного дифтерией улучшается?

Задание: прочитайте материал на стр.75 (абзац снизу) о столбняке.

Вопросы:

– Чем опасны травмы, полученные в сельской местности?

– Как действует противостолбнячная сыворотка?


IV. Закрепление материала


1. Решение логических задач.

В пробирку с микробами дифтерии вносят сыворотку крови человека, переболевшего этой болезнью. Содержащиеся в пробирке колонии микроорганизмов склеиваются и выпадают в осадок. Объясните, почему погибли микробы.

Замечено, что не все члены семьи, контактирующие с больным родственником, впоследствии заболевают сами. Объясните, почему такое возможно.


2. Вопросы:

— Что такое иммунитет?

— Назовите органы иммунной системы?

— Виды иммунитета?

— Что такое фагоциты и антитела? Их роль в организме.

— Что такое вакцина и сыворотка?

— Каково биологическое значение вакцины и сыворотки?


3. Задания на закрепление.

-Этот орган называют “зеркалом здоровья и болезни”. Он является своеобразным экраном, показывающим процессы, происходящие в организме. Он постоянно отмирает и вновь возрож-дается. Выполняет много жизненно важных функций: защитную, терморегуляционную, выдели-тельную, рецепторную. Назовите этот орган. (Кожа.)

— Это крупные ядерные клетки, они бесстрашные бойцы и смелые защитники, ведут невидимые бои с микробами – разрушителями. (Лимфоциты.)

— Найдите лишнее: а) лейкоциты, б) желудочек, в) фагоцитоз, г) иммунитет. (Желудочек – лишнее понятие.)

— Закончите предложение. Способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – это… (Иммунитет)



V. Подведение итогов. Рефлексия.


Оценка деятельности учащихся на уроке, комментирование домашнего задания.


— Спасибо всем за работу на уроке. И в заключении мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах 3 карточки.

Если вы довольны собой на уроке и вам сегодня удалось все сделать, что вы планировали, вы выбираете соответствующую карточку(одну из трех).




IV. Домашнее задание


Изучить параграф 15, выполнить в печатной тетради задания 56, 57.






Свежие документы:  Система уроков, разработанных по теме «Здоровый образ жизни и его составляющие» с использованием информационно-коммуникативных технологий и инновационных идей

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Разное: