АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Экологический клуб как форма развития экологического мышления и воспитания здорового образа жизни участников образовательного процесса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная средняя (полная) школа № 3»

г.Нягань, ХМАО-Югра, Тюменской области















АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Экологический клуб как форма развития экологического мышления и воспитания здорового образа жизни участников образовательного процесса»





Подготовила:

Скрипкина Светлана Валентиновна, учитель биологии и экологии




















г. Нягань

2009 год


Пояснительная записка

Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, —
значит, пересесть из него просто некуда.

Антуан де Сент-Экзюпери

Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности. Обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России.

Усилиями учителей биологии и экологии прививается детям любовь к природе, показываются ее величие, красота и ранимость; становится видимым мир сложных взаимодействий живой природы, человека и среды, экологии и здоровья. Это важная ответственная работа, ибо результат ее влияет на экологическую грамотность и нравственность подрастающего поколения. Очевидно, только повышение уровня экологической образованности общества в целом может изменить и стиль мышления хозяйственных руководителей, поведение каждого гражданина. Экологически грамотный человек будет знать, как уменьшить экологическую угрозу, снять ее остроту и ликвидировать последствия, как нужно вести хозяйство, чтобы не допустить нарушения экологического равновесия; он не станет браконьером, не будет наносить вред природе во время отдыха или устройства садового участка, не позволит расточительства по отношению к ее ресурсам — будь то вода, топливо или электроэнергия.

В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Поэтому формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости учащихся в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес на практике. Сущность экологического образования в том, что оно представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и социально- педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный.

Актуальность Программы

В 2006 году автор данной программы в конкурсе «Поддержка педагогов в сфере образования» в номинации «Идея» в рамках муниципальной программы «Реализация приоритетного национального проекта «Образование в городе Нягани на 2006-2007 год» получила Сертификат на получение гранта главы города. На конкурс был представлен экологический проект «Нягань – город, в котором я живу!» (приложение 1). Именно этот проект явился отправной точкой многоплановой целенаправленной деятельности учителя в экологическом воспитании. Данная Программа является результатом практического опыта работы в период 2006-2009 гг. В школе создан экологический клуб «Радуга Югры» (приложение 2), членами которого являются все участники учебно-воспитательного процесса: учитель, ученик, родитель. В настоящее время в школе создается общественная организация, первым этапом работы которой является создание органов ученического самоуправления – администраций городов-классов, в которых формируются комитеты по основным направлениям деятельности, в том числе, и комитет здравоохранения и экологии. Члены комитетов здравоохранения и экологии являются связующим звеном между теоретическим комплексом экологических знаний и их широкой пропагандой среди учащихся школы, учителей, родителей (Приложение 3). Представители комитетов, с учетом возрастных особенностей и эффективности деятельности клуба, объединены по трем группам: первая — 5-6-е классы; вторая 7-8-е классы; третья – 9-10-11-е классы. Учащиеся третьей группы являются инструкторами (волонтерами), помощниками руководителя клуба (учителя-эколога). Основная их задача — пропаганда экологических знаний. Именно волонтерское движение формирует у ребят организаторские навыки, чувство ответственности за порученное дело и воспитывает общественную экологическую активность и чувство альтруизма. Эффективная работа по экологическому воспитанию учащихся школы невозможна без помощи классных руководителей, учителей естественнонаучного цикла и физкультуры.

Цель программы:

создать условия для формирования экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе и своему здоровью.

Задачи программы:

Обучающие:

  • дать учащимся системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

  • научиться применять экологические знания в повседневной жизни;

  • формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни.


Развивающие:

  • развивать у учащихся эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

  • повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

  • воспитывать потребность в общении с природой;

  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

  • способствовать укреплению здоровья школьников, посредством общения с природой и проведения массовых мероприятий на свежем воздухе.


Программа ориентирована на учащихся 11-17 лет. Именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в самостоятельности. Кроме того, Программа призвана:

  • способствовать систематизации взаимодействия учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов;

  • способствовать введению экологического компонента в работу с родителями (экологический всеобуч, участие родителей в организации дополнительного образования, в научно-исследовательской работе с детьми и т.д.);

  • проводить экологизацию школьного помещения (кабинетов, рекреаций, производственных помещений), школьного двора, а также, насколько это возможно, микрорайона школы;

  • проводить экологизацию деятельности не только педагогического коллектива, но и работы учебно-вспомогательного персонала (программы по экономии энергии, воды, повторному использованию сырья и др.);

  • создать комфортные условия, в том числе оптимальную морально-психологическую среду для учащихся, педагогического коллектива и УВП внутри школы;

  • организовать действенное партнерство между школой, семьей и общественными институтами в создании эколого-ориентированной школы;

  • способствовать расширению знаний о природе и природоохранной деятельности в Югорском крае;

  • организовать курс лекций для учащихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;

  • осуществить отбор и подготовку одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;

  • разработать программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры).

Формы и методы работы с учащимися:

С точки зрения психологов, отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в этом случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического образования требует определенных форм и методов обучения. В программе предпочтение отдается таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:

  1. Стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде — деловые или сюжетно-ролевые игры, конференции, семинары, беседы, рефераты, диспуты, дебаты, викторины, компьютерные технологии, использование сети интернет.

  2. Способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природопреобразующей деятельности человека. Это методы, обеспечивающие, формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы – беседа, наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы.

  3. Обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления учащихся (исследовательские, проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений)

  4. Вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, изучение и подсчет видового разнообразия, пропаганда экологических знаний — листовки, газеты, видеоролики, лекции, спектакли и пр.)

Сроки реализации Программы – долгосрочная

Данная Программа является долгосрочной, реализуемая в школе постоянно на протяжении года. Мероприятия и акции, проводимые в школе, носят не дискретный характер, а реализуются в течение ряда лет. Ежегодно может проводиться корректировка учебно-тематического плана. Например, могут быть подготовлены новые темы экологического лектория или изменены темы эко-спектаклей, в соответствии с необходимостью пропаганды той или иной экологической составляющей.

Предполагаемая результативность Программы:

А. Формирование новых личностных качеств:

  1. Приобретение учащимися школы знаний и умений, способствующих формированию и развитию экологической культуры во всех видах и формах общения с объектами культурного и природного наследия.

  2. Возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику.

  3. Повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, способность учащихся к осознанному выбору профессии.

  4. Формирование умения применять экологические знания в решении проблемных вопросов повседневной жизни.

  5. Развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природопреобразующей деятельности человека.

  6. Формирование отношения к своему здоровью, как одной из важнейшей составляющей жизни.

  7. Развитие исследовательских навыков и умений.

  8. Подготовка исследовательских работ на школьную и городскую учебно-практическую конференцию «Шаг в будущее».

Б. Социальный эффект:

  1. Решение актуальных практических проблем на уровне школы, района.

  2. Повышение гуманизации образовательного процесса.

  3. Рост чувства гражданственности и патриотизма у всех участников программы.

  4. Вовлечение родителей учащихся в сотрудничество по экологическому образованию.

  5. Создание витражной композиции «Животные и птицы ХМАО».

  6. Озеленение пришкольного участка.





Этапы ежегодной реализации программы:

1. Подготовительный (сентябрь) – проведение организационных мероприятий начала работы экологического клуба «Радуга Югры»; разработка тем экологического лектория; формирование плана проведения акций, конкурсов, проектов, исследовательских работ; формирование плана сотрудничества с родителями учащихся и общественными организациями города.

2. Основной (октябрь-июль) – старт работы программы; проведение намеченных программой мероприятий; работа творческих групп; учебно-исследовательская деятельность.

3. Итоговый (август) — изучение эффективности деятельности работы клуба; проведение мониторинга по эффективности деятельности участников программы; подведение итогов работы школы по программе; обобщение опыта работы участников программы.

Методы отслеживания и контроля результатов обучения по программе

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляется в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

  1. Отчеты классных руководителей.

  2. Анкетирование учащихся, педагогов школы, общественности.

  3. Участие в исследовательских конференциях разного уровня.

  4. Участие в олимпиадном движении по экологии.

  5. Участие в школьных, городских, районных, окружных экологических конкурсах.

  6. Разработка экологических мероприятий.

  7. Табло достижений экологического клуба «Радуга Югры».

  8. Количественный анализ в конце года охвата учащихся, родителей, учителей, представителей общественности экологической работой.

  9. Портфолио работы клуба.


Программа состоит из 6 разделов, рассчитана на 324 часа (9 часов в неделю):

Раздел 1. Экологический лекторий (92 часа).

Раздел 2. Экологические Акции(25 часов).

Раздел 3. Участие в школьных, городских, окружных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах (25 часов).

Раздел 4. Озеленение школы и прилегающей к школе территории (40 часов).

Раздел 5.Формирование осознанного отношения к сохранению своего здоровья (20 часов).

Раздел 6. Учебно-исследовательская работа (122 часа).






Раздел 1. Экологический лекторий (92 часа)

Раздел включает методические разработки экологических часов, составленных на основе дат экологического календаря (приложение 4). Экологический календарь – один из способов привлечения внимания людей к существующим на сегодняшний день экологическим проблемам, как на территориях отдельных регионов, так и на всем земном шаре. В дни, отмеченные в календаре, в разных уголках Земли проходит обсуждение данных проблем, поиск путей их решения, проводятся различные природоохранные мероприятия. На первом этапе учитель-эколог проводит теоретический тренинг экочасов с волонтерами комитетов здравоохранения и экологии, которые на втором этапе (практика) пропагандируют экологические знания в городах-классах.


Тематический план первого раздела программы «Экологический лекторий»


Тема

Теория

Практика

Всего

1

Организационное занятие

1

2

3

2

Основы экологического образования

1

2

3

3

Деятельность Всемирного фонда дикой природы

(11 сентября 1961 — День образования Всемирного фонда дикой природы (WWF))

1

2

3

4

Деятельность международной общественной организации Гринпис

(15 сентября — День рождения Гринпис)

1

2

3

5

(16 сентября — Международный День охраны озонового слоя)

1

2

3

6

Человек и отходы: от каменного – к веку атомному

(21 — 27 сентября — Неделя Всемирной Акции «Мы чистим мир» (Очистим планету от мусора)

2

4

6

7

Жизнь морских обитателей

(3-10 октября — Неделя в защиту животных)

1

2

3

8

Агит-занятие «Всемирный День защиты животных»

(4 октября — Всемирный День защиты животных; 6 октября – Всемирный День охраны мест обитания)

1

2

3

9

Деятельность Международного (Всемирного) союза охраны природы

(5 октября — День образования Международного (Всемирного) союза охраны природы)

1

2

3

10

Охраняемые территории ХМАО

(6 октября — Всемирный День охраны мест обитаний; 14 октября — День работников заповедников)

1

2

3

11

Уроки Гнома эконома. Дадим вещам вторую жизнь

(15 ноября — День вторичной переработки)

1

4

5

12

Владыка мира — никотин

(20 ноября – День отказа от курения)

1

2

3

13

О братьях наших меньших

(30 ноября — Всемирный День домашних животных)

1

2

3

14

1 декабря – День борьбы со СПИДом

1

2

3

15

О пользе и вреде натуральных продуктов

(3 декабря — Международный День борьбы с пестицидами)

1

2

3

16

Сохраним биологическое разнообразие планеты

(10 декабря — Международный День акций за принятие Декларации прав животных)

1

2

3

17

Хранители чистой воды

(2 февраля — Всемирный День водно-болотных угодий)

1

2

3

18

Мир морских млекопитающих

(19 февраля — Всемирный День китов и морских млекопитающих)

1

2

3

19

Мы говорим «Нет наркотикам!»

(1 марта — День борьбы с наркотиками)

2

2

4

20

Вода – живительная сила!

(22 марта — Всемирный День Воды (Водных ресурсов)

1

2

3

21

Пернатые нашей Югры

(1 апреля — Международный День птиц)

1

2

3

22

Здоровье – богатство на все времена

(7 апреля — Всемирный День охраны здоровья)

1

3

4

23

«Аленький цветочек»

(19 апреля — День подснежника)

1

2

3

24

Земля- -матушка – мы дети твои
(22 апреля — Всемирный День Земли)

1

2

3

25

Животные на ниве науки

(24 апреля — Всемирный День защиты лабораторных животных)

1

2

3

26

Ловушки солнечного света

(3 мая — День солнца)

1

2

3

27

Как лечить природу

(12 мая — День экологического образования)

2

2

4

28

Растения в нашем саду

2

4

6


Всего

32

63

95


Содержание программы раздела « Экологический лекторий»


  1. Организационное занятие. Формирование групп из представителей экологических комитетов учащихся 5-6-х , 7-8 –х, 9-10-11-х классов. Знакомство с учащимися. Посвящение в члены клуба «Радуга Югры». Техника безопасности.

  2. Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Экология и мы.

  3. Деятельность Всемирного фонда дикой природы. Почему возникла необходимость создания такого фонда. Какие животные находятся под охраной фонда.

  4. Деятельность международной общественной организации Гринпис. Плюсы и минусы деятельности организации. Что мы можем сделать, чтобы сохранить планету.

  5. Международный День охраны озонового слоя – 16 сентября. Почему люди во всем мире задумываются о проблеме истощения озонового слоя? Должна ли нас беспокоить эта проблема. Международная общественность за сохранение озонового слоя. Что мы можем сделать, чтобы сохранить озоновый слой?

  6. Человек и отходы: от каменного – к веку атомному. Черная смерть. Мусор на улицах наших городов. Отбросы — крысы — чума. Молоко загрязнено мусором. Куда деть мусор? Сырье и энергия из мусора. Санитарная очистка городов и вторичное использование отходов. Экологический рассказ «Ромашковая поляна».

  7. Жизнь морских обитателей. Вред, наносимый загрязнением морей и океанов. Наблюдения великих путешественников за загрязнением водных просторов. Экологические рассказы: «Нефть в море», «Отчего погибли киты».

  8. Агит-занятие «Всемирный День защиты животных». «Неприкосновенные в природе». Знакомство с обитателями Красной книги. Лес – гостеприимный хозяин. Богатства бескрайней тайги.

  9. Деятельность Международного (Всемирного) союза охраны природы. Деятельность фонда. По страницам Черной книги. Экологическое путешествие «Человек и окружающая среда».

  10. Охраняемые территории ХМАО. Природный парк «Самаровский чугас., природный парк «Нумто», заповедник «Малая Сосьва», заказник «Вогулка», природный парк «Кондинские озера».

  11. Уроки Гнома эконома. Дадим вещам вторую жизнь. Как снизить вред отходов жизнедеятельности человека. Нужное из ненужного.


  1. Владыка мира – никотин. Курильщиками не рождаются, а умирают. Ошибка Петра Первого. Курильщик — сам себе могильщик. Жизни, истлевшие на кончике сигарет. Бунт в царстве никотина. Как воспитать волю.


  1. О братьях наших меньших. Домашние животные без защиты человека. Фотогалерея домашних животных.

  2. 1 декабря – День борьбы со СПИДом. Как мир разделился на до- и после-.

  3. О пользе и вреде натуральных продуктов. Химикаты вокруг нас. Что такое загрязнители? Опасность для человека, природы. Кислотные дожди и миллионы тонн пестицидов. Катастрофы и аварии. Наша ежедневная доза яда. Заколдованный круг нарушений окружающей среды и развитие инфекционных болезней.

  4. Сохраним биологическое разнообразие планеты. Зачем нужны маленькие и большие. Каким животным поставлены памятники и за какие «заслуги». Может ли человек вмешиваться в природу?

  5. Хранители чистой воды. Как много болот в России? Кто там живет? Экологическая сказка «Там, на неведомых дорожках».

  6. Мир морских млекопитающих. Вред, наносимый загрязнением морей и океанов. Наблюдения великих путешественников за загрязнением водных просторов. Экологические рассказы: «Нефть в море», «Отчего погибли киты».

  7. Мы говорим «Нет наркотикам!» Животные — наркотики — человек. Растения-у6ийцы Голуби и марихуана. Зачем кошке валерьянка. Мухомор — наркотик. Что плетет паук, приняв наркотик? Кто был первым наркоманом? Наркомания многолика. Красота и коварство цветков мака. Конопля — гашиш. Истоки наркомании. Иные «должности» наркотиков.

  8. Вода – живительная сила! Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье. Составление рассказа по экологическому рисунку. Вода и производство. Проблемы, возникающие в крупных городах. Самоочищение водоемов.

  9. Пернатые нашей Югры. Какие птицы живут в лесу. Как можно помочь птицам в бескормицу. Птицы Красной книги.

  10. Здоровье – богатство на все времена. Советы доктора Айболита. Что значит быть красивым?

  11. «Аленький цветочек». Раннецветущие растения. Растения-физики. Приспособление к сохранению тепла. Спасающиеся от жары в собственной тени. Зимняя спячка растений. Как растения передают информацию. Сигнальные флажки, светофоры, запахи и тепло. Совершенные компьютеры. Растения — биологические часы. Цветочные часы. Полуночные свидания бурых водорослей. Цветы-предсказатели погоды. На что еще способны растения.

  12. Земля-матушка – мы дети твои. Поговорим о писателях-натуралистах (Дж.Даррелл, Э.Сетон-Томпсон, И.И.Акимушкин и другие). Их судьба, увлечения и вклад в экологию. Чтение рассказов о природе, животных. Их обсуждение.

  13. Животные на ниве науки. Бионика — наука о подражании живым существам. Чем занимается бионика? Инкубатор придуман не человеком. Реактивное движение не только у самолетов и ракет. Чем знаменито перо птицы?

  14. Ловушки солнечного света. Кофе сердцу не помеха. Спасибо козе за кофе. Кофейное дерево можно выращивать на окне. Каков вкус спелых плодов кофе? Откуда он к нам приехал? Рецепты кофе в разных странах. По великому чайному пути. Коротко о чае. Из истории чайной торговли. Чайный путь. Сорта чая. Редкие типы чая. Лечебные свойства чая. Способы заварки чая. Травяные чаи и их рецепты. «Мы за чаем не скучаем» Чаепитие с родителями. Викторина о чае. Растения — наш доктор Айболит. Из истории применения лекарственных растений. Секреты заготовки растений. Формы применения лекарственных растений. Любое растение лечит?

  15. Как лечить природу. Глобальные проблемы человечества. Проблемы атмосферы, природных вод, деградация почв.

  16. Растения в нашем саду. Как выращивать растения в саду в условиях крайнего севера. Ландшафтный дизайн.


Раздел 2. Экологические акции (25 часов)

Проведение экологических акций является одной из форм формирования экологической культуры учащихся, пропаганды активной жизненной позиции, способствует возможности вовлечения всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся, родителей. Члены экологического клуба уже традиционно участвуют в акциях по очистке территории микрорайона. Работа по очистке территории микрорайона не разовое мероприятие, а четко планируемая, проводимая регулярно (сентябрь, май). Главный момент — превращение территории школы и микрорайона в экологически благополучную, чистую зону. Особое значение в условиях крайнего севера приобретает озеленение школьной территории. Для этого выращивается рассада для цветочных клумб; планируется проведение конкурса проектов ландшафтного дизайна среди городов-классов; обращаемся в городское лесничество за саженцами для высадки на пришкольной территории. Кроме того, выполнен проект «Зимнего сада», который мы планируем воплотить в реальность. Традиционно в зимнюю бескормицу поддерживаем пернатых: изготавливаем кормушки, кормим птиц. Одна из массовых акций, проводимых в школе – это «Мир без вредных привычек», во время которой проводилось анкетирование учащихся старших классов, конкурс рисунков против курения и час экологического лектория – «Курение: дань моде, привычка или болезнь?»


  1. Акция «Чисто во дворе и на газоне — значит вы в здоровой зоне».

  2. Акция «Каждой пичужке – наша кормушка».

  3. Акция «Зеленый класс, зеленая школа, зеленый микрорайон».

  4. Акция «Мир без вредных привычек»

  5. Акция «Твое здоровье в твоих руках»


Раздел 3. Участие в школьных, городских,

окружных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах (25 часов)


Члены клуба «Радуга Югры» являются активными участниками экологических мероприятий как школьного, городского, так и окружного уровня:

— городском экологическом фестивале «Сохраним живую природу!», организованном на базе МОУ СОШ №3;

— «Рождественская неделя природолюбия в городе Нягани» в рамках окружной акции «Спасти и сохранить»;
— окружной акции-конкурсе «Экология и мы»;
— городской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее»;

— городской ежегодной научно-практической конференции учащихся школ и студентов ТюмГНГУ;

— конкурсах рисунков городского и окружного значения;

— областном экологическом форуме «Зеленая планета-2010»;

— школьных, городских, окружных, международных экологических олимпиадах школьников.

Учащиеся школы неоднократно становятся победителями и призерами школьных и городских олимпиад по экологии.





Раздел 4. Озеленение школы и

прилегающей к школе территории (40 часов)


Одной из задач членов клуба является озеленение прилегающей к школе территории. Для этого с членами клуба организуется сбор семян осенью, выращивание рассады, осенне-весенние работы на пришкольном участке. Проводятся разнообразные мероприятия в рамках акции «Зеленый класс, зеленая школа, зеленый микрорайон».

Раздел 5. Формирование осознанного отношения

к сохранению своего здоровья(20 часов)


В настоящее время в школе сформирован Центр здоровья (далее –Центр) (приказ № 41, 44) в который входят специалисты школы (учителя физической культуры, биологии, ОБЖ, психологи, социальный педагог, медицинский работник, медицинский работник). В рамках работы Центра привлекаются медицинские работники города. Центр создается с целью формирования здорового образа жизни участников образовательного процесса.

Члены клуба являются активными участниками здоровьесберегающего образования через экологический лекторий, систему разноплановых мероприятий.


Раздел 6. Учебно-исследовательская работа

Одним из направлений формирования экологической культуры школьника – исследовательская деятельность. Ежегодно учащиеся выполняют экологические исследовательские работы и проекты.


Учебно-тематический план на 2009-2010гг.

НИР «Влияние работы сотовых телефонов на здоровье человека»

НИР учащихся 8а класса Димитриева Антона, Куцобова Александра


№№ п/п

Тема занятия

К-во часов

Тема1. Работа над ВВЕДЕНИЕМ научного исследования 5

Занятие 1

Введение в индивидуальную исследовательскую деятельность (ИИД). Цель, задачи, специфика занятий, общие требования

1

Занятие 2

Понятие актуальности исследования. Обоснование актуальности исследования. Примеры формулировок актуальности исследования

Задание на дом: Обосновать актуальность выбранной темы. Сформулировать абзац «Актуальность исследований»

1

Занятие 3

Гипотеза и проблема исследования. Что такое «проблема». Поиск проблем в выбранной теме исследования.

Задание на дом: Формулировка гипотезы и проблемы предпринимаемого исследования

1

Занятие 4

Цель и задачи исследования. Понятие «цель работы». Понятие «задачи работы». Примеры формулировок целей и задач работ

Задание на дом: Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования

1

Занятие 5

Знакомство с Microsoft Power Point. Планирование содержания презентации «Введение». Сценарий презентации и его разработка.

Задание на дом: Подготовка презентации по разделу «Введение».

1

Тема 2. Работа над ОСНОВНОЙ ЧАСТЬЮ научного исследования 27

Занятие 6

Планирование исследовательской работы. Общие требования к оформлению текстов (рефератов) исследовательских работ.

Задание на дом: Разработать план собственных исследований по теме «Влияние работы сотовых телефонов на здоровье человека»

1

Занятие 7


Литературный обзор – анализ первоисточников по выбранной теме. Понятия: источник литература.

Поиск источников литературы, обзор фактического материала. Практическое занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».

Задание на дом: Сбор первичной информации и ее систематизация. Отчет о поиске информации.

2

Занятие 8

Знакомство с информационно-поисковыми системами. Алгоритмы поиска информации. Поиск информации в Интернете. Достоверность информации.

Задание на дом: Сбор информации и ее систематизация. Отчет о поиске информации в Интернете.

2

Занятие 9

Оформление теоретической главы

6

Занятие 10

Планирование и проведение практических исследований.

Задание на дом: Планирование и проведение практических исследований. Предполагаемое оборудование, цель практического исследования, ожидаемые результаты

10

Занятие 11

Обработка результатов измерений и способы их представления. Обоснование полученных результатов. Заключение

6

Тема 3. Подготовка к защите научной работы 8

Занятие 12


Как правильно делать презентации. Выступление. Подача информации.

Задание на дом: Практическое занятие: подготовить презентацию в Power Point.

1

Занятие 13

Рекомендации по составлению тезисов, конспектов и докладов.

Задание на дом: Подготовка тезисов.

1

Занятие 14

Составить тезисы своего исследования в соответствии с принятыми требованиями. Заслушивание тезисов.

Задание на дом: Редактирование тезисов.

6


Подготовка публичного выступления.



Представление исследовательской работы на конференциях








Календарно–тематическое планирование НИР

«Влияние работы сотовых телефонов на здоровье человека»



Дата

Занятие (40 часов)

Сентябрь (4 часа)

Занятие №1 – 1 час


Занятие №2 – 1 час

Занятие №3 – 1 час

Занятие №4 – 1 час

Октябрь (4 часа)

Занятие №5 – 1 час


Занятие №6 – 1 час

Занятие №7 – 2 час

Ноябрь (4 часа)

Занятие №8 – 2 часа

Занятие №9 – 2 часа

Декабрь (4часа)

Занятие №9 – 4 часа

Январь (4 часа)

Занятие №10 – 4 часа

Февраль (4 часа)

Занятие №10 – 4 часа

Март

Занятие №10 – 2 часа

Занятие №11 — 6 часов

Занятие №12 – 1 час

Занятие №13 – 1 час

Подготовка к научно-практической конференции школьников – 6 часов

Научно-практическая конференция школьников

Апрель

Май


Учебно-тематический план на 2009-2010гг.

НИР « Влияние эмоций на жизнь школьника»

НИР учащихся 9а класса Лущ Инны, Стальмаковой Виктории


№№ п/п

Тема занятия

К-во часов

Тема1. Работа над ВВЕДЕНИЕМ научного исследования 5

Занятие 1

Введение в индивидуальную исследовательскую деятельность (ИИД). Цель, задачи, специфика занятий, общие требования

1

Занятие 2

Понятие актуальности исследования. Обоснование актуальности исследования. Примеры формулировок актуальности исследования

Задание на дом: Обосновать актуальность выбранной темы. Сформулировать абзац «Актуальность исследований»

1

Занятие 3

Гипотеза и проблема исследования. Что такое «проблема». Поиск проблем в выбранной теме исследования.

Задание на дом: Формулировка гипотезы и проблемы предпринимаемого исследования

1

Занятие 4

Цель и задачи исследования. Понятие «цель работы». Понятие «задачи работы». Примеры формулировок целей и задач работ

Задание на дом: Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования

1

Занятие 5

Знакомство с Microsoft Power Point. Планирование содержания презентации «Введение». Сценарий презентации и его разработка.

Задание на дом: Подготовка презентации по разделу «Введение».

1

Тема 2. Работа над ОСНОВНОЙ ЧАСТЬЮ научного исследования 27

Занятие 6

Планирование исследовательской работы. Общие требования к оформлению текстов (рефератов) исследовательских работ.

Задание на дом: Разработать план собственных исследований по теме «Особенности эмоционального состояния подростков. Влияние эмоций на жизнь школьника»


1

Занятие 7


Литературный обзор – анализ первоисточников по выбранной теме. Понятия: источник литература.

Поиск источников литературы, обзор фактического материала. Практическое занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».

Задание на дом: Сбор первичной информации и ее систематизация. Отчет о поиске информации.

2

Занятие 8

Знакомство с информационно-поисковыми системами. Алгоритмы поиска информации. Поиск информации в Интернете. Достоверность информации.

Задание на дом: Сбор информации и ее систематизация. Отчет о поиске информации в Интернете.

2

Занятие 9

Оформление теоретической главы

6

Занятие 10

Планирование и проведение практических исследований.

Задание на дом: Планирование и проведение практических исследований. Предполагаемое оборудование, цель практического исследования, ожидаемые результаты

10

Занятие 11

Обработка результатов измерений и способы их представления. Обоснование полученных результатов. Заключение

6

Тема 3. Подготовка к защите научной работы 8

Занятие 12


Как правильно делать презентации. Выступление. Подача информации.

Задание на дом: Практическое занятие: подготовить презентацию в Power Point.

1

Занятие 13

Рекомендации по составлению тезисов, конспектов и докладов.

Задание на дом: Подготовка тезисов.

1

Занятие 14

Составить тезисы своего исследования в соответствии с принятыми требованиями. Заслушивание тезисов.

Задание на дом: Редактирование тезисов.

6


Подготовка публичного выступления.



Представление исследовательской работы на конференциях





Календарно–тематическое планирование НИР

«Влияние эмоций на жизнь школьника»


Дата

Занятие (40 часов)

Сентябрь (4 часа)

Занятие №1 – 1 час


Занятие №2 – 1 час

Занятие №3 – 1 час

Занятие №4 – 1 час

Октябрь (4 часа)

Занятие №5 – 1 час


Занятие №6 – 1 час

Занятие №7 – 2 час

Ноябрь (4 часа)

Занятие №8 – 2 часа

Занятие №9 – 2 часа

Декабрь (4часа)

Занятие №9 – 4 часа

Январь (4 часа)

Занятие №10 – 4 часа

Февраль (4 часа)

Занятие №10 – 4 часа

Март

Занятие №10 – 2 часа

Занятие №11 — 6 часов

Занятие №12 – 1 час

Занятие №13 – 1 час

Подготовка к научно-практической конференции школьников – 6 часов

Научно-практическая конференция школьников

Апрель

Май


Учебно-тематический план на 2009-2010гг.

Проект «Изготовление витража «Животные и птицы ХМАО»

Участники проекта: уч-ся 8 б Мулгачева Кристина и Самсонова Ирина


№№ п/п

Тема занятия

К-во часов

Тема1. Работа над ВВЕДЕНИЕМ научного исследования 5

Занятие 1

Введение в проектную деятельность. Цель, задачи, специфика занятий, общие требования

1

Занятие 2

Понятие актуальности проекта. Обоснование актуальности. Примеры формулировок актуальности исследования

Задание на дом: Обосновать актуальность выбранной темы. Сформулировать абзац «Актуальность исследований»

1

Занятие 3

Гипотеза и проблема проекта. Что такое «проблема». Поиск проблем в выбранной теме.

Задание на дом: Формулировка гипотезы и проблемы предпринимаемого проекта

1

Занятие 4

Цель и задачи проекта. Понятие «цель работы». Понятие «задачи работы». Примеры формулировок целей и задач работ

Задание на дом: Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого проекта

1

Занятие 5

Знакомство с Microsoft Power Point. Планирование содержания презентации «Введение». Сценарий презентации и его разработка.

Задание на дом: Подготовка презентации по разделу «Введение».

1

Тема 2. Работа над ОСНОВНОЙ ЧАСТЬЮ научного исследования 30

Занятие 6

Экскурсия в лес. Сбор натурального материала для изготовления витража. Фотоматериал «Осенний лес»

5

Занятие 7

Планирование практической работы. Общие требования к оформлению текстов (рефератов) исследовательских работ.

Задание на дом: Разработать дизайн-проект витража «Животные и птицы ХМАО»


1

Занятие 8


Литературный обзор – анализ первоисточников по выбранной теме. Понятия: источник литература.

Поиск источников литературы, обзор фактического материала. Практическое занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».

Задание на дом: Сбор первичной информации и ее систематизация. Отчет о поиске информации.

2

Занятие 9

Знакомство с информационно-поисковыми системами. Алгоритмы поиска информации. Поиск информации в Интернете.

Задание на дом: Сбор информации и ее систематизация. Отчет о поиске информации в Интернете.

2

Занятие 10

Оформление теоретической главы «Животные и птицы ХМАО»

6

Занятие 11

Практическое воплощение дизайн-проекта витража.

10

Занятие 12

Оформление результатов работы. Заключение

4

Тема 3. Подготовка к защите научной работы 8

Занятие 13


Как правильно делать презентации. Выступление. Подача информации.

Задание на дом: Практическое занятие: подготовить презентацию в Power Point.

1

Занятие 14

Рекомендации по составлению тезисов, конспектов и докладов.

Задание на дом: Подготовка тезисов.

1

Занятие 15

Составить тезисы своего исследования в соответствии с принятыми требованиями. Заслушивание тезисов.

Задание на дом: Редактирование тезисов.

6


Подготовка публичного выступления.



Представление исследовательской работы на конференциях













Календарно–тематическое планирование НИР

«Изготовление витража «Животные и птицы ХМАО»


Дата

Занятие (42 часа)

Сентябрь (9 часов)

Занятие №1 – 1 час


Занятие №2 – 1 час

Занятие №3 – 1 час

Занятие №4 – 1 час

Занятие №6 – 5 часов

Октябрь (6 часов)

Занятие №5 – 1 час


Занятие №7 – 1 час


Занятие №8 – 2 часа


Занятие №9 – 2 часа

Ноябрь (5 часов)



Занятие №10,11,12 – 20 часов (практика)




Подготовка к научно-практической конференции школьников – 6 часов

Научно-практическая конференция школьников

Декабрь (5часов)

Январь (5 часов)

Февраль (5 часов)

Март

Апрель

Май

Практическая реализация проекта зависит от возможностей финансирования (изготовление и установка стеклопакетов для отведения территории под витраж).


Методическое обеспечение программы:


Для реализации вышепоставленных задач Программой предусматриваются индивидуальные и массовые формы работы с учащимися: лектории, деловые или сюжетно-ролевые игры, конференции, семинары, рефераты, диспуты, дебаты, викторины, компьютерные технологии, использование сети интернет, исследовательские, проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений, участие в акциях.

Школа обладает достаточной материально-технической базой для реализации данной Программы: два кабинета биологии, оснащенные ИКТ (одна биолаборатория с комплектом оборудования); медицинский кабинет с необходимым оснащением; физкультурный зал с тренажерами; садовый инвентарь и т.д.

В реализации Программы участвуют: завуч по УВР, педагоги естественно-научного цикла и физической культуры, медицинский работник школы.


Ф.И.О.

предмет

квалификация

1

Серебрякова В.В.

завуч по УВР

кандидат педагогических наук

2

Скрипкина С.В.

учитель биологии и экологии

высшая

3

Каданцева Л.М.

учитель биологии и экологии

первая

4

Корниченко Н.В.

учитель химии

первая

5

Бедрин А.С.

учитель физкультуры

первая

6

Северюхина Г.В.

учитель физкультуры

первая

7

Гаффаров М.Б.

учитель ОБЖ

первая

8

Дергач Н.В.

медицинский работник




Приложение 4

КАЛЕНДАРЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДАТ

ЯНВАРЬ
1 января — Всемирный День мира
11 января — День заповедников и национальных парков


ФЕВРАЛЬ
2 февраля — Всемирный День водно-болотных угодий
19 февраля — Всемирный День китов и морских млекопитающих


МАРТ

1 марта — День борьбы с наркотиками
14 марта — День действий против плотин. День действий в защиту Рек, Воды и Жизни.
15 марта — Всемирный День действий против охоты на бельков
22 марта — Всемирный День Воды (Водных ресурсов)

23 марта — Всемирный День Климата (Метеорологический День)


АПРЕЛЬ
1 апреля — Международный День птиц
7 апреля — Всемирный День охраны здоровья
15 апреля — День экологических знаний
19 апреля — День подснежника
19-26 апреля — Весенняя Неделя Добра
22 апреля — Всемирный День Земли
24 апреля — Всемирный День защиты лабораторных животных

МАЙ
3 мая — День солнца
12 мая — День экологического образования
15 мая -15 июня — Единые Дни защиты малых рек и водоемов
22 мая — Международный День биологического разнообразия (с 2000 г.)
25 мая — День нерпенка

ИЮНЬ
5 июня — Всемирный День охраны окружающей среды. День эколога в России
8 июня — Всемирный День Океанов
17 июня — Всемирный День по борьбе с опустыниванием и засухой

ИЮЛЬ
4 июля — Международный День дельфинов — пленников
11 июля — День действий против рыбной ловли


АВГУСТ
2 августа — День оленя
9 августа — Всемирный День коренных народов
16 августа — Международный День бездомных животных

СЕНТЯБРЬ
8 сентября — День журавля
11 сентября 1961 — День образования Всемирного фонда дикой природы (WWF)
15 сентября — День рождения Гринпис
16 сентября — Международный День охраны озонового слоя
15 сентября -15 октября — Месячник охраны природы
21 — 27 сентября — Неделя Всемирной Акции «Мы чистим мир» (Очистим планету от мусора)

ОКТЯБРЬ
3-10 октября — Неделя в защиту животных
4 октября — Всемирный День защиты животных
5 октября — День образования Международного (Всемирного) союза охраны природы
6 октября — Всемирный День охраны мест обитаний
14 октября — День работников заповедников
31 октября — Международный День Черного моря


НОЯБРЬ
1 ноября — День образования Российского экологического союза
15 ноября — День вторичной переработки
20 ноября — Всемирный день отказа от курения
29 ноября — День образования Всемирного общества охраны природы
30 ноября — Всемирный День домашних животных

ДЕКАБРЬ
3 декабря — Международный День борьбы с пестицидами
10 декабря — Международный День акций за принятие Декларации прав животных
24 декабря 1988 года был создан Международный Социально-экологический союз (МСоЭС)









Приложение 2

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная средняя (полная) школа № 3»










УСТАВ    ЭКОЛОГИЧЕСКОГО   КЛУБА

«Радуга Югры»

 

 



Общие положения

          Экологический  клуб   (далее  Клуб)  —  это  добровольное  творческое объединение молодежи, стремящейся приобретать, формировать и развивать экологические  знания  и  умения,  занимающих  активную  созидательную позицию по изучению и охране окружающей среды и имеющих высокий уровень ответственности за свое здоровье и здоровье других людей как личностную    и    общественную   ценность.  Клуб    осуществляет    свою деятельность через своих членов.

Принципы деятельности Клуба:

    добровольность;

    равноправие;

    коллективизм;

    товарищество;

    уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена Клуба;

    самоуправление;

    выборность сверху донизу всех руководящих органов;

    законность;

    строгое соблюдение Устава;

    приоритет общечеловеческих ценностей;

    неприятие социальной, национальной, религиозной вражды и ненависти;

    любовь к Родине;

    открытость для сотрудничества.

Задачи экологического Клуба:

  1. Развитие личности, способной к самоактуализации в постоянноизменяющихся социокультурных условиях, отличающейся гуманистическим видением окружающего мира.

  2. Развитие   интереса   к   исследованию   окружающей   естественной
    социальной среды.

  3. Формирование единого школьного сообщества со своими традициями.

  4. Способствование раннему развитию экологической культуры.

  5. Углубленная подготовка к исследовательской работе.

  6. Профессиональная ориентация.

  7. Разработка методик коллективной исследовательской деятельности.

  8. Пропаганда достижений  в области экологии, знаний об окружающем мире, сохранения здоровья.

  9. Создание   условий   для   вовлечения   учащихся   школы   в   научно-исследовательскую деятельность Клуба.

  10. Проведение исследований, имеющих практическое значение.

  11. Формирование  научного,  морального,  политического,  правового  и эстетического сознания учащихся.

12. Проведение экологических акций.


13. Формирование системы экологических ценностей:

-Всякая жизнь священна;

-Природа является общенациональным достоянием;

-Человек — часть природы;

-Природа, как и человек, нуждается в охране;

-Человек как никакой другой вид несет самую большую ответственность   за сохранение дикой природы.

— Жизнь и здоровье человека – величайшая ценность.

Содержание и формы работы:

·   Организация и координация работы школьного сообщества.

·   Проведение практических и теоретических занятий для различных возрастных групп учащихся.

·   Организация лекториев по актуальным вопросам экологии.

·   Проведение научных конференций, участие в олимпиадах, конкурсах, семинарах, проводимых в рамках города, округа.

·   Организация семинаров для руководителей групп.

·   Создание учебных пособий на основе проведенных исследований.

·    Регулярный обзор экологической литературы.

·   Оформление информационного стенда об экологических проблемах в мире с периодичностью 1 раз в месяц.

·    Экологический мониторинг.

Членство в экологическом клубе:

  • Членство в клубе осуществляется на добровольной основе.

  • Членом экологического клуба может стать любой ученик, учитель, родитель, которые готовы активно участвовать в экологической работе.

  • Прекращение членства в клубе осуществляется как по инициативе самого члена клуба, так и по решению общего собрания.

Формы работы:

Индивидуальная работа:

—    отдельные задания (разовые доклады, сообщения, подбор списка
литературы, помощь младшим школьникам при подготовке докладов, устных
сообщений; изготовление наглядных пособий, компьютерное оформление
работ);

—    работа по отдельной теме (разработка тем научных исследований).

Групповая работа:

—    совместные исследовательские проекты;

—    благоустройство школы и пришкольного участка.

Массовые формы:

—    экологические акции;

—    встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры;

—    олимпиады;

—    конкурсы;

—    научно-практические конференции;

—   семинары;

—    лекции.


Права и обязанности членов экологического клуба

Члены экологического клуба имеют право:

  1. Участвовать в выработке решений, касающихся внутренней жизни клуба.

  2. Использовать материальную базу школы для проведения исследований.

  3. Получать консультации и рецензии, иметь научного руководителя.

  4. Руководить работой кружков, лекториев.

  5. Выступать с инициативой проведения экологических акций.

  6. Рекомендовать для приема в клуб новых членов.

  7. Избирать и быть избранным.

  8. Добровольно покинуть клуб.


Члены экологического клуба обязаны:

1.  Беречь и охранять природу.

2.  Активно участвовать в проведении экологических акций.

3.  Стремиться к распространению знаний об окружающем мире.

4.  Активно участвовать в исследовательской и проектной деятельности.

5.  Принимать участие в подготовке и проведении конференций, олимпиад, конкурсов.

6.  Быть образцом отношения к природе, человеку, миру, в котором мы живем.

7.  Заботиться об улучшении экологии школы.

8.   Поддерживать достоинство и целостность клуба в глазах общественности.

9.   Быть искренним в своих намерениях и верить в ценность выполняемой задачи.


Символы клуба

Эмблема — выполнена в форме герба с изображением земного шара и возвышающейся над ним радугой как символа чистоты планеты.

Значок — символ членства в клубе, выполнен в форме круга с радугой на фоне голубого неба.

Девиз клуба: «Земля у нас одна».



Организация и прекращение деятельности клуба

Организация и финансовая поддержка клуба осуществляется администрацией учебного заведения, коллективом МОУ ОСШ №3, родителями учащихся, спонсорами.

Клуб организуется и прекращает существование по решению педагогического и Президентского совета школы.






Список литературы:


  1. Бигон М., Харпер Дж., Таусенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. Тт. 1,2. М.: 1989.

  2. Будыко М.И. Глобальная экология. М.:1977.

  3. Гиляров А.М. Популяционная экология. М.:1990.

  4. Горышина Т.К. Экология растений. Л.:1979.

  5. Дажо Р. Основы экологии. М.:1975.

  6. Дре Ф. Экология. М.:1976.

  7. Дорст Ж. До того как умрет природа. М.:1968.

  8. Джиллер П. Структура сообщества и экологическая ниша. М.:1988.

  9. Ердаков Л.Н., Чубыкина Н.Л. Экология. Учебное пособие для 10-11 классов. Новосибирск: 1996.

  10. Ердаков Л., Свиньин В., Янушевич Т. Звери у себя дома (экология в иллюстрациях). Новосибирск: 1993.

  11. Ердаков Л.Н., Чубыкина Н.Л. Методические рекомендации для преподавания экологии в 5-8 кл. Новосибирск: 1993.

  12. Ердаков Л.Н. Чубыкина Н.Л. Методические рекомендации для преподавания экологии в 10-11 кл. Новосибирск: 1995.

  13. Керригер С. Дикое наследство природы. М.:1986.

  14. Клаусницер б. Экология городской фауны. М.:1990.

  15. Лархер В. Экология растений. М.:1978.

  16. Наумов Н.П. Экология животных. М.:1963.

  17. Новиков Г.А. Основы общей экологии и охраны природы. Л.: 1979.

  18. Носс Р. Проект “ Дикие Земли”. Стратегия сохранения дикой природы. Новосибирск: 1995.

  19. Одум Ю. Экология. М.:1986.

  20. Парсон Р. Природа предъявляет счет. М.:1969

  21. Яншин А.Л. Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. М.:1991.

  22. Используемые интернет-сайты: https://www.eco.iuf.net/prg.html, https://www.ecosystema.ru/;http://www.ecougra.ru/kalendarekologicheskihdat;ecology.scilib.com; http://www.igrunov.ru/vin/vchkvindiscipl/ecology/sites/; http://www.greenparty.ru/main. ru.php


















Свежие документы:  Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы «Что умеют делать звери»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: