Доклад «Роль наблюдений на уроках-экскурсиях в формировании личности младшего школьника»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ярцевская средняя общеобразовательная школа №1,

Смоленская область








Доклад

«Роль наблюдений на уроках-экскурсиях

в формировании личности младшего школьника»












Учитель Анискина Валентина Анатольевна

Квалификационная категория: высшая



2012 г.

Наблюдение – один из наиболее доступных и эффективных для младших школьников практических методов получения знаний об окружающей природе, так как он прост сам по себе. Доступен и объект для наблюдений. В самом деле, полученные в ходе наблюдений знания для ученика конкретны, убедительны. Он добывает их сам. Только тогда, когда дети своими органами чувств воспринимают и запечатлевают образцы предметов и явлений природы, накапливается достоверный фактический материал, который в процессе последующего его обобщения может дать прочные, осознанные знания. При этом образовательная эффективность наблюдений тем выше, чем больше число органов чувств участвует в восприятии.

Ведение наблюдений за предметами природы вносят большой вклад в решение образовательных и воспитательных задач, поставленных перед школой, и в конечном итоге оказывают большое влияние на формирование способностей школьника, на его развитие и становление как личности.

Наблюдения на экскурсиях способствуют накоплению у учащихся запаса достоверных конкретно – образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Без конкретных представлений о предметах и явлениях учащиеся не смогут овладеть теми знаниями, которые они должны получить в школе, осознать простейшие связи между отдельными явлениями природы. В ходе наблюдений учащиеся получают и некоторые практические умения и навыки.

Наблюдая предметы и явления в самой природе, учащиеся исследуют их всеми органами чувств и убеждаются, что они реально существуют, а не в нашем сознании. Наблюдения способствуют накоплению у учащихся знаний об изменяемости окружающего мира. В самом деле, дети видят, что одни и те же предметы и явления природы бывают разными в течение суток, одного сезона, в разные сезоны года и т. п., т. е. они изменяются.

Наблюдения дают материал для выяснения взаимосвязей в природе, для вскрытия некоторых материальных причин происходящего в ней. Так на основе наблюдений ребята устанавливают зависимость характера осадков, состояния водоёмов и почвы от температуры воздуха, зависимость поведения птиц и других животных от наличия в природе корма. Эти знания положат начало формированию взгляда на единство окружающего мира.

Наблюдая предметы природы, учащиеся познают её. В связи с этим у них складывается убеждение в том, что окружающий нас мир познаваем. Таким образом, в ходе наблюдений у младших школьников начинают формироваться следующие взгляды на мир: 1) окружающий мир реально существует и познаётся человеком; 2) предметы и явления природы взаимосвязаны, природа представляет собой единое целое;

Свежие документы:  Урок на тему "Дифференцированный подход в обучении младших школьников на уроках окружающего мира"

3) окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется:

Наблюдения на экскурсиях способствуют эстетическому воспитанию младших школьников. В самом деле, общение ребёнка с природой – это могучий источник развития эмоций. Хороший эффект в формировании эстетических вкусов детей даёт развитие воображения, их фантазии в процессе наблюдений. Например, наблюдая за облаками, я как бы случайно подметила, что это облако похоже на большую гору, покрытую снегом, а то – на медведя. После этого сами учащиеся находят в облаках сходство, с какими – то предметами. Велика связь эстетического воспитания с формированием в детях бережного отношения к природе, с нравственным развитием учащихся, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, сострадание, чуткость, гуманизм, ответственность за свои поступки, культура поведения в природе, культура труда.

Через эмоциональные переживания, связанные с восприятием красоты родной природы, у ребят воспитывается не только бережное отношение к ней, но и любовь к своему краю, гордость за него.

Наблюдения способствуют умственному развитию младших школьников, так как увиденное в природе вызывает у детей стремление не только запомнить явление, но и объяснить его. В связи с наблюдениями у учащихся возникают многочисленные «почему», с которыми они обращаются ко мне или на которые стремятся найти ответ сами. При этом дети анализируют, сопоставляют, сравнивают известные факты, делают обобщения и выводы, что способствует развитию памяти, логического мышления и тесно связанной с ним речи. Не случайно большое значение наблюдениям в природе как средству развития логического мышления придавал К. Д. Ушинский: «…считаю эти предметы (предметы природы) самыми удобными, чтобы приучить детский ум к логичности. По моему убеждению, логика природы есть самая полезная логика для детей». В связи с этим замечу, что наблюдения формируют у учащихся желание вести исследовательскую работу.

Экскурсии в природу способствуют и физическому развитию учащихся, укреплению их здоровья, так как, предполагая непосредственное общение с природой, развивают подвижность, увеличивают время пребывания на воздухе.

В процессе их формируется очень важное качество личности – наблюдательность, т. е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего. Но именно это малозаметное нередко и важно для понимания того или иного предмета, явления. Наблюдательность необходима человеку в любом виде деятельности. Наблюдательный человек видит в окружающей природе больше, точнее, а значит, и отличается более широким кругозором.

Свежие документы:  Урок на тему «Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию гигиенических навыков и навыков самообслуживания у младших школьников с нарушениями интеллекта»

Развиваются и другие очень ценные качества личности, такие, как творческий подход к любой деятельности, самостоятельность, дисциплинированность, познавательная активность, трудолюбие, бережливость, и другие качества.

Следует отметить, что осуществляемое в процессе наблюдений воспитание представляет собой единый процесс. Нельзя воспитывать в человеке какие-то одни качества и не воспитывать другие.


Список используемых материалов:

  • Егорова Г. В., Хотулёва О. В. Материалы к проведению экскурсий на пришкольный участок // Начальная школа.- 2001.-№ 3. -с. 33-38.

  • Захарова. Л. В. Учимся любить природу //Начальная школа.-1997.- №4. — с. 64-67.

  • Зверева М. В., Индик Н. К. Содружество учёного и учителя: Книга для

учителя.- М.: Просвещение, 1991.

  • Постникова Е. А. Приёмы логического мышления при проведении наблюдений на уроках природоведения// Начальная школа.-1991 -№1. — с.33-34.

  • Прохорова Е. Б., Никишина Е. П. Развитие у учащихся умения наблюдать на экскурсиях а природу: Из опыта работы // Начальная школа.-1990.- №8.- с. 41-45.

  • Сазонова Е. В. Воспитание человека, разумно строящего свои отношения с природой // Начальная школа.- 2003.- №3.-с. 44-48.

  • Титова В. В. Пути развития наблюдательности учащихся при изучении

окружающего мира // Начальная школа.- 2005. — № 1 .-с. 65-68.

  • Чуприкова Н. И. Система Л. В. Занкова. Взгляд психолога //Начальная

школа.- 2007.- № 7.-е. 7-12.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: